Роспись ёлочной игрушки в технике кракелюр.




РОДНИКИ НАРОДНЫЕ – 3

___________________________________________________________________________

 

КРОО «НАШЕ НАСЛЕДИЕ»

НАЗАРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

2014 ГОД

Краевая грантовая программа «Социальное партнёрство во имя развития»

МКОУ ДОД «Назаровский районный Дом детского творчества»

КРОО «Наше наследие»

 

РОДНИКИ НАРОДНЫЕ – 3

_______________________________________________________

 

Художник может сделать из железки,

Из камня, дерева – шедевры красоты…

Из разноцветья, бисера и лески,

Как в сказке, чудеса творишь и ты…

 

В данном сборнике представлены некоторые творческие работы детей, которые участвовали в районном конкурсе исследовательских работ «Родники народные» и «Мой рождественский дом».

 

 

Назаровский район

2014 год

Введение

«Родники народные – 3» – это результат поисковой и исследовательской деятельности ребят, участников районных конкурсов «Родники народные» и «Мой рождественский дом». Благодаря социальному проекту «Музей сибирской игрушки» в дополнительном образовании Назаровского района появилось новое направление «Родники народные», направленное на изучение и развитие традиционных народных ремесел через исследовательскую и творческую деятельность ребят.

Только зная историю своего края, традиции и культуру предшествующих поколений, можно говорить о любви к своей Родине, о патриотизме, формированию которого в нашей стране уделяется особое внимание. Районные конкурсы исследовательских и творческих работ «Родники народные» и «Мой рождественский дом» дают возможность ребятам познакомиться с историческими особенностями, традициями в области культуры разных народностей, проживающих на территории Сибири. Социальный проект «Родники народные, реализованный в 2014 г. Назаровским районным ДДТ и КРОО «Наше наследие», позволил ребятам района посетить немало мест в нашем крае, где развиты народные промыслы, познакомиться с народными умельцами, хранителями особенностей народной традиционной сибирской культуры: Дома ремесел в с.Большой Улуй, с.Козулька, музеи г.Красноярска, г.Ачинска, г.Назарово.

В Назаровском районе есть уникальные мастера – народные умельцы, которые готовы поделиться своими знаниями с подростками района, города, края. В процессе реализации проекта «Родники народные» были созданы условия для развития мастерских народного творчества: в с.Сереж - мастерские «Деревянная игрушка», «Народная игрушка» (Фомичева А.П. Чередникова С.Н.), в с Красная Поляна – мастерская «Глиняная игрушка» (Гридина М.В.), в с.Предгорном – «Гончарная мастерская» (Здор Е.Л.) в с.Степноозерка (Тулаева Е.М.) – «Народная кукла». Каждая мастерская – это мини – центр народного творчества, где можно познакомиться не только с очень полезной информацией о традиционных особенностях данного вида декоративно – прикладного искусства, но и получить необходимые практические умения, сделать собственную творческую работу.

Пестрикова Людмила Артуровна,

руководитель

КРОО «Наше наследие», методист Назаровского районного

Дома детского творчества.

«Какая девка я красивая"

Автор работы: Джебко Лиза,

ученица 1 класса МБОУ «Преображенская СОШ»

Руководители: Андреева Елена Георгиевна, Джебко Ольга Владимировна

 

Введение

Я очень люблю играть в разные игры. У меня дома много игрушек, но особенно мне нравится играть в куклы.

Когда я ещё была совсем маленькой, мне часто дарили куклы родственники, в то время мне было интересно куклам закрывать и открывать глазки, кормить их с ложечки и самой себе в рот что-нибудь положить. Они спали со мной по очереди. Я каждый день брала в садик одну из своих кукол, и мне было очень хорошо.

Вот я стала чуть-чуть взрослее, учусь в 1 классе, но мои куклы остаются любимым занятием в свободное время. У меня есть пупс «Бэби бон», Барби, Винксы.

Сейчас современные куклы: ножки и ручки двигаются, головки качаются, и даже говорят. Мама мне рассказывала, что в ее детстве, тоже было много красивых кукол, только не такие модные и стильные как сейчас. Но вот когда были маленькими мои бабушки, куклы были совершенно другими. Мне стало очень интересно узнать, какими куклами играли мои бабушки.

Цель: выявление особенностей кукол, которыми играли мои бабушки

Задачи:

1. Прочитать книги об истории возникновения и видах кукол

2. Спросить у мамы и бабушки нужную мне информацию

3. Изготовить самостоятельно куклу

Гипотеза: я предполагаю, что куклы, в которые играли мои бабушки, очень сильно отличаются от современных кукол.

Методы исследования: сбор информации проводился методом устных опросов моих родственников. Изготовление кукол проходило на занятиях творческого объединения «Марьюшка» (Руководитель: Андреева Е.Г.)

Методика проведения исследования.

У меня две бабушки. Одна из них (Москалева Мария Дмитриевна) живет в д.Чердынь. А когда была маленькой, она жила в д. Верхняя Березовка Назаровского района. Со своим вопросом я обратилась к ней, и она мне с удовольствием рассказала о том, в какие куклы играла она в детстве. Но самым интересным моментом при общении с бабушкой, было то, что она мне показала, как изготовить куклу.

Чтоб получилась кукла, «Какая девка я красивая!» нужно взять самотканую холщёвую ткань или вату, кусочки ткани, иголку и нитки.

1 шаг - вату скручиваем с тканью плотно, если хотим большую куклу получить, зашиваем и получаем столбец

2 шаг – опять берём вату и ткань, плотно скручиваем и шьём ручки, смотрим на длину

3 шаг – шьём вторую ручку

4 шаг – затем ручки пришиваем к туловищу, соблюдая пропорциональность.

5 шаг – шьём ножки, так же, как и ручки, соблюдая длину.

6 шаг – пришиваем ножки к туловищу

7 шаг – получился «голыш»

8 шаг – теперь одеваем, шьём различную одежду, (наряжали - кто чем)

9 шаг – раскрашиваем лицо - можно угольками, помадой, волосы делаем из конского волоса, повязываем косынку.

Кукла готова!

Теперь нужно дать имя. Своих кукол называли в честь своих подружек (Манька, Санька). Играть собирались все вместе, и игра называлась «Дочки – мамки», были куклы очень красивые и нарядные - по тем временам, делали для своих кукол и кроватки деревянные.

Я приехала домой и попробовала сшить куклу вместе с мамой. На следующий день я эту куклу показала своим подружкам. Они захотели тоже сшить такую куклу, и мы обратились к своей учительнице Андреевой Елене Георгиевне. И теперь у каждой девочки из моего класса есть такая кукла.

Заключение

Теперь я хочу узнать, какие куклы были у моей второй бабушки. Ее детство прошло в Белоруссии. Мне интересно отличаются ли они от кукол бабы Маши.

Для себя я сделала следующие выводы:

1. Кукла известна с глубокой древности.

2. Куклы моей бабушки были очень простыми, но они были любимыми, так как сделаны своими руками.

3. Я самостоятельно могу изготовить свою любимую куклу.

 

“Образ лисы в глиняной игрушке”

Автор работы: Брыкина Анастасия, ученица 8 «А» класса и

Овсянникова Анжелика, ученица 6 класса МБОУ «Крутоярская СОШ»

Руководители: Терешкова Вера Викторовна, Домоносова Галина Анатольевна

 

В прошлом году я познакомилась с удивительным искусством - изготовление глиняных игрушек. Интересуясь новым для меня искусством, я начала поиск различной информации. Открыла много нового для себя, но и вопросов возникло тоже не мало.

Я узнала, что в глиняной игрушке обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа, традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение. “Каждый образ в глиняной игрушке имеет свое значение, символ. Птица — это символ радости, счастья, это душа предков. Конь — главный символ солнца и оберег. Медведь — символ могущества, пробуждение природы. Баран, корова — могущество, плодородие. Козел — добрая сила. Олень — символ изобилия.”

А почему другие животные в глиняной игрушке ни чего не символизируют? Например, интересный персонаж русских народных сказок - лиса, в народных сказках очень популярна, а в народной игрушке нет.

Я решила сама придумать значение для глиняной игрушки в образе лисы. Используя знания о традициях глиняной игрушки в России, я определила, что необходимо обобщить представления о животном, провести исследование.

Цель исследования: Определение значения глиняной игрушки в образе лисы.

Задачи:

изучить информацию о хищном животном - лисе;

обобщить научные знания о лисе и образ лисы в русских народных сказках;

сформировать представление о значении (символе) образа лисы в глиняной игрушке.

Мной была изучена научная информация о лисе.

Лиса – один из самых красивых хищников. Она относиться к семейству псовых, хотя чем-то похожа на кошачьих. Окрас шкурки рыжий, хвост длинный и пушистый, морда длинная и узкая, а глаза умные и хитрые. Лиса по размеру напоминает небольшую собаку. Окраска рыжей плутовки варьируется от огненно-рыжей до серой.

Лиса живет и в Европе, и в Азии, и в Америке, и в Африке. Лиса – очень ловкий и резвый зверь. Она так быстро бегает, что ее очень трудно догнать собакам. К тому же это очень хитрый зверь: она может пускаться на различные уловки, запутывая собственные следы или добывая себе пропитание.

Лиса в природе имеет множество положительных качеств. Она ловкая, сообразительная, активная, постоянно находится в движении, имеет хорошую память и острый слух, любопытна, наблюдательна, проявляет смекалку и находчивость. все эти качества ей необходимы для того чтобы приносить пользу лесу. Основной пищей лис остаются полевки, мыши, суслики и другие мелкие грызуны, приносящие вред сельскому хозяйству. А подрастающие лисята в большом количестве истребляют майских жуков – известных вредителей в лесных районах.

Если обобщить все положительные качества лисы, описанные в научной литературе, то можно её олицетворять с активностью, лёгкостью, позитивом, удачей.

Лиса, проявляя все свои охотничьи умения, всегда успешно охотится, иногда на домашнюю птицу. Так как она легко уходит от погони, её сложно выследить охотнику, то в сказке ей приписывают разные отрицательные качества. Она хитрая, склонная к обману и уловкам, умеет притворяться, нападает на беспомощных и беззащитных, в погоде за добычей может наделать глупостей.

Для обобщения представлений об образе лисы в сказках я изучила 13 русских народных сказок. Определила общие признаки, которые присутствуют в каждой сказке.

Исследование сказок показало, что в образе лисы доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. В русских сказках лисе противопоставляется персонаж-простак. Им может быть волк, которого лиса с успехом одурачивает, петух, или слабый заяц, которого она выгоняет из своей избы. Лиса часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. В некоторых сказках лиса сама обманывается, а в одной сказке погибает от собственной глупости, надев кувшин на голову, тонет в реке.

Таким образом, если исходить из сказочного образа лисы, то можно для неё придумать такое значение - искушение, эмоциональность, наглость.

Активность, лёгкость, позитив, удача, искушение, эмоциональность, наглость. Если объединить все перечисленные качества и вспомнить к тому же, что лиса - это животное которое всё делает быстро, внезапно, стремительно, то можно считать, что глиняная игрушка в образе лисы может быть хранительницей времени и удачи. Её можно дарить человеку, которому желаешь, удачи при выполнении сложного дела, желаешь позитива, лёгкости, активности, хорошего настроения и сил для борьбы со своими эмоциями, с искушением и с собственной наглостью.

 

«В гостях у семьи Малышевых»

 

Автор работы: Малышева Жанна,

ученица 8 «а» класса МБОУ «Крутоярской СОШ»

Руководитель: Терешкова Вера Викторовна

Введение

Сегодня много различных товаров: одежда, сувениры, предметы интерьера, лежат на прилавках магазинов. Они красочные, хорошего качества, модные, интересные, но, несмотря на это многие люди, создают эти же предметы своими руками. Существует отдельный вид современного искусства, называется «хенд-мейт».

В 19 веке машинный труд полностью заменил ручной, это повысило количество товаров, сказалось на качестве и на цене, но почему мы сегодня снова возвращаемся к ручному труду и почему изделия сделанные вручную столь популярны.

В моей семье все занимаются ручным творчеством: бабушка создает большие композиции, вышивая крестиком; папа режет по дереву; мама вяжет; я и моя сестра вышиваем, вяжем, рисуем, работаем с бумагой и многими другими материалами.

Цель исследовательской работы: определить значимость ручного труда на примере творчества семьи Малышевых.

Задачи:

1. Описать творчество семьи Малышевых

2. Определить важность и значимость ручного труда.

3. Обобщить информацию.

Методы: опрос, анализ, обобщение.

Творчество в семье Малышевых.

Малышева Любовь Павловна – моя бабушка. Родилась в 1940 г. 2 июня. В детстве она любила заниматься разными видами искусств: шитьем, вязанием, делала цветы из гофрированной бумаги, но больше всего она любила вышивать.

Вышивала разными видами:

· Вышивкой крестом

· Вышивкой полукрестом (гобеленовое шитьё)

· Вышивкой Ришелье (ажурная вышивка)

· Вышивкой лентами

· Вышивкой золотом (золотыми нитями)

· Вышивкой бисером

· Изонитью

· Аппликацией

Бабушка сама придумывает, рисует на бумаге схемы и вышивает их на коврах.

Вообще я могу сказать, что вышивание — это общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, газа, тюля и др. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы. Моя бабушка в этом деле настоящий специалист.

Малышев Олег Владимирович – мой папа. Родился 1 сентября 1968г. В детстве он плел из бисера много разных вещей, например ремни. Папа работал на разных должностях, но всегда хотел работать на пасеке с пчелами. Это увлечение привело его к резьбе по дереву, так как нужно было делать пчелам «жилье». Таким образом, папа стал творить из дерева. Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом), а также искусства в целом. Современная резьба - Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Сегодня Олег Владимирович делает: «дома» для пчел, мебель, деревянное панно и др.

В своём творчестве он учится использовать разные виды резьбы:

· Сквозная резьба

· Плосковыемчатая резьба

· Рельефная резьба

· Скульптурная резьба

Малышева Олеся Сергеевна – моя мама. Родилась 17 августа 1980г. Мама в детстве не занималась никаким видом искусства, этот талант в ней открылся не очень давно. Сегодня она занимается вязанием. Она создаёт произведения искусства с помощью ниток и спиц. Вяза́ние — процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.

Инструментом для вязания служат: Спицы. Для вязания используются спицы из различного материала: металлические, пластиковые, деревянные. Для получения цилиндрического бесшовного полотна применяются либо кольцевые спицы (соединённые гибкой связью), либо комплект из четырёх (пяти) спиц. Жгуты, косы, различные переплетения выполняются с помощью вспомогательной спицы или петледержателя.

Как рассказывает Олеся Сергеевна, ее мама (моя бабушка) вязала многие вещи: кофты, платья, носки, варежки и др. Возможно это умение передалось и маме. Сегодня мама вяжет: плед из лоскутков, варежки, носки, одежду.

Малышева Диана Олеговна – моя старшая сестра. Родилась 15 марта 1999г. Занимается разными видами искусства: шьет, занимается Оригами, бисероплетением, рисует, но т.к. еще учится это еще не все.

Малышева Жанна Олеговна - я. Родилась 29 февраля 2000г. Так же я разносторонний человек, увлекаюсь всем по – немногу: вышиваю, вяжу, рисую, делаю картины из бутылок и др.

Малышева Мария - Елизавета Олеговна - моя младшая сестра. Родилась 19 января 2003г. Пока учится.

Заключение

В своей работе я рассказала о творчестве семьи Малышевых, которые живут в маленьком сибирском селе. Я являюсь членом этой творческой семьи, и описывая наши занятия много думала о том, почему мы ценим ручной труд, спрашивала об этом своих родных. Сегодня я могу сделать вывод о значимости ручного труда.

Важность ручного труда заключается в том, что он приносит много удовольствия, хотя и занимает очень много времени. Чувства, возникающие при создании своей работы невозможно передать словами. Вещь сделанная своими руками - это часть твоей души. Она как бы «заряжена» твоей энергией, ты к ней относишься бережнее и стараешься сохранить для следующих поколений.

«Ангел мой, пойдем со мной ты впереди, а я за тобой...»

Автор работы: Машинец Алена,

ученица 4 класса МБОУ «Павловская СОШ»

Руководитель: Мащенкова Марина Алексеевна

«Ангел мой, пойдем со мной ты впереди, а я за тобой...»

Так нужно говорить, чтобы устеречь себя от беды. У каждого человека есть свой Ангел спаситель.

Ангел нас оберегает от беды и помогает. Только нужно его позвать. Попросить.

Кто такой Ангел?

Кто такой Ангел я узнала не так давно из уроков ОПК и от родителей. А раньше для меня слова Ангел, Ангелочек значило название игрушки - маленького мальчика или девочки с крылышками, такие игрушки обычно дарили на новогодние праздники, на Рождество. Я предположила, а не о том ли самом Ангеле идет речь, об Ангеле - хранителе? И есть ли связь между Ангелом – хранителем и милыми игрушками. И как родилась игрушка – ангелочек? Я решила разобраться.

