Леерное устройство (рис. 2.23) ограждает открытые участки верхней палубы и надстроек. Оно состоит из металлических стоек, соединенных трубчатым, тросовым или цепным леерами. Тросовые и цепные леера обтягиваются с помощью талрепов. В необходимых местах (для удобства использования оружия, установки сходен и т. д.) леерные стойки вместе с леерами могут заваливаться (рубиться).
Рис. 2.23. Леерное устройство на баке и юте:
1 — талрепы; 2 — цепные леера; 3 — тросовые штормовые леера; 4 — леерные стойки; 5 — трубчатые леера
На рис. 2.24 показана конструкция постоянных, съемных и заваливающихся леерных стоек. Корпус стойки — стальная труба диаметром 30—40 мм, имеет кольца для верхнего и нижнего тросовых лееров. У постоянных стоек места прохода трубчатых лееров усилены. Стойки крепятся к палубе или борту корабля с помощью башмаков. Съемные стойки вставляются в башмак и закрепляются в нем клином. Заваливающаяся стойка удерживается в вертикальном положении с помощью штыря и валика. Чтобы завалить стойку, следует повернуть рукоятку валика на 90° и, приподняв стойку так, чтобы штырь вышел из корпуса, уложить ее на палубу.
Рис. 2.24. Леерные стойки:
а - постоянная; б - съемная; в - заваливающаяся; 1, 3 - трубчатые леера; 2 - кольца; 4 - стальная труба; 5 - валик; 6 - штырь; 7 - башмаки; 8 - клин
Штормовые леера из стального троса основываются для безопасности передвижения личного состава в штормовую погоду. Бельевые леера (из растительного троса) предназначены для сушки белья.
При базировании в тропических районах корабли могут оборудоваться на стоянке тентовым устройством (рис. 2.25). Брезентовый тент натягивается поверх тентовых лееров, которые основываются вдоль и поперек палубы, соединяя специальные треногие тентовые стойки.
Забортные трапы предназначены для входа с плавсредств на корабль, стоящий на якоре (бочке), и схода с него. Правый трап является парадным, левый — рабочим; конструкция их одинакова (рис. 2.25). Основу трапа составляют две дюралюминиевые или деревянные тетевины, в которых закреплены ступеньки. Верхние концы тетевин шарнирно соединены с верхней площадкой трапа; к нижним шарнирно крепится нижняя площадка трапа. Верхняя площадка трапа в свою очередь шарнирно крепится к борту на уровне палубы. Наружная тетевина и верхняя площадка трапа имеют башмаки для крепления стоек поручней. Внутренняя тетевина должна иметь кранец для упора трапа в борт корабля; наружная — кранец на уровне нижней площадки для обеспечения подхода плавсредств. Трап вываливается с помощью трапбалки, оснащенной обычно трехшкивными талями. Устройство трапбалки аналогично устройству поворотной шлюпбалки или грузовой балки.
Рис. 2.25. Тентовое устройство и правый забортный трап:
1, 5 — треногие тентовые стойки; 2 — тентовый леер; 3 — тент; 4 — трапбалка; 6 — такелажная цепь; 7 — кранец; 8 — нижняя площадка трапа; 9 — тетевина; 10 — башмаки; 11 — упоры (кронштейны); 12 — верхняя площадка трапа; 13 — поручни
В походном положении трап завален, т. е. поднят, развернут на шарнирах верхней площадки («на ребро») и прикреплен к леерному ограждению. Для вываливания трапа трапбалка оснащается талями и готовятся упоры (кронштейны) верхней площадки трапа. Трап вываливается за борт (до горизонтального положения верхней площадки и тетевин) вручную. Когда верхняя площадка трапа ляжет на кронштейны, начинают травить трап-тали. Трап опускают с расчетом, чтобы его нижняя площадка не заливалась волной. Затем устанавливают стойки и поручни. На некоторых кораблях нижняя площадка трапа соединена с головой трапбалки такелажной цепью. В этом случае после вываливания трапа трап-тали убираются.
Переносный вертикальный трап (рис. 2.26), изготовленный из прутковой стали или дюралюминиевых труб, выполняет функции забортного на малых кораблях. Верхние концы его тетевин имеют крючья для крепления к фальшборту
Рис. 2.26. Переносный вертикальный трап:
1 — крючья; 2 — тетевины