Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?




Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи.

1. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка.

2. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой.

3. Развивается память ребенка и воображение, фантазия.

4. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение:

1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был?». «Этот пальчик хочет спать». «Этот пальчик дедушка».

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Например. «Пальчики здороваются», «распускается цветок».

3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. И выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Например, пальчиковое упражнение «Колечко».

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Например: «Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки».

4. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например, такие упражнения, как «Бабочка», «Цыпленок», «Петушок», «Собака», «Кошечка» и так далее.

Например, такие пальчиковые игры как «Водичка-водичка», «Кран откройся», «Хлюп-хлюп ручками», «Мыло прыгает, как блошка», «Жил был Алёшка», «Руки спрячем в рукавички», «Кошка ходит без одежки». Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.

Итак, какие методы и приёмы взрослый применяет, используя в своей работе пальчиковые игры.

Методы:

– разучивание потешек;

– использование атрибутов к пальчиковым играм;

– изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование);

– применение пальчиковых игр в познавательной, художественно-речевой, музыкально-театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.

Приёмы:

– постукивания подушечками пальцев;

– растирание;

– поглаживание основания пальцев;

– круговые движения по ладоням;

– лёгкий массаж предплечья.

Этапы разучивания игр:

· Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

· Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

· Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

· Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

· Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

· Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

· Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки и игрушки.

· Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

· Детям старше полутора лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

· Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др..

· Используйте максимально выразительную мимику.

· Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

· Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

· Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

В наше время всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому педагоги очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано неслучайно, так как очень важно уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками. Наиболее распространенной игрой для детей раннего возраста является игра «Сорока – Белобока»:

работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6–7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибает и разгибает его. Делать так надо 2 - 3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка раннего возраста важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. Познавательная речевая активность детей второго года жизни развивается на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Содержание занятий определяется программным материалом, включающим те занятия, которые ребенок не может освоить самостоятельно. Занятия носят проблемный характер, что, во-первых, обеспечивает их развивающий характер, во-вторых, имеет не только обучающее, но и воспитательное воздействие и, в-третьих, создает особый интерес к приобретению знаний. Занятия должны быть посильной для детей трудности, преодоление которой развивает интеллект и волю ребенка.

Для развития детей третьего года жизни используют те же методы и приемы, что и в работе с детьми второго года жизни: наблюдение реальных объектов, растений, животных, явлений природы; инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы. В работе с детьми данного возраста их целесообразно сочетать. Например, на одном и том же занятии можно показать реальный предмет, картинку, на которой он изображен, потом прочитать стихотворение или спеть песенку, в которой о нем говорится.

Это возможно потому, что дети третьего года жизни способны воспринимать новое с большей степенью отвлеченностью, опирающейся на опыт и уже имеющиеся знания об окружающем. При этом следует помнить, что перед ребенком открывается целостная картина мира предметов и явлений в их взаимосвязи.

Помимо ознакомления с окружающим, на занятиях решаются специальные речевые задачи: расширение словаря понимаемой и активной речи; воспитание звуковой культуры речи; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи (монолог, диалог) в процессе общения с детьми и взрослыми по разным поводам, в частности, с целью познания окружающего мира.

Вышли пальчики гулять

Вышли пальчики гулять

(руки сожмите в кулаки, большие пальцы вытянуты и синхронно передвигаются по столу),

А вторые-догонять

(теперь указательные начинают «скакать »).

Третьи пальчики-бегом

(Средние пальцы «скачут» еще быстрее),

А четвертые –пешком

(По столу не спеша передвигаются безымянные пальцы).

Пятый пальчик поскакал

(Кулаки раскрываются полностью;

сначала «скачут» мизинцы,

а затем расслабленные ладони падают на стол).

И в конце пути устал

(Уроните кисти рук на).

 

Мы проснулись!

После пробуждения сядьте с ребенком на ковер напротив друг друга. Читайте стихи и выполняйте соответствующие движения.

Ручки-ручки- потягушечки

(Разведите руки в стороны),

И ладошки-похлопушки

(Похлопайте в ладоши),

 

Ножки-ножки-топотушки,

(Легко похлопайте в ладоши),

Побегушки, попрыгушки!

(Легко похлопайте по себя по коленям.)

С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки!

Щечки-цветочки

(Ладонями попеременно слегка касайтесь щек),

Чмок!

(Обнимите и поцелуйте малыша)

Мы проснулись!

(Покачайте головой.)

Сладко-сладко потянулись,

Маме с папой улыбнулись!

(Широко улыбнитесь.)

 

 

Сорока – Белобока

(Взрослый чертит пальцем круги по ладони ребенка)

Кашу варила

(Слегка щекочет ее)

Деток кормила:

Этому дала,

(Загибает мизинец ребенка)

Этому дала,

(Загибает безымянный палец)

Этому дала,

(Загибает средний палец)

Этому дала,

(Загибает указательный палец)

А этому не дала -

(Вертит большой палец)

Зачем дров не рубил?

Воды не носил?

Знай наперед:

(Взрослый поглаживает запястье ребенка)

Здесь водичка – холодненька,

Здесь – тепленька,

(Поглаживает сгиб локтя)

Здесь – горяченька,

(Поглаживает плечо)

А здесь – кипяток, кипяток!

(Щекочет ребенка).

Народные игры мудры – они вбирают в себя именно то, что так необходимо ребенку – близость взрослого (мамы), простейший стишок, легкий массаж, гимнастика пальчиков – отличный стимул для развивающейся речи.


Игра с пальчиками.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик взял и съел…

Оттого и потолстел.

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!


Игра «Птичка-невеличка».

Птичка-невеличка зёрнышки клевала.

(педагог указательным пальцем «клюёт» по ладоням ребёнка)

Птичка-невеличка весело летала.

(делает круговые движения по ладони ребёнка)

Птичка-невеличка гнёздышко свила.

Птичка-невеличка деток завела.

(делает гнёздышко из ладошек ребёнка)

Радуется птичка, песенки поёт.

(педагог и ребёнок хлопают в ладоши)

«Твои пальчики».

Этот пальчик – самый большой,

Самый весёлый, самый смешной!

(воспитатель показывает ребёнку большой палец)

Этот пальчик – указательный.

Он солидный и внимательный.

(указывает на что-нибудь указательным пальцем)

Этот пальчик – средний,

Ни первый, ни последний.

(отгибает средний палец)

Этот пальчик – безымянный,

Он не любит каши манной.

(сгибает безымянный палец, как будто он не хочет каши)

Самый маленький – мизинчик

Любит бегать в магазинчик!

(оттопыривает мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев)

 

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Каждый пальчик на обоих руках касается большого пальца.

Большой - указательный

Большой – средний

Большой – безымянный

Большой – мизинец

Потом в обратную

сторону.

КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ

Можно начинать с облегченного варианта Кулак-ладонь. Все делаем 2-мя руками.

- катание шариков из пластилина;

- размазывание пластилиновых комочков по

картинке – Комплект игр с пластилином-

- рвать на мелкие кусочки бумагу

- перебирать крупные деревянные бусы

- складывать пирамидки

- играть во вкладыши (стаканчики, которые можно

вкладывать один в другой)

- пальчиковые краски

Литература:

1. Никифорова И. Р. Консультация для воспитателей на тему: "Рекомендации по применению пальчиковых игр для воспитателей" / И. Р. Никифорова [электронный ресурс] / режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/10/30/rekomendatsii-dlya-vospitateley-i-roditeley-po

2. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / О. А. Новиковская. - изд. 3-е, доп. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

3. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей // Дошкольное воспитание, 2009. - № 1.

4. Сайманова Н. Рекомендации для родителей по использованию пальчиковых игр в домашнем воспитании / Н. Сайманова [электронный ресурс] / режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-dlja-roditelei-882003.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: