процессы обучения, применимые в обучении
раскрывает сущность обучения
конструктивно – техническая ф.
Дидактика предлагает педагогические модели, технологии обучения.
Задачи дидактики:
1.Описывать, объяснять процесс обучения и условия реализации учебного процесса
2.Давать глубокие и прочные знания по основным наукам: пересматривать программу, отбросить всё лишнее и излишне сложное.
3.Уделять больше внимания практике учебного процесса
4.Разрабатывать новые обучающие системы, новые технологии обучения.
5.Наряду с уроками проводить лекции, семинары, консультации, научить работе с книгой
6.Вооружать новыми навыками современной техники (вычислительной, информационной – компьютерной)
7.Уменьшить наполняемость классов (пока это удаётся только в системе спец.образования)
Главная цель Дидактики – чтобы в процессе обучения выполнялась триединая задача обучения: образовательная, воспитательная, развивающая.
КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ:
1. ОБУЧЕНИЕ – двусторонний целенаправленный процесс, направленный на передачу учителем ЗУНов и приобретение обучающимися знаний мировоззрения под руководством учителя.
2.ОБРАЗОВАНИЕ – это совокупность общих и специальных знаний, умений, навыков, приобретённых в процессе обучения и воспитания; систематизация знаний.
3.ПРЕПОДАВАНИЕ – специальная деятельность преподавателя (учителя), направленная на сообщение ученикам ЗУНов.
4.УЧЕНИЕ – это организованная познавательная деятельность, в процессе которой обучающиеся проходят путь от незнания к знанию; от знания неполного к более полному.
5.УЧИТЕЛЬ – в широком общественном значении мыслитель, общественный деятель формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им найти свои пути в жизни. Учитель – специалист, ведущий учебно – воспитательную работу с учениками.
6.УРОК – основная форма организации учебной деятельности в школе, при которой учитель соблюдает:
а) установленное время (35-40-45 минут)
б) постоянный состав учеников, класса
в) твёрдое расписание
г) разнообразные методы для достижения дидактических задач
д) выполняет учебную программу
7 НАУЧЕНИЕ – достижение навыка, цели, успеха в той или иной сфере деятельности; процесс овладения технологией оптимального выполнения задачи (научение писать, читать, считать, кататься на коньках, вязать, шить…)
В дидактику входят философские категории:- сущность, явление, связь, общее, частное, бытие, сознание, практика, действительность, качество, количество и др.
Специфические понятия дидактики: преподавание, учение, учебный предмет, метод обучения, учитель, урок и другие.
В дидактику входят понятия из смежных наук = межпредметные связи:
= из философии: процесс, тенденция, мировоззрение, закономерность;
=из психологии: восприятие, ощущение, мышление, прогноз;
=из кибернетики: обратная связь, динамика, динамичность;
=из медицины: анамнез, этиология, параметры, клиническая картина.
Из понятия ДИДАКТИКА родились родственные слова, которые нашли в педагогической науке достойное место.
Дидактика – как особый тип наглядного пособия
Дидактический материал – обучающий материал
Дидактические игры – игры, развивающие ВПФ
Дидактическая задача на уроке – обучающая задача: чему учить и как учить?
Дидактогения Дидактогенный невроз
Дидактогения – негативное психическое состояние обучающегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя, воспитателя, руководителя детского кружка. Выражается дидактогения – в страхах, подавленном состоянии, в повышенном нервно – психическом напряжении ребёнка. В основе дидактогении лежит психическая травма, полученная учащимися по вине педагога (психолог проводит коррекционную работу).
Дидактогения отрицательно сказывается на учебной деятельности школьника, затрудняет общение со сверстниками и взрослыми и нередко перерастает в дидактогенный невроз – когда уже необходима медицинская коррекция. Дети плохо выполняют контрольные работы; комплексуют при ответе у доски; не могут сосредоточиться при ответе в классе; невроз наступает и при передозировке учебного материала.
Знания дидактики необходимы каждому педагогу. Это как опора в педагогической теории, чтобы успешной становилась педагогическая практика.
Но надо помнить, что одна дидактика не сделает педагога настоящим мастером своего дела, настоящим профессионалом.
К знаниям в области педагогики необходимо приложить педагогическую творческую активность, практическое творчество, педагогическое мастерство.
Ян Амос Коменский: «Учитель должен быть честным, деятельным, образованным, трудолюбивым, настойчивым, добросовестным»…и больше ничего!…
Антон Павлович Чехов в одном из своих рассказов описывал, как чиновники снимали шляпу перед проходящими учителями.