Ангел

Слово «Ангел» в переводе с греческого означает «вестник». Ангелы - духи бестелесные, бессмертные и безгрешные. Господь наделил их совершенным умом, свободной волей, силой и многими высокими способностями.

Ангелы - духи бесплотные, а значит, невидимые. Почему они изображаются на иконах? Ангелы много раз являлись людям в видимом образе, о чём рассказывается в Священном Писании.

На иконах Ангелы чаще всего изображаются в виде прекрасных юношей, что символизирует их совершенство и духовную красоту. Крылья у Ангелов - символ быстроты, а посох в руке говорит о том, что они - посланники Бога. Нимб вокруг головы означает излившуюся на Ангелов Божию благодать. Они одеты в длинную одежду, поверх неё гиматий - плащ.

Ангел хранитель, который даётся человеку при крещении, охраняет, помогает и защищает. Поэтому он изображается с мечом, означающим духовное оружие и защиту. На некоторых иконах Ангел ведет за руку младенца - образ души.

Рождественский ангел

Рождественский ангел – это настоящий символ Нового Года и Рождества. Ангелы в Рождественскую ночь возвестили о рождении Господа пастухам, пасущим неподалеку стадо. Тотчас за благовестием последовало явление ангельского хора, славившего Бога.

История игрушки

Кукла "Рождественский Ангел" - это древняя славянская кукла, которая носит обереговый характер и символизирует Ангела-хранителя, который есть у каждого человека. Даря эту куклу, напоминали о его существовании, призывая помощь и защиту. Ее можно повесить у изголовья кровати для того, чтобы она охраняла ночной сон, можно повесить и на окно для «просеивания» негативных энергий, которые могут через него проходить, а можно использовалась как ёлочное украшение. Рождество и Новый год–это время неожиданностей и подарков и совсем необязательно за подарками для близких бежать в магазин. Куда теплее и душевнее милые нехитрые сюрпризы-самоделки.

Такие подарки – настоящая ценность, способная на долгие годы сохранить тепло и радость любого праздника. А я предлагаю свой вариант игрушки.

Рождественская игрушка «Ангел мой..»

Тебе понадобиться:

· Ножницы.

· Клей.

· Мишура (для волос).

· Сетка или кружево (для крыльев).

· Тонкий шнур (для подвешивания игрушки).

· Картон или другой плотный материал.

 

Приступаем к работе.

· Вырежи детали с соседней страницы.

· По выкройке вырежи кружевные крылышки.

· Склей между собой детали ручек и ножек, так чтобы они получились двусторонними.

· Склей между собой две стороны платья, сразу вклеивая между ними крылышки, ножки и шнур, сложенный пополам.

· К внутренней стороне задней части головы приклей волосы, кусочек мишуры

· Приклей обе части головы к платью: одну с задней стороны, другую с лицевой. Всё!

 

«Крупеничка – старинная насыпная игрушка»

Автор работы: Скок Наталья,

ученица 9 класса МБОУ «Краснополянская СОШ»

Руководитель: Юдина Надежда Ивановна

 

Введение.

Народные игрушки – это не те, которые создаются на фабриках и заводах. Первую народную игрушку сделал еще Древний человек, когда слепил себе горшок для еды, а из оставшейся глины сделал дочке куклу. И еще тот, кто, сделав себе большое копье, изготовил маленькое копье для сына и куклу из щепочки дочке. А сын и дочь выросли и сделали такие же игрушки своим детям.

Народная игрушка есть в любой стране, и у каждой – свой национальный характер, потому что в игрушках отражается человеческая история.

Славянская кукольная культура. История русской традиционной куклы.

Славянская традиция имеет богатую кукольную культуру. На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», – гласит поговорка. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия.

В большинстве случаев кукла – это образ женщины. Это указывает на то, что кукла является зримым образом Богини Лады, проводником ее силы – силы любви, гармонии, мудрости, поэтому прямую связь с куклой имеет женщина – хранительница силы и берегиня. Но и мужчины умели делать кукол, хорошо в них разбирались и пользовались этими куклами. Также кукла являлась проводником силы рода. К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Кукла представлялась посредником между живыми и теми, кто отошел в вечность, или теми, кто еще не родился. Она считалась воплощением души предков, защитницей от злых чар.

Куклы-обереги. Особенности их изготовления.

Когда появились первые куклы-обереги? Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. В русской деревне со второй половины 19 века до середины 20 века тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой деревенских детишек. Кукол этих берегли: вырастет девочка, станет мамой и куклу своей дочке передаст. Тряпичная кукла жила в каждой избе, в иных домах их было до сотни. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа. Берегиня - от слова «беречь», «оберег» (талисман). Человек брал такую куклу-берегиню, три раза поворачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром». Со временем куклы теряли свое магическое значение и становились игрушками, забавами для детей.

Как изменялся внешний вид куклы-берегини? Облик куклы формировался на протяжении многих веков. Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы, для неё использовали белую ткань. Голова символизировала духовную сущность человека. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Иногда на месте лица рисовали (вышивали) крест: с приходом христианства, крест всегда считался добрым знаком.

Кто и как изготавливал куклу-оберег? Еще до появления ребенка на свет каждая мать делала куколку-берегиню, тщательно соблюдая одно условие – изготовить ее без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя было ни уколоть, ни порезать – считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота. Делали куколку просто: сворачивали из цветных тряпочек, затем укладывали в пустую колыбельку, чтобы куколка «обогрела» ее для малыша. Когда ребенок рождался, куколка не расставалась с ним. Иногда для очень беспокойных детей делали куколку-бессонницу. Ее укладывали спать вместе с младенцем, при этом мама приговаривала такие слова: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!» Часто куклу-оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату. Сделанную своими руками берегиню мать дарила дочери перед ее замужеством. Если человек заболевал, его всего обкладывали такими куколками. Все верили, что они помогут больному выздороветь. Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сестры. Одновременно малышей с 5 лет учили самих шить таких кукол, передавая им свой опыт.

Крупеничка – старинная насыпная игрушка.

Куколка-зернушка

Простая на внешний вид куколка-зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Эти куклы были оберегами не только на достаток, но и на плодородие, как материальное, так и, например, прибавление в семье. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Земля рождает урожай, поэтому и образ, дающий этот урожай, женский.

Как и все народные куклы, Крупеничка не имеет лица. Считается, что кукла с собственным лицом бережет саму себя, а куколка без лица – дом, всех его обитателей, или специально того человека, для кого сделана.

Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла - зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку творить все необходимое для чудо-жизни.

Первоначально Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи. Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение к ней было особым. К концу Х1Х века для наполнения стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились Зерновушки и Горошинки. Куколка получила несколько названий: Крупеничка или Крупушка – потому, что наполнена крупой. Зернушка - потому, что в некоторых местностях ее наполняли зерном нового урожая; Горошинка – наполнялась горохом.

Значения круп в Зерновушке:

· Гречиха - сытость и богатство,

· Рис - самое дорогое зерно, на праздник

· Перловка - на сытость

· Овес - на силу.

Могли и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда клали монетку.

Издавна на Руси именно зерно символизировало достаток, и было показателем богатства семьи. Крупеничек могло быть несколько в доме – от совсем крошечных до достаточно больших. Куколки хранились до весны, и из них брали зерна для следующего посева. Если зима выдавалась суровой, зерно из Зерновушки могли использовать в пищу. Те, кто не сеет, варит весной из зерен обрядовую кашу. После нового урожая Крупеничка обновлялась.

Заключение

Мне удалось сделать все, что я задумала, я провела исследование о Крупеничке- тряпичной кукле. В ходе исследования я выяснила, что тряпичные куклы – один из древнейших видов декоративно–прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. Кукла Крупеничка несла в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Сегодня полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками. Пусть в моей Крупеничке нет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт, но зато в ней есть что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В моем творении чувствуется то, что мы называем душой.

«Образ лягушки в народном фольклоре»

Авторы работы: Горбачева Саша, Веккессер Диана, Толетова Юля,

учащиеся 5 класса МБОУ «Краснополянская СОШ»

Руководители: Гукалова Ольга Владимировна, Гридина Мария Викторовна

Введение

На полках детских супермаркетов, в группах детского сада часто можно увидеть игрушку – лягушку. Смешная, грустная, забавная – эту игрушку мы видим в разном исполнении.

У нас в детстве тоже была игрушка – лягушка, но до недавнего времени мы не задавались вопросом: что значит образ лягушки, с чем он связан, одинаковое ли значение этот образ имеет у разных народов?

Лягушка. В различных мифопоэтических системах функции Лягушки, как положительные (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), так и отрицательные (связь с хтоническим миром, мором, болезнью, смертью), определяются прежде всего её связью с водой, в частности с дождём. В схеме древа мирового или трёх космологических зон Лягушка (вместе другими хтоническими животными приурочена соответственно к корням и к нижнему миру, прежде всего к подземным водам. В одних случаях Лягушка подобно черепахе, рыбе или какому либо морскому животному, держит на своей спине мир, в других — выступает как открывательница некоторых важных космологических элементов. Иногда с Лягушкой связываются водные элементы хаоса, первоначального ила (или грязи), из которых возник мир.

В Древнем Египте с головой Лягушки изображались боги Хекет (богиня плодородия связанная с загробным миром) и даже Амон. В Бирме и Индокитае с образов Лягушки нередко связывается злой дух, который проглатывает луну (поэтому Лягушка считается причиной затмения). В Китае, где Лягушку также связывают с луной их называют «небесными цыплятами» так как существует поверье, что Лягушки падают вместе с росой с неба. Мотив небесного происхождения Лягушек позволяет рассматривать их (и некоторых других хтонических животных) как превращённых детей (или жену) громовержца, изгнанных на землю, в воду, в нижний. В гимне лягушкам говорится, что Лягушки появляются в сезон дождей и подают голос, пробуждённый к жизни богом грозы Парджаньей, при этом Лягушки обращаются к своим сородичам, «как сын к отцу» (т. е. к Парджанье). Некоторые исследователи полагают, что гимн Лягушке представляет собой словесную часть ритуала вызывания дождя с помощью Лягушки, известного и в современной Индии. В это у случае получает объяснение и сравнение Лягушки с брахманами, участвующим в ритуале, и с коровами как зооморфными образами плодородия и изобилия. Связь Лягушки с богом неба косвенно засвидетельствована в басне Эзопа: лягушек, выпрашивающих у громовержца царя для себя. Более непосредственно она проявляется в мифологическом рассказе африканских ашанти, согласно которому бог неба Ньяма посадил Лягушку сторожем у колодца, где никогда не иссякает вода, и дал ей за это хвост; во время засухи возгордившаяся Лягушка не пустила к колодцу жаждущих зверей и даже самого Ньяму, за что он лишил её хвоста и сделал так что все Лягушки рождаются с хвостом, но вскоре теряют его. Мотив Лягушки как превращённых людей, известный также и в австралийской мифологии, не исчерпывается их связью с громовержцем: в филиппинском этиологическом мифе Лягушка превращается упавший в воду мужчина, которого жена переносила в корзине через реку; к тому же кругу представлений относится мотив обращения в Лягушку за обман. Сама Лягушка может подвергаться дальнейшим превращениям в другие образы охранителя вод (в частности подземных). Вместе с тем она может выступать и как источник плодородия и прародительница всего человеческого рода (у мексиканских индейцев); с этим мотивом соотносятся случаи, когда Лягушка выступает в функции тотема (у манси). Известны и другие варианты отношений человека и Лягушки (проглоченная Лягушка как причина беременности, Лягушка как источник болезни, колдовство, осуществляемое с помощью Лягушки. Иногда Лягушка выступает как помощница человека: она указывает путь герою, переносит его через реку, даёт полезный совет. В то же время Лягушка может символизировать ложную мудрость как разрушительница знания.

Лягушка - является очень неоднозначным символом. Взгляды на ее значение во мноroм зависит от исторически сложившихся различий в менталитете народов Запада и Востока, от особенностей их жизненноrо уклада, традиций, релиrиозных воззрений и т.д. В данном случае полярность мнений проявилась в полной мере.

Образ лягушки в русском фольклоре

Россия, волею судеб оказавшаяся на стыке между Западом и Востоком, попеременно испытывала на себе влияние с обеих сторон. Отразилось это и на отношении к лягушкам. К лягушке наши предки испытывали даже некоторую симпатию. В русском фольклоре отмечались способности лягушек к перевоплощению, что можно заметить хотя бы из популярной сказки о Царевне-лягушке. Лягушку на Руси запрещалось убивать, ведь под ее невзрачной внешностью могла скрываться чистая и прекрасная душа. И в любом случае это грозило сильными и обильными дождями.

В народной культуре лягушка считалась нечистым животным и входила в разряд гадов, имеющих, согласно древним представлениям, хтоническую природу, то есть причастность



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: