М.И. Моро Математика 1 класс 1 часть
Начинается знакомство с сложением и вычитанием, детей учат сначала прибавлять и отнимать единицу и двойку, тщательно проговаривая и прописывая в учебнике слова (Три плюс один равно четыре), чтобы дети лучше усваивали новый материал.
Чтобы детям было легче осознать, что такое «сложение» и что такое «вычитание», на уроке используют линейку, иллюстрация которой также присутствует в учебнике. Если прибавляют, то по линейке идут в правую сторону, т.е. число увеличивается. Если вычитают, то по линейке идем в левую сторону, т.е. число уменьшается.
При введении темы «Слагаемые. Сумма», учитель вместо с учениками разбирает название каждого составляющего равенства, т.е. проговаривает слова «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма».
После изучения темы, в учебнике предлагаются задачи на усвоение материала. Также для удобства и лучшего понимания, многие задачи представлены в виде рисунков и иллюстраций. Задача изучается как отдельная тема, дети узнают, что такое «условие задачи» и «вопрос», «решение задачи» и «ответ».
В учебнике также присутствуют «Странички для любознательных». Также задачки с интересным сюжетом, которые сопровождаются картинками.
2 часть
Во второй части продолжается изучение темы «Сложение и вычитание». Но в этой части учебника уже вводится сложение и вычитание не только единицы и двойки, но и других чисел. Детей учат раскладывать для удобства числа на составляющие, например, 4 это две двойки; тройка это 1 и 2.
В данной теме детей учат оперировать и понимать такие фразы, как «На сколько больше», «На сколько меньше». А также прилагаются задачи с такими вопросами.
Детям в новой теме предлагают способ сложения – перестановка слагаемых. Детям объясняют, в чём заключается суть этого способа. В учебнике выделяется контуром.
На примере единицы и шестерки, учитель вместе с детьми делает вывод, почему к шестерке легче прибавлять единицу, чем к единице шестерку.
Дети решают задачи, анализируя связь между суммой и каждым слагаемым
Вводится новая тема с новыми понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». Также детям дают понять разницу между «разностью», как действием и «разностью», как результатом вычитания.
В учебнике на данную тему, так же как и в сложении, используется рисунок линейки, для более удобного понимания принципа вычитания.
Математика Истомина 1 класс 1 часть
Вводятся первые понятия «больше», «меньше», «столько же».
Понятие сложения и числового выражения
Введение понятий «сумма», «слагаемые», «значения суммы», «первое слагаемое», «второе слагаемое».
Введение переместительного свойства сложения
2 часть.
Введение «вычитания».
Введения отношений «больше на …», «меньше на …»
Сложение и вычитание десятков
Математика 1 класс Аргинская 1 часть
Детям рассказывают, как люди учились считать в древности. На уроке знакомство с счётной машиной – абаком, затем с арифмометром и калькулятором.
Начинается тема про сложение и вычитание. Учитель оперирует словом «объединение».
Детей потихоньку подводят к понятию действия сложения. В учебнике проговариваются слова «действие сложения», «результат сложения» и т.д.
Каким знаком обозначают действие сложения? В учебнике Аргинской всё подробно написано
Подведение детей к определению «сумма чисел», «слагаемые» и «значение суммы»
2 часть
Во второй части учебника Аргинской нам представляют таблицу сложения
Путём рассмотрения заданий со сменой мест слагаемых, детей подводят к анализу одного из свойств сложения – переместительному.
Чуть позже, на странице 18 детям представляют аналогичную таблицу вычитания
Вопрос № 3
Для разъяснения смысла вычитания выполняют действия с предметными множествами следующих видов:
1) Удаление множества и множества.
Например, в вазе было 5 яблок, 3 съели. Сначала составляем реальную или графическую модель рассказа:
(Можно отрезками или множествами)
Затем по модели составляем запись: 5-3=2 (знаково-символическая модель)
Было 5 яблок (показываем на модели 5), убрали 3 (показываем 3). Яблоки убрали, съели. Стало 5 без 3. В этом случае, говорят, что выполняют действие вычитания 5-3. Находим значение 2. Получаем 5-3=2.
М1М ч.1 стр.25-27
2) Уменьшение данного множества на несколько предметов, т.е. рассказ должен содержать слова «уменьшить на …», «стало меньше на …»
Например, В вазе было 5 яблок, взяли несколько яблок и тогда в вазе их стало на три меньше. Сколько яблок стало в вазе?
Сначала составляем схему, а затем составляем выражение.
Перед составлением схемы переформулируем этот рассказ в 1-й вид. Для этого выясним: если яблок стало на 3 меньше, то, сколько же яблок взяли из вазы? (3). Следовательно, рассказ можно сформулировать так: было 5 яблок, взяли 3. Следовательно, подходит любая из моделей для 1-го рассказа. Затем составляют запись.
5-3=2
М1М ч.1 стр.68
3) Уменьшение множества, равночисленного данному на несколько предметов.
4) Сравнение 2-х предметных множеств с вопросом «на сколько меньше или больше?»
Вопрос № 5
Цели:
Ø создать условия для формированияпредставления о структуре задачи, содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ;
Ø учить выделять главное, сопоставлять, сравнивать, включать в систему имеющихся знаний, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку;
Ø развивать внимание, память, усидчивость;
Ø способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
Ø воспитывать культуру общения при фронтальной работе, индивидуальной работе;
Ø создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке.
Формировать УУД:
- Личностные: уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Предметные: Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Оборудование:
для учителя: персональный компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку;
для учащихся: учебник, рабочие тетради, карточки
Методы: продуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Также в течении урока, детей можно просить выполнять такие задания:
– Прочитайте по-разному.
а). 2+3
- два плюс три
- к двум прибавить три
- два прибавить к трем
- сложить два и три
- сумма двух и трех
- два увеличить на три
- на три больше, чем два
- слагаемые два и три
б) 5-3
- пять минус три
- от пяти вычесть три
- три вычесть из пяти
- разность пяти и трех
- пять уменьшили на три
- на три меньше, чем пять
- уменьшаемое пять, вычитаемое три
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые на данном этапе УУД | |
Эмоционально-психологичес- кий настрой. | Слайд №1. (На фоне музыки из мультфильма «Крошка Енот» учитель произносит слова.) - Улыбка и добрые слова помогают сохранять хорошее настроение. Именно такими словами я хочу начать наш сегодняшний урок. Ты улыбкой как солнышком брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. -Подарите друг другу улыбку. Улыбнитесь нашим гостям. Подмигните нашему солнышку. (На классной доске – рисунок солнышка.) - Пусть сегодняшний урок принесет всем радость. А чтобы все получили удовольствие от урока надо не забывать о культуре общения. | Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности. | Личностные УУД (Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку) Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Использование стихотворных строчек позволяет активизировать внимание, мотивировать детей на деятельность. | |
Подготовка к работе на основном этапе. | - Девизом нашего урока будут слова: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
(Девиз урока записан на доске.)
- Значит, чему будет посвящен наш урок?
- Какие шаги мы делаем при открытии нового знания?
Слайд № 2
| Высказывают свои предположения. (Открытию нового знания.) Что я не знаю? Сам найду способ. | Личностные УУД (Осознание своих эмоций, интереса к изучению математики) | |
Актуализация опорных знаний. Мотивация к учебной деятельности. Задание на проверку внимания. | - Нам сегодня особенно понадобится внимание. Проверим, внимательны ли вы. Cлайд № 3. Я предлагаю вам такое задание: в каждом ряду чисел зачеркните цифру 1 и обведите цифру 2. - Как эти цифры связаны с сегодняшним уроком? -Что вы можете сказать о числе 12? | Учащиеся выполняют задание на карточках, один ученик работает на интерактивной доске. С помощью этих цифр можно записать сегодняшнюю дату. Учащиеся дают характеристику этому числу. | Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям. | |
Проверка выполненной работы. | - В конце урока вас ждет сюрприз.
Слайд № 4.
(На интерактивной доске записаны выражения)
- Что записано на доске?
- Сгруппируйте их.
- Запишите выражения и найдите их значение: девочки – суммы, мальчики – разности.
- Расположите значения равенств в порядке:
а) девочки – возрастания;
б) мальчики – убывания.
(На интерактивной доске появляются два ряда чисел.)
- Что заметили?
Докажите.
-Подчеркните наибольшее и наименьшее числа ряда.
Какое задание с этими числами вы можете предложить?
- К этим равенствам мы еще вернемся в конце урока.
Слайд №5
Логическая задача.
| (Выражения.) На интерактивной доске делают классификацию выражений. (1 столбик – суммы, 2 столбик - разности) Учащиеся выходят по одному к доске, записывают ответы. Значения одинаковые. В первом случае – это отрезок натурального ряда, а во втором – нет) Записать сумму чисел, разность. Сравнить числа. Решают логическую задачу и аргументируют ее решение, передвигая на интерактивной доске слова. | На этом этапе шло формирование логическихуниверсальных действий: анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. | |
Динамическая электронная физкультминут- ка «Елочка». | Выполняют под музыку физические упражнения, предлагаемые на слайде. | |||
4.Самопределе- ние к деятельности. Открытие темы урока. | Слайд № 6. -Прочитайте рассказы и сравните их. - Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»? Почему? | Регулятивные действия: целеполагание – постановка учебной задачи. Коммуникативные действия: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, управление поведением партнёра. Логические универсальные действия: постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. | ||
Слайд № 7. - Сравните эти тексты. Что вы можете сказать о них? | Рассуждая, учащиеся приходят к выводу, что в первом случае – математический рассказ, а во втором – задача. | Познавательные:использование простейших приемов анализа различных видов записей, умение устанавливать аналогии. Регулятивные: учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности; учить выполнять учебные действия в устной и письменной речи. | ||
Формулирова- ние темы урока учащимися | - Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? | Дети формулируют тему урока. (Тема урока: «Математический рассказ и задача.) | Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. | |
Сообщение темы учителем. | Слайд №8 - Мои юные математики, сегодня мы откроем еще одну тайну о задаче и её составных частях. (Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.) - С этой целью предлагаю провести небольшое исследование по теме. | Регулятивные: умение принимать цель урока и следовать ей в учебной деятельности. | ||
- Мы выяснили, что последний текст – это задача. Слайд № 9. -А что же такое задача? | ||||
Слайд №10 - Что вы знаете о задаче? Ваши ответы должны быть доказательными | ||||
Слайд №11. (На доске постепенно появляются составные части задачи) | Коммуникативные: учить воспринимать точку зрения других людей; контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы. Предметные: знать структуру текстовой задачи. | |||
Самостоятельная работа. | - Решите эту задачу. | Дети записывают решение задачи в рабочую тетрадь. Взаимопроверка. | Предметные: Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради. |