Ответьте на вопросы:
- Расскажите о современных направлениях в танцевальном искусстве.
- Какие виды танцев вы знаете? Перечислите.
- Видели ли вы балетные постановки? Какие? Расскажите о своих впечатлениях.
- Нужен ли танец, как вид искусства?
V. Проверка знаний:
Тестирование:
1. Какой приговор вынес испанский драматург Лопе де Вега в своей комедии «Учитель танцев» девушкам, которые не умеют танцевать:
- быть украшением стенным, как портрет
- как статуя, украшать зал
- быть неподвижной, полной дамой
2. Что при помощи танца старались сделать первобытные люди:
- вызвать бурю или ураган
- задобрить силы природы
- понравиться друг другу
3. Как называлась наука изучающая танец в Древней Греции:
- динамика
- оркестика
- хореография
4. Что такое танец:
- движения тела, подчиненные определенному ритму
- движение рук и ног
- мысленные движения отдельных частей тела
5. Что составляет основу балета:
- классический танец
- народные пляски
- дискотечная, современная музыка
VI. Домашнее задание: Подготовить доклад об истории балета или знаменитой балерине.
История балета
Искусство балет не знает точной даты своего рождения и одного какого-нибудь творца. Но известно точно, что балет возник в эпоху Возрождения и был тесно связан с итальянской комедией масок, с темпераментным ритмом ее представлений, сложной, почти акробатической структурой, экспрессивной мимикой.
Балет – исключительно театральное искусство. Его корни уходят в 14 столетие, а к концу 16 века завершилось его становление.
Поначалу балеты носили простой характер, то есть не имели никакого сюжета. Это были отдельные танцы – торжественный выходы, церемониальные шествия, почтительные поклоны, реверансы, изящные позы.
Позднее, по мере усложнения танцев, балет потребовал специальной подготовки, что привело к созданию придворных хореографических школ.
Становление балетного искусства завершилось в эпоху классицизма. Именно в это время были выработаны основные каноны и формы классического балета, появились пять позиций ног, с которых начиналось любое движение в танце. Техника танца приобретала все большую виртуозность и профессионализм. Деятели балета искали новые средства выразительности в танце.
Выдающимся реформатором балетного искусства стал Ж. Новер. Он различал в балете два вида танцев:
- действенный, в котором четко выражен сюжет и происходит развитие действия,
- механический (технический)
В России первый балетный спектакль состоялся при дворе царя Алексея Михайловича в 1673 году в подмосковном селе Преображенском. Его подготовил иностранец – офицер инженерных войск – Никола Лима. Назывался он «Балет об Орфее и Евридике».
Истоки русского балета – в народных плясках. Русские артисты по своему относились к технике танца. Они развивали ее, обогащали качествами, свойственными народному танцу: выразительностью, одухотворенностью, осмысленностью. На этой основе и начало формироваться то искусство, которое мы называем теперь русским балетом.
В истории русского балета много славных страниц. В 19 веке он стал образцом для балета всего мира. Этим он обязан композиторам, балетмейстерам, балеринам и танцовщикам.
Великие композиторы:
- П.И. Чайковский, создатель бессмертных балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
- А.К. Глазунов, автор «Раймонды»
- С. Прокофьев
Балетмейстеры:
- М. Петипа
- Л. Иванов
- М. Фокин
Балерины:
- А. Павлова
- Е. Гельцер
- Т. Карсавина
- Г. Уланова
- М. Семенова
- М. Плисецкая
- Н. Бессмертнова
Танцовщики:
- В. Нежинский
- В. Тихомиров
Балет – искусство синтетическое, объединяющее различные виды художественного творчества.
Балет тесно связан с другими видами искусств:
- с литературой: часто балетный сценарий создается на основе литературного произведения, используя его сюжет. Родство балета и литературы делит балет на жанры:
- эпический («Пламя Парижа»)
- лирический («Шопениана»)
- драматический («Медный всадник»)
- лирико-эпический («Каменный цветок»)
- лирико-драматический («Лебединое озеро»)
- эпико-драматический («Спартак»)
Существует и более частное определение балетных жанров:
- балет – поэма («Бахчисарайский фонтан»)
- балет – роман («Утраченные иллюзии», «Анна Каренина»)
- балет – сказка («Золушка», «Щелкунчик»)
- балет – феерия («Спящая красавица»)
- с музыкой: оба искусства развертываются во времени, говорят «без слов», подчинены ритму. Сначала композитором пишется музыка, потом балетмейстер готовит танец, продумывая до мельчайших подробностей все его элементы.
- с театром: здесь танцевальное и актерское мастерство слито воедино.
- с изобразительным искусством: со скульптурой – пластика человеческого тела, с архитектурой и дизайном – декорации, с ДПИ – костюмы, с живописью – цветовые гаммы.