Анализ проблемной ситуации: сын отказался от старой матери




Работа над рассказом «Записка».

Рассказ «Записка» входит в книгу под названием «Затеси». Первому изданию «Затесей» автор дал подзаголовок «Короткие рассказы». Затем сам себя подредактировал.: «Это неточно. Рассказов как таковых в книге было мало, остальные –миниатюры – не тянули на рассказы, они были вне жанра. Одна из миниатюр и называется «Записка».

Учитель Человеку всегда хочется рассказать в доверительной беседе о том, что видел, слышал, что поразило воображение, какие зарубки и почему оставила на его сердце жизнь. Жажда исповеди заставляет писателей искать новые пути к читателю.. “Таким образом скорее можно “настичь” бегущего, вечно занятого работой, “затурканного” бытом современного читателя”, - пишет В.П.Астафьев в предисловии к сборнику “Затеси”. Писатель хочет донести до нас сокровенные мысли, которые не дают ему покоя, мучают его. Ему хочется поделиться с нами и найти отклик на них. Вызов- осмысления названия рассказа «Записка».

- Как вы думаете, о какой записке пойдёт речь?

Вопросы для размышления:

  • что обычно пишут в записке,
  • кому и когда пишут записку?
  • о чём может быть рассказ с таким названием?

(Обсуждение -- ответ)

Ответы: в записке пишут коротко, точно самую суть сообщения; это сообщение обычно адресовано друзьям, родным. Рассказ с таким названием, наверное,содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события.

Далее читается начало рассказа: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна»

Подумайте, кто бы мог написать эту записку, кому, о ком?

Прочитайте весь текст рассказа “Записка”.

“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок, подбив продать домишко, привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Как видно, рассказ совсем небольшой по объёму, но не оставляет равнодушным никого.

Ответьте на вопросы устно:

- Какое впечатление рассказ произвёл на вас? Почему его нельзя читать без потрясения?

- Как вы поняли фразу «подбив продать домишко»?

- Как вы думаете, смогла ли бы мать устроиться в няньки, сторожихи, домработницы, как этого хотел её сын?

Оценка поступка сына: что же натолкнуло его на такой шаг, можно ли его оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать?

Самое страшное слово в рассказе – “забыл” мать.

-Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?

Запишите в тетрадях ключевые слова текста. Что говорится о матери, что - о сыне?

Мать Родной сынок
  • неграмотная
  • изношенная в работе
  • выходная плюшевая жакетка
  • из старой русской деревни
  • привёз в город
  • вложил записку
  • “забыл” на вокзале
  • рекомендательное письмо

 

Вывод. “Изношенная” - так обычно говорят об одежде, а здесь - о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, - всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе “износила” себя, истратила всю, вырастила “родного сынка”. Удивительно, но в описании матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества, но не употребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола ”износить” выражает суть её деревенской жизни.

Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы - они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой, расчётливый. Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение к ней отличается от отношения автора. В записке о матери “сынок” пишет краткие прилагательные “легка” и “не зловредна”. От этих слов веет холодом, отчуждением!

Анализ проблемной ситуации: сын отказался от старой матери

- Как бы вы сформулировали проблему этого рассказа?

Главная проблема - отцы и дети. Бесчеловечность самых близких. Трудно поверить, что на такое способны люди. Оставить мать на произвол судьбы. "Забыть" ее на вокзале. Оставив лишь записку в кармане. Писатель иронизирует, описывая поведение "сынка". Сыном не может называться человек, который оставил свою мать. Слова в произведении бьют и не остаются не замеченными. Произведение не может оставить равнодушным никого.

Какова позиция автора? (Авторская позиция выражена в последнем абзаце: «Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Писатель сочувствует матери, осуждает бесчеловечность сына. Предлагает «пороть» его публично.

-Что делать? Дайте свой вариант ответа.

! Спасение человечества – в возвращении Совести в свои ряды.

- А что можем для этого сделать мы с вами, каждый конкретный человек? Под силу ли нам жить по законам добра?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: