Глава 9. БГУ в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления (1941 – 1953)




Оккупация Минска и разграбление БГУ – Преподаватели, выпускники и студенты БГУ в антифашистском подполье, в партизанских отрядах и на фронтах Великой Отечественной войны – Профессиональный труд во имя Победы – Станция Сходня: возрождение Белорусского государственного университета – Возобновление работы БГУ в Минске – БГУ восстанавливает достигнутое – БГУ в общественно-политических кампаниях канца 1940 – начала 1950-х гг. – Наука, учеба и быт студентов – все для блага родины – Резюме.

Глава 10. Реализация творческого и общественно-политического потенциала БГУ в условиях дальнейшей эволюции советско-партийной системы (1953 – 1989)

Дальнейшая эволюция организационной структуры БГУ – Новации в учебном процессе – Новые факультетвы и их кадровый потенциал – Студент БГУ: учеба, наука, быт, общественная работа – Воспитательная и культурно-массовая работа в университете – Феномен «студенческой целины» и ССО – Новый этап в развитии международного сотрудничества – А. Н. Севченко во главе БГУ: время стремительного роста университета – Укрепление материально-технической базы БГУ – Университетская наука – производству – Научно-исследовательские институты БГУ – БГУ в годы «ускорения» и «перестройки» – Университетское сообщество в условиях нарастания общественно-политических катаклизмов конца 1980-х гг.

 

Глава 11. Белорусский государственный университет на рубеже столетий и тысячелетий

Некоторые цифровые и смысловые параметры – Знаки и значимость БГУ: единение традиций разных лет – Ректор БГУ – Сложные 90-е годы – Ведущие области научных знаний в БГУ – Научные школы БГУ – Научно-инновационная деятельность БГУ – Перспективы развития основываются на достигнутом – Не учебой единой…

 

Глава 12. Язык как универсальная основа классического университетского образования

Первооснова всего знания – язык – Ступени изкучения языка – Письменность и язык в Древней Руси – Резюме – Языковая ситуация в эпоху Реформации – Начало языкового «бума» в Восточной Европе (вторая половина XVI – начало XVII в.) – Новые подходы в изучении языков в эпоху Просвещения – Иностранный язык в первых высших учебных заведениях России – Резюме – Язык в эпоху модернизации и революций – Иноязычное образование на рубеже веков – Новые задачи – новые методики и подходы – От обучения к иноязычному образованию – Гуманистические, духовные начала Университета – Универсальность и классическая основа университетского образования – Меняющийся Университет и языки образования и науки – Потенциалы языка для универсального образования – Язык и перспективы образования в современном университете.


Глава 13. Система высшего образования Республики Беларусь в современном образовательном пространстве

Тенденции развития высшего образования Беларуси – Новейшие характеристики высшей школы Беларуси – Формирование новой системы белорусской высшей школы – Высшая школа Беларуси: количество, переходящее в качество – Образование крепнет наукой и производством – Важнейший приоритет – качество образования – БГУ в системе высшей школы Беларуси – Высшая школа Республики Беларусь и Болонский процесс – В контекстве общемировых процессов – Время определяет новые задачи и их решение.

Литература

Приложения.

Тестовые задания.

 


Введение. Университетоведение
как предмет изучения и исследования

Предмет, цель и задачи курса. Университетом (от нем. слова «Universität», которое, в свою очередь, произошло от лат. «universitas» – совокупность, общность) принято называть высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по фундаментальным и прикладным наукам. Как правило, в университетах обучение тесно связано с научно-исследовательской работой. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы.

Университет является одним из основных типов высшего учебного заведения. Высшее учебное заведение (вуз) – это образовательное учреждение, дающее высшее профессиональное образование. Вузы делятся на государственные и частные. Вуз может иметь филиалы и представительства в различных населенных пунктах своей страны и за рубежом.

Каждый вуз (разумеется, и университет), как правило, является автономным субъектом правовых отношений. Он должен иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности. Для того, чтобы иметь право выдавать своим выпускникам диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация дается ему, как правило, после аттестации). Обучение, чаще всего, длится от 4 до 6 лет и бывает очным и заочным.

В государствах, возникших после распада СССР (в том числе в Республике Беларусь), высшие учебные заведения подразделяются на три типа. Кроме университетов, представляющих собой многопрофильные учебные заведения с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания, существуют академии, которые готовят широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство и т. п.), а также институты, занимающиеся подготовкой специалистов для работы в определённой области человеческой деятельности (педагогика, строительство, инженерия и др.). Научные исследования проводятся в вузах всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер, а в современных условиях ориентируется и на инновационный результат.

Все многообразие вопросов, касающихся истории и практики деятельности университетов, их структура, направления деятельности и место в современном обществе изучается в курс е университетоведения. Целью этой учебной дисциплины является выяснение роли и предназначения университетов в истории человечества и в современном мире. К числу основных задач курса относятся:

- изучение основных этапов, направлений и форм развития образования;

- восприятие сущности университета как цивилизационного феномена;

- изучение истории университетов и особенностей их деятельности в различные периоды истории человечества;

- определение роли университетов в жизни людей (по регионам и эпохам);

- определение основных этапов развития университетского образования на территории Беларуси;

- изучение истории Белорусского государственного университета и отдельных его факультетов;

- изучение структуры и основных направлений деятельности современных университетов;

- определение тенденций и перспектив развития современных университетов, в том числе сущности Болонского процесса;

- постижение основополагающих характеристик университетской системы Республики Беларусь.

Сегодня университетоведение является и самостоятельным направлением научных исследований в области истории, философии, языкознания и других гуманитарно-общественных наук.

Университет как цивилизационный феномен. Университет является неотъемлемым элементом современного общества. Более того, университет, как основной тип высшего учебного заведения, является тем социальным институтом, который определяет будущее той или иной нации. Важнейшее его значение заключается в формировании особого социального слоя, который в силу полученных знаний, а также умения применять их на практике, становится способным:

- поддерживать высокий уровень экономического, технологического, информационного и т.д. развития общества;

- инициировать, разрабатывать и вносить инновации в различные сферы жизни общества и тем самым способствовать его дальнейшему развитию;

- обеспечивать стабильное функционирование промышленных и социальных объектов, масс-медиа и сферы обслуживания, а в целом – всех основных сфер жизнедеятельности общества и государства;

- управлять обществом, сохраняя его внутреннюю и внешнюю стабильность;

- вносить высокую интеллектуальную и общегуманитарную составляющую в общественную жизнь, производство и экономику, политические институты и т.д.

Таким образом, значение университета не ограничивается только сферой высшего образования, подготовкой узких специалистов различного профиля. Их выпускники, как правило, становятся активными элементами жизнедеятельности общества, определяя сущностные параметры и перспективы его развития.

Сам университет (исходя даже из этимологии этого слова) несет в себе идею универсума, т.е. представления об упорядоченности мира. Человек в хаосе окружающего его разнообразия вещей, явлений, событий стремится получить цельное позитивное восприятие мира. В Средневековье и Новое время университеты в большей степени были ориентированы не на профессионализацию, не на научные исследования, а именно на передачу студентам «общей культуры» (уже в рамках «семи свободных искусств») – того, что, в строгом смысле слова, соответствовало высшему образованию.

Тем не менее, прежде всего, общество нуждается в специалистах – судьях, врачах, инженерах. И университет решает эту задачу. Университет готовит и профессиональных управленцев, которые, помимо своей узкой профессиональной деятельности, должны хорошо ориентироваться в современных проблемах общества, быть на высоте своего времени. Поэтому, как и ранее, одной из основных задач университета остается приобщение к значимым культурным областям знания. К числу последних, по мнению мыслителей XX в., необходимо отнести: физический образ мира (физика); основополагающие проблемы органической жизни (биология); историческое развитие человечества (история); структура и функционирование современного общества (социология); «план мироздания» (философия). Об этой миссии университета, в частности, писал испанский философ Х. Ортега-и-Гассет в работе «Миссия университета».

Университеты сыграли определенную, в некоторые периоды довольно значительную, роль в политической истории, оказав воздействие на направление развития общества. Например, в истории Франции в период Позднего средневековья и Нового времени представители Сорбонского университета входили в важнейшие государственные органы – национальные соборы французской церкви, Генеральные штаты. В происходивших во французской столице социальных конфликтах университет мог выступать в качестве посредника между королевским двором и горожанами (например, в ходе Парижского восстания под руководством Этьена Марселя в середине XIV в.). В кругах западных историков было широко распространено убеждение, что создание строгой системы среднего и высшего образования в Пруссии в XIX в. способствовало ее превосходству в противостоянии с Францией времен Наполеона III: «Победа в войне 70-х – это победа прусского учителя и немецкого профессора». Активное участие студентов Виленского университета в восстании 1830 – 1831 гг. привело к закрытию университета правительством Николая I. Студенты российских университетов во второй половине XIX – начале XX в. составили одну из наиболее активных, оппозиционных царскому правительству сил, выступавшую за демократизацию общества. Университеты в России находились в центре революционной борьбы, российская профессура входила в число организаторов и активных деятелей буржуазно-демократических партий (например, кадетов). Выступления студентов Сорбонны в 1968 г. стали одним из элементов общенационального кризиса, потребовавшего от властей серьезной корректировки политического курса. Студенты пекинских университетов пытались повлиять на политику китайского руководства в 1989 г., проведя ряд демонстраций на площади Тяньаньмэнь.

Университеты не сразу приобрели свой высокий статус и влияние в обществе. Если в Восточной Европе университеты создавались по готовым западноевропейским образцам в результате правительственных мероприятий, и поэтому им не требовалось утверждать свое положение, то в Западной Европе университеты прошли долгий путь борьбы за свои права. Так, хрестоматийным является пример Болонского университета. Из-за многочисленных обид и притеснений студенты и преподаватели на 10 лет покинули город, который в результате утратил прежнюю славу и понес значительные материальные убытки. После того как горожане признали полную независимость университета, тот торжественно вернулся в город.

То есть университет является важнейшим элементом социально-экономической системы, устранение которого нарушает устоявшуюся жизнь в определенном регионе. Еще более сложно интегрирован университет в экономическую жизнь общества на современном этапе. В структуру современного университета все чаще входят производственные предприятия, основанные на его высоких интеллектуальных возможностях, научные разработки университета находят практическое применение. Университет – это крупнейший научно-исследовательский, а сегодня уже и производственный центр. Можно отметить также градообразующую функцию университета, обслуживание нужд которого не только привлекает значительное количество населения, но и во многом корректирует инфраструктуру города, побуждает к обновлению многих сфер его жизнедеятельности.

Уникальность университета, как цивилизационного феномена, заключается в том, что учиться в нем стремятся, как правило, лучшие и наиболее подготовленные представители молодого поколения, критически воспринимающие опыт старших поколений. А в то же время образовательный процесс в высшей школе обеспечивается людьми старшего поколения, к тому же наиболее образованными преподавателями и профессорами. На этом сочетании опыта и зрелости научно-педагогических кадров и энергии молодежи на всех этапах истории основывалось не только успешное выполнение функций университета, но и всего спектра его миссии.

Другой важной особенностью университета является его определенная внутренняя замкнутость и корпоративность. Научно-педагогические кадры, как правило, готовятся в его собственных стенах, здесь же проводится набор абитуриентов и достигается определяется уровень их подготовленности. Грубое административное вмешательство в указанные сферы деятельности университета грозит привести к непредсказуемым последствиям и противоречиям, что может только повредить выполнению его главных функций, в том числе – сохранение социальной стабильности.

Тем не менее, университет в любой стране и при любом общественном строе выполняет некий социальный заказ, является инструментом политического влияния. Поэтому государство всегда оказывает сильное влияние на развитие и функционирование университетов, устанавливая контроль за содержанием обучения и отбором студентов. Такая ситуация во многом обусловлена материальной зависимостью университета от государства. Однако сохраняется традиция внутренней автономии, самостоятельности университетов, что является фундаментальной основой реализации творческого начала в образовании. Более того, государственные и политические лидеры, иерархи церкви стремятся быть в тесном контакте с ведущими университетами своих стран. Их встречи со студенческой аудиторией в последнее время становятся регулярными. И это не заигрывание с интеллектуальной молодежью, а еще одно свидетельство того факта, что в современном мире от студенчества зависит многое в будущем той или иной страны.

Таким образом, невозможно представить жизнь современного общества без университета с его разнообразными функциями. Тот облик, который получила человеческая цивилизация, во многом сформировался под прямым или косвенным воздействием университетов. Обобщая, можно определить значение современного университета как социальной структуры, призванной выполнять следующие функции: передача «общей культуры»; подготовка (через передачу современных знаний) высококвалифицированных специалистов; проведение научных исследований фундаментального и инновационного характера и подготовка соответствующих научных кадров для дальнейших научных изысканий; интеллектуализация важнейших сфер жизни общества; воспитание через современные знания и науку; формирование основ будущего развития и перспектив человечества.

Научная мысль о роли и предназначении Университета. Понимание роли и значения университета менялось вместе с глубокими трансформациями в развитии общества и государства. Университет не мог оставаться в стороне от таких взаимосвязанных явлений и процессов, как развитие буржуазных отношений, «обмирщение» культуры, Просвещение, расширение влияния «старой Европы» на весь мир и т.д.

Первая концепция университетского образования была сформулирована в XVIII – первой половине XIX в. По имени ведущих философов, в трудах которых получила освещение проблема места Университета в современном им европейском обществе, она получила название кантовско-гумбольдианской.

В первой половине XVIII в. свое понимание роли университета предложил немецкий ученый Христиан Вольф (1679–1754), чья философская система господствовала в Германии того времени. Х. Вольф являлся известным учёным-энциклопедистом, философом, юристом и математиком, его называют одним из наиболее заметных философов в период после Г. В. Лейбница и до И. Канта. Этот ученый являлся учителем М. В. Ломоносова, когда тот учился в Марбургском университете в Гессене в 1736–1739 гг. К числу важнейших трудов Х. Вольфа относятся «Разумные мысли о Боге, мире и человеке» (1720) и «Разумные мысли об общественной жизни человека» (1721). В 1765 г., уже после смерти ученого, в С.-Петербурге была издана в переводе на русский язык его работа «Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании природы».

Философская система Х. Вольфа, в основе которой находился Бог-творец, излагалась во всех немецких университетах. Сущность же его концепции университетского образования сводилась к следующему: на время учебы человек должен быть оторван от повседневности, от какой-либо иной деятельности, он должен «собрать себя», усвоить историческое видение всего, выработать универсальные способы мышления и понимания всего и вся. В дальнейшем эти идеи об университетском образовании получили свое развитие и вместе с тем определенную корректировку в трудах И. Канта и В. Гумбольдта.

Изменения, произошедшие в Европе к концу XVIII в. – рапространение идей Просвещения, Великая французская революция – привели к переосмыслению предназначения Университета, который становился мощным проводником идеологии национальных государств. Уже в XIX в. появляются социальные науки, занимавшиеся изучением самого общества. Они были необходимы для организации управления, контроля за процессами в гражданском обществе. В конце XIX в. определилось четкое различие между естественными и гуманитарными науками, между принципами научного объяснения и простого понимания. Наконец, жестко разграничиваются науки о человеке, об обществе и о природе. Сейчас подобное деление воспринимается как естественное, всегда существовавшее. Иначе обстояло дело в средневековом университете, где теология объединяла все представления (часто далекие от науки) об окружающем мире.

В таких условиях произошло оформление концепции кантовско-гумбольдианского университета. Иммануил Кант (1724–1804) – великий философ, родоначальником немецкой классической философии. Основные его труды, принесшие философу репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII в. и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли, были написаны ближе к концу XVIII в.: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Важнейшая философская проблема, которая более всего занимала И. Канта, заключалась в методе познания. Ученый задавался вопросом: «Как возможно чистое знание?». Прежде всего, это касалось возможности существования «чистой» математики и «чистого» естествознания. Для философа «чистый» означало «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается опыт, ощущение. При этом ученый не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. По его собственным словам, он совершил «Коперниканский переворот» в философии, первым указав, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир, как он есть на самом деле (догматизм), но скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.

В то же время во взглядах И. Канта на содержание университетского образования нашли отражения и реалии эпохи, в которой он жил: бурное развитие буржуазных отношений, становление мануфактурного производства, начало промышленного переворота в Великобритании. В 1798 г. он писал: «университеты должны строить процесс образования, учитывая массовое производство и разделение труда, каждая дисциплина должна иметь отдельного преподавателя».

Концепция университетского образования была развита и, что более важно, реализована в практической деятельности Вильгельма Гумбольдта (1767–1835) – брата известного исследователя, естествоиспытателя, географа Александра Гумбольдта, которого называют «Аристотелем XIX в.». В. Гумбольдт являлся директором департамента вероисповедания и просвещения Пруссии. Именно благодаря его усилиям гимназии в Пруссии были выведены из-под опеки церкви; кроме того, он занимался переустройством прусской Академии наук, основал Берлинский университет (1809).

В. Гумбольдт считал, что целью истории является достижение идеала гуманности, раскрытие человеческой индивидуальности, целостности духовного мира человека. Свои взгляды на предназначение образования, прежде всего исторического, ученый изложил в изданном в 1821 г. труде «О задачах историка». Идеалом для него являлся период античности, когда в наибольшей степени могла раскрываться индивидуальность человека. И в этом он видел важнейшую задачу системы образования – как раз в раскрытии индивидуальности человека. По словам ученого, «Всякая человеческая индивидуальность есть коренящаяся в явлении идея. В некоторых случаях, это до того ярко бросается в глаза, точно идея лишь затем приняла форму индивида, чтобы в ней совершить свое откровение». Высшую цель, которая должна определять границы деятельности государства, В. Гумбольдт видел в универсальном развитии индивидуальности.

В целом, в период господства кантовско-гумбольдианской концепции университетского образования светская философия и наука заменили и победили христианскую теологию и риторику.

Тенденции в развитии российских императорских университетов. Университеты Российской империи, в составе которой с конца XVIII в. находились и белорусские земли, с самого начала строились в соответствии с кантовско-гумбольдианской концепцией. Споры о роли и предназначении университета обострились в российском обществе накануне и после отмены крепостного права и «Великих» реформ (1860–70-е гг.). Тогдашняя полемика по данному вопросу хорошо прослеживается в журнальных публикациях «Санкт-Петербургских ведомостей», «Русского вестника» и др. Так, в 1861 г. с программной статьей в одном из журналов выступил известный российский историк Н. И. Костомаров (1817–1885). Он видел ошибочным основной принцип обучения в университете и требовал, чтобы тот был «образовательно-ученым заведением, а не воспитательно-учебным». По мнению Н. И. Костомарова, в таком случае не будет необходимости и в корпоративной организации студентов.

Эти мысли историка вызвали возражения. В ряде журнальных статей их авторы отстаивали воспитательное значение университета, В представлении же Н. И. Костомарова университет «обращается сам собою в заведение для публичных лекций, не имеющих чисто ученого значения, а имеющих целью только популяризировать науку между людьми взрослыми». Известный редактор и издатель профессор М. М. Стасюлевич настаивал на том, что «звание студента имеет в себе воспитательное значение». При этом он писал, что «воспитательный характер университета должен быть совершенно отличный от воспитания так называемых средних учебных заведений, что студенту предстоит труд самовоспитания».

Однако сколь бы ни были различными мнения о предназначении университета, но когда в 1861 г. в связи со студенческими волнениями был закрыт С.-Петербургский университет, ряд видных российских ученых (в том числе Н. И. Костомаров, М. М Стасюлевич, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов) организовали чтение лекций, тем самым создав так называемый «Вольный университет».

Российское общественное мнение признавало большую роль государства в развитии университетского образования. Высказывалось суждение, что университет – это «часть государства, если здорово государство, то здорова и его часть». В целом российские мыслители высоко оценивали значение университета. Так, философ В. В. Розанов (1856–1919) отмечал: «Если в ком-нибудь из нас <…> был взращен культ своей родины, ее прошлого <…> – это, конечно, было сделано университетом». Ученый видел в университете и более глобальное значение: «Университет – законченный выразитель умственных стремлений истории».

Но в адрес университетов дореволюционной России раздавались и критические голоса: это касалось и уровня, и содержания образования. Так, первый ректор БГУ В. И. Пичета (1878 – 1947), размышляя о методике «старых» университетов, отмечал, что их негативной стороной было «засорение голов предметами не по специальности».

Новые идеи Новейшего времени. Новая концепция университетского образования стала формироваться уже после Второй мировой войны. В это время радикально менялся облик мира: завершался процесс деколонизации, научно-техническая революция преобразовывала и процесс производства материальных благ, и быт человека, его возможности к получению и передаче информации. На смену кантовско-гумбольдианскому университету пришел корпоративный университет.

У истоков новой концепции университета стояли идеи американского философа и педагога Джона Дьюи (1859–1952), являвшегося профессором Мичиганского, Чикагского и Колумбийского университетов. Дьюи считается ведущим представителем философского направления прагматизма в США. Для ученого истина определялась не как отражение объективной реальности, а как практическая эффективность, полезность. Критерием морали при этом являлась практическая целесообразность. Дьюи являлся идеологом американского «образа знания». Он выступал за то, чтобы через образование, просвещение постепенно совершенствовать общество. В полном соответствии со своей философией ученый создавал школу (систему), где не было постоянных программ, а изучались только те предметы, знание которых могло найти практическое применение. Дьюи имел определенное влияние и на советскую школу. В 1920-е гг. в СССР было издано несколько его работ по педагогике: «Школы будущего» (1922), «Школа и ребёнок» (1923), «Школа и общество» (1925).

Важнейшими принципами корпоративного университета является эффективность и превосходство. Они заменяют все другие ценности и навязываются повсеместно как основные принципы продуцирования знания в современном мире. Корпоративный университет, как воплощение вышеуказанных теоретических постулатов, появляется с 1970-х гг.: именно в это время США стали играть ту роль, которую ранее играла Западная Европа. В то же время на первый план вышли социальные науки вместо гуманитарных. Концепция корпоративного университета получила наибольшее развитие с 1970-х гг., прежде всего, в частных университетах. Чаще всего они являлись лишь центрами профессионального и технического обучения, но никак не критического мышления, политической или общественной активности, пропаганды гуманитарного знания и т. д. Преподавание философии и гуманитарных дисциплин в частном корпоративном университете заняло крайне незначительное место.

Корпоративная концепция университета не была в полной мере принята европейскими высшими учебными заведениями. Ее неприятие хорошо проявилось во взглядах на предназначение университета испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (1883–1955). Ученый считал, что «первая и центральная функция университета – приобщение к значимым культурным областям знания». Но при этом, наряду с «обучением культуре, университет, посредством более простых, непосредственных и эффективных интеллектуальных приемов, учит быть хорошим медиком, хорошим судьей, хорошим преподавателем математики или истории».

Большое значение мыслители XX в. придавали личности преподавателя университета, его усилиям по передаче знаний. Так, по мнению немецкого философа-экзистенциалиста, психолога Карла Теодора Ясперса (1883–1969), университетский профессор должен «посредством науки транслировать истину». Профессора должны научить студента вести исследования и таким образом обучить его азам научного способа мышления, которыми он будет руководствоваться всю свою последующую жизнь. Немецкий социолог и историк Макс Вебер (1864–1920) особо выделял такое качество профессора, как интеллектуальная честность: «Эта позиция представляется мне более высокой, чем кафедральное пророчество, не дающее себе отчета в том, что в стенах аудитории не имеет значения никакая добродетель, кроме одной: простой интеллектуальной честности». Кроме того, преподаватель должен оставлять возможность для свободного развития мысли: «Подлинный наставник будет очень остерегаться навязывать с кафедры ту или иную позицию слушателю, будь то откровенно или путем внушения». Самым нечестным способом ученый считал манипуляцию фактами, преподаватель должен «научить своих учеников признавать неудобные факты».

Современный уровень постижения предназначения Университета все боле исходит из того, что должна быть создана альтернативная модель Университета в противовес корпоративному. В новом Университете должна вновь вырасти роль гуманитарных наук, превратившиеся в последнее время в ненужный довесок эффективному научному технологическому знанию, только которое, как считалось, обеспечивает прогресс человечества.

Университетоведение в прошлом и сегодня. Становление особой отрасли знаний – университетоведения – происходило вместе с осмыслением роли и предназначения Университета. Университет стали представлять как уникальный феномен, требующий специального исследования, выяснения его места в обществе, специфики функционирования и исторического развития. Одним из ключевых в рамках университетоведения оказался вопрос о том, каким должен быть Университет, какие задачи он должен выполнять. Сложившееся представление о классической модели университета, выполняющего образовательную, исследовательскую и культурно-воспитательную функции, находило как сторонников, так и противников.

В 1852 г. в своей лекции «Идея Университета» кардинал Джон Генри Ньюмен (1801 – 1890), первый ректор Ирландского католического университета, высказался против классического понимания Университета. По его мнению, целью Университета является распространение знаний, уже являющихся достоянием человечества, а не получение новых. Мол, обучать и познавать новое – это совершенно разные функции и ими должны заниматься разные заведения: соответственно Университет и Академия.

Созвучные идеи высказывал в 1930-е гг. в работе «Миссия Университета» испанский философ Х. Ортега-и-Гассет. Ученый был убежден, что первичной задачей Университета является создание условий для овладения обычным человеком фундаментальными дисциплинами – физикой, биологией, историей, философией. При этом Университет, кроме приобщения к культуре, дает возможность получить хорошую профессиональную подготовку по определенной специальности. Но ученых из студентов Университет не готовит; собственно научные исследования должны быть исключены из содержания минимума университетского образования.

Иную точку зрения отстаивал немецкий философ К.-Т. Ясперс. В его книге «Идея Университета», впервые изданной в 1949 г., последовательно проводится мысль о необходимости сохранения исследовательской функции Университета как определяющей характер университетского образования. Помимо учебы студент в стенах Университета участвует в научных исследованиях, приучается к самостоятельному поиску истины, к великому таинству творчества. Накопление навыков такой работы формируют качества, связанные с интеллектуальной дисциплиной. Студент приучается мыслить независимо, воспринимать критически. Понимая, что значительной части студентов серьезные научные исследования не под силу, ученый указывает, что учеба в Университете все же помогает молодому человеку разобраться в том, что заложила в него природа, прояснить свои склонности, возможности и интересы. Ясперс был убежден, что люди могут приходить в Университет с одной единственной целью – поиска истины, что является неотъемлемым человеческим правом. Таким образом, Университет объединяет людей, профессионально посвятивших себя поиску и сообщению истины. Но поскольку истина открывается в результате систематического поиска, то и исследования являются важнейшей задачей Университета. Наряду с другой задачей Университета – обучать – он обеспечивает развитие интеллектуальной культуры, в которой истина обретает свою значимость и очевидность. В целом, в представлении Ясперса существует тройственная задача Университета – исследование, передача знаний (образование) и культура. Все эти задачи тесно переплетены друг с другом.

Созвучные мысли высказывал в опубликованной в 1927 г. работе «Университеты и их функции» английский философ, математик и педагог Альфред Норт Уайтхед (1861 – 1947). Для ученого Университет совмещает в себе школу образования и центр исследований. Но настоящая причина его появления заключается не в сообщении знаний студентам, не в возможности проведения сотрудниками научных исследований (с этими задачами можно справиться независимо от Университета), а в объединении учащихся и преподавателей в образно богатом процессе обучения и поиска истины. Создаваемая в Университете творческая атмосфера преобразует знания.

Тот или иной взгляд на предназначение Университета во многом был обусловлен общей исторической ситуацией, которая предъявляла определенные требования к подготовке специалистов. В связи с этим особое значение приобретают исследования по истории европейских университетов. Одним из виднейших специалистов в этой области является французский историк, представитель «Новой истории» Жак Ле Гофф. В своих монографиях «Интеллектуалы в средние века» (1957), «Другое средневековье» (1977) ученый обратил внимание на многофункциональность, сложность и изменчивость университетов в Средние века. Он проследил взаимоотношения университетов, как автономных корпораций, с государственной властью. Им отмечено, что помимо чисто утилитарного значения (подготовка специалистов в определенной области) университеты привлекали власти совершенно бескорыстно, они были необходимы для имени, поддержания интеллектуального престижа. Ученый сделал вывод, что в Средневековье университеты нужны были государственной власти, прежде всего, как украшение и общественное достояние, и поддержку властей эти заведения получали в силу престижа науки, на которую, как представлялось, они имели монополию.

На современном этапе университетоведение сделало значительный шаг вперед. Это выражается в росте числа публикаций по истории университетского образования, в целом, и отдельных университетов, в частности. Кроме того, во множестве работ рассматриваются различные теоретические аспекты развития Университета, которые коротко можно сформулировать, как «идея Университета» или «феномен Университета». Характерной чертой современной ситуации являетс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: