Задача № 1
Легочное кровотечение (кровохарканье)
- Причины: бронхоэктатическая болезнь,карцинома бронха,туберкулез (чаще кавернозный),абсцесс легкого, митральный стеноз, пневмонии, инфаркт легкого, инфицированные кисты (аспергиллома), легочная артериовенозная фистула, синдром Гудпасчера
Первая помощь включает в себя
· Придание больному полусидячего положения
· Наложение венозных жгутов на конечности (для снижения давления в системе легочной артерии)
· Снятие одежды, затрудняющей дыхание, обеспечение притока свежего воздуха;
· К области пораженной половины грудной клетки прикладывается пузырь со льдом либо холодный компресс, систематически снимаемый во избежание переохлаждения больного (через каждых 15 минут);
· Рекомендуется глотание кусочков льда, питье холодной воды маленькими порциями.
· Лечение направлено на остановку легочного кровотечения, снятие боли в грудной клетке и уменьшение интенсивности кашля.
· Эуфиллин 2.4% 10 мл внутривенно (снижение давления в легочной артерии)
· Атропин 0.1% 0.5-1 мл подкожно (вызывает расширение сосудов брюшной полости и снижает кровенаполнение легкого)
· 10% раствор глюконата или хлорида кальция внутривенно (для повышения свертываемости крови)
· 1 -2 мл дроперидола, фентанила
· Промедол 1 % 1 мл внутривенно
· Пентамин, бензогексоний (для снижения давления в большом круге)
· Викасол – 1% 1 мл внутримышечно, е-аминокапроновая кислота 5 % (для повышение свертываемости крови)
· Подкожное введение кислорода в объеме 500-800 мл (обеспечивает гемостаз)
· Антибиотики для профилактики развития пневмонии
· При необходимости – переливание крови
· Наложение искусственного пневмоторакса и пневмоперитонеума – способствует быстрому прекращению кровотечения
· Комплексное применение описанных консервативных лечебных мероприятий позволяет остановить легочное кровотечение у 80-90 % больных. –При их неэффективности показано хирургическое лечение (резекция легкого, окклюзия бронхиальных артерий, легочной артерии и др.)
3. Техника применения пузыря со льдом:
Подготовка к процедуре
· Подготовить небольшие кусочки льда. В морозильной камере холодильника обычно всегда есть готовые кусочки льда. Если нет специальной емкости для маленьких кусочков льда, надо взять ледяной конгломерат, завернуть его в 2-3 слоя пеленки (полотенца) и разбить его чем-нибудь тяжелым. Ни в коем случае нельзя пользоваться целым конгломератом!
· Приготовить полотенце или чистую пеленку.
· Подготовить чистый пузырь для льда.
· Приготовить емкость с холодной водой (0,1 – 0, 5 л в зависимости от размеров пузыря).
Техника применения пузыря со льдом.
· Перед тем как приложить пузырь со льдом, необходимо осмотреть место, кгде он будет находиться. Нет ли там воспаления, ссадин, покраснения?
· Пузырь со льдом чаще всего прикладывают к лобной и затылочной части головы, к грудной клеткой, на абдоминальную область (область живота, на место ушибов, к крупным сосудам (паховые области, подмышечные области).
· Грудным детям нельзя прикладывать пузырь со льдом к голове (из-за возможности переохлаждения). В этих случаях подвешивают пузырь со льдом над головой или ставят холодные компрессы.
Применение пузыря со льдом – алгоритм.
· Заполнить емкость пузыря кусочками льда на две трети объема и долить прохладной водой 10-12 град. Тающий лед будет поддерживать данную температуру воды, тем самым исключается отморожение кожи (переохлаждение организма).
· Подойти к раковине. Положить его на ладонь. Другой рукой, придерживая крышку, помочь выпустить воздух. В этом случае пузырь станет мягким и примет податливую, плоскую форму.
· Закрыть крышку, над раковиной перевернуть емкость пробкой вниз и убедиться, что пузырь герметичен.
· Протереть пузырь насухо полотенцем.
· Обернуть пузырь мягкой пеленкой в 2-4 слоя и положить на нужную часть тела.
· Пузырь можно держать до суток, но через каждые 20 минут надо делать перерыв на 15-30 минут.
Окончание постановки пузыря со льдом.
· По мере таяния кусочков льда вода сливается, а лед надо добавлять.
· После использования пузыря со льдом внимательно рассмотрите кожу ребенка, воду слейте.
· Хранить пузырь со льдом, как и грелку, желательно с открытой крышкой в сухом виде.
Задача № 2
После инъекции инсулина пациент, страдающий сахарным диабетом, пожаловался на резкую слабость, чувство голода, потливость, дрожь.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте введение 20 мл 40% глюкозы в/в на муляже.
Эталон ответа
1. У пациента развилось гипогликемическое состояние после введения инсулина: возможно, в результате передозировки инсулина или если больной не поел после инъекции.
Гипогликемия (Гипогликемическая кома) - состояние угнетения сознания, в результате снижения концентрации глюкозы крови ниже критических цифр. Обычно, это ниже 2-х миллимоль на литр.
- Необъяснимое чувство голода, степень интенсивности которого зависит от индивидуальных особенностей.
- Холодный липкий пот, слабость и головокружение.
- Возбудимость, которая быстро сменяется апатией.
Если, в течении 10-20 минут, человеку не оказать помощь, прекома быстро переходит гипогликемическую кому.
- Отсутствие сознания.
- Влажные кожные покровы и мокрая одежда.
- Бледность кожи, которая холодная на ощупь.
- Снижение частоты и глубины дыхания.
- Слабая реакция зрачков на свет.
2. Алгоритм действий:
· вызвать врача, так как состояние больного при гипогликемии может быстро и резко ухудшиться;
· уложить его на бок;
· освободить полость рта от остатков пищи;
· если он еще может глотать — поить теплым сладким питьем;
· если потерял сознание так, что глотать уже не может, — не вливать жидкость в полость рта, чтобы не захлебнулся насмерть;
· если у диабетика есть с собой шприц-тюбик с глюкагоном — ввести 1 мл подкожно или внутримышечно;
· сначала введет внутривенно 20-60 мл 40% раствора глюкозы, а потом уже будет разбираться, какая у больного кома — гипогликемическая или гипергликемическая
· осуществлять контроль за состоянием пациента: пульс, АД, ЧДД;
· обеспечить сбор анализов для контроля уровня глюкозы в крови и моче;
· выполнить назначения врача.
· адреналин 0,1%-ный - 0,5-1 мл подкожно.
· при необходимости повторно ввести адреналин с глюкозой.
· если диабетик не приходит в сознание — ему начинают вводить 5-10% раствор глюкозы внутривенно капельно и транспортируют в стационар
Задача №3
Медсестру вызвали к соседу, которого ужалила пчела. Пострадавший отмечает боль, жжение на месте укуса, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, отечность лица, повышение температуры.
Объективно: Состояние средней степени тяжести. Лицо лунообразное за счет нарастающих плотных, белых отеков. Глазные щели узкие. Температура 38º С, пульс 96 уд/мин, ритмичный, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 22 в мин.
Задание
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Перечислите все необходимое для противошокового набора.
Эталон ответа
У пациента развилась аллергическая реакция – отек Квинке.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
· укус пчелы;
· жжение в месте укуса пчелы;
· затрудненное дыхание;
· отёчность лица;
· узкие глазные щели;
· лихорадка;
· слабость;
2. Алгоритм действий медсестры:
· вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи
· усадить пациента
· обнаружить жало и удалить его вместе с ядовитым мешочком с целью уменьшения распространения яда в тканях
· приложить холод на место укуса (мера, препятствующая распространению яда в ткани, обеспечить доступ свежего воздуха
· закапать в нос сосудосуживающие капли (галазолин, нафтизин)
· следить за состоянием пациента, осуществляя контроль за АД, пульсом, температурой, ЧДД, диурезом
· выполнить назначения врача.
Задача №4
В терапевтическом отделении пациент, страдающий гипертонической болезнью, пожаловался медсестре на то, что у него появилась одышка, чувство “нехватки воздуха”, кашель с выделением розовой пенистой мокроты.
При осмотре: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, цианотичные. Дыхание шумное, клокочущее, изо рта выделяется розовая пенистая мокрота, ЧДД 35 в мин. Тоны сердца глухие, пульс 120 в мин., АД 210/110 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода с пеногасителем.
Эталон ответа
1. У пациента на фоне гипертонического криза (АД 210/110) развилась острая левожелудочковая недостаточность - отёк легких.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
одышка;
шумное клокочущее дыхание;
кашель с розовой пенистой мокротой.
2. Алгоритм действий медсестры:
· вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
· обеспечить положение сидя, с опущенными ногами для уменьшения притока венозной крови к сердцу, создать абсолютный покой, освободить от стесняющей одежды для улучшения условий дыхания;
· очистить ротовую полость от пены и слизи, с целью удаления механических препятствий прохождению воздуха;
· дать одну дозу нитроглицерина под язык;
· обеспечить ингаляцию кислорода, увлажненного пеногасителем (этиловый спирт) с целью улучшения условий оксигенации и профилактики пенообразования;
· наложение венозных жгутов на конечности с целью депонирования крови;
· обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);
· приготовить к приходу врача: гипотензивные препараты, мочегонные средства;
· выполнить назначения врача.
Задача №5
В гастроэнтерологическом отделении у больного с язвенной болезни желудка внезапно возникла резкая слабость, головокружение, рвота “кофейной гущей”.
Объективно: кожные покровы бледные, влажные, дыхание везикулярное, тоны сердца ритмичные, пульс – 120 ударов в минуту, малого наполнения и напряжения, АД - 90/60 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте применение пузыря со льдом.
Эталон ответа
Желудочное кровотечение.
Информация, позволяющая медсестре распознать неотложное состояние:
рвота “кофейной гущей”;
резкая слабость;
кожные покровы бледные, влажные;
снижение АД;
тахикардия;
обострение язвенной болезни желудка в анамнезе.
2. Алгоритм действий медсестры:
вызвать дежурного врача-терапевта и врача-хирурга для оказания экстренной помощи (вызов возможен с помощью третьего лица);
пациента уложить на спину, повернув голову набок, для предупреждения аспирации рвотных масс;
на эпигастральную область положить пузырь со льдом для уменьшения интенсивности кровотечения;
запретить пациенту двигаться, разговаривать, принимать что-либо внутрь для предупреждения увеличения интенсивности кровотечения;
наблюдать за пациентом, периодически определять пульс и АД до прихода врача с целью контроля состояния;
приготовить кровоостанавливающие средства:
5% раствор e-аминокапроновой кислоты, 10 мл 10%р-ра кальция хлорида, дицинон 12,5%, викасол 1%.
Задача №7
В терапевтическом отделении пациент 42 лет предъявляет жалобы на внезапный приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД - 38 в минуту. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте технику использования карманного дозированного ингалятора.
Эталон ответа
1. У пациента приступ бронхиальной астмы.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
характерное положение ортопноэ;
экспираторная одышка;
учащенное дыхание;
сухие свистящие хрипы.
2. Алгоритм действий медсестры:
· вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
· расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха;
· при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора обеспечить прием препарата (1-2 доз) сальбутамола, беротека, новодрина, бекотида, бекломета и др., для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов (с учётом предыдущих приёмов, но не более 3-4 раз в сутки);
· приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи бронходилятаторы: 2,4% р-р эуфиллина, 0,1% р-р адреналина, преднизолон, гидрокортизон, изотонический раствор хлорида натрия;
· выполнить назначения врача.
Задача №8
К мед. сестре мед. пункта завода обратился мужчина. У него после физ. нагрузки появились резкие боли в поясничной области справа с иррадиацией в паховую область, половые органы, мочеиспускание участилось, стало болезненным, малыми порциями. В анамнезе мочекаменная болезнь.Объективно: состояние средней степени тяжести,кожные покровы влажные, положительный симптом Пастернацкого справа, температура 36,3С, пульс 100 уд/мин, ритмичный. АД 130/85 мм.рт.мт.
1. В результате физической нагрузки у больного развился приступ почечной колики.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
резкие боли в поясничной области с иррадиацией в паховую область;
частое болезненное мочеиспускание;
беспокойное поведение;
симптом Пастернацкого резко положительный справа.
2. Алгоритм действий медсестры:
вызвать бригаду скорой помощи с целью оказания неотложной помощи (с помощью третьего лица);
применить теплую грелку на поясницу, уменьшающую болевой синдром;
использовать приемы словесного внушения и отвлечения;
контроль пульса, ЧДД, АД;
наблюдать за пациентом до прибытия врача с целью контроля общего состояния.
Задача№ 9
В процедурном кабинете во время внутримышечного введения пенициллина, пациент пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. АД 80/40 мм рт. ст., пульс - 120 ударов в минуту, слабого наполнения и напряжения.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Собрать систему для внутривенного введения 0,9% р-ра хлорида натрия 400мл.
Эталон ответа
1. У пациента в ответ на введение пенициллина развился анафилактический шок.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
беспокойство,
слабость,
чувство стеснения в груди,
тошнота,
снижение АД,
тахикардия.
2. Алгоритм действий медсестры:
прекратить введение пенициллина, предварительно потянув поршень на себя, с целью уменьшения введённой дозы;
срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
уложить пациента с приподнятыми ногами с целью притока крови к головному мозгу;
расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;
положить на место инъекции пузырь со льдом, обколоть место инъекции 0,1% р-ром адреналина в разведении физиологическим раствором 1:10 с целью снижения скорости всасывания аллергена;
осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);
выполнить назначения врача.
Задача №10 смотри задачу №1
Задача №11
К пациенту, находящемуся на стационарном лечении по поводу ИБС, ночью была вызвана медсестра. Пациента беспокоили боли в области сердца сжимающего характера и отдающие в левую руку, чувство стеснения в груди.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медсестры.
3. Продемонстрируйте технику постановки горчичников.
Эталон ответа
1. У пациента, страдающего ИБС, возник приступ стенокардии
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
· боль сжимающего характера с иррадиацией в левую руку,
· чувство стеснения в груди.
2. Алгоритм действий медсестры:
· вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
· усадить, успокоить пациента, с целью снятия нервного напряжения для создания комфорта;
· расстегнуть стесняющую одежду;
· дать таблетку нитроглицерина под язык с целью уменьшения потребности миокарда в кислороде за счет периферической вазодилятации под контролем АД;
· дать таблетку аспирина 0,25 с целью уменьшения агрегации тромбоцитов;
· обеспечить доступ свежего воздуха для улучшения оксигенации;
· поставить горчичники на область сердца с отвлекающей целью;
· обеспечить контроль за состоянием пациента в динамике (АД, пульс, ЧДД);
· выполнить назначения врача.
Задача №12
В здравпункт обратилась женщина 50 лет с жалобами на возникшие резкие боли в правом подреберье, иррадиирующие в правые лопатку и ключицу. Накануне пациентка употребляла жирную пищу. В анамнезе ЖКБ.
Задания
1. Определите и обоснуйте вид неотложной помощи
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
Эталон ответа
1. Желчная колика.
Информация, позволяющая медсестре распознать неотложное состояние:
сильная боль в правом подреберье, иррадиирующая в правое плечо;
возможно была рвота желчью и горечь во рту?;
появление данных жалоб после употребления жирной жареной пищи;
может быть живот мягкий, резко болезненный в правом подреберье?
2. Алгоритм действий медсестры:
вызвать врача для оказания квалифицированной помощи;
пациентку уложить набок или на спину;
оказать помощь при рвоте;
психологическая поддержка пациентки;
наблюдать за состоянием пациентки в динамике до прихода врача;
приготовить препараты для купирования желчной колики:
баралгин;
платифиллин;
но-шпу;
Задача№13
После сдачи экзамена студенты ехали стоя в переполненном автобусе. Вдруг одному стало плохо. Он побледнел и упал.
