Формирование маршрута Большого Сибирского тракта




ДЕБЁСЫ.

ТОПОГРАФИЯ ИСТОРИИ СЕЛА

Часть первая. ПЕРЕКРЁСТОК ДОРОГ И ВРЕМЁН

История Дебёс известна достаточно полно. Начиная с мая 1947 года, когда было создано общество краеведов Дебёсского района, уже накоплено немало фактов о прошлом села. Но сегодня, благодаря развитию экскурсионно-туристической деятельности, появилась необходимость локализации событий прошлого: и гости Дебёс, да и сами дебёсцы не прочь бы узнать, где конкретно на территории села Дебёсы происходил тот или иной исторический эпизод.

Знакомство с топографической картой событий дебёсской истории мы начинаем с самого значимого в историко-культурном плане места села Дебёсы. Это перекрёсток улиц Андроновской и Советской. Именно здесь в конце XVIII века соединились Московский и Петербургский тракты в Сибирь и стали началом Большого Сибирского тракта.

Итак…

Формирование маршрута Большого Сибирского тракта

Перекрёсток современных улиц Советской и Андроновской сформировался на месте соединения в селе Дебёсы двух столичных трактов Московско-Сибирского и Петербургско-Сибирского в 1797 году. Место это стало значимым не только для села Дебёсы, но и для всей России.

Московско-Сибирский тракт на маршруте Казань-Малмыж-Оханск-Кунгур-Екатеринбург через удмуртские сёла Сюмси, Селты, Игра, Зура и Дебёсы начал функционировать в соответствии с указом Елизаветы Петровны от 1754 года в качестве почтового тракта. В это время на Урале и в Сибири бурно развивались горнорудное дело, промышленное производство чугуна, железа, меди, добывалось серебро и золото. Управлять горнозаводской деятельностью требовалось всё более оперативно. Именно с этой целью почтовое сообщение с быстро развивающимися промышленными регионами на востоке страны было переведено на более прямой и короткий путь в отличие от долгого маршрута старой Московской дороги (она же Большая Сибирская дорога) из Москвы на Хлынов/Вятку, Слободской, Кайгород, Соль Камскую и Верхотурье. С 1760 года новая дорога получила официальное название – Сибирский тракт (или Московско-Сибирский тракт).

 

См.: Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т.14, № 10302. Санкт-Петербург: Типография II отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. С.233; Вештомов А.И. История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в их стране наместничества, или с 1181 по 1781-й год через 600 лет. – Казань: Типо-литография Императорского Казанского университета, 1908. С.171-172; Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири (30-е гг. XVIII – 90-е гг. XIX в.): дисс. на соискание научн. степ.канд. ист. наук. – Новосибирск, 1988. С.66.

 

Таким образом, с 1754 года из Москвы в Сибирь вели две главные дороги: Сибирский тракт обеспечивал почтовое сообщение, а Большая Сибирская дорога - весь грузовой и пассажирский поток (через Верхотурскую таможню, где осуществлялись обязательные таможенные сборы в государеву казну).

После упразднения Верхотурской таможни в 1763 году все официальные грузовые и пассажирские перевозки также были переведены на вновь обустроенный Московско-Сибирский тракт. Тем не менее, Большая Сибирская дорога (старая Московская дорога) продолжала функционировать до конца XVIII века. Поэтому во избежание путаницы Московско-Сибирский тракт, начиная с Казани, стали называть Большим Сибирским трактом.

 

См.: Вештомов А.И. История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в их стране наместничества, или с 1181 по 1781-й год через 600 лет. – Казань: Типо-литография Императорского Казанского университета, 1908. С.172;

 

В 1783 году по указу Правительствующего Сената началось строительство и Петербургского тракта. Целью строительства новой дороги из столицы в Сибирь было спрямление и укорочение пути (без необходимости делать из Петербурга крюк через Москву) на Урал и в сибирские губернии. Строительство нового тракта продолжалось 14 лет, и в 1797 году он соединился в Дебёсах с московским трактом в Сибирь. С этого же времени постепенно меняется «география» начального пункта Большого Сибирского тракта. Его началом стали считать не Казань, а место, где соединились два столичных тракта в Сибирь – наше село Дебёсы, из которого за Урал теперь вела лишь одна дорога.

 

Извлечение из указа Правительствующего Сената № 15707 от 4 апреля 1783 «Об учреждении почт по дорогам от Санкт-Петербурга к Тобольску, Казани и Архангельску»:

 

Новую дорогу из Санкт-Петербурга строить «к Тобольску не чрез Москву, как до сего было, но чрез Новую Ладогу, Кирилов, Вологду, Тотьму, Устюг-Великий, Вятку, Пермь и Алапаев, которая и будет ближе прежней по нынешним расстояниям более 200 верст ».

 

См.: Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. 21. 18781-1783 годы. – Санкт-Петербург: Типография II отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. С. 896; Луппов А.Н. Историческая справка по развитию сети важнейших грунтовых дорог в Вятском крае в XVI-XVIII столетиях//Дебёсская история П.Н. Луппова. Сборник документов и материалов. - Дебёсы, 2012. С.57.

 

Скорее всего, первоначально два столичных тракта в селе Дебёсы соединялись у деревянной Николаевской церкви (стояла на месте современного магазина «Сто пудов» на перекрёстке улиц Ленина и Рабочей). Именно здесь, напротив церкви, находился ямской стан, в самом конце XVIII века, преобразованный в почтовую станцию (позднее, в начале 1930-х годов, здесь же было построено здание Дебёсского почтово-телеграфного отделения).

Изначально Московско-Сибирский тракт в 1754 году по территории современных Дебёс шёл от перекрёстка улиц Андроновской и Советской в сторону почтового яма/станции вдоль нынешних зданий общежития Дебёсского политехникума и МФЦ. В свою очередь первоначальный маршрут Петербургско-Сибирского тракта, начиная от современного Крестьянского переулка, по диагонали «срезал» нынешнюю территорию Дебёсского политехникума и далее выходил к ямскому стану по современной улице Рабочей.

Здесь на ямском стане/почтовой станции столичные дороги соединялись в один тракт (Большой Сибирский тракт). Далее от стана/станции он направлялся в сторону современной Троицкой церкви и шёл вдоль улицы Ленина. Эта улица сформировалась ещё в 1751 году после строительства Николаевской церкви как поповское сельцо, или сельцо Николаевское, из соседствующих друг с другом усадеб служителей церкви. Затем уже единый тракт, огибая поповское сельцо Николаевское, выходил на современную улицу Советскую и далее шёл в направлении на Урал и Сибирь.

После завершения строительства каменной Троицкой церкви в 1822 году маршруты обоих трактов на территории села были изменены. В новом виде они сохранились до настоящего времени.

 

Примечание. Двухсторонняя уличная планировка в Дебёсах стала впервые практиковатьсяпосле завершения строительства каменной Троицкой церкви. Первоначально начал формироваться двухсторонний участок современной улицы Советской от улицы Ленина (от нынешнего здания «Ростелекома») до Красного моста через речку Дебёску. Заселяли эту часть села русские крестьяне, которые подселялись в Дебёсы со второй трети XIX века. Затем стала формироваться односторонняя часть улицы Советской напротив южного, парадного фасада Троицкой церкви (то есть напротив фасада современного здания районной администрации). Причиной односторонней застройки стало то, что после завершения строительства Троицкой церкви в 1846 году здесь был проложен новый маршрут Московско-Сибирского тракта – ведь главная дорога не должна была как прежде идти вдоль тыльного, скромного северного фасада церкви, ей полагалось быть обращённой к лицевой, парадной стороне храма.

Улица Ленина из-за строительства каменной Троицкой церкви приобрела уникальные черты. На участке между речкой Дебёской и деревянной Николаевской церковью она формировалась как двухсторонняя. Затем, начиная от Николаевской церкви, она раздваивалась на два своих односторонних ответвления. Первое из них – бывшее сельцо Николаевское (заселено в середине XVIII века) – это участок от современного перекрёстка улиц Ленина и Рабочей до улицы Советской у здания современной Троицкой церкви и магазина «Радамир». Второе шло от улицы Рабочей до здания общежития Дебёсского политехникума включительно. Здесь, после освящения Свято-Троицкого храма в 1823 году и, соответственно, после увеличения количества причтов новой дебёсской церкви с одного до трёх, стали обустраиваться дома вновь прибывавших на место службы в село Дебёсы клириков.

Скорее всего, тогда же, в 1820-1830-е годы, приусадебные земли церковных новосёлов, вытеснили Петербургско-Сибирский тракт с участка современной улицы Рабочей на новый маршрут: теперь от современного здания Дебёсского политехникума он шёл до улицы Советской по улице Андроновской.

Таким образом, современный перекрёсток улиц Андроновской и Советской в селе Дебёсы окончательно сформировался к середине XIX века.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: