Задачи:
1. Создать положительный эмоциональный настрой.
2. Обогащать родителей педагогическими знаниями, раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него.
3. Способствовать развитию познавательной активности у ребенка.
4. Вызвать желание у родителей поделиться опытом воспитания.
Форма проведения: круглый стол. (дистанционно)
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что выделили время. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности, что краски можно смешивать и получать новые оттенки, и многое другое.
Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего что-то сделано? как это работает? Недаром их называют почемучками.
Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …
Любопытство:
Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.
Приложение 1
1. Мини-лекция «Как отвечать на вопросы ребенка?» (педагог-психолог)
Умение толково ответить на вопрос ребёнка – большое искусство. Овладеть этим искусством и положительно воздействовать своими ответами на умственное развитие ребёнка по силам каждому взрослому. Как же отвечать на вопросы? Помните, что ребёнок задаёт вопросы не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто внимательно выслушав его, отвечает серьёзно и интересно. Отсюда важное требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное к ним отношение.
Постарайтесь понять, что побудило ребёнка задать вопрос. Часто вопрос имеет коммуникативный характер, он служит поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию. Например, 5-летний Саша спрашивает отца: «Ты когда был маленький, боялся входить в тёмную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребёнка, вникнуть в его переживания, понять мотив вопроса. На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности а, напротив, разжечь из неё незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование – краткость и определённость ответа.
Не бойтесь, если после вашего ответа не всё будет понятно ребёнку до конца. Что-то он уяснил, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Именно не совсем отчётливые знания порождают у ребёнка предположения, сомнения, стимулируют его познавательную активность.
Почаще задавайте ребё нку встречные вопросы типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ. Пользуйтесь для этого справочниками, энциклопедиями, используйте свой личный опыт.
Помните народную мудрость: «Лучше меньше, да лучше». Не перегружайте ребёнка грузом знаний. Гораздо важнее, чтобы ребёнок понял, а не просто запомнил новые для него сведения.
Приложение 2
Памятка для родителей по развитию любознательности
*Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.
*Не раздражайтесь из-за них на ребенка.
*Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
*Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
*Проводите в семье различные конкурсы.
*Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.
*Проводите постоянные прогулки на природу.
* Мастерите с детьми поделки из природного материала.
* Поощряйте экспериментирование детей.
*Читайте детям природоведческую литературу.
Любите своего ребенка!
Приложение 3
Мини-игра «Устами младенца» (воспитатели)
Родителям предлагают отгадать то, о чем говорят дети.
Послушаем наших детей:
Он бывает у каждого.
Его долго ждешь, а он быстро проходит.
Он бывает в разное время года.
Бывает очень весело, когда много гостей.
И всегда что-то дарят.
Я его очень люблю.
- Итак, это бывает у каждого и в разное время года, но, к сожалению, быстро проходит, к тому же, бывает весело, когда приходит много гостей с подарками. Что это? /День рождения/.
Слушаем дальше:
У него есть рога, два колеса, бывает и три.
Его любят мальчики и девочки.
Он бывает маленький и большой.
На него садятся и крутят.
Я люблю на нем кататься.
- Итак, он рогатый, с колесами, которые крутят. Его любят все, и бывает он разным. Что же это такое? /Велосипед/.
Следующая загадка:
Оно очень вкусное.
Бывает разное: красное, зеленое, желтое.
Иногда большое, а иногда маленькое.
У него есть семечки.
Его можно есть и зимой, и летом. Я люблю красное.
- Итак, оно бывает разного цвета и размера, зимой и летом, очень вкусное, с семечками. /Яблоко/.
Приложение 4
Инсценировка «Почемучка » (воспитатели)
Ведущий Сын пришел к отцу с вопросом.
Сын:
Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец:
Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.
Сын:
Папа!
Отец:
После, некогда, отстань!
Ведущий
Снова сын пришел к папаше …
Сын:
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?
Отец:
Некогда, отстань,
У меня свои дела!
Ведущий:
И, вздохнув побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:
Отец:
Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?
Ведущий:
В самом деле, почему?
(Обсуждение ситуации).
Приложение 5
Решение педагогических ситуаций (психолог)
Педагогическая ситуация №1
Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по-вашему, отвечать на детские «почему », чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, чтобы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете?
Спасибо за внимание!