Особенности внешней политики. Утрата ВКЛ первенства в «собирании русских земель»




Тема: Войско и военное дело. Внешняя политика ВКЛ во второй половине XV в.

Цель урока: Предполагается, что к концу урока учащиеся буду знать устройство войск Великого княжества Литовского и его вооружения, а так же особенности внешней политики ВКЛ во второй половине XV века.

Задачи урока

1) Обучающая: учащиеся должны знать: определения понятий посполитое рушение, хоругвь; организацию и устройство войск и военного дела в ВКЛ; особенности внешней политики ВКЛ во второй половине XV века;

2) Развивающая: создать условия для развития умений раскрывать содержание исторических понятий, анализировать и систематизировать исторические события; объяснять особенности двух форм организации войска — погони и посполитого рушения; характеризовать отношения ВКЛ с соседними государствами в XV в., выделяя особенности внешнеполитического положения государства;

3) Воспитательная: способствовать воспитанию патриотических чувств.

Тип урока: комбинированный

Понятия и термины: погоня, посполитое рушение, хоругвь, копье, копейщик, гусар, собирание русских земель, Крымское ханство.

Средства обучения: История Беларуси с древнейших времен до конца ХV в.: учеб. пособие для 6-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения: в 2 ч. Ч. 2 / Ю. Н. Бохан, С. Н. Темушев; под ред. Ю. Н. Бохана. — Минск: Изд. центр БГУ, 2016. — 146 с.: доска; мел; тетрадь; ручка.

Основные этапы урока Содержание урока Методы и приемы
1. Оргмомент Проверить присутствующих в классе учащихся. Учащиеся настраиваются на работу.
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания Для проверки домашнего задания можно использовать следующие вопросы и задания: Карточки Приложение 1 1.. По какой причине после смерти Витовта обострился конфликт между ВКЛ и Польшей? 2. Почему против Свидригайло выступили польские феодалы? 3. Какие силы противостояли друг другу в ходе гражданской войны 1432—1439 гг.? Кто их поддерживал? 4. Расскажите о войне 1432—1439 гг. как о: а) гражданской войне; б) династической борьбе; в) религиозном конфликте. Вывод по проверке домашнего задания. Озвучивание темы и цели урока. Фронтальный опрос + Работа с заданиями на карточках
3. Изучение нового материала План 1. Организация войска. 2. Вооружение. 3. Особенности внешней политики. Утрата ВКЛ первенства в «собирании русских земель»   Изучение нового материала начинается с актуализации знаний по теме. Для этого учащимся предлагает учащимся прокомментировать высказывание: «Своей военной историей Великое Княжество Литовское доказало право называться великим государством». Учащимся необходимо вспомнить войны и битвы, которые вело государство с целью защиты и расширения своих владений («Великая война», «Грюндвальдская битва»). Учитель, обобщая ответы учащихся, говорит о том, что успехи в военном деле были обеспечены благодаря хорошо подготовленному войску, которое, с одной стороны, было оснащено современным оружием и обмундированием, а с другой — имело давние традиции формирования.   1) «Организации войска ».   При изучении этого пункта учащиеся будут опираться на самостоятельно составленную схему организации войска Полоцкого княжества.
Войско Полоцкого княжества
Профессиональные воины
Все мужчины
Дружина
Народное ополчение

 


Аналогичную схему на доске вывешивает учитель.

 

XIV-XVI вв. Великое княжество Литовское вело многочисленные войны. Поэтому его руководство большое значение придавало созданию боеспособного войска. Принцип сбора войска в Великом Княжестве Литовском долгое время не менялся. Первоначально военная служба являлась обязанностью каждого свободного мужчины. Народное ополчение собиралось для разгрома и преследования врага. Такая форма всеобщей военной службы называлась «погоня».

Учащиеся записывают определение термина. Погоня — воинская повинность в ВКЛ: всеобщее народное ополчение, которое собиралось для разгрома и преследования врага.

 

Кроме погони существовали и профессиональные воины — бояре и дружинники. С течением времени они становились феодалами — получали землю и крестьян. За это они выезжали на войну и приводили с собой вооруженных воинов.. Подобная форма организации войска получила название «посполитое рушение» (всеобщее ополчение). Посполитое рушение — шляхетское ополчение в ВКЛ, в которое землевладелец обязан был выставить определенное количество воинов.

Однако это была устаревшая форма организации войска. Стоит уточнить, что всеобщая воинская повинность исчезает в XV в., а дружинники, ставшие феодалами, теперь приводили на войну своих вооруженных воинов.

 

Сравните устройство войск в ВКЛ и Полоцком княжестве

Войско ВКЛ
Рыцари со своими воинами
Все свободные мужчины
«Посполитое рушение»
«Погоня»

 

 


Далее можно обратиться к изображению всадников Великого Княжества Литовского конца XV — начала XVI в. на с. 89 учебного пособия. Учащиеся перечисляют, каких воинов они видят, чем они вооружены, что представляет собой их обмундирование.

Переходя к изучению построения войска с помощью иллюстрации на с. 90, учитель разъясняет учащимся значения таких понятий, как хоругвь (крупный боевой отряд кавалерии или военное знамя), копье (мелкий военный отряд или колющее, метательное оружие).

 

О построении хоругви клином учащиеся лучше смогут узнать из описания Яна Длугоша (исторический документ на с. 90), после чего учитель задаёт им вопросы:

«Чем была обусловлена клиновая форма построения хоругви?»;

«Почему в середине клина размещали недостаточно хорошо вооруженных воинов?».

Таким образом, делается вывод, что основу войска Великого Княжества Литовского составляли конные воины — гусары, копейщики, лучники, а пехота носила вспомогательный характер.

 

Вывод.

 

2) «Вооружение» в силу ограниченного количества времени на уроке и доступности изложения материала в учебном пособии можно оставить для выполнения творческого домашнего задания.

 

Особенности внешней политики. Утрата ВКЛ первенства в «собирании русских земель»

Гражданская война 1430-х гг. стала тяжким испытанием для Великого княжество Литовского. Приход к власти в 1440 г. Казимир Ягайловича поспособствовал примирению враждующих группировок феодалов, однако напряжение в обществе сохранялось. Обойденные претенденты на власть, в том числе и сын Сигизмунда Қейстутовича, искали убежище в Москве, Руководство Великого княжества Литовского в свою очередь стремилось ослабить позиции московского князя. В 1442 г. дело дошло до военного конфликта между ВКЛ и Московским государством. Чтобы избежать дальнейших столкновений, обе стороны заключили в 1449 г. соглашение, в котором разграничили сферы влияния.

 

За Вильно признавалось право на Смоленщину, княжества в верховьях р. Оки (верховские княжества), на союзные отношения с Тверским и Рязанским княжествами. Но при этом великий князь литовский должен был отказаться от притязаний на Новгород, Псков и Ржева.

Учитель показывает на карте данные территории

 

Соглашение 1449 г. означало признание равновесия сил между Вильно и Москвой. В дальнейшем позиции Великого княжества Литовского в Восточной Европе начали слабеть. Это было связано с тем, что Қазимир Ягайлович, избранный в 1447 г. польским королем, больше времени проводил в Кракове - столице Королевства Польского - и мало обращал внимания на восточные дела. Отстаивая интересы Польши, он вел успешную войну с Тевтонским орденом, боролся за получение венгерского престола для своего сына. В результате ВКЛ отказалось от дальнейшего проникновения в русские земли, стремясь только сохранить свои границы. В итоге инициатива в «собирании русских земель» перешла к Московскому государству.

В 1450-е гг. московский князь Иван III фактически подчинил себе Тверь и Рязань, укрепив позиции в Новгороде. Окончательно, богатая Новгородская земля была присоединена к Московскому княжеству в 1478 г. Это еще больше укрепило позиции Ивана III. Он стал претендовать уже на «русские» земли ВКЛ. Казимир пытался организовать антимосковский союз с Золотой Ордой. Однако Золотая Орда была уже слишком слаба. В 1480 г. Московское государство окончательно избавилось от золотоордынской зависимости.

 

Большую угрозу южным территориям Великого княжества Литовского представляли крымские татары.

Учитель показывает портрет крымских татар

Крымское ханство обособилось от Золотой Орды в середине XV в. и сначала имело приязненные отношения с ВКЛ. Однако сближение ВКЛ с Золотой Ордой, целью которого было ослабление Московского княжества, привело к ухудшению отношений с Крымом. Уже в 1480 г. был заключен союз Крымского ханства с Московским государством, и в дальнейшем крымские татары стали регулярно совершать набеги на земли ВКЛ.

Работа с исторической картой на стр. 96 учебного пособия.

 

Более всего страдали от набегов украинские земли. Доходили крымские татары и до территории Беларуси. Целью набегов крымских татар были грабеж и захват пленных, которых потом продавали на невольничьих рынках. Крымские татары были в состоянии достигнуть территории Беларуси за 8-10 дней. Они двигались скрытно, проходя в день до 200 км, а после рассыпались отдельными отрядами во все стороны, охватывая огромные территории. С пленными и добычей они вновь собирались вместе и возвращались назад. Все происходило настолько стремительно, что войско ВКЛ чаще всего даже не успевало собраться для отпора врагу.

Кроме того напряженные отношения складывались у ВКЛ и Польши с Германской империей, Румынией, Молдавией, могущественной Турцией.

 

Вывод: Таким образом, во второй половине XV в. отношения ВКЛ и Польши практически со всеми соседними государствами резко ухудшились. Это поставило Казимира Ягайловича и его наследников перед угрозой войны на нескольких направлениях.

.

    Устный опрос     .     Работа со схемой   Объяснение учителя в сочетании с беседой   Работа с понятийным аппаратом   Объяснение учителя в сочетании с беседой.   Сравнительная характеристика     Работа с иллюстрациями учебного пособия   Работа с документом     Устный опрос   Объяснение учителя в сочетании с беседой   Работа с картой   Работа с иллюстрациями   Работа с картой  
  Закрепление изученного материала 1. Ответьте на вопрос 1 на с. 97. 2. Какие успехи и неудачи можно выделить во внешней политике Казимира Ягайловича? 3. На карте на с. 96 покажите страны-соседи ВКЛ и дайте оценку, насколько благополучно складывались с ними отношения во второй половине XV в.? 4. Охарактеризуйте отношения ВКЛ с соседними государствами в XV в. 5. Объясните, что вы понимаете под «собиранием русских земель». Устный опрос
  Подведение итогов урока Выставление отметок, комментирование оценок. Учитель выставляет отметки, комментируя и оценивания.
  Рефлексия Что нового я узнал (а) на уроке? Что осталось не понятным? На чём вы хотели бы заострить внимание? Беседа
  Домашнее задание §10; к пункту «Вооружение» подготовить рисунок с описанием обмундирования одного из воинов. Учащиеся записывают в дневник.

 


 

Приложение 1

 

§ 9 «Гражданская война». Изменения в государственном строе

Карточка №1

1. Когда началась гражданская война в Великом княжестве Литовском?

2. Какие силы противостояли друг другу в ходе гражданской войны?

3. Назовите лидеров противоборствующих группировок.

4. Воеводства -

Карточка №2

1. Судебник Казимира был издан…

2. Битва под Вилькомиром произошла…

3. Чем окончилась гражданская война 1432—1439 гг.?

4. Сейм-

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь