В процессе материального производства транспорт удовлетворяет потребности отраслей народного хозяйства в перевозках различного типа: внутрипроизводственных, межотраслевых внутри региона, межрегиональных, перевозках работников и т. д.
Транспорт является комплексной отраслью инфраструктуры. Виды транспорта подразделяются на водный (морской и речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов.
Комплексное развитие и эксплуатация всех видов транспорта определяется не только общей потребностью страны в грузовых перевозках, но и распределением их между видами транспорта. Выбор вида транспорта или варианта базируется с учётом тех условий, при которых каждый из видов оказывается наиболее целесообразным.
Выбор экономически целесообразного варианта перевозок грузов в конкретных корреспонденциях производится сопоставлением приведённых народнохозяйственных расходов, необходимых для выполнения заданного объёма транспортной работы.
Морской транспорт
Морской транспорт — один из старейших видов транспорта, использующий для массовой перевозки грузов и пассажиров преимущества дешевого естественного водного пути (океаны, моря и морские каналы).
Преимущества:
· Низкие грузовые тарифы;
· Высокая производительность (за счет большой грузоподъемности судов);
· Непрерывность работы (24 часа в сутки);
· Незначительная зависимость от погодных условий;
· Мобильность от спроса (морские суда можно направить в любую точку мира);
· Практически неограниченная пропускная способность морских путей сообщения.
Недостатки:
· Относительно низкая скорость (для грузовых судов 18-20 узлов);
· Сравнительно небольшая частота движения (могут перевозить только большое количество груза и только сразу);
· Необходимость тщательной упаковки грузов.
После раздела СССР в Украине остались 3 морских пароходства: Черноморское (Одесса), Азовское (Мариуполь) и Украинско-Дунайское (Измаил), а также 18 морских портов. Самые крупные порты: Одесса, Ильичевск (паромная переправа на Балканы); Ялта (пассажирский порт), Севастополь и Керчь (рыбопромысловые порты), Николаев, Херсон, Бердянск и Мариуполь (торговые порты). Кроме того, в Украине функционирует несколько судостроительных и судоремонтных заводов.
Речной транспорт
Преимущества:
· Высокая провозная способность по рекам;
· Низкая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов и грузов, не требующих срочной доставки;
· Возможность перевозить значительные партии грузов;
· Возможность использования в районах, где не развита автодорожная и ж/д сеть.
Недостатки:
· Необходимость в строительстве гидротехнических сооружений;
· Сезонность работы на большинстве рек мира;
· Необходимость считаться с естественным географическим расположением водных путей и частым несовпадением их с направлением грузопотоков.
Речной транспорт, наряду с морским транспортом, является наиболее дешевым, поскольку использует природные магистрали – судоходные реки. Основные водные артерии: Днепр и его притоки (Припять и Десна), Дунай, Днестр, Южный Буг и др.
Речной транспорт Украины системой каналов связан с реками соседних государств – Беларуси и Польши (бассейн Днепра соединяется с бассейном Вислы, Днепро-Бугским каналом), что дает нашей стране выход в Балтийское море)
Ж/д транспорт
Железнодорожный транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям помощью механической тяги (тепловозов, электровозов, паровозов).
Преимущества:
· Быстрая доставка на большие расстояния;
· Независимость от климатических условий;
· Большая грузоподъемность (3-4 тыс. т – один состав);
· Сравнительно низкие тарифы;
· При наличии подъездных путей у грузополучателя возникают дополнительные удобства (возможно организовать доставку «от двери до двери»);
· Способность перевозить самую широкую гамму различных грузов.
Недостатки:
· Наличие перевалки грузов (пересортировки вагонов);
· Необходимость прочной упаковки;
· Благоприятные условия для хищения;
· Зависимость от географического расположения ж/д путей;
· Необходимость переформирования составов в пути.
Важнейшими железнодорожными магистралями внутригосударственного значения в Украине считаются: Киев – Харьков; Киев – Львов – Чоп; Киев – Одесса; Харьков –Днепропетровск – Херсон; Кривой Рог – Донбасс; Севастополь – Симферополь – Запорожье – Донецк; Симферополь – Львов.
Размещение Украины между центральными районами России и Западной Европой способствовало прохождению по ее территории ряда важных транзитных магистралей: Москва – Брянск – Нежин – Киев – Шепетовка – Ровно – Брест – Варшава; Москва – Киев – Винница – Хмельницкий – Тернополь – Ужгород – Чоп – Будапешт; Москва – Бахмач – Киев – Козятин – Здолбунов – Львов – Чоп – и далее – в Словакию, Чехию, Венгрию.
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт — вид транспорта, осуществляющего перевозки грузов и пассажиров на автомобилях (грузовых, легковых, автобусах, автотягачах и прицепных повозках).
Преимущества:
· Маневренность – возможность концентрации транспорта там, где требуется;
· Срочность и регулярность доставки;
· Возможность организации современных видов доставки (от двери до двери);
· Большая сохранность грузов;
· Большая экономичность при перевозке на небольшие расстояния;
· Применение автотранспорта позволяет ритмичность отправок.
Недостатки:
· Зависимость от дорожной сети;
· Малая грузоподъемность;
· Относительно высокие тарифы.
Основные автомобильные магистрали: Санкт-Петербург – Киев – Умань – Первомайск – Одесса; Москва – Нежин – Киев – Житомир – Ровно – Брест – Варшава; Симферополь – Москва; Киев – Житомир – Тернополь – Львов – Краков; Москва – Харьков – Донецк – Ростов – и далее на Кавказ.
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт — самый скоростной и в то же время самый дорогой вид транспорта, что предопределило его весьма ограниченное применение для грузоперевозок. В основном этим видом транспорта перевозятся дорогие, скоропортящиеся грузы.
Преимущества:
· Высокая скорость доставки;
· Спрямление пути (по прямой);
· Высокая сохранность груза в пути;
· Самый высокий уровень сервиса;
· Более низкие страховые затраты (из-за минимального времени перевозки).
Недостатки:
· Высокие грузовые тарифы;
· Зависимость от погодных условий;
· Ограничения по размеру и весу;
· Зависимость от наземных служб;
· Удаленность аэропортов от предприятий.
Международные аэропорты: Симферополь, Харьков (крупный транзитный аэропорт), Киев. Через территорию Украины пролетают важнейшие международные авиалинии на Будапешт, Прагу, Вену.