Родительское собрание в форме круглого стола в разновозрастной группе «Растим почемучек»




Задачи:

1. Создать положительный эмоциональный настрой.

2. Обогащать родителей педагогическими знаниями, раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него.

3. Способствовать развитию познавательной активности у ребенка.

4. Вызвать желание у родителей поделиться опытом воспитания.

Форма проведения: круглый стол. (дистанционно)

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что выделили время. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности, что краски можно смешивать и получать новые оттенки, и многое другое.

Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего что-то сделано? как это работает? Недаром их называют почемучками.

Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?

«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …

Любопытство:

Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).

Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

Приложение 1

1. Мини-лекция «Как отвечать на вопросы ребенка?» (педагог-психолог)

Умение толково ответить на вопрос ребёнка – большое искусство. Овладеть этим искусством и положительно воздействовать своими ответами на умственное развитие ребёнка по силам каждому взрослому. Как же отвечать на вопросы? Помните, что ребёнок задаёт вопросы не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто внимательно выслушав его, отвечает серьёзно и интересно. Отсюда важное требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное к ним отношение.

Постарайтесь понять, что побудило ребёнка задать вопрос. Часто вопрос имеет коммуникативный характер, он служит поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию. Например, 5-летний Саша спрашивает отца: «Ты когда был маленький, боялся входить в тёмную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребёнка, вникнуть в его переживания, понять мотив вопроса. На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности а, напротив, разжечь из неё незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование – краткость и определённость ответа.

Не бойтесь, если после вашего ответа не всё будет понятно ребёнку до конца. Что-то он уяснил, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Именно не совсем отчётливые знания порождают у ребёнка предположения, сомнения, стимулируют его познавательную активность.

Почаще задавайте ребё нку встречные вопросы типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ. Пользуйтесь для этого справочниками, энциклопедиями, используйте свой личный опыт.

Помните народную мудрость: «Лучше меньше, да лучше». Не перегружайте ребёнка грузом знаний. Гораздо важнее, чтобы ребёнок понял, а не просто запомнил новые для него сведения.

Приложение 2

Памятка для родителей по развитию любознательности

*Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.

*Не раздражайтесь из-за них на ребенка.

*Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

*Научите ребенка играть в шахматы или шашки.

*Проводите в семье различные конкурсы.

*Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.

*Проводите постоянные прогулки на природу.

* Мастерите с детьми поделки из природного материала.

* Поощряйте экспериментирование детей.

*Читайте детям природоведческую литературу.

Любите своего ребенка!

Приложение 3

Мини-игра «Устами младенца» (воспитатели)

Родителям предлагают отгадать то, о чем говорят дети.

Послушаем наших детей:

Он бывает у каждого.

Его долго ждешь, а он быстро проходит.

Он бывает в разное время года.

Бывает очень весело, когда много гостей.

И всегда что-то дарят.

Я его очень люблю.

- Итак, это бывает у каждого и в разное время года, но, к сожалению, быстро проходит, к тому же, бывает весело, когда приходит много гостей с подарками. Что это? /День рождения/.

Слушаем дальше:

У него есть рога, два колеса, бывает и три.

Его любят мальчики и девочки.

Он бывает маленький и большой.

На него садятся и крутят.

Я люблю на нем кататься.

- Итак, он рогатый, с колесами, которые крутят. Его любят все, и бывает он разным. Что же это такое? /Велосипед/.

Следующая загадка:

Оно очень вкусное.

Бывает разное: красное, зеленое, желтое.

Иногда большое, а иногда маленькое.

У него есть семечки.

Его можно есть и зимой, и летом. Я люблю красное.

- Итак, оно бывает разного цвета и размера, зимой и летом, очень вкусное, с семечками. /Яблоко/.

Приложение 4

Инсценировка «Почемучка » (воспитатели)

Ведущий Сын пришел к отцу с вопросом.

Сын:

Папа! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

Отец:

Да отстань же ты, отстань же

С почемучканьем своим.

Сын:

Папа!

Отец:

После, некогда, отстань!

Ведущий

Снова сын пришел к папаше …

Сын:

Папа, папа, а когда же

Мы с тобой в театр пойдем?

А бывал в пустыне ты?

А приплыть в любое море

Могут, думаешь, киты?

Почему с ушами заяц?

Пап, а что такое грань?

Отец:

Некогда, отстань,

У меня свои дела!

Ведущий:

И, вздохнув побрел сынишка

От отцовского стола.

Почему? Когда же? Где же?

Всякий раз ответ один.

Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца

От волненья, огорченья

Изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына:

Отец:

Вызов в школу? Почему? Что такое?

В чем причина? Совершенно не пойму!

У других, посмотришь, детки

Только радуют сердца.

Почему твои отметки –

Огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты?

Поцарапал в школе дверь?

Почему одни заботы

Причиняешь мне теперь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму?

Отчего же? Почему же?

Ведущий:

В самом деле, почему?

(Обсуждение ситуации).

 

Приложение 5

Решение педагогических ситуаций (психолог)

Педагогическая ситуация №1

Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Вопросы:

1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.

2. Как, по-вашему, отвечать на детские «почему », чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?

3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?

4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?

5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, чтобы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете?

 

Спасибо за внимание!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: