Средства межфразовой связи на уровне текста




Средства межфразовой связи на уровне высказывания

Морфологические средства. Служебные слова

- предлоги (в, к, на, от, в отношении):
Свет разлагает углекислоту в силу своей яркости.

союзы (и, а, но, не... а..., однако; будто; если; чтобы; хотя; так как, потому что):
И чудится, будто весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру.

частицы (ведь, вот и, же, ли):
Глупый ты — вот тебе и сказ весь…
Проверяющих много, но какая же польза от них?

Синтаксические средства:

вводные слова и словосочетания (во-первых, во-вторых, в частности, однако, например, напротив): Я скоро заприметил две немаловажные вещи: во-первых, количество журналов на столике не только не уменьшается, а, наоборот, увеличивается за счет поступления новых номеров; во-вторых, никто и никогда не читает этих журналов.

единство видовременных форм глаголов-сказуемых: Старшина и некоторые из присяжных приподнялись и, затрудняясь тем движением или положением, которое они должны придать своим рукам, подошли к столу и поочередно посмотрели на кольцо, склянку и фильтр.

Необходимо контролировать логичность как каждого отдельного высказывания, так и текста в целом. Представленные выше средства служат выражению межфразовой связи не только на уровне высказывания, но и на уровне целого текста. Между тем есть собственно текстовые средства выражения логико-смысловых отношений. Очень важно уметь их правильно использовать при написании текста. Рассмотрим наиболее часто встре­чающиеся.

Средства межфразовой связи на уровне текста

Лексические средства:

  • повторы: Августа достала из посудницы большую кружку, резанную еще дедом. Когда-то эта кружка была на заимке. Давно нет заимки, и деда нет, а кружка осталась.
  • однокоренные слова: Воде было где разгуляться. Водный беспредел летел вниз, расширяясь вширь.
  • синонимические замены: В лесу мы видели лося. Сохатый шел
    вдоль опушки и никого не боялся.
  • антонимы: Хорошее, доброе долго помнится. Злое, к счастью, забывается быстро.
  • слова со значением ''целое и части": Наружность его показалась мне замечательна:он был лет сорока, росту среднего, худощав
    и широкоплеч. В черной бороде показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

Морфологические средства:

· местоимения 3-го лица: Призыв об охране лесов должен быть обращен прежде всего к молодежи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать ее.

· местоимения (личные, указательные, притяжа­тельные): Подлинная интеллигентность необходима. Без нее трудно представить себе человеческое существование (личное местоимение). Мы подошли к колодцу. Тому самому, который искали целый день (указательное мес­тоимение);

· указательные слова (указательные местоимения, местоименные наречия, частицы): Уничтожая природу, человек уничтожает среду собственного обитания и в конечном итоге уничтожает самого себя. Это становится все более очевидным…

· наречия времени и места: Мы хорошо теперь видим: планета Земля очень невелика... Было время, когда дым... мог лишь испачкать белье... Сегодня дым из трубы достигает соседней страны и грозит уже замарать землю целого государства...

· порядковые и количественные числительные: Мы укажем на три проблемы. Одна из них есть проблема литературной нормы... Вторая проблема есть соотношение литературного языка с языком литературы... Наконец, третья проблема — это соотношение литературного языка со школьным обучением родному языку.

· союзы: Основанием послужило бурное развитие средств массовой коммуникации. Но это не только радио, телевидение, газеты...

· предлоги: Эта часть состоит из шести глав...

Синтаксические средства:

  • видовременная соотнесенность глаголов: Победа не упала с неба. Мы ее выстояли. Мы ее выковали. Мы ее оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой.
  • вводные слова, предложения: При слабой сплоченности общества языки дробятся на говоры и наречия. Наоборот, при слиянии общественных союзов языки могут сближаться... Таким образом, жизнь языка тесно связана с жизнью людей.

· отдельные типы предложений:

а) нераспространенные двусоставные;

б) односоставные предложения: Перейдём к следующей части высказывания.

Об этом говорилось вы­ше.

Как уже было отмечено... и т.п.

  • в) вопросительные предложения:...Упражняется ли милосердие в нашей жизни? Есть ли постоянная принуда этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему?
  • г) восклицательные предложения:...И все-таки больше всего был я с Пушкиным. Сколько чувств рождал он во мне! И как часто сопровождал я им свои собственные чувства и все то, среди чего и чем я жил!

 

Как правило, перечисленные средства в тексте выступают во взаимодействии.

Текстовые средства межфразовой связи, как правило, выполняют двойную функцию: обобщают сказанное ранее и открывают следующую микротему повествования.

Способы межфразовой связи:

1) цепная,
2) параллельная.

Большую роль в речи играет цепной вид связи (80-85% объема текстов во всех стилях речи), отражающий последовательное движение мысли, при котором каждое последующее предложение развивается из предыдущего: "...теперь жена казалась в полтора раза старше его. Это была женщина высокая, с темными бровями, прямая, важная, солидная…"(А.П.Чехов).

Широкое использование цепных связей придает изложению нейтральный, объективный характер.

Речь приобретает эмоциональный, экспрессивный характер при параллельной связи, когда предложения не развиваются одно из другого,
а сопоставляются. Каждое последующее предложение развивается по типу предыдущего.

Не случайно параллельная связь очень часто дополняется фигурами речи, усиливающими ее выразительность, например анафорой (единоначатием): " Это было в День Победы. Это было в солнечном городе, в сквере, где буйная зелень, яркие цветы и веселые ребятишки — все говорит о весне и жизни. Это было там, где над братской могилой горит вечный огонь" (Известия).

Композиция.

Логичность речи на уровне текста проявляется в умело построенной композиции.

Представление о композиции как логике развития темы возникло в древности. Законы композиции во многом определяются конкретным жанром произведения, но трехчастное построение речи (вступление, основная часть, заключение) — почти универсальный закон конструирования нехудожественного текста.

Вступление предполагает введение в тему, ознакомление с предметом речи.
Основная часть содержит развитие основной мысли, намеченное во вступлении. Здесь непосредственно и разносторонне раскрывается тема, решаются поставленные проблемы, сообщаются основные сведения, суть дела.
В заключении обычно подводится итог, формулируются со всей определенностью выводы, суммируется сказанное.

Текст создается в соответствии с композиционными особенностями преобладающего в тексте типа речи: повествования, описания, рассуждения. Повествование - это рассказ о развивающихся действиях, событиях. Описание — словесное изображение предмета, явления действительнос­ти. Рассуждение — изложение и доказательство какого-либо мнения. Деление речи на эти типы достаточно условно, потому что в реальной речевой практике они часто употребляются и взаимодействуют в одном тексте. Значит, можно говорить лишь о преобладании какого-то одного из типов в каждом конкретном тексте. Поскольку с точки зрения структуры тексты всех трех типов речи делятся на три части, постольку работу над текстом можно рассматривать в три этапа: а) работа над содержанием введения (I), б) основной части (2) и в) заключения (3). Каковы особенности содержательного наполнения каждой из частей?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: