Память
Память – это сквозной психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения субъектом его опыта.
Важно то, что память оперирует не информацией в чистом виде, а именно субъективным опытом, той частью объективной реальности, которую воспринимает и переживает субъект.
Память как психический процесс обладает следующими свойствами:
- субъективность: как уже упоминалось, человеческая память фиксирует не всю реальность, а только личный опыт. Она сохраняет часть реальности, воспринятую через призму эмоций, чувств, желаний, особенностей психики конкретного человека.
- активность: есть некая свобода в выборе, что запечатлеть, а что – нет. Существует, конечно, непроизвольное запоминание, эффективность которого зависит от состояния человека, вида поступающей информации и т. д., но при этом человек может и произвольно запомнить или отбросить то, что считает нужным, хотя для этого и придется приложить некоторое усилие;
- пластичность: сохраняемый в памяти опыт не остается неизменным, он постоянно перерабатывается, ассоциируется с вновь поступившим, включается в психическую жизнь человека. Если же этого не происходит, доступ к нему постепенно утрачивается – этот процесс называется забыванием.
- «выставление пометки о времени»: конкретный опыт, событие, запечатленное в памяти, сопоставляется с другими, уже существующими воспоминаниями не только для их переработки, но и для выстраивания временной оси, для упорядочивания воспоминаний в хронологическом порядке.
Память осуществляет следующие функции:
1. Интегративная функция. С помощью памяти психическая жизнь человека связывается воедино, различные ее сферы соотносятся друг с другом.
2. Выстраивание оси времени. Как уже было сказано, с помощь памяти события в прошлом выстраиваются в хронологическом порядке. Память же обеспечивает автобиографию человека – набор его воспоминаний о собственной жизни.
3. Основа обучения и развития. Обучение, приобретение новых знаний о мире построено на способности психики сохранять уже полученные знания и ассоциировать их с новыми.
Существует несколько процессов, на которых основывается память как явление:
1. Запоминание. Первый этап памяти. Существует несколько видов запоминания: импринтинг (автоматическое запоминание), непроизвольное запоминание, произвольное запоминание. Лучше всего запоминается та информация, которая включена в деятельность. Также существуют некоторые отдельные способы эффективно запоминать информацию – они называются мнемотехниками.
2. Сохранение. Начинается после того, как произошло запоминание. Информация сокращается в объеме (утрачивается несущественная), происходит перестройка, адаптация вновь поступивших знаний к уже имеющимся. Если поступившее знание противоречит уже имеющемуся, равному по значимости, возникает когнитивный диссонанс.
3. Вспоминание. Как и сохранение, этот процесс гибкий, основан на постоянной перестройке имеющегося опыта и встраивания нового. «Бытовой» способ вспомнить – воссоздать обстановку, в которой произошло запечатление, или хотя бы ее субъективно значимых элементов (звуков, запахов, цвета, предметов и т. д.).
4. Воспроизведение. Выделяют произвольное, непроизвольное, припоминание, узнавание и реминисценцию. На воспроизведение информации влияет способ запоминания, состояние человека, обстановка, эмоциональный контекст.
5. Забывание. Раньше рассматривалось как неэффективность сохранения. Однако на самом деле является самостоятельным процессом – очисткой от уже ненужной информации. Происходит, если данный фрагмент сохраненного опыта долгое время не используется. При этом сама информация не утрачивается – утрачивается только доступ к ней.
Виды памяти (классификация по Блонскому):
1. Моторная (двигательная) память. Память на все двигательные программы – мимику, жесты, привычные позы. Существует у человека с рождения, играет большую роль в первые годы жизни. Формируется без участия речи и реализуется без участия сознания.
2. Эмоциональная память. Возможность переживать эмоции из прошлого. Влияет на текущее эмоциональное состояние. Развивается позже – эмоциональная сфера заканчивает формироваться в подростковом возрасте и дополняется в течение всей дальнейшей жизни.
3. Образная память. Примерно в полтора года у ребенка появляется способность к формированию образных воспоминаний, и еще несколько лет уходит на ее развитие.
4. Словесно-логическая память. Память на абстрактные структуры, словесные формулировки, символы и т. д.
Формы памяти:
1. Мгновенная (сенсорная) память. Действует на физиологическом уровне, обеспечивается небольшой инертностью психики.
2. Кратковременная память. Ограничена по времени и по объему (ок. 7 объектов). Действует не дольше нескольких часов без повторения.
v Оперативная память – сохранение информации об объектах только на время выполнения задачи с ними, затем следует утрата информации.
3. Долговременная память. Хранение информации в ней происходит годами, ее составляет стратегически важные знания о мире и самом себе. Практически нет ограничений по времени и объему.
v Автобиографическая память – набор воспоминаний о самом себе.
v Эпизодическая память – набор воспоминаний, знаний, фактов о конкретной ситуации.
v Сематическая память – набор фундаментальных знаний и сведений о мире.
Пример методики изучения памяти. Классические методы исследования памяти Эббингауза.
Метод заучивания
Такой метод часто применяется в школе: «Или же заставляют заучивать путем частого повторения более богатый по объему материал до полного его усвоения, как это делается в школе (метод заучивания)». Испытуемому предлагается заучить один ряд элементов (фигуры, буквы, слова и т. д.). Затем предлагается воспроизвести материал. Если есть ошибки, то экспериментатор еще раз проговаривает ряд, и так, пока испытуемый не воспроизведет ряд безошибочно. Количество повторений, которое требуется испытуемому для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем запоминания. При этом становится возможным построить кривую забывания: на абсциссе откладывают число проб, а на ординате — число элементов, правильно воспроизведенных при каждой пробе. Благодаря этому методу возможно проследить динамику процессов запоминания, а также процесс забывания различного материала.
Метод узнавания
Данный метод является разновидностью метода заучивания. Испытуемому предлагается материал некоторое количество раз. Через некоторое время экспериментатор просит воспроизвести заученный материал с помощью воспроизведения или узнавания. Число правильно воспроизведенных каждым испытуемым элементов составляет показатель его запоминания; число правильно идентифицированных элементов — показатель его узнавания.
Метод предвосхищения (антиципации)
Испытуемому зачитывается один или несколько раз предлагаемый материал (бессмысленный ряд слогов, слов, фигур и т. д.) После этого испытуемому нужно произнести материал в том порядке, в котором ему его представляли. Если какой-то элемент (например, слог) забывается, то экспериментатор его подсказывает. Процедура проводится до тех пор, пока испытуемый безошибочно произнесет материал. Какая бы разновидность этой методики ни применялась, получают 4 следующих показателя: 1) общее время заучивания; 2) количество повторений, необходимых для достижения критерия усвоения (n); 3) число ответов, правильно антиципированных в каждой пробе (m); 4) число ошибок в каждой пробе (p). Количественным критерием эффективности является так называемый коэффициент воспроизведения. Поскольку испытуемый называет вслух каждый элемент, экспериментатор может зарегистрировать ответные реакции и получить данные не только о ходе запоминания, но и о характере допущенных ошибок. Для определения качества запоминания вычисляют среднюю частоту воспроизведения каждого стимула.
{\displaystyle f=(\sum fm)\div n} Метод сбережения
Чтобы запечатлеть и надолго удержать в памяти какой-нибудь учебный материал, не следует добиваться этого путем множества повторений, сделанных за один раз, скорее надо распределить повторения на более долгое время (на много раз) с меньшим количеством повторений за раз. то есть вновь и вновь возвращаться к предмету и хотя бы несколькими повторениями снова вызывать его в душе. Этот метод разработан, чтобы изучить динамику изменения памяти, в особенности, забывания во времени. Процедура проводится в 2 этапа:
- Первоначальное заучивание материала до безошибочного воспроизведения;
- Повторное заучивание; ряд, который предлагался ранее должен заучиваться тем же методом, что и на первом этапе и испытуемый должен достичь того же критерия усвоения, который был на первом этапе.