Общие правила бесконфликтного поведения




Как избежать конфликтов с подростками? Особенности подросткового возраста

На протяжении многих лет родители, слыша о подростковом возрасте, испытывают целую гамму чувств. Кто-то вспоминает себя в этом возрасте, а кто-то припоминает героев полюбившихся фильмов: Скарет О-Хара («Унесённые ветром»), Уэйд Уоттс («Первому игроку приготовится»), Спенсер («Джуманджи 3ч.»). Все эти персонажи имеют трудности свойственные возрастному периоду подростка.

Подростковый период является сложным как для детей, так и для родителей. Так как в данный период у подростка начинается перестройка всей системы эмоциональных отношений, избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей, называемой эмансипацией.

Отношения с родителями в какой-то степени портятся в подростковом возрасте. Подростки сообщают, что общаются с родителями меньше, чем когда они были младше. Они уже не так доверяют родителям, и общаться с ними подросткам зачастую тяжело. Очень часто в этот период возникают частые конфликты между родителями и подростками.

Возможно, одной из причин такого недостатка общения является то, что родители часто не хотят прислушиваться к воззрениям подростков, не воспринимают их мнение как значимое, не пытаются разобраться в их чувствах и точке зрения. Подростки нуждаются в родителях, которые участливо разговаривают с ними, а не над ними. Подростки хотят встретить со стороны родителей сопереживание и понимание, готовность выслушать без скепсиса.

Конфликт – столкновение противоположно направленных интересов (позиций) партнеров, сопровождаемое психическим напряжением и возникновением негативных эмоциональных состояний.

Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

· конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

· конфликт сверхзаботы (излишняя опека и серхожидания);

· конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

· конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Как же правильно реагировать на поведение ребенка? Как избежать конфликтов с подростком? Далее, представлены техники для регуляции конфликтов.

Любое недовольство, которое мы обычно выражаем через Вы-сообщение, можно преподнести человеку по-другому, воспользовавшись техникой Я сообщений. Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:

1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Важно: именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».

2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому, что я не знаю причину твоего опоздания», «потому, что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

Четырехшаговая модель «Я- сообщение»

Описание Пример
1. Чувство - Я злюсь… -Меня раздражает…
2. Факт -Что посуда не вымыта… -Когда опаздывают…
3. Желание -Мне хотелось бы порядка в доме… -Я хочу встречаться вовремя…
4. Последствие - И тогда мы сможем найти общий язык. - И тогда наши отношения будут теплее.

 

 

Шесть шагов беспроигрышного метода решения конфликтов по Т. Гордону

1. Шаг. Распознавание и определение конфликта (Попробуйте разрешить трудность вместе с подростком)
2. Шаг Выработка возможных альтернативных решений (Вместе с подростком рассмотрите разные пути разрешения конфликта)


1. Распознавание и определение конфликта

3. Шаг. Оценка альтернативных решений (Узнайте мнение подростка по поводу каждого из возможных путей разрешения конфликта)
6. Шаг. Контроль и оценка его результатов (Проанализируйте ваши совместные чувства по поводу экологичности решения)
4. Шаг. Выбор наиболее приемлемого решения (Совместно определите и примите окончательное решение и зафиксируйте его устрой или на бумаге)
5. Шаг. Выработка способов выполнения решения (Составьте вместе план осуществления принятого решения)

 


Общие правила бесконфликтного поведения

– Проявляйте дружелюбное отношение и оптимизм.

– Принимайте собеседника таким, каков он есть.

– Подчеркивайте значимость собеседника, делайте комплименты ребенку.

– Не вспоминайте плохого.

– Не давайте непрошеных советов.

– Объясняйте свое поведение и его причины.

– Говорите спокойным голосом. Ваше спокойствие будет транслироваться

– Напомните о том хорошем, что связывает вас и вашего партнера по общению

– Не отвечайте упреком на упрек, агрессией на агрессию.

– Постарайтесь переключить внимание на безболезненный или менее острый вопрос.

– Категорично и конкретно указывайте на свои ошибки. Ошибиться может любой человек. Прав тот, кто признает и исправляет свои ошибки, берет на себя ответственность.

– Критикуя, сосредоточьтесь на том, как исправить дело, какую помощь можно предложить

В заключение хотелось бы отметить, что для подростка приятнее видеть в родителе как уверенного в нем счастливого и надёжного человека, готового поддержать в трудной ситуации. Помните о том, что сотрудничество и взаимопомощь, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, формирование семейного «мы», стимулирование развития индивидуальности создает гармоничные и благоприятные отношения в семье.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: