ВИРТУАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО




“Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр.3:20).

 

Сущность христианства - это живая молитва человека к живому Богу, прямое Богобщение внутри своего сердца. В зависимости от чистоты сердца человека, его смирения, веры, - глубина Богообщения может меняться, но всегда, повторюсь, это живая встреча с живым Богом. Господь хочет: «…чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Все дело за человеком: «по вере вашей да будет вам» (Мф.9 29), по вере и устремленности его к Богу, но если: «….ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр. 3:15-16) говорит Господь. И в другом месте: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель. Не дам славы Моей иному (Ис. 42,8). «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6,24). То есть войти в полноту Богообщения человек может только целиком предавшись своему Творцу.

В последнее время новый вид искушения постиг современного христианина. Искушение гаджетами, виртуальным пространством. С одной стороны, возможность получения нужной информации, система коммуникации безгранично расширилась. Открылся широкий доступ к православной литературе, лекциям, проповедям, видеофильмам. С другой стороны, огромное количество фейков, клеветы, оккультной пропаганды обрушилось на пользователя инета.

Кроме того, у большинства людей появилась настоящая интернет- зависимость. Образно говоря, они подсели «на информационную иглу». У них выработалась привычка, и даже необходимость, постоянно получать какую-то новую информацию. Без использования гаджета, человек чувствует себя как-то тоскливо, уныло, постоянно пытается заполнить, образующуюся душевную пустоту. И опять тянется к телефону, компьютеру, планшету.

Как показали многочисленные научные исследования вал информации, обрушивающийся на мозг, делает его неспособным к полноценной переработке полученных данных, ведет к образованию поверхностного, клипового мышления, потери способности к концентрации внимания, ухудшению памяти. Человек начинает мыслить и жить поверхностно, не вникая в суть происходящих явлений, становится удобным объектом для манипуляции сознания.

Но остановимся на обозначенной теме «виртуального христианства». Православный, зависая в гаджетах, постоянно читая «интересную, христианскую информацию», зависая в спорах со своими оппонентами, делясь «добытыми» новостями – уходит из реальной жизни Богообщения, памяти о Боге в искусственно созданный мир. Мир, который в Боге не существует, который живет по программе его создателей, основываясь на страстях падшего человеческого существа! Виртуальная реальность, созданная падшим естеством по своей сути враждебна Богу!

Главная заповедь аскетики, - постоянная память о Боге, что является необходимым деланием для спасения души, нарушается кардинальным образом. Ее замещает новостная информация, постоянно меняющаяся и полностью завладевающая вниманием и сознанием индивидуума. Молитва становится внешней и поверхностной. Ибо «от избытка сердца говорят уста». (Мф 12:34). А сердце человека, его чувства, переживания, мысли наполнены из виртуального источника, чуждого Божественной жизни. Таким образом, по словам святых отцов «околосердечный воздух», в психологии это часто называют подсознанием, перегружен страстными мыслями и чувствами, которые препятствуют чистой молитве и памяти Божией. Не испытывая духовного удовлетворения от поверхностной молитвы и чтения слова Божия, христианин старается быстрее закончить молитвенный труд и скорее снова припасть к виртуальному наркотику. Дело доходит до того, что мать, кормя грудного младенца, не выпускает пресловутого гаджета из рук.

В результате такого бедственного состояния, вера человека ослабевает, страсти усиливаются, потребность как в частной, так и соборной молитве ослабевает. Христианин уже не испытывает нужды в исповеди, причастии. Он духовно охладел. Он стал виртуальным христианином. Его уже больше привлекает общение в интернете, споры, обличения, сплетни о жизни того или иного духовного лица. При чем факты, найденные в виртуальном пространстве, становятся для него более значимыми, чем многолетний личный опыт общения с духовником! И это духовно и психологически понятно. Чем живет человек, то и имеет больший вес в его сознании. Если виртуальная информации стала сутью жизни падшего христианина, то и авторитет ее неизмеримо возрастает по своей значимости и определяет мотивы и поступки данного индивидуума.

Кроме того, клевета и негативная информация, распространяемая в инете приводит ее потребителя к цинизму, подозрительности, всеобщему неверию, к отсутствию авторитетов как таковых. Человек мечется от мнения к мнению, он не в чем не устойчив и является удобным объектом для манипуляции. Духовная жизнь такого христианина все более и более ослабевает, живое Богообщение исчезает, подверженность демоническому воздействию все более усиливается, и он остается православным только по названию и форме исполнения некоторых религиозных ритуалов.

Естественно возникает вопрос, что делать в такой ситуации? Вообще отказаться от использования гаджетов или просто усилить контроль над временем их использования и областью применения? Давайте рассуждать вместе.

Для монашествующих и мирян, стремящихся к духовному совершенствованию, наверно будет лучше отказаться от гаджетов полностью. Кроме искушения они ничего им не принесут. Святые прошлого времени, бежали от людей и суеты житейской в леса и пустыни, именно для стяжания непрестанного Богообщения. «И был к нему глас, говорящий: «Арсений! бегай от людей, – и спасешься» (Древний патерик, гл.3).

Для людей, по послушанию ведущих миссионерскую, научную и просветительскую работу, наверно, возможно использования гаджетов, но в строго определенном направлении, необходимом для их деятельности.

Вредно завязать в бесконечных беседах, виртуальных прениях, убеждая и «спасая» кого-либо. Люди там часто спорят ради самого процесса говорильни, подъема самооценки, удовлетворения гордыни и при этом не стесняются (из-за безнаказанности) в выражениях и даже оскорблениях своих оппонентов. «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» (Пс.1,1) – это богодухновенное выражение святого пророка должно стать нашим руководством к любому виду деятельности. Если кто спросит, с любовью и смирением сказать, если кто спорит – лучше удалиться. Главное – это сохранять свой духовный мир, молитвенное устроение и живое Богообщение. Особенно важно непосредственно участвовать в литургической жизни, исповедоваться, причащаться, пока есть такая возможность.

«….знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор.8:1.) – говорит апостол Павел. Самое многознающее существо это диавол, но он «отец лжи», эгоист, клеветник и обманщик. Современному человеку свойственно усиление рационального мышления и недоразвитие позитивной чувственной сферы. Компьютеризация и цифровизация нашего социума еще более усиливают этот процесс. Человек все более становится индивидуалистом и эгоистом (уподобляясь в этом лукавому), необходимость личного непосредственного общения со своими ближними уходит в прошлое. Его занимает виртуальное общение, где индивидуум может свободно проявлять свои негативные качества и страстность. И в этом искусственном мире нет места Богу и христианской соборности.

Осознавая это, верный православный христианин должен держаться литургической жизни, духа соборности, деятельной Любви к Богу и ближним, сознательно преодолевая возникающие пред ним искушения. Действуя по слову Божию: «бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого»

. (Лк.21,36)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: