Ф.В.Стрельцов – «удмуртский националист»




Именно такими словами можно начать рассказ об известном враче, краеведе Федоре Васильевиче Стрельцове, которому довелось жить в сложный исторический период, а неустанный интерес к истории Удмуртии, ее народу в 30-е годы XX века привел к тому, что он был осужден, как удмуртский националист. Парадокс, но это так. И вот об этой малоизвестной странице его биографии пойдет рассказ.

Федор Васильевич Стрельцов родился 27(15) декабря 1877 г. Учился сначала в Сарапульском духовном училище, затем в Пермской гимназии, а высшее образование он получил, окончив медицинский факультет Московского университета в марте 1905 года. И в этом же году приезжает в Воткинск. Будучи человеком активным, думающим, деятельным, он участвовал в революционном движении, разделял взгляды социалистов - революционеров, или эсеров, так они больше известны нам из уроков истории. В связи с этим он находился под негласным надзором полиции. Вследствие своих политических взглядов, Стрельцов вынужден был уехать из Воткинска и вскоре поселился в Сарапуле. Именно там начинается активное увлечение Федора Васильевича археологией и краеведением. Он стал одним из основателей Музея истории и культуры Среднего Прикамья. Уже тогда увлекся археологией, изучением древностей удмуртской земли. Пережил Федор Васильевич и сложные годы революции и гражданской войны, когда вся Россия оказалась разделенной «по живому», на красных и белых, своих и чужих, врагов и друзей. То сложное время трудно судить по меркам сегодняшним, неизвестно, как мыбы проявили себя, окажись перед выбором «свой-чужой». Только люди по-настоящему чистые и светлые могли пройти через такую жестокую проверку, оставшись самими собой. Федор Васильевич был одним из них: во все времена, когда в наших краях попеременнобыли то белые, то красные, он оставался верен клятве Гиппократа – лечил людей, облегчал им страдания.

Когда закончилась гражданская война, Федор Васильевич жил и работал в Ижевске. Именно этот период в жизни Стрельцова был насыщен не только врачебной, но и общественной, особенно краеведческой деятельностью. 20-е годы XX века стали временем расцвета краеведения молодой Российской республики, и именно в это время Федор Васильевич активно занимается изучением истории родногокрая, который любит всей душой.

В столице молодой революционной России в этот период начинают активную деятельность представители еще немногочисленной удмуртской интеллигенции.

Именно там было создано общество по изучению вотской культуры «Боляк», оно было образовано среди студентов удмуртов, которые в этот период обучались в
Москве.

30 ноября 1922 года небольшая заметка вгазете «Ижевская правда» сообщила о событии читателям Удмуртии. Инициатором создания общества был К. Герд (Кузьма Чайников) – студент литературного института им.В.Я. Брюсова, известный удмуртский поэт, ученый и педагог.

Вновь образованное общество вошло в состав Центрального бюро краеведения при Академии наук, в его президиум вошли академик С.Ф. Олбденбург – известный
советский востоковед (председатель бюро), заместители его – академик А.Е. Ферсман, один из основоположников геохимии, профессор А.П. Пинкевич, известный советский педагог.

Через полгода в той же газете «Ижевская правда» было опубликовано обращение общества «Боляк», где были определены основные цели организации: изучение удмуртской культуры как материальной, так и духовной; подготовка педагогов, историков, исследователей путем работы в кружках, где глубоко изучаются вопросы краеведения, истории, языка; объединение культурных сил для выработки методов просвещения.

Организация краеведческого общества в г. Ижевске проходила по инициативе К.П. Чайникова (Кузебая Герда). Устав общества был зарегистрированв 1925 году, всего было создано 6 секций: быта, историко-археологическая, социально-политическая, экономическая, природоведческая, санитарно-гигиеническая. Секретарем общества был избран Федор Васильевич Стрельцов. Центральное московское общество «Боляк» поддерживало связь со своими филиалами. Правление общества рассматривало иутверждало планы работы и отчеты филиалов, рассылало на места методические рекомендации, циркуляры Центрального бюро краеведения и научные доклады. Именно в этот период Федор Васильевич активно работает над изучением древней истории удмуртского народа. Летом 1926 годаон составил анкету по «изысканию» археологических памятников, которая была размножена и разослана по всем Волисполкомам (Волостным Исполнительным Комитетам) Вотобласти (так тогда называлась Удмуртскаяреспублика). Анкета содержала самые разнообразные вопросы по археологии местности.Обратно получено заполненных анкет из Глазовского уезда 41, Ижевского 23 и т. д. Общественные помощники организации помоглиотыскать немалое количество до сих пор неизвестных науке древних поселений, кладов, с точным указанием их местоположения. Общество довольно оперативно начало издаватьсвои труды. Первый выпуск был осуществленв 1926 году, в нем содержались документы, рассказывающие о землях, которыми владели удмурты в начале XVIII века, опубликованы подлинные владетельные грамоты того времени была напечатана и очень ценная с научной точки зрения статья Федора Васильевича «Археологические памятники Вотского края». Второй выпуск Трудов был посвящен историко-этнографическому изучению удмуртской культуры, языка, его редактором был Ф.В. Стрельцов. Всего было издано 6 выпусков, которыепредставляют большой интерес и для исследователей сегодняшнего времени. Однако, в конце 20-х годов XX века краеведение было объявлено лженаукой. Считалось,что человек, углубленный в историю, уходитот современных проблем. Боялись идеализации старины, и многие ученые, занимающиеся краеведением, были объявлены врагами
народа, так происходило в целом по стране,так было и у нас в Удмуртии. В 1929 году состоялась последняя Всероссийская конференция краеведения. По всей стране прокатиласьволна борьбы с буржуазными националистами, как грибы после дождя появлялись процессы, в которых фигурировали мифическиетеррористы, пособники буржуазии и прочие «контрреволюционные элементы».

В начале 30-х годов было сфабрикованоочередное дело и против удмуртских буржуазныхнационалистов. В 1932 г. был арестован Кузебай Герд, а через год, 7 февраля, был
арестован вместе с группой интеллигенции(16 человек) и Федор Васильевич Стрельцов. Если можно так сказать, Федору Васильевичуповезло, и после нескольких месяцев заключения он был освобожден, вынужден был уехатьиз родных краев в Кострому. Только в 1939 году он возвращается в родные края и опять, невзирая на препятствия, сложности, продолжает работать в области краеведения, увлеченно изучает историю Воткинского и Ижевского заводов, ратует за создание музея в городе. Вот и получается, что любовь к родному краю, науке неистребима– это основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всегообщества. Благодаря таким людям, как Федор Васильевич, память о делах народа, его традициях – это не только сохранение прошлого, но и забота о будущем.

А. СКАЧКОВА,
зав. научно-просветительским отделом Музея
истории и культуры г. Воткинска.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: