перинатальный ребенок дородовый психоэмоциональный




По поводу того, что переживает в родах ребенок, есть разные мнения. Видимо, целесообразно также полагаться на природу: она знала, что делала. Если бы приход в мир был для ребенка травмой, то и весь путь в этом мире - реабилитация после такого неприятного начала. Такое предположить трудно.

Скорее, у ребенка есть защитные механизмы, еще недостаточно нам известные, чтобы «в полном здравии» процесс родов пережить. Кроме того, на протяжении всех родов он сохраняет активную позицию: работают все необходимые рефлексы, включены все органы чувств. У новорожденного очень высокий уровень адреналина, что помогает ему поддерживать активность и одновременно защищает от боли и страха. Видимо, боле сложен для него разрыв с матерью после рождения. Здесь, конечно, целесообразно восстановить контакт. Именно это предполагалось в природных условиях, где мать сама принимает и обрабатывает своего детеныша. Во врем же родов ребенку также важно подкрепление от матери, и он его получает, слыша ее голос во время схваток и между ними. Именно между схватками есть возможность восстановить контакт с рождающимся малышом, это успокоит не только его, но и мать. Последнее даже важнее, поскольку от ее поведения в родах и после них зависит и процесс, и результат.

Конечно, во время родов ребенок испытывает сильные новые впечатления, высок уровень стресса. Не будем забывать, что стресс становится отрицательным только в том случае, если после мобилизации всех сил организма не получен положительный эффект. Если же получен - то такой стресс ведет к появлению опыта преодоления препятствий, формирования установки на успех. Но даже если этот первый опыт оказался не слишком хорошим, все же после него начинается новая жизнь и встреча с любимой мамой.

Так что в любом случае, успех обеспечен, но каждый раз «разного размера». Не стоит забывать, что любой наш опыт не остается в том виде, в котором мы его получили. Он всегда перерабатывается, изменяется другими событиями нашей жизни, иногда вплоть до «прямо наоборот».

И опыт родов с течением времени оценивается по-другому. А помочь этому, конечно, сможет мама. Главное, чтобы она сама не убеждала себя в необратимости последствий этого серьезного, но далеко не первого события в жизни своей и ребенка. Ведь роды - не начало жизни, а лишь ее этап. Необычайно важный, но этап. И многое зависит от последующей жизни и от того, как этот этап будет расцениваться с высоты будущих достижений.

Кризис рождения вносит в жизнь ребенка резкую полярность: прошлого и настоящего, радости и страданий, света и темноты. Все описания отражают острые, насильственные, извне вовнутрь направленные катастрофические изменения. Вместе с тем внутриутробный ребенок не является пассивным.

Рождающийся человек резко закрывает глаза (он умеет открывать их с шести месяцев внутриутробной жизни), обожженные ярким светом, он оглушается громкими командами акушерки и звоном инструментов, он не слышит привычных голосов матери и отца, его кожа, знакомая с прикосновениями амниотической жидкости и плодных оболочек, встречает грубые ткани, его легкие обожжены воздухом. «Первый крик» - это крик «Нет!» - пишет Лебойе в книге «Рождение без насилия». - Это потрясение человека, которого убивают, насилуют. Это страстный, пылкий отказ от того, что на самом деле называют жизнью» [19, С.7]. Поза эмбриона с согнутыми плечами, опущенной головой, подтянутыми коленями семантизируется как унижение и избегание в момент, когда акушер, держащий ребенка за ногу вниз головой, и сила тяготения требуют, чтобы ребенок развернулся [19, С.27].

Исход «кризиса новорожденности» зависит, таким образом, не только от программы материнского ухода, но и от того, что приобрел ребенок в процессе рождения и во время внутриутробной жизни. Технологизированная система родовспоможения предъявляют к новорожденному равно высокий уровень требований, она рассчитана на отбор «победителей» (сразу вспоминается Спарта с технологией отбора младенцев, отсюда близко до концепций полноценности, активно разрабатываемых учеными Третьего рейха. Не является ли причиной устойчивости в нашей стране технологизированного подхода в родовспоможении родство режимов?)

В современном акушерстве новая среда строится не по законам уподобления, а на основе противостояния, борьбы, по «мужским» законам. Отто Ранк впервые ввел понятие «травма рождения» и определил мать как центральную фигуру, ответственную за исход первого противостояния ребенка и изменяющегося мира.

Отражение насильственной, обижающей, репрессивной по своей природе обстановки рождения человека было исследовано Станиславом Грофом, который систематизировал и обобщил эмбриональные переживания пациентов, находящихся в измененном состоянии сознания. В совместной с Кристиной Гроф работе «Сияющие города и адские муки» он описал процесс рождения так, как он видится изнутри и сохраняется в бессознательном в виде «перинатальных матриц», на основе которых в течение жизни конденсируется весь последующий опыт.

В первой фазе, соответствующей началу родового процесса, пациент переживает всеобъемлющее чувство беспокойства и ощущение опасности для жизни. Вторая фаза, совпадающая с первой клинической стадией родов, это время, когда «существование кажется лишенным смысла», происходит концентрация на роли жертвы, невозможности спасения и безысходности. Третья перинатальная матрица, соотносящаяся со второй стадией родов, воплощается в переживаниях напряжения, борьбы, сопротивления, ярости, сильного возбуждения. Четвертая матрица (третья клиническая стадия родов) переживается как максимум боли, смерть и повторное рождение. Страдания и агония доходят до переживания разрушения.

Важно отметить, что на разных стадиях рождающийся ребенок может иметь средства, позволяющие перейти от положения жертвы к активным действиям. Эти способы и средства зависят от меры помощи матери.

Например, ослабление сократительной деятельности матки, невыраженная доминанта дна, асинхронизированные сокращения и нерегулярный ритм присущи женщинам, у которых в дородовом периоде возникли различные невротические нарушения в виде эмоциональных расстройств и нарушений отношений с другими людьми [15]. Когда в арсенале рождающегося ребенка отсутствуют средства для освоения новой стадии рождения, возможен регресс на предыдущую. Например, при ослаблении сократительной деятельности матки активность ребенка угнетается.

Опираясь на концепцию развития субъективности, можно сказать, что рождение представляет собой кризис «событийности», внутри которого продолжается начавшееся задолго до рождения становление самобытности ребенка.

Рождение, разрушая систему «мать - плод», открывает возможности для ее изучения. При наблюдении рождения обнаруживается, что, во-первых, ребенок включается в программу взаимодействия, которая содержит в себе различное число «узнаваемых элементов» - от почти полного уподобления до резкого противостояния. Эти программы зависят от господствующей идеологии - «мужской» или «женской»; во-вторых, рождение - это продолжение становления самобытности матери и ребенка, начавшееся приблизительно в середине беременности.

 

 


Заключение

 

Итак, рассмотрев материалы исследования психоэмоционального развития ребенка до рождения мы выяснили, что характер связей между эмоциями матери и судьбой будущего ребенка столь сложен, что даже простая типологизация эмоционального содержания ожидания ребенка и, тем более, изучение внутренней структуры и динамики этого феномена, требуют основательного и длительного изучения, которое ориентировано на будущее но ведется уже сейчас.

Известно, что эмоции беременной, такие как уверенность, независимость, успех, ответственность, укрепляют общую для матери и внутриутробного ребенка приспособительную систему, другие эмоции - вина, тревога, страх, подавленность, чувство беспомощности - угнетают развитие младенца.

Накопленный наукой материал со всей очевидностью показывает, что оценка новорожденного ребенка как tabula rasa («чистая доска») принципиально неверна. В самой биологической организации ребенка изначально заложены, запрограммированы возможности его раннего универсального социально-деятельностного начала. Отсюда важнейшее значение имеет выделение биологических детерминант преадаптации мозга ребенка к предстоящим социальным взаимодействиям, прежде всего в системе «мать-дитя», выявление генетических программ развития и его наиболее чувствительных критических периодов.

Наряду с этим необходимо учитывать и тот ранний опыт, который ребенок приобретает, еще находясь в утробе матери. Значение восприятия, дифференцирования, запоминания и эмоционально-моторного реагирования на воздействия, с которыми он сталкивается в дородовой период, со всей убедительностью доказывает, что это раннее пренатальное обучение играет важнейшую роль, как в плане постнатального развертывания генетической программы, так и на первых этапах адаптации младенца к новой для него среде. При этом следует иметь в виду, что в ходе пренатального развития различные сенсорные и моторные системы созревают гетерохронно, сензитивные же периоды для каждой из них не совпадают друг с другом.

Значение закономерностей генетических программ развития, их упреждающего характера, равно как и особенностей пренатальных сензитивных периодов, дает возможность максимизировать роль специфических методов и средств «воспитания матери вместе с ее будущим младенцем» для формирования потенциально адекватной среды реализации индивидуальных задатков заложенных в ребенке, и его успешной ранней социализации.

 

 


Список литературы

 

1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб., Сотис, 2001.

2. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Cинапс, 1994, № 4, с. 35-42

. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения. // Психологический журнал, 2000. № 2. C. 79-99

. Брутман В.И. Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы). М., 1994.

. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., Питер, 2001.

. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998

. Исенина Е.И., Барановская Т.И. Связи между качествами матери в различные периоды развития младенца (3-4 мес. и 7-8 мес.) // «Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иваново, Издательство «Ивановский государственный университет», 2002 С.54-60

. Ланцбург М.Е. Раскрытие темы родов в групповой подготовке к родам в роддоме.// «Перинатальная психология и медицина»: сборник материалов межрегиональной конф. СПб., АМСУ, 2001.

. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975, с. 304.

. Лоинг Факты жизни. М., 1998. С.30.

. Мэй Р. Искусство психологического консультирования., М., 2001

. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002

. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990

. Фромм Э. Искусство любить. М.,1990

. Швецов М.В. Новые методы психотерапии при невынашивании беременности Пермь: «Звезда», 2001. 293 с.

. Эмерсон Р. Уязвимость плода. // Перинатальная психология. №12, 2006. С. 37-39.

. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., Класс, 1999.

. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб., Питер, 2000.

. Фредерик Лебойе. За рождение без насилия. М., 1997.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: