Лабораторная работа №7.
Реинжениринг процессов
Цель работы: Создание модели TO-ВЕ (реинжениринг бизнес-процессов).
Теоретические сведения
Проведение экспертизы. Цикл автор-читатель. Цикл автор-читатель предназначен для обеспечения обратной связи при построении модели. Он включает определенные формализованные процедуры, предписывающие правила координации деятельности участников создания модели. В работе над моделью принимают участие специалисты разных специальностей – аналитики (авторы), эксперты предметной области (читатели), библиотекари и комитет технического контроля. Обычно библиотекарь выделяется для больших проектов. Цикл автор-читатель содержит следующие этапы:
На очередном этапе декомпозиции аналитик создает диаграмму на основе общих знаний, анализа документации и опроса экспертов. Общие знания не позволяют создать диаграмму достаточно корректно, поэтому она нуждается в уточнении и дополнении.
Все коммуникации при создании модели контролируются библиотекарем. Он ответственен за прохождение папок и архивирование диаграмм модели. После создания диаграмма посылается библиотекарю для помещения в архив.
Автором формируется папка и передается для распространения библиотекарю (одна копия направляется автору). В папку должна входить текущая диаграмма. Кроме того, в папку могут включаться сопутствующие отчеты, в том числе словарь стрелок и работ, диаграмма верхнего уровня, дерево узлов и любая необходимая дополнительная документация. На папке регистрируются входящие данные – дата, автор, данные читателя и т. д., после чего папка направляется эксперту предметной области (читателю).
Читатель рецензирует папку и записывает свои комментарии. Замечания вносятся в диаграмму по определенным правилам. Если читатель решил внести замечание, он должен указать номер замечания, затем внести текст замечания и в каркасе диаграммы в разделе Notes зачеркнуть цифру, соответствующую номеру замечания (рис. 7.1).
После рецензирования папки возвращаются библиотекарю. Библиотекарь должен обеспечивать проведение рецензирования в срок. Затем папки регистрируются и направляются автору.
Автор вносит ответ на замечания и, если он согласен с замечаниями, вносит изменения в модель. На практике зачастую сеанс экспертизы проводится в форме устного собеседования между автором и экспертом. В этом случае особенно важно вносить замечания эксперта и комментарии автора в диаграмму для документирования всех идей, возникших в результате моделирования.
Рис. 7.1. Внесение замечаний в диаграмму
Если это необходимо, проводится дополнительная экспертиза у того же или у другого эксперта.
После прохождения нескольких циклов число замечаний обычно уменьшается, и диаграмма становится стабильной. В процессе изменения диаграмма может менять свой статус, который должен быть отражен в каркасе диаграммы. Когда автор считает, что диаграмма уже достаточно проработана и достигла уровня "Recommended", он пересылает ее на утверждение в комитет технического контроля, где она проходит окончательную экспертизу. После внесения замечаний и окончательных изменений диаграмма (или набор диаграмм) окончательно утверждается, получает статус "Publication" и может быть распечатана и распространена среди участников проекта.
Порядок выполнения работы
Модель TO-BE создается на основе анализа модели AS-IS. Анализ может проводиться как по формальным признакам (отсутствие выходов или управления, отсутствие обратных связей и т.д.), так и по неформальным – на основе знаний предметной области.
Допустим, в результате анализа принимается решение реорганизовать функции производства и тестирования компьютеров и оставить функциональности "Продажи и маркетинг" и "Отгрузка и получение" пока без изменений.
Принято решение сформировать отдел дизайна, который должен формировать конфигурацию компьютеров, разрабатывать корпоративные стандарты, подбирать приемлемых поставщиков, разрабатывать инструкции по сборке, процедуры тестирования и устранения неполадок для всего производственного отдела.
Работа "Сборка и тестирование компьютеров" должна быть реорганизована и названа "Производство продукта". Будут созданы работы "Разработать конфигурацию", "Планировать производство" и "Собрать продукт".
Рассмотрим новые роли персонала. Дизайнер должен разрабатывать систему, стандарты на продукцию, документировать и передавать спецификации в отдел маркетинга и продаж. Он должен определять, какие компоненты (аппаратные и программные) должны закупаться для сборки компьютеров, обеспечивать документацией и управлять процедурами сборки, тестирования и устранения неполадок.
Функции диспетчера в работе "Сборка и тестирование компьютеров" должны быть заменены на функции планировщика.
Планировщик должен обрабатывать заказы клиентов и генерировать заказы на сборку, получить коммерческий прогноз из отдела маркетинга и формировать требования на закупку компонентов и собирать информацию от поставщиков.
Диспетчер должен составлять расписание производства на основании заказов на сборку, полученных в результате работы "Планировать производство", получать копии заказов клиентов и отвечать за упаковку и комплектацию заказанных компьютеров, передаваемых в работу "Отгрузка и получение".