Ложь никому на свете не поможет




ГруппаА-11

Дата: 09.06.2020

Тема: «Развитие литературы 1950-1980-х годов в контексте культуры»

Я на мир взираю из-под столика,

Век двадцатый-век необычайный.

Чем он интересней для историка,

Тем для современника печальней!

Н.И. Глазков

Сегодня на занятии мы познакомимся с развитием литературы 50 – 80 годов 20 века, дадим общую характеристика литературного процесса данного периода,

рассмотрим тематику, проблематику русской литературы данного периода, определим роль литературы в духовном обновлении общества.

Итак, чему же посвящено наше сегодняшнее занятие? Эпиграфом к уроку послужат строки одного из интереснейших поэтов 20 века Николая Ивановича Глазкова:

Я на мир взираю из-под столика,

Век двадцатый-век необычайный.

Чем он интересней для историка,

Тем для современника печальней!

Необычайным выглядит 20 век в целом и в каждый из отдельных периодов в его развитии. Мы сегодня будем вести разговор о времени Ю. Друниной и М. Дудина, К. Паустовского и Л. Леонова, А. Солженицына и В. Дудинцева, Ф. Абрамова и В. Шукшина, В. Распутина и В. Астафьева, Ю. Трифонова и Д. Балашова, Е Евтушенко и Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы и В. Высоцкого.

Закончилась Великая Отечественная война, начался новый этап в жизни нашей страны.

 

Безусловно, в 40-50-е годы происходило осмысление Великой Победы. В литературе звучала трагическая «музыка», ощущался священный смысл войны, передавалась мысль о всеобщем равенстве людей в тылу и на фронте перед бедой. Неумирающей памяти о войне, грандиозности подвига, свершенного простыми людьми в шинелях, посвящены стихотворения Юлии Владимировны Друниной, Михаила Александровича Дудина, Михаила Кузьмича Луконина, Сергея Сергеевича Орлова и других.

Я только раз видала рукопашный,

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне ( Ю. Друнина ).

Во многих стихах звучит ностальгия по фронтовому братству, память о погибших товарищах. «Мне часто снятся те ребята»,- скажет М. Матусовский в своей песне из кинофильма «Тишина».

Литературный процесс в это время стал управляемым, руководимым. Так, 14 августа 1946 года вышло партийное постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград», после которого А.А. Ахматова и М.М. Зощенко были исключены из Союза писателей. В понимание социалистического реализма вносились недопустимые уточнения. Например, предписывалось учитывать, что в нашем обществе исключена сама возможность противоречий и конфликтов. Стали утверждаться аксиомы полуправды. Литература считалась мобилизованной, встроенной во все дела страны.

Такой призыв звучал в произведениях Василия Николаевича Ажаева «Далеко от Москвы» (1948), Семена Петровича Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды» (1947-1948), Елизара Юрьевича Мальцева «От всего сердца» (1948). Эти произведения, игравшие роль образца для подражания, имели главный порок: они излишне лакировали действительность, поэтому их полуправда не убеждала.

Грядущий день меня еще тревожит,

Прошедшее – под ложечкой сосет.

Раскаяние, как мороз по коже,

Судьбы и долга предъявляет счет.

Ложь никому на свете не поможет

И никого на свете не спасет. (М.А. Дудин)

Однако в это время были художники, которые искали совершенно другой путь к народу, совсем иначе включались в духовное воспитание народа. Философия патриотизма зазвучала в произведениях Константина Георгиевича Паустовского и Леонида Максимовича Леонова. В 40-50-е годы 20века К.Г. Паустовский обрел значение ключевой фигуры литературного процесса, связывающей классический период русской прозы и современность. В творчестве обоих прозаиков выразилась система взглядов на устойчивые черты русского характера, на взаимосвязь прошлого и настоящего, на роль самой природы России в формировании человеческой души. В 1953 г. вышел роман Л. Леонова «Русский лес», где и звучит философия патриотизма.

В середине 50-х годов 20 века в жизни нашей страны начался новый этап, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго - немногим более десяти лет, но принес значительные, коренные изменения в сознание народа.

Название «оттепель» этот период 1953-1964 годов получил с легкой руки Ильи Григорьевича Эренбурга, опубликовавшего в 1954 г. повесть с одноименным названием.

25 февраля 1956 года на XX съезде КПСС Н.С. Хрущев выступил с секретным докладом, наметившим курс на развенчание «культа личности» и духовное обновление жизни общества. За этим последовало ослабление информационной «блокады» и возвращение произведений М. Булгакова (публикация романа «Мастер и Маргарита» в 1966 г.), М. Зощенко, А. Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака и др.)

Важный этап «оттепели» - это появление серии художественных произведений, утверждавших новый тип взаимосвязи писателя и общества, право писателя видеть мир, каков он есть. Это роман Владимира Дмитриевича Дудинцева «Не хлебом единым» (1956), повесть Владимира Федоровича Тендрякова «Падение Ивана Чупрова» (1953) и роман «Тугой угол» (1956), рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» (1957) и многие другие произведения.

Процесс оживления культурной жизни шел бурно, трудно и противоречиво. Дав некоторые демократические свободы, ослабив цензурные тиски, государство все же не хотело утратить контроль над художественным творчеством. Всё новое пробивало себе дорогу с трудом: во многом благодаря А. Твардовскому (1910-1971) утверждал и сохранял свою критическую направленность журнал «Новый мир», который стал платформой для сторонников «оттепели»; открывались областные книжные издательства, создавались новые литературные журналы («Юность», «Нева», «Наш современник», «Москва», «Дружба народов»), зарождались новые литературные направления.

Выдающимся произведением стал рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека». В рассказе представлена судьба одного из простых советских людей, а ведь о плене и пленных говорили с большой оглядкой. Новизна шолоховского рассказа состояла в возвращении к простым и вечным общечеловеческим ценностям. Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, сложившихся в течение веков общечеловеческих духовных святынь.

В период «оттепели» заявил о себе так называемый «окопный реализм» писателей-фронтовиков. Целое художественное течение, оформившееся на рубеже 50-60-х годов, стали называть «лейтенантской прозой ». Одно за другим вышли произведения Юрия Васильевича Бондарева («Батальоны просят огня» 1957, «Последние залпы» 1959, «Горячий снег» 1970), Виктора Петровича Астафьева («Звездопад»), Константина Дмитриевича Воробьева («Убиты под Москвой» 1961), Василя Быкова («Третья ракета» 1962, «Сотников» 1970) и др.

В.Астафьев – один из тех, кто сумел посмотреть на войну с беспощадной правдивостью. Он писал: « Я был рядовым бойцом на войне, и наша солдатская правда была названа … «окопной», высказывания наши – «кочкой зрения». Теперь слова «окопная правда» воспринимаются только в единственном, высоком их смысле…». Говорить правду о войне было нравственным долгом писателей-фронтовиков.

Излюбленный жанр этих авторов – лирическая повесть, написанная от первого лица, пропитанная воспоминаниями фронтовой юности. В «послеоттепельное» время традицию фронтовой лирической повести продолжили Борис Васильев («А зори здесь тихие» 1969), Вячеслав Леонидович Кондратьев («Сашка» 1979 – одна из самых читаемых книг о войне).

Первые несколько лет «оттепели» стали настоящим «поэтическим бумом ». Лирика стала выразителем времени, откликнулась на события и перемены, дала им эмоциональную оценку. Открытие памятника Маяковскому в Москве в 1958 году превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. В десятки, сотни раз увеличились тиражи поэтических книг. В начале «оттепели» были особенно популярны стихи молодых поэтов: Евгения Александровича Евтушенко, Андрея Андреевича Вознесенского, Роберта Ивановича Рождественского, Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Они стали лидерами поэтической группы, которую позже назовут «шестидесятниками». Общими для этих поэтов были дух неофициальности, ощущение свободы, ответственности за преобразования в стране, ощущение необходимости моральной перестройки общества. Однако идеалы социализма оставались незыблемыми, их хотели лишь обновить, отмыть, вернуться к их изначальной чистоте. Их поэзия была рассчитана на большую аудиторию, отличалась призывностью. Соответствовала «оттепельному» настроению времени жажда совести, новизны, надежд, которыми была пропитана поэзия.

Е.А. Евтушенко был главным агитатором, поэтическим лидером этого короткого противоречивого периода, завершившегося в 1964 году отстранением от власти Н.С. Хрущева. В таких его стихотворениях, как «Граждане, послушайте меня …», «Наследники Сталина ». «Хотят ли русские войны », «Памяти Ахматовой » звучали типичные «антикультовские» мотивы.

Можно отметить патетический пафос и риторику Р. Рождественского «Я, ты, он, она, Вместе – целая страна », его призывы к ответственности за свое дело:

Ситуация ошарашивает.

И уже невозможно молчать!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: