Древняя Греция (задачи и задания)




1. При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, дома знати, гробницы. В гробницах было множество золотых вещей: маски, кубки, ожерелья, бляшки, а также бронзовые кинжалы, украшенные золотом. Найдены были сотни глиняных табличек со списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами. Сделайте на основе археологических находок в Микенах не менее трех выводов. Обоснуйте их.

2. По приказанию богов могучий Геракл совершил 12 подвигов. Он стал одним из любимейших героев греков. Какие качества людей прославляют мифы о Геракле? Какие осуждают? Расскажите об одном из подвигов Геракла. Что вам нравится в его поступках?

3. Прочтите в учебнике миф о Дедале и Икаре. Какие знания о далеком прошлом можно почерпнуть из этого мифа? Что свидетельствует в мифе о зарождении классового общества на Крите? Обоснуйте свои выводы.

4. Вспомните печальную историю об афинском царе Эгее, который должен был посылать могущественному царю Крита – Миносу в качестве дани каждые девять лет семь юношей и семь девушек. У этого властелина жило в лабиринте страшное чудовище… Продолжите этот миф. Что в нем вам особенно понравилось? Какие названия и выражения, связанные с этим мифом, вошли в наш язык?

5. На склонах холмов в Аттике, как и повсюду в Греции, выращивали виноград. Спелые гроздья винограда срезали и складывали в четырехугольный деревянный чан на высоких ножках. Затем греки тщательно мыли ноги и ногами давили виноград: это был тяжелый труд, и потому занимались им мужчины. Выжатый сок стекал по желобкам в подставленные сосуды. Иногда сок выдавливали прессом – большим и тяжелым плоским камнем, который поднимали с помощью рычага. Какой способ – ногами или прессом – давал сок более высокого качества?

6. В «Илиаде» сообщается о соревновании в метании диска, которое предложил Ахилл. Наградой победителю являлся большой железный круг: «Кто победит, у того на пять лет будет вдоволь железа… Незачем будет в тот город ехать за покупкой железа пахарю или пастуху – этот диск их снабдит в изобилии». Почему в качестве награды победителю Ахилл предложил железный диск? Сделайте на основании этого отрывка не менее четырех выводов. К какому времени относится этот период в истории Греции?

7. В «Илиаде» описано народное собрание, на котором Одиссей избил простого воина Терсита за то, что он обвинил знатных людей в несправедливом разделе военной добычи. Какой вывод можно сделать на основе этого факта? Можно ли определить на его основе, какой строй был у греков в это время? Докажите свое мнение?

8. Греки плавали на своих кораблях не только от острова к острову в Эгейском море, но и пускались в далекие путешествия, связанные с большим риском и опасностями. Какой миф рассказывает об одном из таких путешествий? С какими трудностями и приключениями приходилось встречаться грекам во время мореплавания? Благодаря чему и как им удалось их преодолеть?

9. В рассказе повествуется о том, как афинский земледелец Аристон попал в долговую кабалу к богачу Ликургу, который дал ему в долг пять мер зерна, а потребовал возвратить уже 40 мер. Крестьянин был не в состоянии выплатить долг и оказался вынужденным бежать в другую страну. Подумайте, что грозило афинскому крестьянину в случае невыплаты долга богачу. Какое значение имели реформы Солона? Как они связаны с этим случаем?

10. В «Илиаде» рассказывается о том, что самым сильным среди греческих юношей был «быстроногий» Ахилл. Ему было предсказано, что он прославит родину великими подвигами в войне с Троей, но погибнет молодым. Что вы об этом знаете? Вспомните, как мать Ахилла хотела уберечь сына от беды. Какое крылатое выражение возникло в связи с этим мифом? Объясните его смысл.

11. В мифе о Прометее рассказывается о том, как он похитил огонь и принес его людям. За это Зевс покарал героя. Подумайте, какие качества человека прославляет миф о Прометее. Дополните содержание мифа знаниями по литературе. Объясните, как в мифе о Прометее отражена мысль о победе человека над природой.

12. В «Одиссее» описан такой эпизод: «Утром во дворец царя Приама прибежал вестник и объявил, что враги неожиданно уплыли, оставив на берегу огромного деревянного коня. Троянцы недоумевали, что бы это могло значить». Что вы знаете об этом эпизоде Троянской войны? Как поступили троянцы с деревянным конем? Чем закончились эти события? Какое крылатое выражение возникло в связи с ними?

13. Прочтите в учебнике миф о Деметре и Персефоне и ответьте на вопросы: в каком мифе древних египтян отразились аналогичные явления природы? Сравните, что было общего в верованиях греков и египтян. Какие были различия? Чем вы это объясняете?

14. Из древнегреческой мифологии возникло много крылатых выражений, например, «троянский конь», «ахиллесова пята», «нить Ариадны» и др. С какими греческими мифами связаны эти выражения? Как они возникли? Объясните кратко их смысл.

15. В спартанских домах всегда были крепкие запоры на дверях. В домах же илотов спартанцы не только запрещали запоры, но и снимали ручки с дверей. Каковы были причины такого различия? Какие еще различия в образе жизни спартанцев и илотов вы знаете?

16. Прочтите в учебнике басню Гесиода о соловье и ястребе и ответьте на вопросы: кого изобразил поэт в этой басне под видом соловья и ястреба? Какие события истории Греции нашли отражение в басне Гесиода?

17. В 7в. до н.э. в Афинах были изданы Драконовские законы. Прочтите о них в учебнике и ответьте на вопросы: В чьих интересах проводились эти законы? Объясните двойственное значение выражения «Драконовские законы» Почему считали, что законы «написаны не чернилами, а кровью»?

18. В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Для объяснения этого факта есть несколько причин. Какие причины назовете вы?

19. Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является сама

Мать черная земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная.

Объясните, о чем идет речь в данном отрывке. Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона? Способствовало или нет их проведение укреплению Афинского государства? Докажите свое мнение.

20. Греческий аристократ писал: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял». К каким событиям в Греции 8-6 вв. до н.э. относится это высказывание? Почему многие аристократы покидали Грецию? Куда они уезжали?

21. На берегах Средиземного и Черного морей сохранились развалины древних городов. Археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храмов, кварталов жилых домов, а также монеты, изделия ремесленников, надписи на камнях, высеченные на греческом языке. Как греческие изделия могли попасть на берега Средиземного и Черного морей? Обоснуйте свое мнение. Какие выводы можно сделать на основании археологических раскопок?

22. Если бы можно было чудом перенестись в древние Афины или Спарту, многое бы вас там не только удивило, но и разочаровало. Предположите, что бы вас могло удивить в Афинах и Спарте. Что могло разочаровать? Какое государственное устройство вам больше нравится – афинское или спартанское? Что было общего и различного в жизни афинян и спартанцев?

23. Из какого литературного произведения взят этот отрывок:

Когда же скучились суда в проливе,

Дать помощь друг другу не могли

И медными носами поражали

Своих же – все тогда они погибли,

А эллины искусно поражали

И под обломками судов разбитых,

Кругом их. И тонули корабли,

Под кровью мертвых скрылась гладь морская.

О каких событиях в нем идет речь? Чем они закончились? Кто автор этих строк?

24. Царь Дарий I отправил в греческие города послов с требованием «земли и воды». Почти везде оно достигало цели. Но Афины и Спарта отказались подчиниться персам. По словам Геродота, афиняне сбросили посланцев царя в пропасть со скалы, а спартанцы бросили их в колодец, предлагая им самим взять оттуда землю и отнести царю. В каком смысле следует понимать требование Дария? Почему большинство государств его выполняли. Какие события последовали за отказом Афин и Спарты подчиняться Дарию?

25. На месте одного из сражений греко-персидских войн был поставлен памятник, на котором высечена надпись: «Путник, поведай спартанцам о нашей кончине, верны законам своим, здесь мы костьми полегли». Кому посвящен этот памятник и надпись о нем? Что вы знаете об этом сражении? Где и когда оно произошло? Приведите примеры мужества и героизма спартанцев.

26. Спартанскому царю Леониду была воздвигнута статуя льва с надписью на ней:

«Тот, кого я теперь, лежа на земле, храню,

Если бы, львом именуясь, он не был мне равен и духом,

Я над могилой его лап не простер бы своих».

 

В честь какого сражения был поставлен этот памятник? В чем подвиг погибшего героя? Как памятник и надпись на нем символизируют мужество и стойкость героя?

27. В честь победы при Марафоне была сделана надпись на гробнице:

Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава,

Здесь поразили они гордые персов войска.

Пешими поднялись против Азии конницы сильной,

Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать.

 

Объясните смысл этой надписи. Можно ли догадаться на ее основе, какова была одна из главных причин победы греков в войне с персами? Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки?

28. По словам греческого поэта, эллины одержали в Саламинском проливе самую блистательную из всех побед, когда-либо бывших до того в мире. Почему поэт дал такую высокую оценку этому сражению? Каково значение победы греков в бою при Саламине?

29. Геродот пишет о роли Афин в войне против персов6 2Если бы афиняне от страха перед угрожающей опасностью покинули свою страну или, не покидая ее и оставаясь на месте, отдались бы Ксерксу, никто бы не решился выступить против царя на море. Вот почему, не погрешая против истины, афинян можно назвать спасителями Эллады, ибо то решение дела должно было возобладать, какое избрали афиняне».

30. Марафонской битвой афиняне гордились больше всех других побед, считая, что Марафон превосходит все остальные. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему этому сражению греки придавали такое большое значение?

31. Современник рассказывает, что лишь во время одного удачного нападения греков на побережье Персии они взяли в плен 20 тыс. человек. Каковы были источники рабства в Греции? Можно ли считать, что плен давал наибольшее число рабов? Предположите, какая участь ждала людей, взятых в плен.

32. В «Одиссее» сказано: «Раб нерадив, не принудь господин повелением строгим к делу его, за работу он сам не возьмется охотой…» Можно ли предположить на основе этого высказывания, какими были отношения между рабами и рабовладельцами? О каком принуждении идет речь? Почему рабы не были заинтересованы в своем труде? Составьте рассказ о труде рабов в Греции, используя рисунки в учебнике. Составьте план рассказа и озаглавьте его.

33. Во время Пелопонесской войны из Афин к спартанцам бежало 20 тыс. рабов, из которых большая часть была ремесленниками. В городе остановилась вся хозяйственная жизнь. На серебряных рудниках Афинского государства работало около 20 тыс. рабов. Рабам давали такие большие задания, что им едва хватало времени на еду и сон. О чем свидетельствуют эти факты? Можно ли на их основе судить о труде и положении рабов в Греции?

34. Греческий оратор Демосфен упоминает о мастерской по изготовлению кроватей, где работали 90 мастеров-рабов; у отца Демосфена была оружейная мастерская, в которой работали 32 мастера-раба; оратор Лисий имел мастерскую по изготовлению щитов, в которой работали 100 невольников; известный богач Никий имел 1000 рабов, которых он сдавал в аренду в рудники. Сделайте выводы из приведенных фактов. Обоснуйте их.

35. В 5 в. до н.э. в Греции происходили восстания рабов: в 494 г. до н.э. крупное восстание вспыхнуло в городе Аргосе; в 464 г. до н.э. порабощенные спартанцами илоты создали укрепленный лагерь и держались в нем 10 лет; в 425 г. до н.э. в Спарте рабы снова подняли восстание и бежали (около 10000 человек). Сделайте выводы из приведенных фактов. С чем было связано обострение классовой борьбы в Греции в 5 в. до н.э. по сравнению с предшествующим периодом?

36. Чтобы помешать бегству рабов, хозяева запирали их на ночь в душных подземельях, применяя ошейники, ножные цепи и ручные колеса, клеймили им лица раскаленным железом. Как эти факты характеризуют положение рабов? Каковы могли быть последствия такого отношения?

37. Греческий мыслитель Платон дает наставления, как обращаться с рабами: «Чтобы рабы подчинялись, они не должны быть соотечественниками… За провинности нужно рабов наказывать… Каждое обращение к рабу должно быть приказом… Никогда не надо шутить с рабами». Объясните, почему рабы не должны быть соотечественниками. Подумайте, интересы какого класса выражал Платон. Что было общего в положении рабов в Греции и в странах Древнего Востока?

38. Представьте себе, что вы оказались на окраине Афин, в знаменитом квартале гончаров – Керамике. Войдя в одну из мастерских, вы бы увидели много людей, которые заняты делом. Вот один раб мешает огонь в печи, другой без устали подносит топливо. Продолжите рассказ от имени путешественника. Что бы вы еще могли увидеть в этой мастерской? Составьте план рассказа и озаглавьте его.

39. Аристотель писал: «Человек не может обходиться без орудий. Одни из этих орудий являются одушевленными, другие – неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий». Сравните это высказывание со словами Ксенофонта: «Для рабов же и такое воспитание, которое кажется чисто животным, годится, чтобы научить их повиноваться…» Что общего в этих высказываниях? Предположите, к какому классу принадлежали их авторы.

40. Греческий историк Ксенофонт советует смирять раба, который не хочет работать, голодом, удерживать его от побега оковами, а лень выгонять побоями. О чем свидетельствует это наставление? Было ли такое отношение к рабам характерно для других стран?

41. Об Афинах 5 в. до н.э. говорили: «Так ты чурбан, если не видел Афин, осел, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд». О чем свидетельствует такая оценка? Какие достопримечательности были в Афинах в 5 в. до н.э.?

42. В документе сказано: «Сколько товаров прибывает в Пирей! Из Причерноморья – соленая рыба; из Северной Греции – зерно и мясо; сицилийцы доставляют свиней и сыр; из Египта – паруса и папирус; из Сирии – благовония; остров Крит шлет дорогое дерево; острова – тучных баранов и фрукты. Из Малой Азии везут рабов и миндаль. Финикия шлет пшеничную муку и финики». Найдите на карте названные в документе страны. Когда и почему особенно возросла афинская морская торговля? Докажите, что морская торговля способствовала могуществу и богатству Афин.

43. Плутарх пишет о правлении Перикла: «Перикл объяснял народу, что он не обязан давать союзникам отчета в употреблении им денег, раз ведет войны для их защиты, сдерживает персов. Город достаточно снабжен необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые после своего окончания доставят гражданам бессмертную славу, все ремесла придут в оживление; никто не будет сидеть сложа руки; почти весь город будет служить на жалованье и таким образом сам позаботится о своем благоустройстве и пропитании". Ка» Перикл предлагал использовать деньги союзных государств? Какие цели он преследовал? Как вы оцениваете его деятельность?

44. Из речи Перикла: «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям, мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражает другим. Называется этот строй демократическим… Государство наше достойно удивления… Мы одни считаем не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности… Говоря кратко, я утверждаю, что все наше государство – центр просвещения Эллады». Какую оценку дает Перикл государственному строю Афин? Подумайте, какому государственному строю противопоставляет Перикл афинскую демократию. Какую деятельность свободного человека греки (афиняне) высоко ценили?

45. Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства. Объясните, почему афиняне придавали такое большое значение общественной жизни. В чем она заключалась, и кто мог в ней участвовать? Докажите, что нигде в древнем мире не участвовало в общественной жизни так много людей, как в Афинах.

46. Характеризуя афинское народное собрание, историк отмечает, что оно состояло из суконщиков, сапожников, плотников, кузнецов, земледельцев, купцов, рыночных торговцев. Простой народ в это время «имел силу и власть». Подумайте, к какому периоду истории Греции относится это высказывание. Какая форма государства существовала в это время в Афинах? Объясните это название.

47. Греческий историк пишет: «Народ-то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству, а именно: кормчии, начальники гребцов… командиры носа, корабельные мастера – вот эти люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные». Докажите на основе документа и ваших знаний по истории, какова роль народных масс в развитии обществ в древности. Приведите примеры.

48. Древнегреческий ученый Демокрит высказал гениальную мысль о том, что весь мир состоит из мельчайших частиц – атомов. Он также отрицал бессмертие души. Какое значение имело учение Демокрита для науки? Подумайте, в чем оно противоречило религии. Почему вы так думаете?

49. Древнегреческий историк Геродот начал свою книгу словами: «Геродот собрал и написал эти сведения, чтобы великие и достойные дела эллинов и других народов не остались в безвестности». Каково значение трудов Геродота для истории? Как мы его называем и почему? Какие «великие и достойные дела эллинов» Геродот описал?

50. Цель труда Геродота заключается в том, «чтобы от времени не изгладились из нашей памяти деяния людей, а также чтобы не были бесславно забыты огромные и удивления достойные подвиги, исполненные частью эллинами, частью варварами, главным же образом для того, чтобы не была забыта причина, по которой возникла между ними война». О каком труде Геродота идет речь в этом отрывке? Какова цель и значение его сочинения? Какую войну он описал в своем труде?

51. В греческих школах учили ясно и красиво говорить. Ученики заучивали стихи Гомера и других поэтов. Греки не считали образованным человека, не умевшего петь и танцевать. О каком воспитании здесь идет речь – афинском или спартанском? Почему вы так думаете? Что в них было общего и какие были различия?

52. Греки считали, что умственное и моральное развитие достигается лучше всего в здоровом теле, которое должно всесторонне и свободно развиваться так, чтобы человек достигал гармонического совершенства души и тела. Как греки представляли себе всестороннее развитие человека? Сохранилась ли такая точка зрения в наши дни?

53. Древние греки считали, что любовь к родине – высшая доблесть гражданина. Как вы понимаете это высказывание? Подтвердите его примерами из истории. Сохранили ли свое значение эти слова в наши дни?

54. Платон говорил, что только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ; невежда же – самое дикое создание из всех, существующих на земле? Согласны ли вы с мнением Платона? Обоснуйте свой вывод. В каком городе-государстве Древней Греции особенно велика была тяга к знаниям?

55. Современники называли Парфенон – «самое прекрасное из созданий человеческого гения». Почему это сооружение получило такую высокую оценку оценку? Какие еще вам известны памятники греческой архитектуры?

56. Греческий философ Сократ сказал: «Мне гораздо более хочется иметь друга, нежели сокровища Дария, - так сильно я желаю дружбы…» Как вы понимаете это высказывание? Почему великий философ так высоко ценил дружбу? Разделяете ли вы его мнение?

57. На праздниках в честь бога виноделия Дионисия виноградари в козлиных шкурах изображали эпизоды из жизни богов и героев, воспевая силу, радость, возбуждая смех. Какое древнейшее искусство возникло из этих праздников? Подумайте, кто был создателем этого вида искусства. Объясните названия «трагедия» и «комедия». Как они возникли?

58. Прочтите в учебнике песню хора из трагедии Софокла «Антигона» и ответьте на вопросы: какие качества воспевает Софокл в человеке? Найдите эти строки в тексте документа. Подумайте, почему эта песня стала любимой песней афинян.

59. Комедия Аристофана «Птицы» пользовалась в народе огромным успехом. Она отличалась остроумием и злой насмешливостью. Прочтите ее содержание в учебнике и ответьте на вопросы: кого и за какие пороки высмеивает автор? Почему комедия имела большой успех в народе? Почему комедия дошла до наших дней? Какой вывод можно сделать о взглядах автора?

60. Представьте, что в древнегреческом театре начинается трагедия. Печальные и возвышенные чувства героев развертываются перед зрителями. Благодаря чему при одном только взгляде на героев становилось понятно, кого они изображают? Как выглядели трагедийные актеры?

61. Скульптора Фидия в древности называли «творцом богов». Объясните это определение. Какие статуи работы Фидия вы знаете? Какое впечатление они на вас производят? Чем это достигается?

62. Греческие ученые стремились объяснить происхождение мира. Одни из них считали, что началом всей природы была вода, другие – воздух, третьи – огонь. Подумайте, правильно ли древнегреческие ученые объясняли происхождение мира. Что общего было в их взглядах? Чем научное объяснение отличалось от религиозного?

63. Вместе с другими передовыми учеными 4 в. до н.э. Аристотель считал, что Земля – шар, но находится она в центре мира, а Солнце и звезды вращаются вокруг нее. Что нового вы узнали о развитии астрономии в Греции? Какие ошибки в астрономии допускали греческие ученые в древности? Какой шаг они сделали вперед в объяснении устройства мира по сравнению с учеными Древнего Востока?

64. Сыновья свободных греков с семи лет посещали школу. Но только дети богачей продолжали обучение до 18 лет. Многим детям обучение было недоступно. Кто и почему не мог обучаться в греческой школе? Чем можно объяснить, что только дети богачей могли учиться в школе до 18 лет? Какие выводы о школе в Греции можно сделать из этих фактов? Обоснуйте ваше мнение.

65. В Древней Греции театр называли «школой для взрослых», а авторов трагедий – «вождями мудрости». Обоснуйте эти высказывания. Чему учил театр в Греции? Каких авторов известных трагедий и комедий вы знаете?

66. В учебнике изображена статуя Дискобола. Сравните ее со статуей египетского жреца. Можно ли путем их сравнения определить характерные черты греческой и египетской скульптуры? Каковы их главные различия?

67. Могущество и богатство Афин было непрочным. Другие города-государства были недовольны их господством в Греции. Особенно острым было соперничество Афин и Спарты. Чем можно объяснить соперничество между греческими городами-государствами? К каким событиям оно привело? Какая связь существует между соперничеством греческих городов-государств и упадом Греции в 4 в. до н.э.?

68. В 4 в. до н.э. македонский царь Филипп начал захватывать ослабленные греческие города. Он говорил с насмешкой, что осел, нагруженный золотом, возьмет любой город. Борьбу афинян за независимость возглавил знаменитый оратор Демосфен. Он говорил, что, даже если остальные эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу. Какие черты характера Филиппа и Демосфена проявились в их высказываниях? Свяжите эти факты и составьте рассказ об установлении власти Македонии над Грецией.

69. По выражению современника: «Вместе с телами павших при Херонее была зарыта и свобода греков». Как вы понимаете слова современника? Какие события и когда произошли при Херонее? Какая связь существует между причинами упадка Греции и потерей е. своей независимости? Обоснуйте свое мнение?

70. В конце 4 в. до н.э. в результате македонских завоеваний образовалась огромная держава, которая распалась после смерти Александра Македонского. Объясните, что было общего в причинах падения Персидского царства и державы А. Македонского. Какие были различия?

71. Греческий философ Страбон пишет: «Весь город пересечен улицами… В городе есть прекрасные общественные святилища и царские дворцы. Часть царских зданий составляет Музейон (Музей)… Перед большой гаванью … находится башня на острове Фарос». Можно ли на основе этого описания догадаться, о каком древнем городе идет речь? Обоснуйте свой вывод. Что вы знаете о памятниках культуры, описанных Страбоном?

72. Поэма Гомера «Илиада» сопровождала Александра Македонского во всех походах. Он хранил книгу под подушкой вместе с кинжалом. Царь считал, что изучение «Илиады» - хорошее средство для воспитания военной доблести. Прав ли был Александр?

73. Слово «фара» произошло от названия острова близ Александрии. Какая связь между автомобильными фарами и названием острова?

74. Почему александрийский Музей и музеи наших дней называются одним и тем же словом?

75. Огромное влияние на развитие математики оказал ученый Евклид, живший в Александрии. Его знаменитая книга «Начала» стала учебником геометрии на тысячи лет. Доныне школьные учебники пересказывают многое из того, что написано в книге Евклида. Однажды царь Египта вызвал к себе ученого.

- Говорят, что ты лучше всех разбираешься в геометрии и что эта наука важнее других наук. Я, царь, желаю изучить геометрию, но у меня очень мало времени: на моих плечах лежит забота о государстве. Научи меня своей науке, да побыстрее, в кратчайший срок.

Евклид отвечал с большим достоинством.

- Государь, к науке геометрии нет царской дороги!

Как вы понимаете ответ ученого?

 

Использованы «Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира» О.И.Бахтиной, «Методическое пособие по истории древнего мира» Г.И.Годера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: