Надежность водителя и ее составляющие.
Под надежностью водителя понимают его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и работоспособность.
Профессиональная пригодность обуславливается состоянием здоровья водителя, его психофизиологическими и личностными особенностями.
Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Она позволяет:
максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил управлять им;
правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций;
управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях;
психологический уровень подготовленности водителя обеспечивает надежность работы в любых условиях.
Работоспособность водителя - это состояние, позволяющее ему выполнять
работу качественно и с высокой производительностью в течение рабочего времени.
Факторы, влияющие на надежность водителя.
Выделяют три главных фактора: возраст, алкогольное или наркотическое опьянение и отношение к своей профессии.
Качество вождения оценивают по числу ДТП, отнесенного к суммарному пробегу автомобиля за определенный срок. Неопытность и азарт молодого водителя часто приводят к увеличению числа ДТП. С увеличением возраста водителя, с некоторого момента моторный период начинает расти, и накопленный за годы опыт вождения перестает компенсировать его надежность. Установлено, что нижняя граница безопасного возраста водителей-мужчин - 26- 34 года, для женщин-водителей безопасный возраст наступает уже с 23-27 лет. Возраст, когда число ДТП достигнет минимума, наступает сравнительно поздно и составляет 45-53 года у мужчин, и 36-43 года - у женщин. Это совпадает с наблюдаемым на практике возрастом наиболее надежных и безопасных водителей.
Влияние лекарственных препаратов на реакцию водителя
СНОТВОРНЫЕ УСПОКАИВАЮЩИЕ БОЛЕУТОЛЯЮЩИЕ
Снижают концентрацию внимания, искажают восприятие окружающей обстановки, замедляют реакцию, вызывают сонливость, вялость, нарушение координации.
ОПАСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НАРКОТИКОВ НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ
Искаженное восприятие реальности, обман чувств, смятение, депрессия, замедление реакции, притупление чувства опасности, неправильная оценка скорости и расстояния нарушение внимания. расстояния,
Алкоголь и надежность водителя. Работа водителя автомобиля предъявляет высокие требования к его психофизиологическим функциям и состоянию. Поэтому прием небольших доз алкоголя, вызывающих даже незначительное изменения психофизиологических возможностей водителя, нередко приводит к ошибкам и ДТП. После приема даже небольших доз алкоголя (или психотропных препаратов) снижаются устойчивость и интенсивность внимания, замедляется его переключение, нарушаются процессы мышления и памяти. В результате водителю требуется больше времени для оценки дорожной обстановки и принятия решения, что снижает его готовность к действиям. Одновременно снижаются: острота зрения, способность различать цвета (особенно восприятие красного цвета), сужается поле зрения, увеличивается время восстановления зрения после ослепления, нарушается глазомер, координация движений и их точность, резко увеличивается время реакции, маскируется чувство усталости при наличии утомления и снижения работоспособности.
Основными факторами высокой надежности водителя являются любовь к своей профессии, активная направленность на овладение ею, повышенная ответственность за жизнь всех участников дорожного движения.
Прием и переработка зрительной информации в процессе движения
Основная информация (до 95%) поступает по зрительному каналу. Считается, что водитель в состоянии наблюдать на расстоянии 600 м, если местность открытая, а интенсивность движения малая. В условиях городских улиц это расстояние падает в 10 и более раз.
С помощью зрения человек способен обозревать достаточно большое пространство, оценивать расстояния до объектов и между ними. Видимое пространство, которое человек может охватить взглядом при неподвижном глазном яблоке, называется полем зрения. Поле зрения двумя глазами составляет 120-130° и практически охватывает все пространство перед автомобилем.
Поле зрения не остается постоянным. Оно может расширяться и сужаться, что зависит от плотности транспортного потока и скорости движения. При значительном его сужении водитель может упустить важные детали дорожной обстановки (на перекрестке, например, не зрения левого глаза, 3 - граница совмещенного заметить пешехода), и поэтому допустить серьезные ошибки. Лица, у которых поле зрения сужено более чем на 20°, к управлению автомобилем не допускаются.
Способность глаз получать отчетливые изображения предметов, находящихся на разных расстояниях, обеспечивается аккомодацией. Способность различать форму предмета даже на значительном удалении от глаза называется остротой зрения.
Острота бокового зрения ниже в четыре раза, чем острота центрального. При нормальной остроте зрения водитель четко ощущает форму дорожных знаков и все объекты на дороге. Близорукий водитель хорошо видит показания приборов на щитке, но плохо - дорогу, а дальнозоркий, наоборот, четко видит дорогу и хуже - показания приборов.
Зрительное восприятие объекта зависит от его видимости. Видимостью называют возможность различать особенности окружающей обстановки, которая зависит от освещенности предметов и прозрачности воздушной среды. Видимость ухудшается в темное время суток, в тумане, в дождливую погоду, при снегопаде и движении по пыльной дороге. В темное время суток зрительное восприятие резко ухудшается из-за плохой освещенности дороги, а также при ослеплении глаз водителя светом фар транспортных средств. Фары высвечивают лишь узкое пространство перед автомобилем. Часть дороги и многие предметы на ней не освещаются, и водитель может лишь догадываться о возможных препятствиях. В освещенной зоне объекты появляются внезапно, и время на их опознание увеличивается. В темное время суток и при плохой видимости водитель может воспринять за секунду лишь 1-2 объекта.
Большое значение имеет контрастность наблюдаемого объекта и фона. Летом водитель на фоне темной дороги увидит на большем расстоянии пешехода, одетого в светлую одежду, и может не заметить пешехода в темном костюме. Зимой на фоне заснеженной дороги, наоборот, отчетливее выделяются пешеходы в темной одежде, а в светлой - почти незаметны.
В темное время суток почти невозможно цветоощущение предметов, и их различают не по цвету, а по контурам и яркости. Ночью расстояние обнаружения объектов сокращается вдвое по сравнению со светлым временем, хотя водителю может казаться, что они находятся далеко.
Для водителя особенно опасно внезапное ослепление на поворотах, на переломах вертикального профиля дороги или на перекрестках.
Наступление зрительного утомления находится в прямой зависимости от продолжительности рабочего дня водителя. Через восемь часов непрерывной работы он видит дорожный знак уже не за 100 м, а лишь за 80 м.