ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ




На правах рукописи

 

ШИКОТА Инга Игоревна

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 11-17 ЛЕТ

ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

 

Актуальность. Проблема физического развития подрастающего поколения сегодня справедливо рассматривается в качестве одной из приоритетных социально педагогических задач.

Об ухудшении физического здоровья нации говорится в таких правительственных документах как Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи», в Соглашении «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально–гигиенического мониторинга» и в исследованиях ученых (Т.Е. Виленская, В.В. Шевцов, А.Н. Перов и др.).

Одним из перспективных направлений организации работы по укреплению здоровья школьников является комплексный мониторинг их физического развития и физической подготовленности. Система мониторинга, активно разрабатываемая в настоящее время в России, позволяет не только проводить анализ, оценку и прогноз физического здоровья школьников, но и разрабатывать коррекционные программы, направленные на укрепление здоровья и улучшение показателей физической подготовленности подрастающего поколения (С.П. Винокурова, Н.П. Гаськова, С.И. Изаак, А.А. Измоденов, М.Х. Индреев, В.А. Кабачков, Е.Г. Кириллова, А.Г. Комков, А.В. Кудаева, О.А. Куликова, В.Ю. Лебединский, Ю.А. Лобанов, Б.М. Найданов, Б.А. Никитюк, И.В. Орлова, Т.В. Панасюк, С.М. Погудин, С.С. Погудин, Ю.П. Пузырь, И.С. Решетников, Л.А. Семенов, А.Н. Тяпин).

Для укрепления здоровья учащихся особую роль играет применение разнообразных рациональных двигательных режимов и оздоровительных физических упражнений, которые бы удовлетворяли требования учебного процесса и соответствовали закономерностям развития физических качеств школьников. Особое значение приобретает организация и проведение учебного процесса по физическому воспитанию школьников с учетом региона проживания, особенно в условиях Сибири, где неблагоприятные климато-географические условия оказывают отрицательное воздействие на организм учащихся.

Отчетливая тенденция ухудшения физического развития и физической подготовленности учащихся как в Западной (С.И. Изаак, В.А. Кабачков, И.И. Переверзин, А.Н. Тяпин,), так и Восточной части России, в частности Иркутской области (А.А. Беляев, В.П. Гончаренко, А.А. Сахиуллин, Е.С. Филиппов), позволяет констатировать противоречие между задачей воспитания здорового подрастающего поколения и недостаточной разработкой программного и методического обеспечения физического воспитания школьников, проживающих в неблагоприятных климато-географических условиях Сибири, а также отсутствием мониторинговых данных по физическому развитию и физической подготовленности школьников для оперативного реагирования адекватными педагогическими мероприятиями по коррекции состояния здоровья учащихся.

Все это в совокупности и обусловило актуальность выбора темы диссертационного исследования «Физическое развитие и формирование физической подготовленности школьников 11–17 лет посредством дополнительных занятий легкой атлетикой».

Работа осуществлена на базовой площадке по проведению мониторинга в пилотном городе Иркутске по заказу Госкомспорта РФ по Сибирскому Федеральному округу в рамках Федеральной Целевой Программы «Молодёжь России (2000–2005 гг.). Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодёжи в Российской Федерации» (2002–2005 гг.).

Объект исследования: процессфизического воспитания учащихся в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: организационно-педагогические условияфизического развития и формирования физической подготовленности школьников 11-17 лет в общеобразовательной школе посредством дополнительных занятий легкой атлетикой.

Цель работы: изучить физическое развитие школьников 11-17 лет, теоретически обосноватьи опытно-экспериментальным путем проверить эффективность организационно-педагогических условий укрепления физического развития и формирования физической подготовленности школьников посредством дополнительных занятий легкой атлетикой.

Гипотеза исследования: физическое развитие и формирование физической подготовленности школьников 11-17 лет в общеобразовательной школе будет эффективным, если включить в процесс физического воспитания следующие организационно-педагогические условия, реализация которых позволит укреплять и поддерживать состояние здоровья учащихся в процессе обучения в школе:

– проведение в начале и конце учебного года комплексного мониторинга состояния физического развития и физической подготовленности учащихся;

– организация с учетом результатов мониторинга дополнительных занятий легкой атлетикой;

– осуществление дифференцированного подхода к учащимся при организации дополнительных занятий легкой атлетикой на основе учета возраста, пола и уровня их физической подготовленности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Провести комплексный мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся 11-17 лет г. Иркутска и выявить общие закономерности и особенности изменений физического развития и физической подготовленности школьников.

3. Разработать содержание занятий легкой атлетикой для учащихся на основе учета результатов комплексного мониторинга и проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность дополнительных занятий легкой атлетикой на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся.

4. Реализовать дифференцированный подход к учащимся при организации дополнительных занятий легкой атлетикой на основе учета возраста, пола и уровня их физической подготовленности.

Методологическую основу исследования составили труды учёных в области теории и методики физического воспитания и спорта (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев), современных педагогических теорий и технологий физического воспитания школьников (Б.А. Ашмарин, Е.А. Короткова, В.И. Лях, И.В. Манжелей, А.П. Матвеев, В.В. Пономарев, Л.К. Сидоров), мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодёжи (Г.Н. Апанасенко, П.А. Виноградов, А.А. Гужаловский, С.И. Изаак), антропологии (Б.А.Никитюк), спортивной медицины (В.И. Дубровский, В.Л.Карпман) и научные исследования в области физической подготовки спортсменов различной специализации (А.И. Завьялов, К.К. Марков, Д.Г. Миндиашвили, Н.Г. Озолин, В.Б. Попов, И.А. Тер–Ованесян).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно–методической литературы; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения; мониторинг физического развития и подготовленности учащихся; педагогическое тестирование и методы математической статистики.

База исследования: в проведении опытно-экспериментальной работы принимали участие учащиеся 11-17 лет общеобразовательных школ
г. Иркутска. Общее количество учащихся, задействованных в исследовании, составило 3690 (1752 мальчиков и 1938 девочек 5-11 классов).

Научная новизна исследования:

– выявлены региональные особенности физического развития и физической подготовленности школьников 11-17 лет г. Иркутска на основании впервые проведенного комплексного мониторинга;

– научно обосновано программно-методическое обеспечение дополнительных занятий легкой атлетикой для коррекции физической подготовленности учащихся г. Иркутска в процессе обучения в школе;

– доказана эффективность дополнительных занятий легкой атлетикой, которая выразилась в динамичном повышении уровней физического развития и физической подготовленности школьников в учебном году.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработанные научные положения по физическому развитию и формированию физической подготовки школьников 11-17 лет посредством дополнительных занятий легкой атлетикой являются дополнением теории и методики физического воспитания; выделенные организационно-педагогические условия физического развития и формирования физической подготовленности школьников, в рамках известных подходов к организации физического воспитания в школе, дополняют теорию и методику физического воспитания новыми доказательствами и факторами и будут способствовать дальнейшей разработке методических аспектов физического воспитания в школе.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:выявлены динамикаи состояние физического развития и физической подготовленности школьников 11–17 лет г. Иркутска; разработано программно-методическое обеспечение дополнительных занятий легкой атлетикой; разработаны региональные нормы физического развития и физической подготовленности для учащихся 11-17 лет. Материалы исследования могут быть использованы в разработке учебных программ по физическому воспитанию школьников для других регионов Сибири и Дальнего Востока, а также в лекционных курсах для студентов факультетов физической культуры, слушателей курсов повышения квалификации и учителей физической культуры.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: