Статьи сотрудников в сборниках и периодических изданиях 20 глава




Юрий Ларин. Живопись и графика / Сост. А.Симонова. Саратов, 2004

Илларион Голицын. Валентина Куцевич: Каталог выставки / Авт.-сост. А.Т.Симонова. Саратов, 2005

Бородина В.И. Хвалынский космос К.С.Петрова-Водкина. Самара, 2005

Азъ есмь путъ… / Сост. Н.В.Гаврилова. Саратов, 2005

А.Майоров. Прохожие и пилигримы / Авт.-сост. Е.Н.Короткая. Саратов, 2006

Савиновы. Династия художников. Живопись, графика, керамика / Авт.-сост. Е.И.Водо-нос, Е.А.Дорогина, И.А.Колобухова, Е.К.Савельева. Саратов, 2006

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 808

Саянск*

МУК «Музейно-выставочный комплекс “Саянская картинная галерея”»

665358, Иркутская обл., Саянск, Ленинградский пр., 65

Директор – Кузнецова Антонина Александровна, тел.: (395-13) 7-19-03

E-mail: М1601@mail.museum.net

Основана в 1983 году.

С 1983 года – Выставочный зал при Детской художественной школе, с 1992 года – Картинная галерея.

Общая площадь – 700 кв. м, экспозиционная – 300 кв. м, фондовая – 20 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 1339, в том числе: живопись – 480, графика – 580, скульптура – 116.

 

Собрание галереи включает произведения современных художников Иркутска.

Свияжск

Свияжский архитектурно-художественный музей

Филиaл ГУ «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан»

422800, Республика Татарстан, Зеленодольский р­н, Свияжск

Зав. филиалом – Колесов Сергей Николаевич, тел.: (8432) 36-02-14

Основан и открыт 23 июля 1987 года.

Расположен на территории Иоанно­Предтеченского монастыря.

(Монастырь возник в конце XVI в., был закрыт в 1920-е гг., в 2001–2002 годы был передан в ведение Казанского епархиального управления Русской православной церкви.)

Занимает здания:

Церковь Святой Троицы, 1551 г., деревянная, первая православная в Казанском крае. Построена за один день, перестраивалась в XVIII в., иконостас XVI–XVIII вв.

Церковь Сергия Радонежского, 1604 г., первоначально – трапезная. Перестройки и колокольня – XVIII в.

Собор Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 1906 г., арх. Ф.Д.Мали­новский

Общая экспозиционная площадь всех церквей – 1285 кв. м.

 

Экспонируются иконы, в том числе выполненные в традициях западноукраинской (католической) школы иконописи, скульптура, предметы культа XVI – XX вв.

В ведении Свияжского архитектурно-художественного музея находятся:

- Церковь Св. Троицы (площадь – 170,25 кв. м)

- Здание богадельни, кон. XIX в. (площадь – 360 кв. м, в настоящее время используется как гостиница ГМИИ РТ)

- Купеческий дом Ф.Т. и В.Ф. Каменевых, кон. XIX в. (площадь – 521 кв. м). После ремонта в этом здании предполагается разместить постоянную экспозицию Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан).

Сергиев Посад

ГУК МО «Сергиево­Посадский государственный историко-художественный музей­заповедник»

141300, Московская обл., Сергиев Посад, пр. Красной Армии, 144

Выходной день – понедельник

Директор – Макоев Феликс Ханбиевич, тел.: (49654) 0-63-58

Факс: (495) 786-27-08

E-mail: sergiev@divo.ru; www.musobl.divo.ru/spmmain8.html

Основан и открыт для посещения в 1920 году.

С 1920 г. – Сергиевский гос. историко-худ. музей, с 1930 г. – Загорский гос. историко-художественный и антирелигиозный музей, с 1940 г. – Загор-ский гос. историко-художественный музей­заповедник, с 1991 г. – современное название.

Размещается в ряде памятников архитектуры XVIII–XX вв., в том числе на территории Троице­Сергиевой Лавры (здания Ризницы и Наместничьих покоев, XVIII в.).

Общая площадь – 9786 кв. м, экспозиционная – 2770 кв. м, фондовая – 592 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 104 087, в том числе: живопись – 1763, графика – 10 882, скульптура – 50, ДПИ – 67 037, нумизматика – 8311, археология – 1807, фотографии – 7667, документы – 6525, прочее – 7681.

 

Основу музея составило древнее собрание художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры, которое насчитывало до 10 000 экспонатов (иконы, шитые покровы и пелены, облачения священнослужителей, печатные и рукописные книги, церковная и светская утварь и др.) и было национализировано в 1918 году.

Музей не только сохранил это уникальное наследие, но и значительно его развил: собраны новые богатые коллекции русского народного и декоративно-прикладного искусства XVIII – XXI веков, отражающие важные пласты истории русской культуры. Это один из редких российских музеев, в характере собрания которого прослеживается теснейшая связь с судьбами государства, известного монастыря и древнего города. Представленные здесь коллекции русского изобразительного искусства XIV – XXI веков знакомят и с самобытностью древней русской культуры, и с развитием ее лучших традиций в современных искусствах.

 

Балдин В.И. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. М., 1977

Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV – XVII вв. М., 1996

Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Подготовили Е.H.Клитина, Т.H.Ману-шина, Т.В.Hиколаева. М., 1987

Древнерусское и народное искусство // Сообщения Загорского музея-заповедника. Вып. 4. М., 1990

Живописные эмали в собрании Загорского музея-заповедника: Каталог / Авт.-сост. Л.А.Шитова. М., 1988

Загорский гос. историко-художественный музей-заповедник: Советское декоративно-прикладное искусство: Каталог / Авт.-сост. Л.Э.Калмыкова. М.,1971

Загорский гос. историко-художественный музей-заповедник: Путеводитель / Сост. Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Л.А.Кувшинникова и др. М., 1983

Золото-серебряное кружево XVIII – начала XX в. в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника: Каталог / Авт.-сост. Г.К.Баранова. М., 1993

Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника. Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-каталог /Авт.-сост. Л.М.Воронцова. Сергиев Посад, 1996

Калмыкова Л.Э. Народная вышивка Тверской земли. 2-я пол. XVIII – нач. XX в. Из собрания Загорского гос. историко-худ. музея-заповедника: Альбом. Л., 1981

Книги кириллической печати XVI–XVIII вв. Загорского историко-художественного музея-заповедника: Каталог / Авт.-сост. Л.М.Спирина. М., 1981

Манушина Т.H. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея: Альбом-каталог. М., 1983

Народное гончарство Московской области XIX – нач. XX в.: Каталог / Авт.-сост. Л.Э.Калмыкова. М., 1995

Народное искусство Пензенской области конца XIX–XX вв. Новые поступления. 1981–1987 гг.: Каталог / Авт.-сост. В.М.Жигулева, Л.М.Зайцева. М., 1989

Hиколаева Т.В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977

Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV–XIX вв.: Каталог выставки. К 600-летию памяти Преподобного Сергия Радонежского / Авт. Л.М.Воронцова, Л.А.Шитова, О.И.Зарицкая. М., 1992

Русские ситцевые платки XIX – нач. XX в.: Каталог / Авт.-сост. С.В.Горожанина, В.М.Жигулева, Л.М.Зайцева. М., 1994

Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения-1995. Вып. 5. М., 1995

Тверская вышивка в собрании Загорского музея: Каталог / Авт.-сост. Л.Э.Калмыкова. М., 1982

Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву: Из собрания Загорского гос. историко-художественного музея-заповедника: Альбом. М., 1983

Фарфор, фаянс XVIII – нач. XX в. в собрании Загорского музея: Новые поступления 1976–1985 гг.: Каталог / Авт.-сост. С.И.Зарицкая, Л.А.Шитова. М., 1986

Чукотское и эскимосское искусство из собрания Загорского историко-художественного музея-заповедника: Альбом / Авт.-сост. А.К.Ефимова, Е.H.Клитина. Л., 1981

Филимонов К.А. Сергиев Посад. Страницы истории. XIV – нач. XX века. М., 1997

Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения-2000. М., 2000

Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международных конференций. М., 2000; Сергиев Посад, 2002; Сергиев Посад, 2004

Троице-Сергиева лавра и русские государи: реликвии и художественные сокровища: Каталог выставки. М., 2002

Калмыкова Л.Э. Тверская набойка XIX – нач. XX в. Сергиев Посад, 2003

Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. М., 2003

Преподобный Сергий – Великий подвижник Земли Русской. М., 2004

Шитова Л.А. Русские иконы в драгоценных окладах. Конец XVII – нач. XX века. М., 2005

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 814 (as Zagorsk)

Серпухов

МУК МО «Серпуховский историко-художественный музей»

142206, Серпухов, Московская обл., ул. Чехова, 87

Выходной день – понедельник, каждый последний четверг месяца – санитарный день

Директор – Гафурова Людмила Викторовна, тел.: (4967) 35-24-19

Тел./факс: (4967) 35-17-53

E-mail: sihm@mail.ru sihm@online.stack.net; www.museum.ru/M485

Филиалы Серпуховского историко-художественного музея:

Троицкий собор XVI–XIX вв.

142200, Серпухов, Московская обл., Красная гора

Музеефицирован и открыт в 1985 году.

Общая площадь – 431 кв. м.

Постоянная выставка «Памятники архитектуры города и края XII–XX вв.»

Зав. филиалом – Гореликова Марина Анатольевна, тел.: (4967) 72-28-59

Покровская церковь, 1908–1910 гг.

142200, Серпухов, Московская обл., ул. Чехова, 83

Музеефицирована и открыта в 1989 году.

Общая площадь – 211 кв. м.

Мемориальный фонд А.П.Андреева

142200, Серпухов, Московская обл., ул. 1-я Московская, 39,

тел.: (4967) 72-78-59

Основан в 1918–1919 гг. Открыт в 1920 году.

В документах 1920–1930-х гг. музей носил названия: Художественно-исторический или Историко­художественный (1921), Уездный музей природоведения и искусства (1922), с 1924 г. – историко-краеведческий музей, с 1930 г. – Музей местного края.

Решением исполкома Серпуховского горсовета от 28.08.1956 г. перепрофилирован в историко-художественный музей.

Занимает здание: Городской особняк, 1896 г., по проекту арх. Р.И.Клейна

Общая площадь – 3923 кв. м, экспозиционная – 1501 кв. м, фондовая – 637 кв. м.

Общее количество единиц хранения – более 37 055, в том числе: живопись – 2012, графика – 2358, скульптура – 269, ДПИ– 7838, нумизматика – 545, археология – 1255, быт и этнография – 1291, фотографии – 6401, документы – 5849, прочее – 4332.

 

Музей обязан своим созданием инициативе и усилиям представителей местной интеллигенции, художника А.А.Бузовкина и А.А.Воронкова. Основой музейных коллекций стало собрание западноевропейского, древнерусского и русского искусства известной деятельницы старообрядчества А.В.Мараевой, а также художественные ценности, поступившие из имений уезда в 1918–1920 гг. В 1920 – нач. 1930-х гг. собрание музея пополнялось поступлениями из расформированных московских музеев, музея «Остафьево», серпуховских монастырей.

Собрание западноевропейского искусства XVI–XIX вв. составляют работы старых мастеров Италии, Франции, Испании, Нидерландов, Голландии, Германии и Австрии: А.Карнео, Э.Кейля, Дж. Тьеполо, Ш.Лебрена, Б. ван дер Аста, Я. де Баккера, Я.Янсенса, И.Виллартса, И.Яудервилле, А.Граффа и др.

Значительна коллекция декоративно-прикладного искусства: керамика, стекло, художественный металл.

Раздел древнерусского искусства включает, помимо коллекции живописи, рукописные и старопечатные книги.

В основе собрания русского искусства XVIII–XX вв. – произведения Д.Левицкого, Ф.Рокотова, А.Орловского, В.Тропинина, И.Айвазовского, А.Бого-любова, А.Саврасова, И.Шишкина, Г.Семирадского, К. и В. Ма-ков--ских, В.Поленова, В.Васнецова, Н.Ярошенко, И.Левитана и других мастеров. Представлены художники «Мира искусства», «Союза русских художников», «Бубнового валета», участники других художест-венных группировок начала XX в. Интересна коллекция живописных и графических работ Н.Гончаровой и М.Ларионова, ранних скульптур С.Конен-кова, прикладного искусства и мебели XVII–XX вв.

В собрании советского искусства видное место занимают работы московских художников 1930–1980-х гг., а также местных авторов, в том числе А.А.Бузовкина.

Коллекции памятников археологии, истории и культуры, этнографии, нумизматики, фотографий и документов отражают историю Серпуховского края со II тысячелетия до н.э. по настоящее время. Интересны архивы XVI–XX вв. Серпуховских монастырей.

Уникальна коллекция старообрядческих икон и памятников письменности из Покровской церкви Серпухова.

 

Вкладная книга Серпуховского Высоцкого монастыря. М., 1993

Материалы юбилейной научно-практической конференции (75 лет СИХМ). Серпухов, 1996

Садков В.А. Серпуховский историко-художественный музей. Западноевропейская живопись и скульптура XVII–XIX вв.: Научный каталог. Подольск, 1995

Серпуховский историко-художественный музей. Западноевропейская живопись: Каталог / Авт. -сост. В.А.Садков. М., 1979

Серпуховский историко-художественный музей: Альбом. М., 1977

Серпуховскому историко-художественному музею 60 лет: Тезисы докладов научной конференции. Серпухов, 1981

Серпухову – 650 лет: Материалы юбилейной научно-практической конференции по истории и культуре русского города. Серпухов, 1989

Сборник 2-й научно-практической конференции: «Города центральной России в истории предпринимательства и культуры». Серпухов, 2005

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 808

Смоленск

ОГУК «Смоленский государственный музей­заповедник»

214000, Смоленск, ул. Большая Советская, 11

Выходной день – понедельник

Директор – Волосенкова Надежда Евстафьевна, тел.: (4812) 38-73-73

Зам. директора по развитию – Вострикова Наталья Константиновна,

тел.: (4812) 38-73-40

Факс: (4812) 38-73-46; E-mail: smolmuz@sci.smolensk.ru

Филиалы:

Историко­архитектурный комплекс «Теремок»

п. Фленово Смоленской обл.

Музей-усадьба М.И.Глинки

п. Новоспасское Ельнинского р­на

Дом-музей Н.М.Пржевальского

п. Пржевальское Демидовского р­на Смоленской обл.

Музей партизанской славы

п. Пржевальское Демидовского р­на Смоленской обл.

Дом-музей М.А.Егорова

Рудня, п. Молкомб

Основан в 1877 году.

Основатели: С.П.Писарев (директор историко-археологического музея в 1888 г.), М.К.Тенишева – создатель музея «Русская старина» (1898).

До 1969 г. – Смоленский областной краеведческий музей, с 1969 г. – Смоленский музей изобразительных искусств им. С.Т.Коненкова и Смоленский краеведческий музей, с 1977 г. – Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей­заповедник, с 1989 г. – Смоленский государственный музей­заповедник.

Занимаемые здания – памятники гражданской и церковной архитектуры XVIII – XX вв.

Общая площадь – 15 088,3 кв. м, экспозиционная – 5851,1 кв. м, фондовая – 2014,3 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 485 335, в том числе: живопись – 3737, графика – 20 051, скульптура – 1154, ДПИ – 11 319.

 

Собрание Смоленского музея-заповедника составляет более 485 000 единиц хранения, в том числе коллекции археологии, тканей, документов, редких книг, этнографии, нумизматики, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

В основе художественного собрания музея – коллекция историко-этнографического музея «Русская старина» кн. М.К.Тенишевой, частные собрания А.И.Барышникова, семьи Хлудовых, графов Паниных.

Древнерусское искусство представлено в собрании музея в основном коллекцией икон из музея «Русская старина». Особый интерес представляет коллекция русской резной иконы, такие произведения, как «Спас нерукотворный» (Псков, XV в.), «Чудо о Фроле и Лавре» и «Огненное вознесение Ильи Пророка» (новгородская школа, XVI в.).

Раздел русского искусства XVIII в. включает произведения Ф.Рокотова, К.Христинека, Ж.Вуаля и работы провинциальных мастеров.

В разделе искусства XIX века наиболее интересны работы В.Тропинина, Ф.Тулова, С.Щукина, А.Егорова, И.Айвазовского, А.Куинджи, И.Репина, В.Серова, К.Коровина, И.Левитана.

Искусство рубежа веков представлено произведениями Л.Бакста, А.Головина, А.Бенуа, К.Сомова, редкими работами Н.Рериха.

В собрание живописи начала XX в. входят полотна Р.Фалька, Н.Крылова, П.Кузнецова Л.Поповой, П.Кончаловского, К.Зефирова.

В разделе отечественного искусства 1930-1980-х гг. экспонируется одно из малоизвестных полотен А.Пластова – «Гость с фронта» (1944).

Коллекция западноевропейской живописи немногочисленна, но включает первоклассные работы итальянских, немецких, французских, голландских мастеров XVI–XX вв. Среди наиболее известных – «Святая Юста» Ф.Сурбарана, «Портрет ювелира» итальянского мастера XV в., «Мадонна с младенцем» нидерландского художника XVI в.

Особый раздел собрания – изделия талашкинских художественных мастерских кн. М.К.Тенишевой, в том числе балалайки с росписями М.Врубеля, С.Малютина, работы Н.Рериха, С.Малютина, М.Тенишевой.

Наиболее значительные художественные поступления последних 20 лет: коллекции И.С.Соркина (Санкт-Петербург), О.П.Вороновой и А.А.Кулешова (Москва).

 

Произведения западноевропейской живописи из собрания Смоленского музея-заповедника, реставрированные ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря: Каталог выставки / Сост. Н.В.Барвинская, Л.С.Шилина. Смоленск, 1979

Произведения С.В.Малютина в собрании Смоленского музея: Каталог / Авт.-сост. Л.М.Козикова. Смоленск, 1982

Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно- художественный музей-заповедник. Смоленская художественная галерея. Русское и советское искусство. Живопись, графика, скульптура: Каталог / Авт. вст. ст. Л.Л.Новикова и др. Смоленск,1988

Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник. Русское народное резное и расписное дерево в собрании Смоленского государственного объединенного исторического и архитектурно-художественного музея-заповедника: Альбом / Авт.-сост. Л.Журавлева, авт. введ. В.Василенко. М., 1985

Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник. Каталог коллекций: Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство / Вст. ст. О.Вороновой, А.Кулешова. Смоленск, 1985

Смоленский областной краеведческий музей. Художественная галерея. Русское и советское изобразительное искусство: Каталог-путеводитель / Сост. Л.Л.Каганэ. Смоленск, 1958

Смоленский областной музей изобразительных и прикладных искусств: Буклет / Сост. Л.М.Кузенкова. Смоленск, 1969

Сольвычегодск

ГУК «Сольвычегодский историко-художественный музей»

165330, Архангельская обл., Котласский р­н, Сольвычегодск,

ул. Советская, 9

Выходной день – понедельник

Директор – Мехреньгина Зинаида Николаевна,

тел./факс: (818-37) 7-92-54, тел.: 7-93-30

Главный хранитель – Парконен Елена Николаевна, тел.: (818-37) 7-94-81

Зав. отделом народной культуры / школы­мастерской народных ремесел –

Шпанова Ольга Семеновна, тел.: (818-37) 7-92-64

E-mail: solimus@mail.ru

Музей открыт 1 мая 1919 года по решению Сольвычегодского уездного подотдела по охране памятников искусства и старины на основе древлехранилища Благовещенского собора.

Первоначально музей назывался «Музей-хранилище Сольвычегодского края», позже был переименован в «Сольвычегодский государственный музей». С 1937 по 1955 гг. – Сольвычегодский краеведческий музей. С 1956 года – современное название.

Музей занимает следующие здания:

Благовещенский собор, 1560–1584 гг. (Музейный пер., 1) – один из древнейших и наиболее выдающихся памятников каменной архитектуры Рус-ского Севера: характерный для XVI в. городской трехапсидный пятиглавый храм крупных размеров, поставленный на высокий подклет и окруженный галереей с приделами. Построенный как домовая церковь Строгановых, с конца XVII в. Благовещенский собор являлся городским приходским храмом. В летнем храме собора находятся фресковые росписи 1597-1601 гг. С минимальными утратами и переделками сохранился храмовый интерьер XVI – XVII вв. В 1919 г. в северном приделе собора было устроено древлехранилище Строгановских вкладов. В 1923 г. все здание собора передано Сольвычегодскому музею. В настоящее время Благовещенский собор – главное здание Сольвычегодского музея, в котором располагаются основная экспозиция и фондохранилище

2-этажный каменный дом купцов Хаминовых, кон. XIX в. (ул. Советская, 9). Построен на средства П.В.Хаминова. В здании располагается дирекция и научная библиотека музея

Дом М.П.Кузаковой, 1905 г. (ул. Ленина, 28). Деревянное одноэтажное здание с мезонином. В доме располагается мемориальная экспозиция, посвященная пребыванию в Сольвычегодской ссылке И.В.Сталина

Здание по адресу: ул. К.Маркса, 7. В этом здании располагается отдел народной культуры и школа­мастерская народных ремесел

Общая площадь занимаемых музеем помещений – 2687 кв. м, экспозиционная – 690 кв. м, фондовая – 108 кв. м.

Общее количество единиц хранения: основной фонд – 6023; научно-вспомогательный – 1896.

Основной фонд включает следующие художественные коллекции: древнерусская живопись – 668 ед. хр., русская и советская живопись – 90, графика – 94, скульптура – 86 (в т. ч. деревянная полихромная скульптура – 46), ДПИ – 1119, народное творчество – 949.

 

Основу художественного собрания составляют произведения древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства XVI–XVII вв., поступившие из древлехранилища Благовещенского собора, а также закрытых в 1920–1930-е гг. церквей Сольвычегодска и Сольвычегодского уезда (знаменитые иконные вклады Строгановых – работы царских изографов Истомы Савина, Назария Истомина-Савина, Богдана Соболева; «человека Строгановых» Истомы Елизарова, Офонасея, Посника Дербина и др.); произведения Строгановского лицевого шитья, церковные облачения, изделия сольвычегодских мастеров-серебряников.

Представляют интерес деревянная скульптура и иконостасная резьба XVII–XIX вв.: царские врата, фигуры святых, сцены из Житий, из Нового Завета. Деревянная скульптура поступала в музей в 1920–1940-е гг. из церквей бывшего Сольвычегодского уезда.

Наиболее значимая часть коллекции «Народное творчество» – женские головные уборы (плачея, венец, коруна, кокошники, повязка и пр.), рубахи, сарафаны, душегреи, шитые золотными нитями перчатки, расписные прялки, туеса и пр. – была приобретена сотрудниками музея в 1920-е гг. во время экспедиций по деревням уезда. Эта коллекция стабильно пополняется каждый год (начиная с 2000 г. поступило более 120 предметов).

В 1921 году из ГМФ в собрание Сольвычегодского музея пришло более 200 произведений живописи, скульптуры и графики XVIII–XIX вв. (В 1966 году большая часть этих произведений была передана в Архангельский музей ИЗО.)

Коллекции живописи и графики Сольвычегодского музея с 1960-х годов пополняются произведениями современных художников.

 

Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002

Макаренко Н.Е. Искусство Древней Руси: У Соли Вычегодской. Пг., 1918

Гра Е.А. Иконопись сольвычегодских «иконных горниц» Строгановых // Музей – 4. М., 1983, с. 16–26

Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы: Каталог выставки. М., 1991

Донская Л.Н., Донской Г.Г. Из истории строительства и создания настенных росписей Благовещенского собора города Сольвычегодска // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. Вып. 8 (38). М., 1983, с. 37–46

Удралова Н.В. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске // Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989, с. 193–202

Иконы строгановских вотчин XVI–XVII вв. По материалам реставрационных работ ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря. Каталог-альбом. М., 2003

Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983

Сочи

МУК «Сочинский художественный музей»

354000, Сочи, Курортный пр., 51

Выходной день – понедельник

Директор – Хрисанов Петр Александрович, тел.: (8622) 62-29-85

Факс: (8622) 62-29-16, 62-24-40

Основан в 1971 году (Приказ МК РСФСР от 15.07.1971 г.). Открыт 1 октября 1976 года.

1971–1988 гг. – «Выставочный зал изобразительного искусства», 1988–2001 гг. – «Сочинский художественный музей», с 2001 г. – современное название.

Музей занимает здание Уполномоченного ВЦИК СССР по строительству города-курорта Сочи­Мацеста, построенное в 1936 г. по проекту академика архитектуры И.В.Жолтовского. С 1979 г. здание является памятником архитектуры федерального значения.

Общая площадь территории – 0,76 га, общая площадь помещений – 2605 кв. м, экспозиционная – 1537 кв. м, фондовая – 500 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 5052, из них: живопись – 909, графика – 2726, скульптура – 56, ДПИ – 842, предметы археологии – 10, редкие книги – 4, НВФ – 515.

 

Начало коллекции положили произведения, переданные сочинскими здравницами (в основном живопись 1930–1950-х годов), впоследствии коллекция пополнилась большим количеством графики и ДПИ, переданных через МК РСФСР и Росизопропаганду.

Значительный раздел в комплектовании фондов составляют многочисленные дарственные от авторов и организаций.

 

Выставочный зал изобразительного искусства: Буклет. М., 1981

Сочинский художественный музей: Буклет. Сочи, 2002

Мзымтинский клад: Буклет. Сочи, 2005

Сочинский художественный музей: Альбом. М., 2006

Спасск*

МУК «Спасский музей народного творчества»

442600, Пензенская обл., Спасск, Советская пл., 18

Выходной день – воскресенье

Директор – Бормашева Елена Васильевна, тел.: (84151) 2-25-32

(Отдел культуры)

Открыт 1 января 1993 года.

Более ранее название – Беднодемьяновский выставочный зал.

Общая площадь – 267,2 кв. м, экспозиционная – 157,2 кв. м, фондовая – 23 кв. м.

Ставрополь

ГУК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»

355045, Ставрополь, ул. Дзержинского, 115–117

Выходной день – понедельник

Директор – Белая Зоя Александровна, тел./факс: (8652) 26-54-78

Главный хранитель – Ковалев Иван Григорьевич, тел.: (8652) 26-40-34

Ученый секретарь – Барер София Давидовна, тел.: (8652) 26-46-60

Факс: (8652) 26-54-84; E-mail: M1608muzeum@yandex.ru; informacia07@mail.ru

www.stavropol.ru/city/museum/skmii/

Основан в декабре 1961 года. Открыт в ноябре 1962 года.

История формирования коллекции связана с открытием в 1904 году Ставропольского краеведческого музея и именами его основателей – местных краеведов Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве. В 1925 году был сформирован художественный отдел Краеведческого музея, в собрание которого вошли экспонаты частной коллекции местных купцов, меценатов греческого происхождения И.И. и Н.И.Алафузовых, произведения из музея императорской Академии художеств (1919 г.), Государственного музейного фонда (1925, 1928 гг.), ГРМ, Эрмитажа, Музея горских народов (1936 г.) и др.

В 1961 году коллекция художественного отдела музея краеведения легла в основу создания краевого музея изобразительных искусств, созданного по инициативе зав. художественным отделом, первого директора музея Бориса Альбертовича Бендика (1920–1993).

Музей занимает два спаренных здания, бывшие жилые особняки, 2-й пол. XIX в.

Общая площадь – 1410 кв. м, экспозиционная – 540 кв. м, фондовая – 257 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 22 557, в том числе: живопись – 1416, графика – 20 221, скульптура – 123, ДПИ – 695.

 

Собрание музея весьма разнообразно по своему составу, источникам поступления.

Древнейшая его часть включает памятники античного искусства (красно- и чернофигурные амфоры, алавастровые сосуды, светильники, арибаллы, танагрские статуэтки, финикийское стекло (от V века до н.э. до I века н.э.).

Средневековье представлено изделиями арабских мастеров VIII–XIII вв. (фаянсовая посуда, керамические изразцы, украшенные вязью с текстами сур Корана).

Собрание западноевропейского искусства включает в себя живопись XVI – нач. XX в., в которой представлены произведения 9 европейских национальных художественных школ (Италия, Франция, Испания, Фландрия, Голландия, Германия, Англия, Австрия, Дания), в т.ч. работы П.Миньяра, А.Мельби, Ф.Винтергальтера, К.Робертсон, А.Кауфман и др.), изделия из слоновой кости, бронзы, образцы мебели, фламандская шпалера «Вертумн и Помона» XVII в.

Русское искусство XVII – 1-й пол. XIX в. представлено в основном портретом (парсуна, полотна В.Л.Боровиковского, С.С.Щукина, А.О.Орловского, С.К.Зарянко и др.)

Собрание русской живописи и графики XIX – нач. XX в. представляет все основные их направления (академисты, передвижники, «Союз русских художников» и др.). В его составе – произведения Н.Чернецова, И.Айвазовского, Л.Лагорио, Г.Яковлева, А.Боголюбова, Л.Жодейко, А.Мещерского, А.Куинджи, И.Репина, А.Киселева, А.Шильдера, Ю.Ю.Клевера, Л.В.Туржанского и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: