Лекция №6
Тема. Философия Нового времени: XVII - XVIII вв.
План
1. Исторические условия развития философии в XVII в.
2. Эмпиризм в философии Нового времени, XVII в.
3. Рационализм в философии Нового времени, XVII в.
4. Особенности XVIII века как века/эпохи Просвещения.
Крупнейшие французские просветители.
1. Общая характеристика эпохи Новое время и ее философии.
Конец XVI – XVII вв. ознаменовались коренными переменами практически во всех сферах общественной жизни западноевропейских стран. В экономической и социальной сферах происходит промышленная революция: переход от ремесла к мануфактуре, а затем и к фабрике; формирование национальных рынков и начало становления мирового рынка. Эти изменения обострили борьбу третьего сословия (=крестяне, ремесленники) за свободу хозяйствования и доступ к государственному управлению. Борьба между сословиями вылилась в ряд ранних буржуазных революций, которые привели к изменениям в политической сфере. В духовной сфере 1) завершается начатая в эпоху Возрождения церковная Реформация – борьба за переустройство церкви, которая закончилась появлением протестантизма ((или протеста́нтство от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений=конфессий христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей=конфессий: кальвинизм, англиканство, лютеранство, в ВКЛ - униатство и др. Конфессия (лат. confessio — исповедание) - форма вероисповедания в рамках определенной религии);
2) растет потребность в научных знаниях, как необходимом условии технического и технологического прогресса. Все это свидетельствует о рождении нового общественного строя – капиталистического.
Промышленная революция дала мощный толчок развитию науки, которая все более начинает приобретать автономность=независимость от религии. Философия перестает быть «служанкой церкви» и превращается в самостоятельную науку, чтоспособствовало распространению материалистического мировоззрения, хотя и с метафизическим характером. В философии образовались два противоборствующих направления: 1) эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) - философское направление, признающее основой научного познания чувственный опыт = эксперимент; 2) рационализм (от лат. ratio – разум, rationalis - разумный) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения=бытия людей.
Эмпиризм в философии Нового времен, XVII в.
Одним из главных разработчиков эмпиризма был Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ, естествоиспытатель и государственный деятель. Ф.Бэкон утверждал, что все знания происходят из опыта: нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека при рождении подобны «чистой доске», а уже ощущения «пишут» на этой «чистой доске» свои «письмена». Поскольку ощущения могут обмануть, их проверяют посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Ф. Бэкон пропагандировал в науке индуктивный метод, согласно которого з нание должно идти по индукции (лат. inductio – «наведение») — метод рассуждения от частного к общему, от опыта/эксперимента к обобщениям и выдвижению теорий. Продолжателями бэконовской традиции были видные английские философы: Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704).
3.Рационализм в философии Нового времени, XVII в.
Основоположником р ационализмав философии Нового времени считается французский философ, математик, физик Рене Декарт (1596-1650). Его мысли: доверять органам чувств нельзя, так как они субъективны. Единственный достоверный источник знания – разум. Основа познания - сомнение во всем, в чем можно усомниться. Сомнение есть свидетельство мысли и средство познания, а мышление есть свидетельство существования человека: «Я мыслю, следовательно, я существую». В противовес Бэкону, Декарт пропагандировал в науке дедуктивный метод, согласно которого знание должно идти по дедукции (лат. deductio — выведение) - метод рассуждения от общего к частному, то есть от знания о классе к знанию о частях и элементах этого класса. Последователями рационализма Декарта были Б.Спиноза и Г. Лейбниц.
Особенности XVIII века как века/эпохи Просвещения.
Крупнейшие французские просветители.
XVIII век вошел в историю как век/эпоха Просвещения. Название эпохи придумали философы Вольтер и Гердер. Крушение феодализма и становление новых капиталистических отношений сопровождалось бурным развитием техники, модернизацией производства и подъемом всех сторон общественной жизни: философской, правовой, нравственной, эстетической. В философии активно развивались идеи рационализма, основная черта которого – культ человеческого разума, положенного в основу просвещения и образования человека. С наибольшей силой эпоха Просвещения проявила себя во Франции, в произведениях французских просветителей, деятельность которых теоретически подготовила Великую французскую буржуазную революцию.
Крупнейшие французские философы-просветители XVIII века - это:
1) Вольтер Аруэ Франсуа Мари (1694-1778) - поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист, философ-материалист, но не последовательный материалист, так как признавал, вслед за Ньютоном, Бога, как творца мира и первопричину всех его изменений, хотя в дальнейшем они происходят без непосредственного участия Бога. Такая онтологическая позиция получила название деизм (лат. «деус» - Бог). Вольтер признавал общественный прогресс, связывая его с интеллектуальным и нравственным совершенствованием людей. Вплотную подошел к идее о вечности, т.е. несотворенности и неуничтожимости материи, её объективном существовании и непрерывном движении.
2) Руссо Жан Жак (1712-1778) - писатель и философ.Во многом занимал сходную позицию с Вольтером. Сформулировал идею закономерности и неизбежности человеческого прогресса. Отмечал противоречивость прогресса: с одной стороны, прогресс выражает всесилие человеческого разума, но, с другой стороны, прогресс все дальше уводит человека от естественного мира, разрушает гармонию, которая связывала «естественного» человека с природой. Подумайте, насколько актуальна эта мысль в наше время.
Лекция №7
Тема. Философия Нового времени: XIX — начало XXI века.
Философская мысль Беларуси
План
1. Немецкая классическая философия, XIX в.:
1.1. Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии.
1.2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля и ее значение для развития европейской философии.
1.3. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
2. Философия марксизма и ее историческая судьба.
3. Философия ХХ века: общая характеристика.
4. Философия начала XXI века: общая характеристика.
5. Философская мысль Беларуси
1. Немецкая философская классика – это немецкий классический идеализм, который развивался на фоне таких исторических событий, как Французская революция и наполеоновские войны. Революция воспринималась как осуществление идей Просвещения, разума и свободы, но отношение к этим идеям изменилось от полного одобрения до неприятия. Традиционно к немецкой классической философии относят философские учения И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля, Л.Фейербаха.
1.1.Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник немецкой классической философии. В работах, написанных до 1770 г., главное место занимают его исследования, посвященные вопросам натурфилософии и естествознания. Он выступает как крупный ученый – астроном, физик, географ, антрополог: разработал одну из первых классификаций животных, положив в ее основание их возможное происхождение, выдвинул и обосновал мысль о естественном происхождении человеческих рас. В работах, написанных после 1770 г., одна из основных проблем – анализ природы и возможностей человеческого познания, а также исследование природы человеческой нравственности и эстетической деятельности. И.Кант – основоположник науки этики как науки о морали, автор высшего нравственного закона (категорического императива морали (лат. imperativus — повелительный) - требование, приказ, закон), данного человеку Богом, который требует от каждого индивида поступать в соответствии не с пользой, а с моральным долгом, т.е. таким образом, чтобы его поступки могли служить образцом для всех: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой».
1.2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля.
Одним из самых выдающихся философов своего времени был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831). Его учение – сложная философская система, известная как абсолютный идеализм. Основная заслуга – разработка диалектики как учения о развитии (три закона диалектики), поэтому – диалектический абсолютный идеализм или идеалистическая диалектика. Разум, по мнению Гегеля, не особенность человека, а первооснова и внутренняя сущность мира – природы, человека, всемирной истории. Из этого следует, что мир в основе своей ЛОГИЧЕН и развивается по законам, внутренне присущим разуму. Отсюда вытекает и одно из важнейших положений гегелевской философии: «все действительное – разумно, все разумное – действительно ». В рамках своей системы Гегель упорядочивает огромный материал из различных областей знания: искусства, религии, правоведения, истории. Его учение – вершина немецкой классической философии.
1.3.Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
Выдающийся представитель немецкой классической философии Людвиг Андреас Фейербах (1504 – 1872), будучи первоначально гегельянцем, встал затем на позиции материализма и подверг резкой критике основы идеализма и религии. Основное его программное требование – не религиозными делать людей, а образовывать их. При этом в образовании Фейербах видел не только средство борьбы с религиозными суевериями, но и ключ к свободе и счастью людей. Фейербах доказывал существование природы независимо от сознания. Природа – основа существования человека. Доказывая зависимость сознания человека от его тела, он понимал основной вопрос философии как вопрос об отношении души и тела человека, объявив свою философию антропологической, т.е. учением о человеке. Однако Фейербах не смог понять и оценить самого главного в философской системе Гегеля, ее ядро - диалектический метод. Фейербах – сторонник метафизического метода.
2. Философия марксизма и ее историческая судьба.
Развитие науки и общественной жизни в конце ХVШ – первой половине XIX в.в. обнаруживают ограниченность существовавших философских направлений, включая немецкую классическую философию. Новейшие открытия в естествознании (открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, создание Ч. Дарвиным эволюционной теории происхождения биологических видов и др.) не только подтверждали выводы Гегеля о диалектическом характере развития, но и наталкивали на мысль о материальном единстве мира, о вечности, т.е. несотворенности и неуничтожимости материи и ее атрибута – движения, о наличии саморазвития не только в мышлении, но и в материальном мире.
По мере развития индустриального производства и утверждения капиталистических общественных отношений все более обострялись противоречия между противостоящими в этом процессе общественными классами – буржуазией, укреплявшей свое господствующее положение в обществе, и наемными рабочими (пролетариатом), все более осознававшими свое приниженное положение. Идеалы свободы, равенства и братства, вполне чистосердечно выдававшиеся идеологами ранней буржуазии за общечеловеческие, оказались иллюзиями, отчетливо проявив при этом буржуазный характер философии Нового времени. В связи с этим возникает потребность в изменении философского миропонимания.
Одним из ответов на эту потребность было формирование в середине XIX в. нового философского направления - марксизма, разработчиками которой стали немецкие мыслители Карл Маркc (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895). Теоретическим источником своей философии они считали немецкую классическую философию, прежде всего идеалистическую диалектику Гегеля и метафизический материализм Фейербаха. Новизна философии марксизма в следующем:
1. соединен диалектический метод с философским материализмом. В результате новое философское миропонимание стало диалектико-материалистическим, а диалектика превратилась в учение о всеобщих законах развития природы, общества, человеческого мышления и универсальный метод их познания и деятельности;
2. существеннейшим моментом формирования диалектико-материалистической философии и одновременно ее результатом была выработка материалистического понимания истории. Сущность его выражается в положении о том, что не сознание определяет общественное бытие людей, а, напротив, общественное бытие определяет, в конечном счете, их сознание. Ввели такие понятия, как: базис (экономическая сфера), надстройка ( духовная сфера), общественная экономическая формация / ОЭФ (ступень в развитии общества с характерными базисом и надстройкой).
Новый этап развития марксизма ленинизм, связан с именем Владимира Ильича Ленина/ Ульянова (1870-1924) – главного идеолога и вдохновителя Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. в Российской империи, в результате которой 1) было создано новое государство Союз Советских Социалистических Республик (СССР), 2) началось построение нового общественного строя – социализма, 3) началась новая эпоха всемирной истории – новейшее время. Лениным в дооктябрьский (1917 г.) период творчества был высказан ряд интересных идей в философии. Ленин сформулировал понятие «революционная ситуация»: состояние в обществе, когда «верхи» не могут управлять, а «низы» не хотят жить по-старому. Но, сделав марксизм-ленинизм официальной идеологией Советского государства, Ленин и его последователи исказили сущность марксизма. Этим был нанесен непоправимый ущерб не только самому марксизму, но и нашему обществу, причем не только в духовной, но и других сферах жизни. В настоящее время марксизм и его философия далеко не исчерпали своего потенциала. В этом учении остается исключительно ценным стремление пробиться к самым коренным основам бытия человека, найти пути к его действительной свободе. Поэтому его значение непреходяще, как и всякого великого учения в духовной истории человечества.
3. Философия ХХ века: общая характеристика.
Основной характеристикой XXв. является научно-техническая революция/НТР - взрывоподобное увеличение объема знания в области техники и естествознания. Теория относительности и квантовая физика задают новую перспективу мира, биология и психология, прежде всего психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939), подвергшего критике идею цельности человеческой психики и высказавшего предположение о наличии в ее структуре подавленных желаний и скрытых мотиваций, вносят новое измерение в вопрос о человеке. Перед философией встает задача интеграции/объединения элементов новой картины мира в единое целое.
Различные течения и направления философии XX в. подходят к этой проблеме с разных сторон: исследуя цели и методы познания, преодолевая ограниченные идеалы формальной (естественно-математической) рациональности, создавая идеал рациональности культурно-исторической, утверждая новое видение человека.
При этом философия как особая дисциплина сохраняет свое смысловое единство при всем разнообразии философских школ, к основным из которых можно отнести аналитическую философию, экзистенциализм (философия существования), феноменолого-герменевтический и структуралистско-деконструктивистский проекты.
4. Философия начала XXI века: общая характеристика
Как показывает тематика последних международных философских форумов, все большее внимание уделяется проблематике так называемой практи ческой философии, а именно темам, которые входят в исследовательское поле таких философских дисциплин, как этика, философия политики, философия права, социальная философия, философия истории. К ним присоединяются новые философские дисциплины, связанные с осмыслением человеческой деятельности в области техники, информации, медиа и коммуникаций.
В связи с политическими и социальными трансформациями последних десятилетий в круг практической философии входят такие темы, как моральные последствия глобализации и проблемы человеческой идентичности, проблема войны и мира.
5. Философская мысль Беларуси в разные исторические эпохи
В истории белорусской философии можно выделить следующие этапы
развития:
1. XVI-XVII вв. - распространение идей Ренессанса и Реформации;
2. XVII - первая половина XVIII в. - развитие философии в эпоху Контрреформации;
3. вторая половина XVIII - первая половина XIX в. - распространение философии Просвещения и Романтизма;
4. вторая половина XIX в. - становление национального самосознания;
5. 20-80 гг. XX в. - развитие ведущих проблем марксистской философии;
6. 90 гг. ХХ- н.вр. - включение в мировой философский процесс.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
1-2-ой этапы. Начало распространения идей Ренессанса и Реформации на территории Великого княжества Литовского связано с деятельностью доктора Франциска Скорины (ок. 1490-1541). Особенно активно движение Реформации развернулось с середины XVI в. Его видным представителем был Сымон Будный (1533-1593), который издал на белорусском языке «Катехизис», а также предисловие и комментарии к Новому Завету.
Последствиями движения Реформации и Контрреформации на территории Великого княжества Литовского стало открытие множества учебных заведений и это способствовало появлению профессиональных философов. В 1570 г. был основан Виленский коллегиум (с 1579 г. - академия, с 1803 г. – университет: первое высшее учебное заведение в ВКЛ), открывались иезуитские коллегиумы и во многих других городах Великого княжества Литовского: в Полоцке (1580), Несвиже (1587), Орше (1616), Бресте (1616), Хойниках (1622), Гродно (1625), Новогрудке (1638), Витебске (1649), Минске (1672). В этих учебных заведениях десятки «докторов философии» преподавали философию, основанную на идеях аристотелевской и томистской (?) философии. В XVII в. в Виленской академии работал Войцех Адальберт Тылковский (ок. 1624-1695). Здесь же преподавал профессор Мартин Смиглецкий (1564-1618). Его основная работа «Логика» (1596, Вильно), написанная на латинском языке (в то время это был язык образования), служила учебником в университетах Германии и Англии вплоть до XIX в.
Значительный след в истории белорусской и русской культуры оставил Симеон Полоцкий (1629-1680). В начале XVIII в. осваиваются идеи новоевропейской науки и философии.
3-ий этап. Во второй половине XVIII в. в Великом княжестве Литовском стали распространяться идеи Просвещения. Важную роль в их распространении сыграли Казимир Нарбут (1738-1807) и Иероним Стройновский (1752-1815). Трактат Стройновского «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов», получивший широкое распространение как учебное пособие для учащихся высших и средних учебных заведений, был опубликован на польском (1785, Вильно) и русском языках (1809, Петербург). В конце XVIII - начале XIX в. наряду с просветительскими воззрениями получили распространение идеи романтизма (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века —первой половины XIX века). Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.
В 1812 г. в Полоцке открылась Полоцкая академия - второе высшее учебное заведение на территории Великого княжества Литовского и первое на территории современной Беларуси. На страницах «Виленского дневника» и «Полоцкого ежемесячника» обсуждались вопросы образования и воспитания. В 1817-1823 гг. в Виленском университете действовало Общество филоматов (любителей наук), ориентированное на идеи Просвещения. После польского восстания 1830-1831 гг. Виленский университет был закрыт.
4-ый этап. Видную роль в развитии белорусской мысли XIX в. сыграло творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807-1884). Во второй половине XIX в. заметными явлениями в общественно-политической жизни были деятельность Кастуся Калиновского (1838-1864) и творчество Франтишка Богушевича (1840-1900).
5-ый этап. В 20-70 гг. XX в. (советский период) в научных и учебных центрах БССР развивались разнообразные темы марксистско-ленинской философии (диалектического и исторического материализма). В 70-80-х гг. XX в. исследуются разные варианты философии и методологии науки.
6-ой этап. С начала 90-х гг. XX в. белорусское философствование включается в мировой философский процесс. Происходит освоение идей современного западного марксизма, семиотики, феноменологии, герменевтики и других течений современной философской мысли, проводится их критический анализ.
Лекция 7. Немецкая философская классика и марксистская философия
1. Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии
2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля и ее значение для развития европейской философии.
3. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
4. Философия марксизма и ее историческая судьба.
1. В конце XVIII – начале XIX века в Германии, вслед за Францией, происходит социально-экономический и политический подъем, отражением которого в духовной жизни общества явилось немецкое Просвещение в лице И.Гете, И.Гердера, Г. Лессинга, Ф. Шиллера, а затем немецкая классическая философия. Традиционно к немецкой классической философии относят философские учения И.Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л, Фейербаха.
Родоначальником немецкой классической философии по праву является Иммануил Кант (1724 - 1804). Философское учение Канта делится на два периода: докритический и критический по названию его главных трудов («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»).
В работах докритического периода (до 1770 г.) главное место занимают исследования Канта, посвященные вопросам натурфилософии и естествознания. Он выступает как крупный ученый – астроном, физик, географ, антрополог. В отличие от Ньютона Кант делает попытку использовать принципы современного естествознания не только к объяснению строения солнечной системы, но и к объяснению ее возникновения, выдвинув гипотезу образования планетарных систем из газово-диффузионных туманностей. Он разработал одну из первых классификаций животных, положив в ее основание их возможное происхождение, выдвинул и обосновал мысль о естественном происхождении человеческих рас.
Одна из основных проблем критического периода – анализ природы и возможностей человеческого познания, а также исследование природы человеческой нравственности и эстетической деятельности. По сути именно здесь Кант дает ответ на свои знаменитые вопросы о сущности человеческого бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».
В работе «К критике чистого разума» Кант критиковал созерцательность прежних гносеологических учений, отстаивая идею активности познающего субъекта. Тем самым он одним из первых пробил брешь в метафизическом понимании природы познания. В то же время он считал, что основу познания составляют так называемые «априорные» (доопытные) формы знания, среди которых выделял формы созерцания (пространство и время), категории рассудка («закон», «причинность», «необходимость» и др.) и идеи разума (идеи Бога, бессмертной души и свободы). Резко ограничивая познавательные возможности чувств и опирающиеся на них способности рассудка, Кант приходит к агностицизму, полагая границы между «вещью-в-себе» (объективной сущностью познаваемого предмета) и «вещью-для-нас» (явлением этого предмета субъекту познания) непреодолимыми. Столь же критично он относился к возможностям разума, сформулировав ряд логических противоречий в его попытках охватить вечные и бесконечные характеристики бытия (антиномии разума).
В другой работе «Критика практического разума», посвященной проблемам морали, немецкий мыслитель выдвинул трансцендентный (лат. «трансцендере» - выходящий за пределы опыта), т.е. невыводимый из опыта, а данный человеку Богом высший нравственный закон – категорический императив, который требует от каждого индивида поступать в соответствии не с пользой, а с моральным долгом, т.е. таким образом, чтобы его поступки могли служить образцом для всех. Тем самым он критикует эмпиризм в этике не менее решительно, чем в гносеологии.
В своем труде «К критике способности суждения» философ анализирует природу эстетических категорий («прекрасное», «возвышенное», «трагическое» и т.п.) и разрабатывает учение о смысле и предназначении искусства. Это предназначение он видит в том, чтобы преодолеть обнаруженный им в гносеологии разрыв между миром природы («вещами-для-нас») и миром свободы («вещами-в-себе»). Истина и добро, утверждал он, «находят» друг друга именно в красоте.
2. Одним из самых выдающихся философов своего времени был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831). Его учение – вершина немецкой философской классики. Основная заслуга – разработка диалектики как логики и методологии. Основные работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».
Исходный пункт гегелевской философии – принцип тождества мышления и бытия, реализуемый им на объективно-идеалистической основе. В то же время это тождество понимается не статично, а как исторически развивающийся процесс, источником которого выступают противоречия. Гегель разработал и категориальный аппарат диалектики как теории развития, интерпретируя категории и их взаимопереходы как объективные формы бытия, определяемые самореализующей себя в мире абсолютной Идеей (мировым разумом). Он выделял при этом три последовательных этапа такой самореализации: 1) развитие Идеи в собственном лоне; 2) развертывание ее в форме своего инобытия – природы; 3) самопознание Идеи в форме человеческой истории и человеческого духа. Каждый из этих этапов есть последовательное отрицание предыдущего. Соответственно философская система Гегеля состоит из трех частей – логики, философии природы и философии духа.
Таким образом, разум, по мнению Гегеля, не особенность человека, а первооснова и внутренняя сущность мира – природы, человека, всемирной истории. Из этого следует, что мир в основе своей ЛОГИЧЕН и развивается по законам, внутренне присущим разуму. Отсюда вытекает и одно из важнейших положений гегелевской философии: «все действительное – разумно, все разумное – действительно ».
Логика понимается Гегелем иначе, чем она трактовалась на протяжении всего времени существования этой науки, начиная с Аристотеля. По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная – учение о диалектическом саморазвитии абсолютной Идеи (мирового Духа, или Бога).
Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» этой Идеи. Тем самым философ-идеалист разделяет религиозный, теологический взгляд на материальный мир как творение Бога. Как «среднее звено» системы, природа опосредствует связь между Богом и человеком (человеческой историей и культурой). В форме природы Идея последовательно проходит три стадии – механизм, химизм и организм. Рассматривая природу лишь как инобытие абсолютной Идеи, Гегель тем самым лишает ее самостоятельности, способности развиваться во времени. Она раз-вертывается лишь в пространстве. Таким пространством и является абсолютная идея, которая, пройдя свою материализованную форму, обогатившись содержанием предшествующих ступеней, возвращается к самой себе, трансформировавшись в понятие «духа».
Философия духа – это и есть философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа
1) субъективный дух – индивидуальное сознание; 2) объективный дух – воплощение («объективацию») духа в мировой истории и гражданском обществе; 3) абсолютный дух – высшие формы общественного сознания (искусство, религия, философия).
Цель мирового развитие, по Гегелю, есть не что иное как самопознание абсолютной Идеи – от ее абстрактного бытия до сотворенных ею высших форм духа (самая совершенная из них – философия). У такого развития есть не только исходный, но и конечный пункт – осознание Идеей самой себя. Достигнув этой конечной цели, Идея, по сути теряет перспективы для своего дальнейшего развития. Таким образом диалектический метод в учении Гегеля вступает в неразрешимое противоречие с его объективно-идеалистической системой.
В теории познания мыслитель подверг критике как созерцательность старого метафизического материализма, так и кантовский агностицизм, преодолевая его введением в гносеологию категорию практики, хотя и сводя ее исключительно к духовной.
История, по Гегелю, есть процесс самореализация Абсолютного духа в практике. Поскольку Дух включает в себя идею свободы, то вся история, которую мыслитель делит на три больших эры (восточную, антично-средневековую и германскую) предстает как процесс возрастания свободы, наличным воплощением которой выступает право. Общие интересы он ставит выше частных, которые вполне могут быть принесены в жертву первым. Противоречия и конфликты в обществе, по Гегелю, являются не злом, а двигателем общественного прогресса, поскольку «вечный мир» приводит к загниванию и моральному разложению, тогда как войны, напротив, «очищают дух нации».
3. Выдающийся представитель немецкой классической философии Людвиг Андреас Фейербах (1504 – 1872), будучи первоначально гегельянцем, встал затем на позиции материализма и подверг резкой критике основы идеализма и религии. Основное его программное требование – не религиозными делать людей, а образовывать их. При этом в образовании Фейербах видел не только средство борьбы с религиозными суевериями, но и ключ к свободе и счастью людей.
Фейербах доказывал существование природы независимо от какого-либо сознания. Природа – основа существования человека. Доказывая зависимость сознания человека от его телесной организации, он понимал основной вопрос философии как вопрос об отношении души и тела человека, объявив свою философию антропологической, т.е. учением о человеке.
Человек в толковании Фейербаха, телесное природное существо, и только в качестве такового он обретет способность созерцать и мыслить. Идеализм, полагал мыслитель, разрывает целостность человека, отрывая душу от тела, превращая ее в самостоятельного субъекта и творца. Но откуда происходит дух? – задает вопрос философ. И отвечает: «Откуда орган, оттуда и его функция. Они едины. Дyx можно представить отдельно от тела только в теории. Отнимите у личности тело, и вы отнимите то, что делает ее единой, целостной».
Антропологический принцип в философии, по Фейербаху, состоит в том, чтобы превращать человека (и природу, как основу его существования) в единственный, универсальный и высший предмет философского рассмотрения. Такое понимание было ответом на гегелевский идеализм. Природа не нуждается ни в каком другом основании, кроме самой себя. Ее причина находятся в ней самой, а не в Идее или Боге. Не Бог создал человека по образу и подобию своему, а человек – Бога по тому же принципу.
Фейербах резко выступал и против кантианского положения о том, что причинность и закономерность природы конструируются разумом. Все обстоит наоборот: не разум диктует законы природе, бытию, а законы бытия определяют законы мышления. Так материалистически трактует он принцип тождества бытия и мышления.
Основой жизни Фейербах считал взаимосвязь организма со средой, а потому нельзя разрывать органическою и неорганическую природу, отрывать сознание от материи. Человек также обязан своим происхождением природе. При этом он понимается Фейербахом чисто натурологически, т.е. как природное существо вне конкретно-исторических общественных условий своего существования. Впрочем, он признает во взаимодействиях людей чувственно-эмоциональную сторону, в качестве каковой у него выступает любовь. Именно любовь, считает мыс-литель, объединяет людей, делает их счастливыми. Вот почему он предлагает заменить традиционную религию Бога религией любви.
Деятельность чувств Фейербах не связывал с практически-преобразовательной деятельностью. Поэтому понимание человека носит унего абстрактный характер, а гносеология его отличается созерцательностью. Ему чужд исторический взгляд на познание. Мышление для него - лишь обобщение воспринимаемого чувствами, а переход от ощущений кразуму наступает какчисто количественный процесс.
Следует отметить, что, критикуя гегелевский идеализм, Фейербах не смог понять и оценить самого главного в философской системе своего гениального предшественника, ее ядро - диалектический метод. В области социологии он также не пошел дальше старого материализма,не сумев выйти за пределы идеалистического понимания истории.
4. Развитие науки и общественной жизни в конце ХVШ – первой половине XIX в.в. обнаруживают определенную узость и ограниченность традиционных философских систем, включая учения немецких классиков. Новейшие открытия в естествознании (открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, создание Ч. Дарвиным эволюционной теории происхождения биологических видов и др.) не только подтверждали выводы Гегеля о диалектическом характере развития, но и наталкивали на мысль о материальном единстве мира, о вечности, т.е. несотворенности и неуничтожимости материи и ее атрибута – движения, о наличии диалектических противоречий и качественных скачков, а, значит, саморазвития, не только в мышлении, но и в материальном мире.
По мере развития индустриального производства и утверждения капиталистических общественных отношений все более обострялись противоречия между поляризовавшимися в этом процессе общественными классами – буржуазией, укреплявшей свое господствующее положение в обществе, с одной стороны, и все более осознававшими свое приниженное положение наемными рабочими (пролетариатом). Идеалы свободы, равенства и братства, вполне чистосердечно выдававшиеся идеологами ранней буржуазии за общечеловеческие, оказались иллюзиями, отчетливо проявив при этом социальную сущность философии Нового времени как прежде всего буржуазной. В связи с этим возникает потребность в изменении философского миропонимания, а вместе с ним и традиционных методологий познания и общественной деятельности.
Одним из ответов на эту потребность было формирование в середине XIX в. новой философской системы, разработчиками которой стали немецкие мыслител