Примерный перечень экзаменационных вопросов для подготовки к государственному экзамену
Управление персоналом
Гр. 19- УП(м)УЧР
Дисциплина «Гендерная экономика и статистика»
1. Гендерная экономика: теория и методология вопроса.
2. Гендерные последствия рыночной трансформации.
3. Экономическая зависимость, гендер и разделение домашнего труда.
4. Основные направления исследования в демографии и статистике населения. Предмет и объект исследования.
5. Методология и методика исследования населения.
6. Численность и структура населения.
7. Направления анализа последствий демографических процессов.
Дисциплина «Теория организации и организационного проектирования»
1. Понятие организации как социального явления, основные принципы функционирования организации.
2. Основополагающие законы организации и их закономерности.
3. Взаимосвязь управления организацией и её персоналом.
4. Особенности создания и управления командами в организации.
5. Подготовка управленческих решений в области оптимизации функционирования подсистем управления персоналом организации.
Дисциплина «Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности
1. Эволюция взглядов на мотивацию трудовой деятельности; основные группы теорий мотивации.
2. Механизм мотивации трудовой деятельности.
3. Определение и структура системы мотивации трудовой деятельности.
4. Алгоритм разработки системы мотивации трудовой деятельности.
5. Влияние системы мотивации персонала на поддержание комфортного морально-психологического климата в организации.
Дисциплина «Управление организационной культурой»
1. Понятие, цель и задачи, функции, структура и содержание организационной культуры.
2. Типология организационных культур, характеристика основных типов.
3. Принципы и методы формирования и поддержания организационной культуры. Факторы, влияющие на особенности организационной культуры.
4. Модели и методы изменения организационной культуры.
5. Влияние организационной культуры на организационную эффективность.
Дисциплина «Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом»
1. Наука как сложное многоаспектное и многоуровневое явление: виды и формы науки, критерии научности.
2. Основные этапы научно-исследовательской деятельности
3. Методология как учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности; методы, инструменты, логическая канва научного исследования.
4. Современные педагогические технологии: сущность, особенности, современная классификация.
5. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом в ходе реализации образовательных программ для обеспечения обучения персонала.
Дисциплина «Теория и практика кадровой политики государства и организации»
1. Государственная кадровая политика: сущность и виды, назначение и цели, принципы и этапы формирования.
2. Механизм формирования государственной кадровой политики в РФ. Характеристика основных стратегических направлений кадровой политики государства.
3. Кадровая политика организации: сущность, взаимосвязь со стратегией организации, элементы, виды, требования.
4. Разработка, формирование и реализация кадровой политики организации: принципы, факторы влияния, научное и методическое обеспечение.
5. Сущность компетентностного подхода и процесса управления компетенциями при разработке и реализации кадровой политики организации.
Дисциплина «Кадровый консалтинг и аудит»
1. Понятия «кадровый консалтинг», «кадровый аудит» в системе наук о персонале; предмет, задачи, цели и методы консалтинга и аудита.
2. Понятие консультационной деятельности, виды консультационных услуг.
3. Профессиональные консультанты, причины и основания для обращения к консультантам.
4. Выбор консультационной фирмы (консультанта), поиск консультационной фирмы (консультанта).
5. Техническое задание консультационной фирме, анализ предложений консультационных фирм.
6. Цена консультационной услуги, методы ценообразования и формы оплаты труда
консультантов.
7. Принципы, процесс, контроль, результативность и эффективность консультирования.
8. Уровни, исследовательские подходы, инструментарий и последовательность проведения аудита персонала.
9. Анализ трудовых показателей как основа аудита персонала
Дисциплина «Самоменеджмент»
1. Дерево целей, определение последовательности действий.
2. Критерии эффективной постановки цели.
3. Основы и методики планирования и принятия решений.
4. Мотивация самосовершенствования и самомотивация.
5. Эволюция и современные взгляды на самоменеджмент.
6. Рабочее время и его структура.
7. Рационализация рабочего времени и способы ее осуществления.
8. Нормирование и планирование рабочего времени.
9. Поглотители времени, контроль использования времени.
10. Основные поглотители времени, пути экономии времени.