Негативные последствия разделения труда и социальной солидарности по О.Конту




В чем состоят советы правителю, содержащиеся в трактате Николо Макиавелли «Государь»? Согласны ли вы с его мыслю о том, что правитель не должен связывать себя необходимостью выполнять обещания??

Новый правитель должен первым делом истребить сильных врагов, приобрести сторонников, создать собственное надежное войско, внушить народу страх и любовь, улучшить порядки, завести дружбу с другими правителями.

Жестокость следует проявлять безотлагательно и ради безопасности, не наращивая, а ослабляя со временем репрессии.

Забота о войске — главная обязанность государя. С помощью войска сохраняют власть и приходят к власти те, кто рожден не на троне, и удерживают власть те, кто ею обладает.

Типичная ошибка — искать помощи у сильных. Сильный союзник скоро превращается в конкурента и врага.

Государям следует закалять свое тело, выполнять воинские упражнения, изучать различные местности с мыслью, как здесь удобнее вести бой, а также читать исторические сочинения в поисках образцов для подражания. Такая подготовка в мирное время окупится в пору войны.

Иногда имеет смысл создавать себе врагов, которых легко разбить и тем стяжать уважение народа. Также внушают уважение неожиданные и даже жестокие поступки, если подобрать благовидный предлог.

Безоглядную жестокость может позволить себе государь во главе сильного войска, к тому же разноплеменное войско только жестокостью и можно удержать.

Безусловным достоинством государя считается верность данному слову. Однако хитрецы преуспевают гораздо чаще честных. Государь должен уподобиться льву и лисе, то есть внушать врагам страх и нарушать слово, если это в его интересах.

Государь должен делом укреплять свою репутацию решительного, мудрого и последовательного человека. Он должен быть покровителем талантов, обеспечить безопасность торговли и земледелия, устраивать празднества и зрелища, уважать традиционные цеха или иные объединения.

Социально-философские идея Томаса Гоббса. В чем различаются функция страха как фактора социального поведения у Гоббса и у Макиавелли.

Согласно Гоббсу, единственный предмет философии (и науки вообще) – тела, ибо существуют лишь материальные и конечные предметы.

Согласно Т. Гоббсу, страх – это реакция человека в естественном состоянии, где присутствует «постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна». Трах - стимулирует познавательную деятельность человека, благодаря которой человек обретает практическое знание, помогающее ему устроить свою жизнь. С другой стороны, «страх невидимых вещей», соединенный с неведением, есть основной источник иллюзорных представлений и религии.

В творчестве Н. Макиавелли мы встречаемся с анализом социально-политического значения страха как инструмента управления подданными государя. В рассуждениях о милосердии и жестокости, о том, что лучше – внушать любовь или страх, Н. Макиавелли отдавал предпочтение последнему. Во-первых, любовь и страх с трудом уживаются друг с другом. Во-вторых, люди порочны, неблагодарны, лицемерны и лживы. В-третьих, фактором социального поведения и отношения к государю является страх наказания.

Причины возникновения социологии как науки

Социология как наука возникла в период политического и духовного господства буржуазии, социального конфликта. Она содержала надежду на разрешение этого конфликта с помощью разума. Таким образом, весь предшествующий этап развития мировой философской о социологической мысли подготовил новое научное направление, основанное на характере взаимоотношений человека и общества, т.е на соц-х отношениях.

В чем состоит принцип позитивного метода, разработанных Огюстом Контом?

Социологический проект Конта основывался на позитивистской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:

· • натурализм, согласно которому социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;

· • методы социального исследования должны быть аналогичны методам естествознания;

· • истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок;

· • социальные явления должны быть описаны и выражены в количественных показателях;

· • социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.

Негативные последствия разделения труда и социальной солидарности по О.Конту

Разделение труда и конкуренция как бы выворачивают соци­альные отношения наизнанку: они развивают только чувство профессиональной солидарности. Оно объединяет лиц одной профессии, но заставляет с враждебностью относиться к лицам другой. Возникают замкнутые корпорации типа мафиозных орга­низаций.

Разрушение общественного порядка может приостановить государство. Только оно может использовать всю мощь полити­ческой власти для того, чтобы восстановить социальную соли­дарность и политическое единство общества.

6. Идея органичности как двигателя общественного процесса у Герберта Спенсера

Суть органической теории Спенсера заключается в понимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер. В ходе социальной эволюции происходит совершенствование институтов общества, усложнение их функций.

7. Понятие социального факта у Э. Дюркгейма. Поясните на примерах.

Социальные факты - образы действий, способы мышления и чувствования существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

8. Карл Маркс как основатель теории социального конфликта

Социальный конфликт представляет собой процесс, в котором индивид или группа индивидов стремятся к достижению собственных целей путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы индивидов.

К. Маркс считал, что конфликт в обществе происходит из-за разделения людей на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. Основными классами общества, по Марксу, являются буржуазия и пролетариат, между которыми происходит постоянная вражда, так как целью буржуазии является господство и эксплуатация наемных рабочих.

9. Какой была эмпирическая база веберовской работы "Протестантская этика и дух капитализма"?

Вебер придерживался принципа множественности исторических форм капитализма. Этическая добавка к прежним формам капитализма, позволяющим им стать современным капитализмом, означает, по Веберу, ни много ни мало как качественное изменение.

Главное, чем отличается подход М. Вебера от аналогичных попыток объяснить происхождение и эволюцию капитализма, состоит в концепции мотивации трудовой деятельности.

10. Методология Вебера. Что такое идеальные типы?

Идеальный тип — это категория, объединяющая огромную группу сущностей, сформированных с помощью вербальных и смешанных концептов, которые вычленяют из окружающего мира обширные области социальной, экономической, исторической и другой реальности и пытаются их репрезентировать в качестве отдельных сущностей, заведомо отсутствующих в таком виде с точки зрения их создателей.

Вебер утверждал, что взятый в своей «концептуальной чистоте» идеальный тип не может быть найден в эмпирической реальности. Так, он указывал, что в социальной действительности нельзя найти, скажем, чисто рациональное действие, которое может выступать только как идеальный тип.

11. В чем состоит различие между оценками и ценностями?

Ценность – понятие, определяющее человеческие, социальные и культурные значения определенного явления. Ценности служат важными регуляторами поведения людей, исследовательской деятельности ученых, стремлений политиков и т. п.;

Бытие ценности неотделимо от оценки, благодаря которой индивид актуализирует одни ценности, отвергает другие, устанавливает их иерархию. Оценка есть определение субъектом социальной значимости явлений для его жизни и деятельности. Она ориентирует человека в мире явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна: она оказывает влияние на все виды жизнедеятельности человека, реализуясь на чувственном и рациональном уровнях, в форме эмоций и чувств, представлений, восприятий, суждений, влечений, желаний, стремлений, предпочтений и, конечно, деятельности.

12. Какие четыре типа социального действия выделял М.Вебер? Примеры.

1. Целерациональное - действие индивида, ориентированное на ожидание определенного поведения других людей и состояния объектов внешнего мира, рационально регулирующее цели, средства и побочные последствия собственного поведения, рассчитанногона достижение успеха.

2. Ценностно-рациональное - действие, характеризующееся сознательной верой в этическую, эстетическую, религиозную или иначе понимаемую безусловную самоценность определенного поведения, независимо от его успеха

3. Традиционное - субъективно-иррациональное поведение попривычке, а не по смыслу, протекающее по давно принятому образцу.

4. Аффективное - субъективно иррациональное поведение, обусловленное сиюминутными чувствами.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: