Национальная система бесплатной юридической помощи




НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса 11Мз группы

Витушко Оксана Олеговна

 

 

Проверила:

доктор юридических наук, профессор кафедры финансового и предпринимательского права

Щедрина Юлия Владимировна

Курск 2021

Национальная система бесплатной юридической помощи

 

Во втором десятилетии XXI в. Новый мощный импульс развитию практики юристов дал Закон «О бесплатной юридической помощи».

По своему месту и роли в системе законодательства Российской Федерации данный закон занимает место на стыке различных направлений государственной правовой политики: в сферах обеспечения конституционных прав граждан, оказания бесплатной юридической помощи, подготовки юридических кадров, правовое просвещение и правовая информация для населения. В его основе лежит создание правовых гарантий реализации права граждан, установленного Конституцией Российской Федерации, на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, установленных федеральными законами, будет им оказана бесплатно.

Таким образом, предметом отношений по оказанию бесплатной юридической помощи является именно квалифицированная юридическая помощь. Его бесплатный характер проистекает из социальной направленности, но для категорий граждан, чтобы дать им право на получение квалифицированной помощи бесплатно, с дополнительным условием, что основанием для обращения за бесплатной помощью выступают случаи, также характеризующиеся признаком социальной значимости.

Впервые закон подверг процесс оказания юридической помощи представителям различных отделов юридической профессии всеобщему регулированию, указав, что только люди с высшим юридическим образованием имеют право предоставлять ее и оборудовали юридические образовательные клиники, только организации, имеющие исключительное право на участие в деятельности, сформированные на основе системы бесплатной юридической помощи Российской Федерации, указанной в Законе.

Законом установлены общие для всех участников принципы оказания бесплатной юридической помощи (ст. 5 закона), предусмотрено формирование единых требований к качеству ее выполнения, предусмотрен перечень ее основных видов (ст. 6 закона), дифференцировал статус участников системы юридической помощи в отношении оказания юридической помощи.

Клиники и некоммерческие организации относятся к негосударственному сектору. Их объединяют общие цели, условия оказания помощи, координационный центр в лице органов Министерства юстиции Российской Федерации, а также требования к качеству оказываемых услуг всеми участниками, как государственные, так и негосударственные секторы.

Правовой статус клиник и негосударственных центров различается. Доля государственного регулирования и контроля за деятельностью центров значительно выше, чем у клиники.

Негосударственные центры ближе к государственным юридическим бюро, чем клиники, с точки зрения их возможностей в системе бесплатной юридической помощи.

В негосударственных центрах бесплатную юридическую помощь могут оказывать только сертифицированные специалисты, которые несут личную ответственность за качество оказываемой помощи гражданам и возможные неблагоприятные последствия ее оказания вместе с самим центром и его учредителями.

Иными словами, если речь идет об обращении за юридической помощью к субъекту государственной системы, то претендовать на ее получение могут только определенные категории лиц и рассчитывать они могут только на определенный вид юридической помощи. К примеру, в силу ст. 20 Закона о бесплатной юридической помощи, если инвалид I группы пострадал от чрезвычайной ситуации, то он может претендовать на получение всех видов бесплатной юридической помощи. Если же речь идет о защите его прав как потребителя, то он может получить только консультацию и помощь в составлении юридических документов (претензии, искового заявления), но не представительства его интересов в различных инстанциях. Более того, как потребитель он может получить помощь лишь по одному роду вопросов — предоставление коммунальных услуг. При обращении за бесплатной юридической помощью гражданин должен иметь при себе пакет документов, подтверждающих его право на получение такой помощи.

Поскольку организация деятельности участников систем бесплатной взаимной правовой помощи подпадает под юрисдикцию субъектов Российской Федерации и регулируется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральным законом, перечень необходимых документов может немного отличаются в разных регионах. Более подробную информацию вы можете найти на сайтах региональных органов Минюста России. Оказание бесплатной юридической помощи в негосударственной системе бесплатной юридической помощи осуществляется через юридические клиники, созданные образовательными учреждениями и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

Информацию о негосударственных центрах бесплатной юридической помощи также можно найти на официальном сайте Министерства юстиции России по ссылке выше. Дополнительные сведения о юридических клиниках можно уточнить на территории Минюста РФ по субъекту РФ. Вы также можете найти информацию о местных органах власти Минюста России на официальном сайте Минюста России.

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (в ред. от 05 февраля 2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06 апреля 2015) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 06 апреля 2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ (в ред. от 30 марта 2015) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 324-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. №48. Т. 6725.

6. Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

7. Федеральный закон от 27 мая 1998 № 76-ФЗ (в ред. от 24 ноября 2014) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

8. Федеральный закон от 31 Мая 2002 № 63-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

9. Федеральный закон от 24 июня 1999 № 120-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

10. Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 7007.

11. Федеральный закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ (в ред. от 02 мая 2015) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3 Ст. 145.

12. Федеральный закон от 02 августа 1995 № 122-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 32. Ст. 3198



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: