Весна. Март 1 неделя.
Тема недели «Миром правит доброта».
“Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека”.
Вольтер
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
& Обобщить представления детей о жизни птиц в зимний период.
& Расширять знания детей о воробьях.
& Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц.
& Воспитывать бережное отношение к птицам.
& Познакомить детей с первым месяцем весны.
& Расширять знания детей о весенних изменениях в природе.
& Расширять представления детей о свойствах воды.
& Расширять представления детей о свойствах льда.
& Формировать представления детей о чередовании времён года.
& Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
& Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
& Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев.
& Развивать познавательный интерес детей
& Развивать познавательную активность детей.
Фенологический календарь природы.
Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.
Перелом зимы (примерно с 15 февраля по 17 марта) — Перелом зимы намечается с резким приростом светового дня, когда солнце не только ходит выше, но и заметнее греет. На полдневной стороне крыш капель звенит, сосульки отращивает. Снег осел, поверху подёрнулся настом — твёрдой коркой. Зима на переломе.
Март 3 неделя. Тема недели «Миром правит доброта».
День недели | Дневная прогулка | Вечерняя прогулка |
Понедельник | Наблюдение «О чём поют воробышки в последний день зимы?» Обобщить представления детей о жизни птиц в зимний период. | |
Вторник | Наблюдение «Март – зимобор». Познакомить детей с первым месяцем весны. | |
Среда | Целевая прогулка вокруг детского сада. Исследование «Как растут сосульки?» Расширять представления детей о свойствах воды. | |
Четверг | Наблюдение «Весна». Формировать представления детей о чередовании времён года. | Игровое упражнение «Песенка овсянки». (3 марта) Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц. |
Пятница | Исследование «Осторожно – сосулька!» Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. |
Наблюдение «О чём поют воробышки в последний день зимы?»
(28 февраля).
Задачи. Обобщить представления детей о жизни птиц в зимний период. Расширять знания детей о воробьях. Воспитывать бережное отношение к птицам. Развивать познавательный интерес детей, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите? (ответы детей).
— По лесному календарю сейчас месяц «дотерпи до весны». Дети, как вы думает, почему он так называется? (предположения детей)
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
– Мы дожили! Мы выжили!
– Мы живы, живы мы!
В. Берестов
— Дети, почему воробышки поют в последний день зимы «Мы дожили! Мы выжили! Мы живы, живы мы!»? (ответы детей).
— Много птиц погибает зимой. Счастливы те птицы, что дожили до весны. Дети, почему птицы зимой часто погибают? (ответы детей).
— Птицы зимой погибают от холода и голода. Дети, как вы думаете, почему птицам трудно найти корм зимой? (ответы детей).
— Исчезают насекомые, снег засыпал растения, которыми питаются птицы. Дети, как мы помогали птицам пережить зиму? (ответы детей).
— Зимой мы подкармливали птиц. Дети, как вы считаете, какие изменения произошли в природе? (ответы детей).
— Дети, сегодня последний день зимы, завтра по календарю наступит весна. Солнце пригревает сильнее, день становится длиннее, воробьи радуются, весело чирикают. Вспомним, как жили птицы зимой.
Весёлые упражнения «Зимующие птицы».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Воробьи и голуби В гости прилетели, | Бег по кругу, взмахи руками (крыльями). |
Грустные, нахохлившись, На берёзу сели. | Присесть, встать |
Лапки поднимали, Пёрышками согревали. | Встать на одну ногу, постоять |
Зёрнышки искали, Ничего не увидали. | Наклон, выпрямиться, пожать плечами. |
Мы кормушки смастерили, Птичек в гости пригласили. | Ударяют кулачок о кулачок. |
Зимующим птицам рады всегда, Ждёт их вкусная еда. | Имитация, рассыпают корм. |
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Наблюдение «Март – зимобор».
Задачи. Познакомить детей с первым месяцем весны. Расширять знания детей о весенних изменениях в природе.Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите, что вы чувствуйте? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, сегодня первый день марта. Март – это весенний месяц. Но к сожалению, зима ещё не ушла от нас. Поэтому в народе март прозвали «зимобор». Дети, как вы думаете, почему март так назвали? (предположения детей).
— Зимобор – с зимой борется.
Здравствуй, март наш зимобор, Первые проталинки завиднелись, косогор стал какой-то маленький. Зря старается февраль, – Не страшны метели, | Засинелась неба даль И звенят капели. На реке-то слышен звон, А в народе знают, – Щука лёд крушит хвостом, – Зиму прогоняет. Анна Гайдамак |
— Дети, что помогает марту бороться с зимой? (ответы детей).
— Солнце весной пригревает, тепло на Землю посылает. Дети, а сегодня у нас выглядывает солнце из-за туч? (ответы детей).
— Дети, как солнце помогает марту зиму побороть? (предположения детей).
— Солнце холод и стужу прогоняет, воздух согревает. Дети, что мы узнали о марте? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что март – первый весенний месяц. В народе март называют зимобор, потому что март с помощью солнца прогоняет холод и стужу.
Весёлые упражнения «Весна».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле, | Руки в стороны, ладонями вверх. Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны. |
На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. | Встаём прямо. Руки на пояс. Притопы на каждый слог в словах. |
Облака бегут быстрей, Небо стало выше, | Бег на месте, руки полусогнуты в локтях. Встаём прямо, руки вверх. |
Зачирикал воробей Веселей на крыше. Самуил Маршак | Руки на пояс, прыжки на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Целевая прогулка вокруг детского сада.
Исследование «Как растут сосульки?»
Задачи. Расширять представления детей о свойствах воды. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательную активность детей.
Исследование.
Вот и кончился мороз,
Солнце светит весело.
А сосулька длинный нос
Над окном повесила.
Почему она грустна?
Приближается весна!
Алексей Ерошин
— Дети, где растут сосульки? (предположения детей).
— Дети, приглашаю вас в путешествие. Цель нашего путешествие – найти, где растут сосульки? Дети, как вы считаете, сосульки нужно искать внизу или вверху? (ответы детей).
— Дети, во время путешествия внимательно смотрите на деревья, на крыши домов. Кто увидит сосульки, расскажет всем.
Дети вместе с педагогом идут вокруг детского сада в поисках сосулек. Педагог благодарит каждого ребёнка, кто заметил сосульки. С солнечной стороны здания, где больше сосулек, педагог проводит беседу.
— Дети, как вы считаете, почему с этой стороны больше всего сосулек? (предположения детей).
— Дети, вы обратили внимание, что с этой стороны здания больше солнца. Это солнечная сторона. Дети, как рождаются сосульки? (предположения детей).
— Солнце нагревает снег на крыше, снег тает, превращается в воду, вода стекает с крыши вниз. Ночью, холод замораживает воду, и она превращается в ледяные сосульки. Дети, что происходит с сосулькой днём? (ответы детей).
— Сосулька тает и начинает плакать капельками. А что произойдёт с сосулькой ночью? (ответы детей).
— Ночью сосулька замёрзнет и станет ещё больше. Дети, почему сосулька растёт вниз, а не вверх? (предположения детей).
— Капельки воды притягиваются Землёй. Вода бежит вниз к земле, а ночью замерзает. Сосулька становится длиннее там, где больше капелек. Поэтому сосулька растёт вниз. Дети, что мы узнали о сосульках? (ответы детей).
Вывод. Сосулька – ледяная, это замёрзшая вода, которая стекает с крыш на солнечной стороне. Сосульки растут вниз.
Наблюдение «Весна».
Задачи. Формировать представления детей о чередовании времён года. Расширять знания детей об изменениях в природе в связи со сменой времени года. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Развивать познавательный интерес детей, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите, что вы чувствуйте? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).
— Сейчас по календарю весна. Дети, а какое время года было перед весной? (ответы детей).
— Перед весной была зима. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева.
Зима недаром злится, Прошла её пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон — | И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на Весну ворчит: Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая | И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. Фёдор Тютчев |
— Дети, почему злится зима? (ответы детей).
— Зима не хочет нас покидать. Загостилась у нас зима, но пора и честь знать. Дети, что изменилось в природе ранней весной? (ответы детей).
— Солнце пригревает, холод и стужу прогоняет, снег оседает, от тепла тает. Дети в какое время суток весна сильнее днём или ночью? (ответы детей).
— Днём весна, ночью зима. Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).
— Днём весне солнце помогает, а ночью солнышка спит. Зима ночью стужу да холод посылает, всё вокруг замерзает. Дети, что мы узнали о весне, как времени года? (ответы детей).
Вывод. Весна – это время года, которое наступает после зимы.
Весёлые упражнения «Весна».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле, | Руки в стороны, ладонями вверх. Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны. |
На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. | Встаём прямо. Руки на пояс. Притопы на каждый слог в словах. |
Облака бегут быстрей, Небо стало выше, | Бег на месте, руки полусогнуты в локтях. Встаём прямо, руки вверх. |
Зачирикал воробей Веселей на крыше. Самуил Маршак | Руки на пояс, прыжки на месте. |
Игровое упражнение «Песенка овсянки».
(3 марта)
Задачи. Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Развивать слуховое внимание, память детей. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Упражнение.
— Дети, в народном календаре 3 марта славили красивую солнечную птичку овсянку. Овсянка – маленькая, с жёлтым оперением, птица. Сам бог Солнца – Ярило послал овсянку на Землю возвещать песней о приходе тепла.
Если ранней весной, когда темнеет снег и зеленеют проталины, выйти на просёлочную дорогу и послушать… то вскоре услышишь: «Синь-синь-синь!». Это на кусте вербы поёт желтогрудая овсянка. «Синь-синь-синь!», – всё чаще вызванивает она. Невольно оглядываешься по сторонам, и верно: вокруг бездонная синь. Синие дали в перелесках. Синее, васильковое небо над головой. А из оврага поднимается и медленно течёт по лугу синий туман.