Объективно: сознание отсутствует, кожные покровы бледные, конечности холодные, зрачки узкие, на свет не реагируют, пульс нитевидный.
Задания
Вы мед. сестра(брат) находитесь рядом
1. Определите и обоснуйте вид неотложной помощи
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
Эталон ответа
1. Обморок.
Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние:
внезапная потеря сознания;
зрачки узкие, на свет не реагируют,
конечности холодные,
пульс нитевидный.
бледные кожные покровы.
2. Алгоритм действий медсестры:
вызвать врача с целью оказания квалифицированной помощи;
уложить с приподнятыми ногами с целью улучшения притока крови к головному мозгу;
обеспечить доступ свежего воздуха с целью уменьшения гипоксии мозга;
обеспечить воздействие паров нашатырного спирта (рефлекторное действие на кору головного мозга);
обеспечить контроль ЧДД, пульса, АД;
по назначению врача ввести кордиамин, кофеин с целью улучшения гемодинамики и возбуждения коры головного мозга.
Задача №14
В приемное отделение оставлена пациентка 32 лет в бессознательном состоянии.
Объективно: состояние тяжелое, сознание отсутствует, дыхание шумное, редкое, глубокое. Мышечный тонус и тонус глазных яблок снижены, сухость кожных покровов, слизистых оболочек и языка, в выдыхаемом воздухе запах ацетона. Пульс - 90 в минуту, АД - 90/60 мм рт. ст. У пациентки обнаружена карточка больного сахарным диабетом.
Задание
1. Определите и обоснуйте вид неотложной помощи
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
Эталон ответа
1. У пациента с сахарным диабетом развилась кетоацидотическая кома.
Информация, позволяющая медсестры заподозрить неотложное состояние:
карточка больного сахарным диабетом.
кожные покровы сухие;
мышечный тонус снижен;
тахикардия, гипотония;
запах ацетона в выдыхаемом воздухе.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
· срочно вызвать врача с целью окончательной постановки диагноза и назначения лечения;
· срочно вызвать лаборанта для определения уровня глюкозы в крови;
· уложить пациента на бок, предупредив возможное западение языка и асфиксию рвотными массами;
· приготовить и ввести по назначению врача изотонический раствор хлорида натрия, инсулин с целью уменьшения ацидоза и глюкозы в крови;
· контроль пульса, ЧДД, температуры тела;
· обеспечить уход за кожей и слизистыми путем обработки их антисептическими растворами во избежание присоединения вторичной инфекции;
· транспортировка пациента в реанимационное отделение для дальнейшего лечения и корректировки уровня сахара в крови.
Задача №6
Постовую мед. сестру вызвали в палату. Со слов окружающих больной резко встал, почувствовал слабость, головокружение, потемнение в глазах. 5 дней назад был госпитализирован по поводу ЯБЖ, осложнившееся кровотечением. Объективно: сознание сохранено, кожные покровы бледные, холодный пот. Пульс 96 уд/мин., слабого наполнения. АД 80/40 мм.рт.ст., дыхание затрудненно. ЧДД 24 в минуту.
Задание
1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм неотложной доврачебной помощи с аргументацией каждого этапа.
Эталон ответа
Желудочное кровотечение.
Информация, позволяющая медсестре распознать неотложное состояние:
· резкая слабость;
· кожные покровы бледные, влажные;
· снижение АД;
· тахикардия;
· обострение язвенной болезни желудка в анамнезе.
2. Алгоритм действий медсестры:
вызвать дежурного врача-терапевта и врача-хирурга для оказания экстренной помощи (вызов возможен с помощью третьего лица);
на эпигастральную область положить пузырь со льдом для уменьшения интенсивности кровотечения;
запретить пациенту двигаться, разговаривать, принимать что-либо внутрь для предупреждения увеличения интенсивности кровотечения;
наблюдать за пациентом, периодически определять пульс и АД до прихода врача с целью контроля состояния;
приготовить кровоостанавливающие средства:
5% раствор e-аминокапроновой кислоты, 10 мл 10%р-ра кальция хлорида, дицинон 12,5%, викасол 1%.
Задача №15
В мед.пункт обратился мужчина 62 лет, у которого после нервного перенапряжения час назад возник приступ жгучей боли за грудиной, которая не купируется нитроглицерином.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тоны сердца приглушены, пульс 60 уд/мин, АД 160/100 мм.рт.ст., ЧДД 22 в мин.
Задание
1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм неотложной доврачебной помощи с аргументацией каждого этапа.
Эталон ответа
Гипертонический криз
Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние:
· ухудшение состояния в связи со стрессом;
· неэффективность нитроглицерин;
· повышение АД.
2. Алгоритм действий медсестры:
· вызов врача с целью оказания квалифицированной помощи;
· обеспечить физический и психический покой, исключение звуковых и световых раздражителей;
· обеспечить доступ свежего воздуха или оксигенотерапию с целью уменьшения гипоксии;
· придать положение с приподнятым изголовьем с целью оттока крови на периферию;
· обеспечить прием таблетки одного из препаратов (коринфар, каптоприл, клофелин) под язык;
· поставить горчичники на икроножные мышцы с целью расширения периферических сосудов;
· поставить на лоб холодный компресс с целью предотвращения отёка головного мозга;
· по назначению врача ввести лекарственные препараты: каптоприл, анаприлин, лазикс с целью снижения АД;
· наблюдать за внешним видом, пульсом, АД с целью контроля состояния.
Задача №16
Пациент, 38 лет с диагнозом ЯБ ЛДПК, находится на лечении в гастроэнтерологическом отделении. Пациент пожаловался мед.сестре на слабость, головокружение.
Объективно: бледный, пульс 96 уд. в минуту, слабого наполнения, АД 100/60 (рабочее 120/80), ЧДД 20 в минуту. Из дополнительного расспроса выявлено, что был черный жидкий стул.
Эталон ответа
Желудочно-кишечное кровотечение.
Информация, позволяющая медсестре распознать неотложное состояние:
· слабость;
· кожные покровы бледные;
· снижение АД;
· тахикардия;
2. Алгоритм действий медсестры:
вызвать дежурного врача-терапевта и врача-хирурга для оказания экстренной помощи (вызов возможен с помощью третьего лица);
на живот (эпигастральную, мезогастральную область) положить пузырь со льдом для уменьшения интенсивности кровотечения;
запретить пациенту двигаться, разговаривать, принимать что-либо внутрь для предупреждения увеличения интенсивности кровотечения;
наблюдать за пациентом, периодически определять пульс и АД до прихода врача с целью контроля состояния;
приготовить кровоостанавливающие средства:
5% раствор e-аминокапроновой кислоты, 10 мл 10%р-ра кальция хлорида, дицинон 12,5%, викасол 1%.
Задача №17
Пациентка, 24 года, диагноз Острый лейкоз лечится в гематологическом отделении. Обратилась к мед.сестре с жалобами на носовое кровотечение.
Объективно: пациентка возбуждена, лицо бледное, из левого носового хода струйка крови темно-красного цвета, ЧСС – 80 в минуту, АД 120/80 мм.рт.ст., ЧДД 20 в минуту.
О каком осложнении идет речь? Окажите неотложную помощь?
Эталон ответа
Геморрагический синдром
Алгоритм действий медсестры:
вызвать дежурного врача-терапевта и врача-хирурга для оказания экстренной помощи (вызов возможен с помощью третьего лица);
Надеть резиновые перчатки
Усадить пациента, слегка наклонив его голову вперед
Дать пациенту лоток для сбора крови
Успокоить пациента и предупредить, чтобы кровь, поступающую в рот, он выплевывал в лоток — это дает возможность судить об обильности кровотечения
Примечание. При невозможности усадить пациента, его укладывают на бок или на живот, что предупреждает попадание крови в желудок и затекание крови в органы дыхания. Лоток поставить на клеенку у лица пациента.