V. почек.
а) I, II, V;
б) I, II, IV;
в) III, IV;
г) II, IV, V.
12. В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I. гемоглобин.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. альбумин плазмы.
V. вода.
а) I, III, V;
б) I, V;
в) I, IV;
г) I, II, IV.
- Показателями биологического прогресса являются:
I. увеличение численности.
II. расширение территории обитания.
III. усложнение поведения.
IV. усложнение морфологической организации.
V. увеличение видового разнообразия.
а) I, II, V;
б) II, IV;
в) I, II, IV;
г) IV, V.
14. Какие отличительные особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции:
I. наличие диафрагмы.
II. внутренний осевой скелет.
III. бинокулярное зрение.
IV. нервная система в виде трубки на спинной стороне тела.
V. жаберные щели в стенках глотки.
а) только I, III;
б) II, III, IV;
в) I, III, IV;
г) II, IV, V.
15. Молекулы РНК содержатся в:
I. гладком эндоплазматическом ретикулуме.
II. шероховатом эндоплазматическом ретикулуме.
III. аппарате Гольджи.
IV. ядре.
V. цитоплазматической мембране.
а) I, III, IV;
б) II, III, IV;
в) I, V;
г) II, IV.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Ползучие стебли у земляники называются усы.
2. Часть стебля, в которой откладываются запасные вещества, называется камбий.
3. В связи с широким открыванием пасти, в черепе змей исчезли височные дуги.
4. Миоцит является структурной единицей скелетной мышечной ткани.
5. Межклеточное вещество гиалинового хряща никогда не минерализуется.
6. Анализатор состоит из двух отделов - периферического и центрального.
7. Сосудодвигательный центр находится в продолговатом мозге.
8. Общее количество крови в организме взрослого человека в норме составляет 10 – 12 % массы тела.
9. Гипотония – это понижение уровня глюкозы в крови.
10. Основные запасы воды в растительной клетке находятся в пластидах.
11. Элементарной единицей эволюции является отдельный вид.
12. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
13. Плазмолиз – это гибель клетки в результате избыточного поступления воды.
14. Цитоскелет образован центросомой.
15. Комплекс Гольджи участвует в формировании лизосом.
16. Митохондрии можно увидеть в световой микроскоп.
17. Водородные связи участвуют в образовании первичной структуры белка.
18. Средиземноморский центр происхождения культурных растений является родиной капусты и свеклы.
19. Гликокаликсом называется процесс синтеза гликогена.
20. Набор генетического материала в клетке в пресинтетический период интерфазы составляет 2n4c.
21. Сперматогонии делятся путем митоза.
22. Биополимерами являются белки и жиры.
23. Молекула сахарозы состоит из двух остатков глюкозы.
24. Инбридинг – это близкородственное скрещивание.
25. Мутации происходят в молекулах ДНК.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 13,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Задание 1. [мах. 3 балла] Соотнесите растения (1 – 6) и животных-опылителей (А – Е):
Растения: | Животные-опылители: |
1. Клевер. | А. Колибри. |
2. Орхидея. | Б. Пчелы. |
3. Рябина. | В. Бабочки. |
4. Донник. | Г. Мухи. |
5. Гвоздика. | Д. Шмели. |
6. Тмин. | Е. Жуки. |
Растения | ||||||
Животные-опылители |
Задание 2. [мах. 3 балла] Соотнесите элементы строения поперечного среза листовой пластинки (1–6) с их обозначениями на рисунке (а – е).
Элементы строения: 1 – хлоренхима; 2 – ситовидные трубки; 3 – кожица; 4 – сосуды; 5 – склеренхимные волокна; 6 – устьице. |
Элементы строения | ||||||
Обозначения |
Задание 3. [мах. 3 балла] Соотнесите название мышцы (1-6) и группы мышц (А, Б) головы человека.
Название мышцы: 1. щечная; 2. скуловая; 3. височная; 4. крыловидная; 5. круговая мышца рта; 6. подбородочная. | Группы мышц: А. мимические; Б. жевательные. |
Название мышцы | ||||||
Группы мышц |
Задание 4. [мах. 2,5 балла] Установите соответствие между видами животных (1 – 5) и радиусом репродуктивной активности (А – Д).
Виды: 1. Виноградная улитка 2. Клоп постельный 3. Ондатра 4. Сельдь 5. Серый кит | Радиус: А. несколько метров Б. несколько десятков метров В. несколько сотен метров Г. несколько тысяч километров Д. несколько сотен километров |
Виды | |||||
Радиус |
Задание 5. [мах. 2 балла] На рисунке представлена пищевая цепь в некой экосистеме.
В результате интенсивной хозяйственной деятельности человека была резко снижена численность консумента 3. Используя условные обозначения (А и Б) укажите, как в ближайшее время это повлияет на численность остальных звеньев пищевой цепи.
Звенья пищевой цепи: 1) Продуцент. 2) Консумент 1. 3) Консумент 2. 4) Консумент 4. | Изменение численности: А) численность понизится; Б) численность повысится. |
Звенья пищевой цепи | ||||
Изменение численности |