Составление словарика основных понятий.




Практическая работа № 2

По дисциплине: Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Тема: Знакомство детей дошкольного возраста с множеством.

 

 

Выполнила работу:

студентка 3 курса

по направлению подготовки

«Дошкольное образование»

группы ПО д/б - 19-1- з

Яценко Юлия Михайловна

Приняла

Доцент Е.Н. Удина

 

Севастополь

2021г.

Практическое занятие № 2

Тема: Знакомство детей дошкольного возраста с множеством

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «множество». Свойства множества.

2. Понятие универсальное (основное) множество.

3. Свойства множества

4. Методика ознакомления детей с множеством в разных возрастных группах.

5. Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте

6. Роль анализаторов в формировании представлений о множестве

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1974.

2. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.

3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.

4. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2000.

5. Щербакова Е.И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005

6. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Заполнение таблицы.

Название множества Элементы множества Подмножество Пересеченное множество Объединенное множество
Примеры (семья, посуда, мебель, животные)        

2.Анализ одной из образовательных программ: объем со­держания, представлений о свойствах и отношениях предме­тов, соответствие их возрастным возможностям детей, лини­ям развития познания. Педагогические выводы.

3.Составление словарика основных понятий.

4.Подобрать сказки, загадки, где в основе сюжета лежит проявление свойства, отношения.

Название Свойства. Отношения
Мальчик-с пальчик размер
   
   
   

 

5.Составление картотеки народных предметных игру­шек, способствующих развитию представлений о свойствах, отношениях; действий по выявлению свойств, отношений.

6. Выписать программные задачи по ознакомлению детей с множеством в разных возрастных группах

 

Задания для самостоятельной работы

Заполнение таблицы.

Название множества Элементы множества Подмножество Пересеченное множество Объединенное множество
Примеры (семья, посуда, мебель, животные)        
Деревья Слива, яблоня, груша, вишня, абрикос Садовые и дикорастущие Фруктовые деревья Лиственные деревья
Животные Корова, коза, лошадь, осел, верблюд. Животные жарких стран и северных широт. Парнокопытные животные Одомашненные животные
Мебель Шкаф, комод, стол, стул, диван, кресло. Мягкая мебель и корпусная мебель В составе есть древесина Мебель для дома
Посуда Чашка, блюдце, сахарница, молочник Керамическая и металлическая Кухонная посуда Чайная посуда
         

2.Анализ одной из образовательных программ: объем со­держания, представлений о свойствах и отношениях предме­тов, соответствие их возрастным возможностям детей, лини­ям развития познания.Педагогические выводы.

Программа «Истоки»

Авторы программы Научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова.

Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Изображенный символ — «источник»: ребенок и взрослый черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Цель программы: Обеспечение полноценного, разностороннего развития личности каждого ребенка от рождения до 7 лет; формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе творческих,

способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, их социализации и индивидуализации.

Задачи программы: 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

2. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, а также таких личностных качеств, как активность, инициативность, произвольность, самостоятельность и ответственность — важных предпосылок формирования учебной деятельности.

3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений, с другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы программы: 1. Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети в старшем дошкольном возрасте овладевают умением «встраивать» новые для них объекты в уже сложившиеся у них системы и пользоваться этим умением как средством познания. Все это позволяет детям выходить за пределы конкретики, которая сама по себе часто для ребенка не имеет

смысла, делать обобщения, выводы, прогнозировать некоторые результаты и находить творческие решения.

2. Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостности каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др.), а с другой — существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей. Это активизирует у детей собственную интерпретацию разных явлений как вербальными, так и невербальными средствами. У детей развиваются широкие смысловые связи на основе «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский).

3. Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развиваются поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления и воображения.

4. Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения, например, математические (часть — целое, одна вторая, одна четвертая и т.п.), что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления.

5. Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: как самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемого условиями задачи, предложенной педагогом. Широкая ориентировка в свойствах материала существенно активизирует поисковую деятельность детей, направленную на нахождение разных вариантов решений, что является одним из показателей креативности. 6. Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п.), так и различий в

возможностях и темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию.

7. Учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие — на слуховое (аудиальное), а третьи — на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы восприятия.

8. Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей.

9. Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Так, девочки более успешны в маленьком пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики — на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики — более выносливы и др. (Т.П. Хризман). Однако очень настораживает излишнее педалирование сегодня гендерной направленности в образовании, что может привести к искаженным представлениям.

10. Сложившийся в нынешнем дошкольном образовании акцент на организацию продуктивных действий детей, ориентированных на результат, существенно обедняет сам результат. В связи с этим необходим баланс в организации процесса восприятия и продуктивных действий.

11. Учет этнокультурной ситуации развития детей, который предполагает приобщение их к традициям и обычаям родной культуры,

формирование первоначальных представлений о народах, населяющих нашу страну, овладение элементарными навыками межкультурной коммуникации.

Особенности программы: Отличительная особенность программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Структура программы: Программа «Истоки» складывается из базовой и вариативной частей.

Базовая часть

В этот раздел входят:

-описание возрастных особенностей малышей;

-средние показатели развития для каждого возраста;

-основные характеристики личности дошкольника;

-направления создания предметно-развивающей среды, организации быта в ДОУ, деятельности педагогов, психолога, сотрудничества с родителями воспитанников.

Вариативная часть

Данный раздел подразумевает свободу педагога в выборе средств для достижения поставленных целей, а также возможность корректировать содержание учебно-воспитательного процесса с учётом условий работы конкретного ДОУ

Формирование математических представлений дошкольников составляет содержание блока познавательного развития ребенка. В раннем возрасте оно осуществляется через освоение основ сенсорной культуры (развитие элементарных представлений о величине, форме, цвете).

В дошкольном возрасте содержание программы представлено разделами: количество и счет, величина, форма, пространство, время. В процессе работы с детьми по освоению заданного содержания упор делается на интеллектуальное развитие ребенка, более свободную форму подачи материала через специфически детские виды деятельности, включение математических знаний в контекст повседневной деятельности ребенка.

В старшем дошкольном возрасте, наряду со счетом, пространственными и временными ориентировками, определением величины и формы, появляются новые моменты: деление целого на части, измерение с помощью условной мерки, понимание инвариантности, составление и решение простых и сложных арифметических задач, в ходе которых осваивается новый вид деятельности - вычислительный.

Для реализации данного содержания используются занятия, развивающие игры, самостоятельная деятельность детей со специальными пособиями.

Вывод: При соблюдении требований к реализации основной образовательной Программы и создании необходимой образовательной среды у ребенка формируются фундаментальные качества (личностного и общего психологического развития), создающие основу преемственности дошкольного и начального общего образования за счет того, что они способствуют развитию у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

 

Составление словарика основных понятий.

Множество - основное понятие в математике. Множество - совокупность объектов, объединенных по какому-либо признаку и воспринимаемых как единое целое.

Элементами множества называют объекты, составляющие его. Множества обозначается большими латинскими буквами А,В,С,D, а его элементы – малыми a,b,c,d

Элементы множества - объекты, из которых состоит множество(предметы, звуки, движения, числа и т.д.).

Пустое множество - множество, не содержащее ни одного элемента(расстояние от стены до окна, поверхность доски).

Мощность -это обобщение понятия количества (числа) элементов множества.

Равномощные множества – множества, равные по количеству элементов.

Не равномощные множества - множества, неравные по количеству элементов

Конечное множество (если оно не пустое) - множество, элементы которого можно "пересчитать"(есть начало и конец).

Бесконечное множество - множество, элементы которого нельзя "пересчитать"(нет конца).

Количество- количество элементов в множестве, отвечает на вопрос «сколько?».

Счет - это процесс упорядочивания множества путем присвоения каждому элементу определенного номера.

Отсчитывание – процесс выделения указанного количества элементов из множества.

Сосчитать – это значит определить, сколько всего элементов в множестве.

Отсчитать – выделить указанное количество элементов из множества.

Число - это общее свойство класса конечных равномощных (т.е. равночисленных) множеств.

Натуральное число – это результат определения мощности множества.

Счётная деятельность – это действия с конкретными множествами; установление взаимно однозначного соответствия между числами натурального ряда и элементами множества.

Средства – как считать (в каждой возрастной группе свои: посчитать по порядку, посчитать прямым, либо обратным счетом, посчитать сколько всего, Результат — итог счета, обозначенный числом.

Форма — это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого.

Геометрические фигуры — это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

Счетная деятельность – деятельность с конкретными множествами;

Вычислительная деятельность -деятельность с абстрактными числами, осуществляемая в процессе сложения и вычитания.

Цифры- системы знаков для записи чисел.

Арифметическая задача – простейшая математическая форма отображения реальных ситуаций, которые близки и понятны детям.

Экономическое воспитание – целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на овладение экономическими знаниями, умениями, навыками, на формирование экономических убеждений и экономически значимых качеств личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: