Система образования в волшебном мире: краткое описание.




Гарри Поттер и культурологическая теория образования

О. А. Янутш

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

На протяжении последних 10 лет волшебный мир, описанный Дж. Ролинг в книгах о юном волшебнике Гарри Поттере, неоднократно становился объектом внимания специалистов в области педагогики, философии и социологии. Цель данной статьи – продемонстрировать специфику культурологической парадигмы изучения образования на примере анализа текущего состояния и возможных путей реформирования конкретной образовательной системы. Для этого, прежде всего, были определены черты, которые делают Хогвартс принципиально не похожим на типичные английские школы-пансионы. Аналитический обзор положительных и отрицательных оценок содержания и методов обучения в данной школе показал, что при их выставлении исследователи опираются на современные идеалы образования и не учитывают социокультурные реалии жизни волшебников Великобритании. Анализ социально-политической, технологической и духовной граней культуры волшебников Великобритании конца XX в. позволяет сделать вывод, что это культура доиндустриального типа, находящаяся в стадии перехода от позднего Средневековья к Новому времени. В данном контексте, формирование постоянной готовности к риску, осознание межгрупповой напряженности как нормы, высокий удельный вес практических знаний и отсутствие в содержании обучения волшебников других видов деятельности кроме репродуктивной – не недостатки, а базовые характеристики, обеспечивающие стабильное воспроизводство существующего типа культуры и помогающие выпускникам успешно справляться с возможными социальными катаклизмами. С этой точки зрения, образование в Хогвартсе полностью соответствует принципу культуросообразности. Основным же минусом является полное отсутствие у учащихся представлений о культурном многообразии мира. Именно преодоление данного недостатка могло бы способствовать началу активного приращения магического знания, созданию естественного фундамента для развития всех остальных граней культуры и, при этом, было бы наиболее органичным путем реформирования в свете существующих образовательных традиций.

Ключевые слова: Гарри Поттер, Хогвартс, культуросообразность, культурология образования, прикладная культурология.

 

Введение

Серия романов Дж. Роулинг о юном волшебнике Гарри Поттере – наиболее объемное и проработанное художественное произведение последнего времени, в котором основным местом действия является школа (школа чародейства и волшебства Хогвартс), а главными героями – ученики и учителя. Уже после выхода третьего тома, ее оглушительный успех начал привлекать внимание не только литературоведов и филологов, но и широкого круга специалистов в области психологии, социологии, философии и педагогики.

Многочисленные конференции, публикации и сборники научных статей, посвященные исследованию различных аспектов мира Гарри Поттера (Harry Potter Bibliography: Электр. ресурс), наглядно демонстрируют специфику соответствующих научных парадигм, используемых отечественными и зарубежными коллегами при анализе образовательной системы этого волшебного мира.

Как отмечал Т. Кун, при крупном изменении научной парадигмы, ученые не просто «видят нечто как что-то иное, напротив, они просто видят это нечто » (Кун, 2003: 136). В рамках культурологического подхода образование рассматривается «как важнейший инструмент внедрения культуры, культурных знаний и культурных норм в массовое общественное сознание», механизм « социального контроля и управления <…> действующего … методом превентивной ориентации сознания людей на социально адекватные цели» (Флиер, 2011: 181). Цель данной статьи – продемонстрировать специфику теоретико-методологических оснований культурологии образования и то, что она позволяет увидеть при анализе состояния и путей реформирования конкретной образовательной системы.

Система образования в волшебном мире: краткое описание.

Для определения культурной специфики Хогвартса, прежде всего, необходимо отметить, что многие детали организации жизни и обучения, кажущиеся чарующими и необычными для читателей из других стран, воспринимаются самим британцами всего лишь как типичные черты реальных английских школ-пансионов. Те, кто учился в подобных учреждениях, находят в книгах о Гарри Поттере реалистичное описание элементов собственного школьного опыта:

«Вот все ритуалы, которые я помню так же ярко, как вкус лимонных пастилок: загадочный список инструкций, который приходил по почте, и в котором указывалось, что мы должны – и не должны – привезти с собой в школу…; поездка в пыльные старые магазины с названиями из скрипучих фамилий – New&Lingwood или Alden&Blackwel – где пожилые люди снаряжали нас утвержденной униформой и всем необходимым, так же, как делали это для наших отцов и отцов наших отцов; специальный школьный поезд, который ждал на вокзале Лондона, чтобы доставить нас в нашу обитель. Как только двери захлопывались за нами, мы знали, что находимся в альтернативной реальности, где неприменимо ни одно из обычных правил…» (Iyer, 1999: Электр. ресурс).

 

Для англичан, посещавших обычные школы, все эти детали также являются хорошо знакомыми: Хогвартс полностью соответствует тому образу, который сформировался в популярной культуре Британии более чем за 140-летнюю историю существования в этой стране специфического литературного жанра школьных историй (“public school stories”)(Steege, 2002: 141).

Как и большинство престижных школ-пансионов, Хогвартс представляет собой самостоятельный замкнутый микрокосм, изолированный от внешнего мира. Учащиеся отправляются домой только на Рождество, Пасху и летние каникулы. Типичной является и «система домов» (housesystem), в один из которых учащийся распределяется при поступлении и остается до конца обучения. Каждый дом возглавляет один из наиболее ярких и харизматичных педагогов (housemaster), ему помогают старосты – учащиеся старших курсов, обладающие большей степенью свободы, чем другие студенты. У каждого дома есть общие помещения (напр., гостиные), где могут общаться и заниматься все члены данного дома всех возрастов, а также общие спальни для учащихся каждого курса. Трапезы проходят в общем зале, при этом у каждого дома есть свой стол и еще один, общий, для преподавателей. Отношения между домами строятся на соревновательной основе, и важнейшую роль здесь традиционно играет спорт, интерес к которому в одинаковой степени проявляют как студенты, так и преподаватели (Steege, 2002).

Наличие «своих» геральдических символов (цвета, животные, девиз и пр.) также является типичным элементом жизни подобных образовательных учреждений. При этом программа обучения никак не зависит от принадлежности студентов к разным домам: это лишь «формирует индивидуальность учащихся, так же, как и сами учащиеся помогают формированию определенного характера дома» (Steege, 2002: 146).

Еще одной типичной чертой, присутствующей и в романах Дж. Роулинг, является высокая степень независимости британских частных школ от государства. Все решения о кадровых назначениях, а также выбор общего направления развития школы в целом находятся в полном и безраздельном ведении директора, который отвечает только перед советом попечителей. Преподаватели в Великобритании «исторически имели бóльшую степень педагогической свободы, нежели их европейские коллеги» (Rasekh, Shomoossi, 2008: 368-369).

Если вынести за скобки все черты, традиционные для системы элитарного английского образования, и пренебречь магической составляющей, то останется всего три момента, определяющих подлинную специфику системы образования волшебного мира.

Во-первых, обучение является бесплатным. При этом мальчики и девочки учатся вместе. Образование доступно всем детям, наделенным способностью к волшебству, независимо от финансовых возможностей семьи или ее принадлежности к определенной социальной группе (ребенок-волшебник может родиться как в семье потомственных магов, так и в семье обычных людей (маглов)). Более того, в Хогвартсе существует специальный фонд для учеников, которые не могут самостоятельно купить себе учебники и форменные мантии.

Во-вторых, «школа чародейства и волшебства» – единственный тип образовательных учреждений, существующий в мире магов. Туда принимаются дети в возрасте 11 лет, срок обучения составляет 7 лет. Хотя в разных странах эти учреждения могут называться по-разному («школа», «институт», «академия» (Wizarding Schools: Электр. ресурс)), они дают учащимся примерно одинаковый объем знаний и, по-видимому, структура их образовательных программ в целом также совпадает. Об этом косвенно свидетельствует сам факт существования «Турнира трех волшебников», в котором соревнуются старшекурсники, представляющие школы разных стран.

Начальных «магических» школ нет: большинство детей-волшебников обучаются на дому или ходят в начальные школы для обычных людей (Bassham, 2010). Высших учебных заведений тоже нет: единственная институциональная форма образования после школы – трехгодичные курсы специальной подготовки для тех, кто хочет в дальнейшем стать Мракоборцем (членом элитного подразделения, занимающегося борьбой с «темными» волшебниками) (Ролинг, 2011: 623).

В-третьих, первокурсники распределяются в тот или иной дом не в случайном порядке, а на основе имеющихся у них врожденных способностей и черт характера (особенностей внутреннего мира), которые в наиболее полной мере соответствуют «душе» конкретного дома. Домов всего четыре, каждый из них назван в честь одного из основателей школы, имевших разные представления об идеальном набор качеств «настоящего волшебника». Слепки этих идеальных образов были магическим образом переданы Волшебной шляпе – инструменту, который и осуществляет распределение. В Гриффиндор попадают благородные храбрецы, чьи сердца полны отваги и силы; в Когтевран – те, кого тянет к знаниям, кто обладает юмором и готов грызть гранит наук; в Слизерин – амбициозные хитрецы, стремящиеся к достижению целей любыми средствами; наконец, в Пуффендуй попадают упорные, терпеливые и преданные, те, кто не боятся тяжелого и упорного труда (Ролинг, 2002a: 147).

Хотя формально дома считаются одинаково достойными, в реальности это не совсем так. Самым престижным является Гриффиндор – его закончил проф. Дамблдор (директор школы и Наставник Гарри Поттера) и туда же попадают все главные положительные герои саги. «Все те, кто потом плохими стали» были из Слизерина. Именно представители этого дома наиболее склонны к расизму, ставя на первое место «чистоту крови» волшебника и считая маглов низшим видом существ. «Про Пуффендуй говорят, что там самые тупицы учатся» (Ролинг, 2002a: 98). В пятой части романа Волшебная шляпа, перечисляя черты, свойственные всем домам, про Пуффендуй лишь кратко сообщает, что туда попадают «все остальные» (Ролинг, 2011: 201).

Содержание и методы обучения в Хогвартсе: оценки экспертов.

Несмотря на всю привлекательность «школы чародейства и волшебства» для юных читателей, мнения специалистов относительно качества предлагаемого ею образования довольно сильно разнятся.

Безусловным плюсом является то, что она производит людей, полностью готовых к профессиональной деятельности. При этом существует прямая, объективная и понятная всем субъектам данной культуры зависимость между уровнем школьных достижений и теми карьерными перспективами, на которые может рассчитывать выпускник (Kalish, Kalish, 2007; Куприянов, 2011 и др.): по итогам аттестации, проводимой на 5 курсе, студент получает (или не получает) право в оставшиеся 2 года изучать соответствующий предмет по усложненной программе. Перечень этих предметов, в свою очередь, непосредственно определяет те должности, на которые выпускник сможет претендовать после завершения обучения.

Обучение строится с учетом природных интересов и естественного любопытства детей: им интересно узнать и изучить именно то, что предлагает Хогвартс. В конце второго курса, каждый учащийся выбирает ряд дополнительных (факультативных) предметов для изучения на третьем курсе. При этом выбор не ограничен никакими рамками: ни содержательно (напр., необходимостью выбирать предметы из разных блоков или модулей), ни количественно. Даже само пространство школы – запретные коридоры, исчезающие лестницы, потайные комнаты – способствует развитию любознательности (Engel, Levin, 2007; Bassham, 2010).

Кроме того, обучение в Хогвартсе имеет ярко выраженный практико-прикладной характер. Об этом свидетельствует и перечень изучаемых дисциплин, и содержание экзаменов. Доминирующий метод обучения – практический. С первых же дней первого года ученики непосредственно творят заклинания, варят зелья, учатся летать на метлах, ухаживать за магическими животными и пр., постепенно переходя от более простых заданий к более сложным. Ход практически любого занятия включает в себя:

· демонстрацию техники выполнения задания квалифицированным специалистом (преподавателем);

· повторение действий учащимися;

· индивидуальную работу преподавателя с каждым учащимся по исправлению ошибок;

· продолжение самостоятельных тренировок до полного овладения навыком (Bassham, 2010).

Описанная система домов дает возможность объединения в рамках одного учреждения «четырех образовательных маршрутов – четырех путей развития личности… на основе жизненной философии, мировоззренческих проектов» (Куприянов, 2011: 56). Опираясь на типологию сред семейного воспитания, предложенную Я. Корчаком и на «векторную модель» образовательных сред, разработанную В.А. Ясвиным, И.В. Мелик-Гайказян отмечает, что в Хогвартсе соединены все типы образовательных средств, реализующие основные принципы любви к ребенку (ученику): Слизерин – среда «внешнего лоска и карьеры» («карьерная»); Пуффендуй – среда «безмятежного потребления» («безмятежная»); Когтевран – «идейная» среда («творческая»); Гриффиндор – «догматическая» (Мелик-Гайказян, 2007: 50-52). Это позволяет добиться гармоничного образовательного пространства, в котором оказывается возможным решить традиционно противоположные цели образования: «с одной стороны, сформировать из своих учеников личности, отвечающие определенному образцу, т.е. их стандартизировать, а с другой стороны, раскрыть индивидуальность ребенка, т.е. сохранить уникальность его личности» (Мелик-Гайказян, 2007: 49).

С этих позиций Хогвартс – безусловно успешная школа: учащиеся приходят туда учиться творить волшебство и большинство выпускников успешно сдают экзамены, становясь вполне квалифицированными магами и успешными членами социума (Kalish, Kalish, 2007; Bassham, 2010).

Однако в контексте данной статьи гораздо интереснее взглянуть на те недостатки, которые находят в магическом образовании исследователи:

1. Постоянный риск, которому подвергаются студенты на территории школы. Даже в ходе обычного образовательного процесса учащиеся регулярно получают травмы разной степени тяжести (Bassham, 2010).

2. Распределение учащихся на основе «врожденных» черт характера способствует максимизации межгруппового напряжения между членами разных домов (Beers, Apple, 2007). При этом в школе отсутствует целенаправленная деятельности по профилактике нетерпимости, дискриминации, расизма: нет дискуссий о расизме, семинаров, школьных собраний по этой теме, директор и преподаватели не выказывают никакой общественной поддержке группе студентов, выступающих за смягчение тяжелого положения домашних эльфов, ни разу не наказывают учащихся за использование расовых оскорблений (Bassham, 2010). Сожаление Гермионы (подруги главного героя, родившейся в семье обычных людей и узнавшей, что она волшебник только в 11 лет) об отсутствии попыток «создавать связи между факультетами» также встречает непонимание и неприятие со стороны однокурсников (Ролинг, 2011: 219).

3. Отсутствует продуманная программа профориентации и элементы трудового воспитания: у студентов нет временных или летних подработок, «они, похоже, не имеют возможности преподавать, помогать в библиотеке, копировать свитки, варить стандартные зелья, используемые на уроках» и пр. (Kerewsky, Geiken, 2007: 54).

Основной же минус видится авторам в том, что вместо изучения магии (сил, факторов, законов, на основе которых работает магия), акцент в этой системе образования сделан на обучении только тому, как правильно ее использовать (Kalish, Kalish, 2007). Студенты должны уметь точно и правильно произнести заклинание, знать порядок движений, которые необходимо произвести палочкой, но никто и никогда не спрашивает их о том, почему именно эти движения и именно так произнесенные слова вызывают соответствующий магический эффект. В результате, у выпускников есть скорее некие общие интуитивные представления, нежели четкая и ясная система знаний о природе изучаемых феноменов, обычный здравый смысл (common sense), а не научная картина мира (Kalish, Kalish, 2007: 62).

Соответственно, весьма жесткой критике подвергаются и методы обучения: заучивание вместо использования методов, способствующих развитию творческого (критического) мышления; отсутствие у учеников научного любопытства и навыков проведения научных исследований. Студенты Хогвартса не учатся мыслить самостоятельно, выдвигать и проверять гипотезы, не проявляют никакого интереса к научному поиску (Rosenberg, 2007:7-11). Эти особенности, по мнению Р.С. Розенберг, приводят к отсутствию приращения магических знаний и формированию «выученной беспомощности» в целом: никто не задается вопросами о том, «как это возможно?» «может ли быть иначе?». Практически никто из персонажей не пытается «попробовать разные варианты», поэкспериментировать с защитными чарами, заклинаниями. Все воспринимают всё как неизменное, потому что «всегда так было», «всегда так делали» (Rosenberg, 2007: 15).

Хогвартс является скорее профессионально-техническим или ремесленным училищем, а не институтом образования в строгом смысле этого слова (Kalish, Kalish, 2007; Bassham, 2010). Учитывая же тот факт, что никаких других ступеней и форм образования в этой системе нет, данное положение дел рассматривается как явный изъян.

Не сложно заметить, что представленные оценки строятся с опорой на современные идеалы педагогики, философии и социологии. Однако специфика образования всегда связана со спецификой конкретной культуры, а «культуры вне истории по определению быть не может» (Флиер, 2011: 176). Поэтому для определения того, что является подлинными плюсами, а что минусами данной системы образования, необходимо рассмотреть специфику социокультурных реалий мира волшебников Великобритании конца XX века.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: