Дидактика изучает реальные устанавливает принципы, нормативы




процессы обучения, применимые в обучении

раскрывает сущность обучения

конструктивно – техническая ф.

 

Дидактика предлагает педагогические модели, технологии обучения.

Задачи дидактики:

1.Описывать, объяснять процесс обучения и условия реализации учебного процесса

2.Давать глубокие и прочные знания по основным наукам: пересматривать программу, отбросить всё лишнее и излишне сложное.

3.Уделять больше внимания практике учебного процесса

4.Разрабатывать новые обучающие системы, новые технологии обучения.

5.Наряду с уроками проводить лекции, семинары, консультации, научить работе с книгой

6.Вооружать новыми навыками современной техники (вычислительной, информационной – компьютерной)

7.Уменьшить наполняемость классов (пока это удаётся только в системе спец.образования)

Главная цель Дидактики – чтобы в процессе обучения выполнялась триединая задача обучения: образовательная, воспитательная, развивающая.

 

КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ:

1. ОБУЧЕНИЕ – двусторонний целенаправленный процесс, направленный на передачу учителем ЗУНов и приобретение обучающимися знаний мировоззрения под руководством учителя.

 

2.ОБРАЗОВАНИЕ – это совокупность общих и специальных знаний, умений, навыков, приобретённых в процессе обучения и воспитания; систематизация знаний.

 

3.ПРЕПОДАВАНИЕ – специальная деятельность преподавателя (учителя), направленная на сообщение ученикам ЗУНов.

 

4.УЧЕНИЕ – это организованная познавательная деятельность, в процессе которой обучающиеся проходят путь от незнания к знанию; от знания неполного к более полному.

 

5.УЧИТЕЛЬ – в широком общественном значении мыслитель, общественный деятель формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им найти свои пути в жизни. Учитель – специалист, ведущий учебно – воспитательную работу с учениками.

 

6.УРОК – основная форма организации учебной деятельности в школе, при которой учитель соблюдает:

а) установленное время (35-40-45 минут)

б) постоянный состав учеников, класса

в) твёрдое расписание

г) разнообразные методы для достижения дидактических задач

д) выполняет учебную программу

 

7 НАУЧЕНИЕ – достижение навыка, цели, успеха в той или иной сфере деятельности; процесс овладения технологией оптимального выполнения задачи (научение писать, читать, считать, кататься на коньках, вязать, шить…)

 

В дидактику входят философские категории:- сущность, явление, связь, общее, частное, бытие, сознание, практика, действительность, качество, количество и др.

 

Специфические понятия дидактики: преподавание, учение, учебный предмет, метод обучения, учитель, урок и другие.

 

В дидактику входят понятия из смежных наук = межпредметные связи:

= из философии: процесс, тенденция, мировоззрение, закономерность;

=из психологии: восприятие, ощущение, мышление, прогноз;

=из кибернетики: обратная связь, динамика, динамичность;

=из медицины: анамнез, этиология, параметры, клиническая картина.

Из понятия ДИДАКТИКА родились родственные слова, которые нашли в педагогической науке достойное место.

Дидактика – как особый тип наглядного пособия

Дидактический материал – обучающий материал

Дидактические игры – игры, развивающие ВПФ

Дидактическая задача на уроке – обучающая задача: чему учить и как учить?

Дидактогения Дидактогенный невроз

 

Дидактогения – негативное психическое состояние обучающегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя, воспитателя, руководителя детского кружка. Выражается дидактогения – в страхах, подавленном состоянии, в повышенном нервно – психическом напряжении ребёнка. В основе дидактогении лежит психическая травма, полученная учащимися по вине педагога (психолог проводит коррекционную работу).

 

Дидактогения отрицательно сказывается на учебной деятельности школьника, затрудняет общение со сверстниками и взрослыми и нередко перерастает в дидактогенный невроз – когда уже необходима медицинская коррекция. Дети плохо выполняют контрольные работы; комплексуют при ответе у доски; не могут сосредоточиться при ответе в классе; невроз наступает и при передозировке учебного материала.

Знания дидактики необходимы каждому педагогу. Это как опора в педагогической теории, чтобы успешной становилась педагогическая практика.

Но надо помнить, что одна дидактика не сделает педагога настоящим мастером своего дела, настоящим профессионалом.

К знаниям в области педагогики необходимо приложить педагогическую творческую активность, практическое творчество, педагогическое мастерство.

 

Ян Амос Коменский: «Учитель должен быть честным, деятельным, образованным, трудолюбивым, настойчивым, добросовестным»…и больше ничего!…

 

Антон Павлович Чехов в одном из своих рассказов описывал, как чиновники снимали шляпу перед проходящими учителями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: