Морфемный разбор (по составу)




Проверочная работа

По РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс

 

1 Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквыи знаки препинания.

Текст 1

Н..ступила поз..няя осень. Стоит ненас..наяп..года. Всё чаще дует ре(з/с)кий осе(н/нн)ий ветер. С тёмного неба посылает(2) со..нцепрощ..льные и тусклые лучи(4).

Как х..рош лес осенью! Воздух свеж. Ж..лтыеоран..жевые багровые листья тихо падают с ч..рных д..ревьев и опускаются на х..лодную(2) землю. Т..шину леса (не)нарушает пение птиц, потому что они ул..тели на юг. В необ..ятныхч..щах леса можно укрыт..ся от осе(н/нн)его ветра. В а(л/лл)еях сада стало пусто, бе..шумно. А ведь (с/з)десь летом(1) было так радос..но, чудес..но!

Осенью лес похож на терем ра..писной. Х..рошоустроит..ся под белоствольной б..рёзкой и долго ра..сматривать золотые краски леса. На душе ле(х/г)ко и сп..койно.

2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

(1) – фонетический разбор;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

(2) – морфемные разборы;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(4) – синтаксический разбор предложения.

 


3 Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

 


Арбуз, досуг, звонит, красивее

 

 


4 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие изизвестных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

 

 

В ноябре снег покрыл землю, и наступила настоящая зима.

 

 

5 Выпишите предложение с обращением. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьтенеобходимые знаки препинания. Составьте схему этого предложения.

 

1) Нельзя описать такое чудо природы.

2) Там белки воскликнул радостный малыш.

3) Весна ты даришь нам тепло!

4) Конечно мы успеем и погулять и уроки сделать.

 


6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки

препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Высделали свой выбор.

 

1) Хорошо летом в деревне встать пораньше.

2) Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки.

3) Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над озером.

4) Возможно в это воскресенье мы пойдем на рыбалку.

7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинаниявнутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свойвыбор.

 

1) Льдины сближаются и со звоном разбиваются.

2) Вдруг подул сильный ветер и деревья задрожали.

3) В комнате ёжик развернулся и громко забарабанил ножками по полу.

4) Вдруг кот выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты.

 

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.

Текст 2

(1)Взял я с полки книжку русских сказок. (2)Сел на крыльцо и стал картинки рассматривать. (3)А дедушка меня и спрашивает:

(4)— Ну-ка, скажи, почему медведя с ульем рисуют?

(5)Я усмехнулся:

(6)— Он мед любит.

(7)— А почему белку и ежа рисуют с грибами?

(8)— Осенью они себе на зиму запасы делают. (9)Грибы, яблоки, орехи собирают.

(10)— А почему зайца рисуют с барабаном?

(11)Я задумался. (12)Ну зачем косому барабан? (13)Ведь всем известно, что он такой трус, каких свет не видывал. (14)Я часто видел, как ребята в колхозном саду зайца гоняют. (15)Заметят издали, свистнут или в ладоши хлопнут, а он бежит со всех ног. (16)Только пятки сверкают!

(17)Я не находил ответа.

(18)И тут дедушка выручил меня:

(19)— Помнишь, как на прошлой неделе гроза прогремела, и дождь пошел?

(20)— Помню.

(21)— А ночью мороз сковал землю ледяной коркой. (22)Все ходят и падают, гололедицу ругают. (23)И к зайцу беда пришла. (24)Лужи льдом покрыло, трава к земле примерзла. (25)Не стало у зайца ни воды, ни еды. (26)Пора в ход задние лапы пускать. (27)Прыгнул заяц на лед и стал барабанить по нему, пока до воды или травы не достучался. (28)С тех пор и прозвали косого барабанщиком. (29)Даже на картинках художники часто рисуют его с барабаном!

(По А. Баркову)

8 Определите и запишите основную мысль текста.

 

Ответ. _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 Какой факт в тексте свидетельствует о том, что зайцы трусливы? Запишите ответ.

 

Ответ. _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 21-29 текста. Запишите ответ.

Ответ._______________________________________________________________________

 


11 В предложениях 1-6 найдите слово со значением «специальное жилище для содержания пчёл».Выпишите это слово.

Ответ.__________________________________________________________________

 


12 В предложениях 22-25 найдите синоним к слову «несчастье» и выпишите его.

Ответ.__________________________________________________________________

 

 

ответы

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
  Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С тёмного неба посылает солнце прощальные и тусклые лучи. Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с черных деревьев и опускаются на холодную землю. Тишину леса ненарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса. На душе легко и спокойно.  

 

2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

Фонетический разбор

летом(1)

л − [л’ ] − согласный, звонкий, мягкий

е − [э] − гласный, ударный

т − [т] − согласный, глухой, твёрдый

о − [а] − гласный, безударный

м − [м] − согласный, звонкий, твёрдый

5 букв, 5 звуков, 2 слога

 

Морфемный разбор (по составу)


посылает(2)

по- – приставка

-сыл- – корень

-а- − суффикс

-ет – окончание

холодную

-холод- – корень

-н- − суффикс

-ую – окончание


Синтаксический разбор

С тёмного неба посылает солнце прощальные и тусклые лучи (4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: солнце (подлежащее), посылает (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (посылает) с неба − обстоятельство; (неба) темного определение; (посылает) лучи – дополнение, (лучи) прощальные и тусклые однородные определения.

 

 


3 Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Торты, облегчить, цемент, квартал.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
арбУз, досУг, звонИт, красИвее  

 

 


4 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие изизвестных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
1) Обозначение частей речи в предложении: предл.сущ. сущ. гл. сущ. союз глаг. прил. сущ. В ноябре снег покрыл землю, и наступила настоящая зима. 2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица.Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие  

 

 


5 Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьтенеобходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) Нельзя описать такое чудо природы.

2) Там белки воскликнул радостный малыш.

3) Весна ты даришь нам тепло!

4) Конечно мы успеем и погулять и уроки сделать.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Весна, ты даришь нам тепло! 2) составление схемы предложения: [О, --- ===]  

 

6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки

препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании высделали свой выбор.

1) Хорошо летом в деревне встать пораньше.

2) Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки.

3) Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над озером.

4) Возможно в это воскресенье мы пойдем на рыбалку.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Возможно, в это воскресенье мы пойдем на рыбалку. 2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.  

 

7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинаниявнутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свойвыбор.

 

1) Льдины сближаются и со звоном разбиваются.

2) Вдруг подул сильный ветер и деревья задрожали.

3) В комнате ёжик развернулся и громко забарабанил ножками по полу.

4) Вдруг кот выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Вдруг подул сильный ветер, и деревья задрожали. 2) объяснение основания выбора предложения: это сложное предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы.  

 

Текст 2

 

(1)Взял я с полки книжку русских сказок. (2)Сел на крыльцо и стал картинки рассматривать. (3)А дедушка меня и спрашивает:

(4)— Ну-ка, скажи, почему медведя с ульем рисуют?

(5)Я усмехнулся:

(6)— Он мед любит.

(7)— А почему белку и ежа рисуют с грибами?

(8)— Осенью они себе на зиму запасы делают. (9)Грибы, яблоки, орехи собирают.

(10)— А почему зайца рисуют с барабаном?

(11)Я задумался. (12)Ну зачем косому барабан? (13)Ведь всем известно, что он такой трус, каких свет не видывал. (14)Я часто видел, как ребята в колхозном саду зайца гоняют. (15)Заметят издали, свистнут или в ладоши хлопнут, а он бежит со всех ног. (16)Только пятки сверкают!

(17)Я не находил ответа.

(18)И тут дедушка выручил меня:

(19)— Помнишь, как на прошлой неделе гроза прогремела, и дождь пошел?

(20)— Помню.

(21)— А ночью мороз сковал землю ледяной коркой. (22)Все ходят и падают, гололедицу ругают. (23)И к зайцу беда пришла. (24)Лужи льдом покрыло, трава к земле примерзла. (25)Не стало у зайца ни воды, ни еды. (26)Пора в ход задние лапы пускать. (27)Прыгнул заяц на лед и стал барабанить по нему, пока до воды или травы не достучался. (28)С тех пор и прозвали косого барабанщиком. (29)Даже на картинках художники часто рисуют его с барабаном!

(По А. Баркову)

8 Определите и запишите основную мысль текста.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Основная мысль текста Люди называют зайца барабанщиком, потому что он стучит задними лапами по льду, чтобы достать воду или еду. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке  

 

 


9 Какой факт в тексте свидетельствует о том, что зайцы трусливы? Запишите ответ.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Ответ может быть сформулирован так: Если зайца заметят издали, свистнут или в ладоши хлопнут, он бежит со всех ног. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке  

 

Номер задания Правильный ответ  
  повествование
  улей
  беда

В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..кихобл..ков. Звенят большие (3) и малые руч..и со стоном взламывают..сяр..чушки в г..рах.

Вода всюду (1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..юкоч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дкабрызн..т вода. Сейчас всятундра это разр..стающеесяб..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое,п..крыто ж..лтойпрошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.

В..снаро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся (4). Вдруг зам..рает (2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.

 

В тундре – весна. Солнце дружески подмигивает, посылая лучсвета из-под низких облаков. Звенят большие и малые ручьи, со стоном взламываются речушки в горах.

Вода всюду. Ступишь ногой в мох – и мох сочится. Тронешь мшистую кочку – и сверху появится вода. Станешь ногой на ледок – и из-под ледка брызнет вода. Сейчас вся тундра − это разрастающееся болото. Оно живёт, всхлипывает под сапогами. Оно мягкое, покрыто жёлтой прошлогодней травкой и весенним мхом, похожим на

цыплячий пух.

Весна робко входит в тундру, оглядывается. Вдруг замирает под напором холодного ветра, но не останавливается, а идёт дальше.

 

 

всюду (1)

в − [ф ] − согласный, глухой, твёрдый

с − [с, ] − согласный, глухой, мягкий

ю − [у] − гласный, ударный

д − [д] − согласный, звонкий, твёрдый

у − [у] − гласный, безударный

5 букв, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

замирает (2)

за- – приставка

-мир- – корень

-а- − суффикс

-ет – окончание

Морфологический разбор

большие (3) (ручьи)

1) большие (ручьи) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: ручьи (какие?)

большие;

2) Начальная форма – большой; во множественном числе, в именительном падеже;

3) В предложении является определением

Синтаксический разбор

Весна робко входит в тундру, оглядывается (4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: весна (подлежащее), входит, оглядывается (однородные

сказуемые).

Второстепенные члены предложения: (входит) робко − обстоятельство; (входит) в тундру обстоятельство



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: