Прозрения, пророчества, чудеса.




 

ОТ АВТОРА

 

Божьи знаки

 

Моя работа над исследованием жизни Григория Ефимовича Распутина началась с 1996 года, после того как историк Олег Платонов, ныне президент академии Русской цивилизации, опубликовал документальную книгу «Жизнь и смерть Григория Распутина». Она совершенно перевернула мои взгляды на Распутиноведение. Тогда я был просто поражен тем, насколько был оклеветан Друг Царской Семьи. И не смог не внести свою малую лепту в очищение его светлого имени от клеветнической грязи. Потому и написал свое первое исследование о Григории Ефимовиче, названное мной «Оклеветанный старец».

Однако прежде чем приступить к работе, я испросил благословения у своего духовного наставника, приснопамятного старца архимандрита Авеля (Македонова). Тогда он мне сказал следующее:

- О Распутине я знаю мало. И то больше плохого, чем хорошего. Поэтому благословения дать не могу. Но вот что посоветую... Съезди во Владимирскую область, в село Великодворье, на могилку протоиерея Петра Чельцова. Он был монархистом. А главное - прозорливым, духоносным старцем. Молитвами чудеса творил. Помолись на его могилке, попроси вразумления. Думаю, что через него Господь поможет тебе.

 

Я поехал по указанному адресу, нашёл могилку отца Петра, ныне прославленного в лике святых Новомучеников и исповедников Российских. Она находилась на кладбище около Пятницкого храма. Помолился я на могилке и решил заказать по отцу Петру панихиду. Нашёл настоятеля храма, приснопамятного протоиерея Анатолия Яковина. Он поинтересовался причиной моего приезда. Я рассказал. Видели бы вы, как просветлело лицо батюшки Анатолия! «А я ждал, давно ждал, чтобы кто-то взялся за написание доброй книги о старце Григории», - взволнованно сказал он.

 

Его слова стали для меня Божьим знаком. Протоиерей Анатолий Яковин - удивительная личность в истории возникновения монархизма в советской России, в СССР. Будучи настоятелем Пятницкого храма, он собрал при нём почитателей Царя-Мученика Николая Второго, имя которого в то время было так же запачкано клеветой, как и имя его Друга Григория Распутина. О прославлении Царя тогда никто даже и не мыслил, настолько негативное мнение сложилось о нём в народе благодаря советской пропаганде. Так вот, отец Анатолий говорил своим духовным чадам, что придет время и Царя Николая Второго прославят в лике святых. Не могу сказать точно, но при всём уважении к батюшке вряд ли кто верил его словам. Мне так же не верилось в прославление Царя. Однако отношение к нему под влиянием книги Олега Платонова у меня сложилось чрезвычайно почтительное.

 

По прибытии в Рязань, я рассказал о своей поездке архимандриту Авелю. Он посоветовал мне и дальше по возможности приезжать молиться у могилки отца Петра Чельцова.

- А ещё, Игорёк, - сказал отец Авель, - поезди-ка ты по монастырям. В Задонск съезди, в Дивеево, в Санаксары. Помолись святым Божьим угодникам: батюшке Серафиму, святителю Тихону, припади к их мощам, попроси помощи.

 

Я стал выполнять это послушание. Приехал в Задонск, в Свято-Тихоновский монастырь. Пожил там. Молился, причащался. А как-то после вечерней службы пред иконой святителя Тихона упал на колени и стал просить его вразумления. Когда же встал, то увидел, что рядом со мной молится монах. Я хотел было уходить, но он вдруг тихо спросил:

- Ты о Григории Распутине сейчас упомянул?

- Да, отче, о нём.

- А почему?

- Книжку о нём хочу написать.

- А за кого ты почитаешь Распутина?

- За старца, отче... За оклеветанного старца.

- Что ж... Тогда, давай ещё раз вместе помолимся, чтобы Господь помог тебе.

Это был второй Божий знак... Долго и усердно мы молились с монахом, стоя на коленях пред иконой святителя Тихона. Из монастыря я уехал укреплённый и просветлённый. Но... по приезде на место проживания, в Рязань, работать над книгой так и не сподобился. То одно, то другое...

 

А совесть моя, по выражению старца Григория, «молоточком постукивает», покоя не даёт. Тогда я решил съездить в Дивеево, поклониться батюшке Серафиму, попросить дать мне сил и воли для исполнения моего замысла. Приехал, помолился, причастился, пожил. И там от организатора паломничества из Рязани в Дивеево приснопамятного Анатолия Бехтина узнал о пророчестве батюшки Серафима, который говорил, что «Будет царь, который меня прославит... а Господь царя возвеличит». Как известно, прославление преподобного Серафима Саровского произошло по личному указанию Царя Николая II, который на возражения Святейшего Синода лично отдал указание: «Немедленно прославить».

 

Рассказ Бехтина был для меня третьим Божьим знаком. Именно тогда я уверовал в будущее прославление Царя-мученика и полной реабилитации его Друга Григория Распутина.

По приезду в Рязань я рассказал об этом случае архимандриту Авелю.

- Ну что ж, Игорёк, осталось тебе в Санаксарах побывать, - сказал батюшка Авель.

При первом же случае я поехал в Санаксары, в Рождество-Богородичный мужской монастырь. Исповедовался у монастырского духовника, старца Иеронима (Верендякина) которого я видел впервые. Сказал, что хочу написать книгу о Распутине, но никак не нахожу для этого времени. О, как он тогда строго на меня посмотрел!

- Пиши не откладывая! - наказал он. - Пиши, и Господь даст тебе время! Распутин - Божий человек, молитвенник за Царя, страдалец за Россию.

Это было четвёртым Божьим знаком. А сколько их было впоследствии, и не сосчитать. Однако о двух из них я хочу поведать.

Когда по благословению старца, схиигумена Иеронима (Верендякина) была издана моя книжка «Оклеветанный старец», то меня стали постигать большие искушения. Да такие, что жена Ирина всполошилась и решила, что всё из-за того, что я написал эту книгу. И тогда моя благоверная и написала письмо старцу Кириллу (Павлову). Спросила его, как он относится к Григорию Распутину. Архимандрит Кирилл прислал ответ, в котором писал, что относится к нему положительно. Только после этого моя жена успокоилась.

Фрагмент письма архимандрита Кирилла (Павлова) И.И. Евсиной. Троице-Сергиева лавра - Рязань, 2002 г.

 

А сам же я очень хотел узнать мнение старца Николая (Гурьянова). Собирался съездить к нему на остров Залит. Собирался, собирался, да так и прособирался. Почил батюшка Николай. Так я и не встретился с ним. Однако духовная встреча у нас всё-таки была. Один из почитателей старца Николая рассказал мне, что получил из его рук в подарок мою книгу «Оклеветанный старец». Как оказалось, батюшка приобрёл часть тиража этой книжки и дарил паломникам на остров Залит.

 

Итак, три старца - Иероним (Верендякин), Кирилл (Павлов) и Николай (Гурьянов) - почитали Григория Распутина за праведника. Но удивительное дело: из тех, кто почитает этих старцев, немало и тех, кто негативно относится к Распутину. Значит, они не считаются с мнением духоносных старцев? Не верят в прозорливость вышеназванных старцев? Ставят своё мнение выше их мнения?

Получается, что антираспутинцы не верят старцам. Кому же они верят? Иудею Арону Симановичу с отрекшимся от Господа Сергеем Труфановым? Извращенцу Феликсу Юсупову с сатанисткой Жуковской? Предателю монархии Пуришкевичу и иже с ним... имя им легион. Современному лжеисторику Радзинскому? Но почему бы не поверить современному добросовестному исследователю жизни Распутина, доктору исторических наук Александру Боханову? Почему не поверить доктору филологических наук Татьяне Мироновой, которая является специалистом по архивному делу? Не поверить Олегу Платонову, который работал в рассекреченных архивах Комитета государственной безопасности СССР и в практически недоступных зарубежных архивах? А сколько богословов, архиереев и священников, исследуя жизнь Распутина, пришли к мнению о том, что он был оклеветан! Например, митрополит Ташкентский Викентий, архиепископ Амвросий (Щуров), приснопамятные архимандрит Георгий (Тертышников) и пострадавший за веру в советских тюрьмах священник Димитрий Дудко, протоиерей Валентин Асмус, протоиерей Артемий Владимиров, монах Оптиной пустыни, известный духовный писатель Лазарь (Афанасьев) и многие другие священники, монахи и священномонахи.

 

Конечно, существуют и противоположные мнения у некоторых авторитетных священников РПЦ, а главное, мнение приснопамятного Патриарха Алексия II. Однако здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что мнение Святейшего сформировалось в то время, когда, кроме книги Олега Платонова, глубоких исторических исследований жизни Григория Распутина ещё не существовало. И, тем не менее, Комиссия РПЦ по канонизации Царской Семьи, изучая вопрос, не является ли Григорий Ефимович препятствием к её прославлению, была поражена собранными материалами. По воспоминаниям протоиерея Валентина Асмуса, один из членов комиссии на рассмотрении доклада о Григории Ефимовиче произнёс: «Похоже, что мы занимаемся канонизацией Распутина!». Даже председатель комиссии митрополит Ювеналий (Поярков), ознакомившись с материалами, собранными архимандритом Георгием (Тертышниковым), заметил: «Судя по вашим материалам, Распутина надо прославить».

 

И вот что странно: в окончательном, официальном докладе комиссии свидетельства о праведности Григория Распутина каким-то таинственным образом исчезли... И, наоборот, представлены далеко не бесспорные факты, показывающие его с негативной стороны. Конечно же, этот доклад способствовал формированию у Патриарха Алексия II отрицательного мнения о личности Григория Распутина. Вероятно, способствовали этому и какие-то другие факторы.

 

По большому счёту, ответить на вопрос, почему Святейший отрицательно относился к Распутину, не представляется возможным. Ведь он не приводил никаких историко-документальных аргументов в пользу своего мнения. Не опирался и на суждения кого-либо из старцев. Более того, отзываясь об архимандрите Кирилле (Павлове) и протоиерее Николае Гурьянове как о столпах православия, почему-то пошел вразрез с их мнением...

 

Сегодняшний Первосвятитель РПЦ Патриарх Кирилл выразился на тему о спорных исторических личностях вполне адекватно. «Если возникли новые исторические данные, то нужно настаивать на исторической реабилитации этого человека нужно этот процесс организовать, нужно создать комиссию беспристрастных историков, исследователей и постараться действительно воссоздать подлинный облик этого человека», - сказал Святейший в одном из своих телевизионных выступлений.

 

Что ж, в наше время существует фундаментальный научно-исторический труд Сергея Фомина «Григорий Распутин. Расследование». Другого столь строго документального исследования жизни Распутина на сегодняшний день нет. Вот и давайте проведём научную дискуссию об исторической реабилитации Распутина, отталкиваясь от этого труда, в котором проанализированы всевозможные историографические и документальные источники. Но о проведении такой дискуссии пока никто даже и не помышляет. И это при том, что Григория Распутина за Божьего угодника почитает немалая часть православных мирян, священства и монашества. Сегодня всё больше и больше православных христиан начинают осознанно понимать или интуитивно чувствовать то, что Григория Ефимовича необходимо почитать как мученика, всю жизнь претерпевавшего злобную, жестокую клевету и, в конце концов, умученного за Царя и за Россию. Почитать потому, что по молитвам к старцу Григорию свершаются всё новые и новые чудеса и происходят мироточения его изображений.

 

Почему же к этому не проявляется интерес со стороны священноначалия Русской Православной Церкви? Почему в официальных кругах РПЦ нет стремления если не прославить, то хотя бы реабилитировать Григория Распутина? Думается, потому, что на сегодняшний день реабилитация Распутина ошибочно рассматривается как вопрос политический, а не духовный.

 

Историк Олег Жиганков в книге «Чудотворец с посохом в руке» отметил: «У меня нет достаточно оптимизма, чтобы верить, что в ближайшее время отношение к Распутину будет в целом пересмотрено. В этом нет заинтересованности у тех, кто должен был уже давно вынести оправдательный вердикт по делу Распутина и представить его народу. Материалов для оправдательного вердикта более чем достаточно, но оправдание Распутина одновременно становится осуждением всех тех, кто в своё время прилагал все усилия, чтобы оклеветать его. Это будет означать, что самые влиятельные люди русского государства и Церкви волею или неволею работали над разрушением страны - над саморазрушением. Кто же такое захочет признать?»

 

Конечно, можно согласиться с мнением о невозможности церковной реабилитации Распутина, если этой реабилитации придается политический характер. Особенно в наше время, когда нападки на Православную Церковь приобрели поистине сатанинский размах. Однако следует принимать во внимание и то обстоятельство, что вопрос о Распутине имеет и духовный смысл...

 

Думается, что при всей политичности дискуссий о Распутине, вопрос о нём надо рассматривать именно как духовный вопрос. Вопрос, касающийся нашей общецерковной жизни. Как сказал старец Николай Гурьянов: «Очищение памяти старца от клеветы необходимо для духовной жизни всей Русской Православной Церкви».

 

Почему так? В первую очередь потому, что полнотой нашей Церкви была официально канонизирована Царская Семья. А вопрос о Распутине есть вопрос веры в святость Царственных Мучеников. В самом деле — как можно прославлять Царственных мучеников и не верить в праведность Распутина? Ведь если считать, что самым близким Другом Царя Николая Второго, Царицы Александры и их детей был хлыст, развратник и пьяница, то… Как там в пословице говорится? «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты…» Значит, те, кто негативно относится к Распутину, должны негативно относиться к Царской Семье.

 

Думается, что невозможно глубоко и осознанно почитать святых Царственных мучеников и не почитать Распутина. Царь Николай Второй и Царица Александра приблизили его к себе как особо духовного праведника, как Богоносного старца. Как же можно не доверять их мнению?! Ведь по своему положению они знали о Распутине практически всё, а когда в чём-то сомневались, то производили негласные проверки негативных фактов. Однако ни одна из многочисленных проверок не изменила их мнение о праведности Григория Ефимовича. Опять же спросим: как можно почитать Царя и Царицу и в то же время не доверять их мнению? Или же, следуя логике антираспутинцев, они были настолько недалёкими людьми, что их было легко обмануть? Но ведь это уже прямое оскорбление памяти Царственных Мучеников, оскорбление высоты их Царского и Христианского служения!

 

Мало того, следуя логике антираспутинцев, должно признать, что Царственные мученики находились в глубоком духовном помрачении, принимая исцеления Царевича Алексия от колдуна. Ведь никакой другой силой, кроме как бесовской, исцелять хлыст, пьяница и развратник не может. Но тогда представляется весьма сомнительной канонизация Царской Семьи. Потому что в 72-м правиле святителя Василия Великого говорится: «Предавший себя волхователям или неким подобным, да будет под епитимьёю столько же времени, сколько убийца». Согласно этому правилу на прибегающих к колдунам, волхвователям, чародеям и им ПОДОБНЫМ Православная Церковь предписывает налагать двадцатилетнюю епитимью.

 

Вот ведь какое дело! Получается, что обвинители Распутина невольно возводят хулу на Царскую Семью, приписывая ей тяжкий грех обращения к колдуну или ему ПОДОБНОМУ. Поэтому вопрос о Распутине есть вопрос веры в святость Царской Семьи. Если мы верим в святость Царя Николая Второго, Царицы Александры и их детей, то должны верить и в праведность самого близкого им человека — Григория Распутина.

 

А иначе, как выразился историк Юрий Рассулин: «Если мы считаем Григория Распутина негодяем, то неизбежен вывод: Царь и Царица — преступники, т.к. проявили преступную слепоту, недопустимую для их положения, приблизили к себе человека, руководимого дьяволом, что обернулось тяжелейшей трагедией для вверенного им Богом народа и гибелью православной державы Российской. Именно такую трактовку исторических событий до сих пор пытаются навязать нам силы, погубившие и русского Царя, и русское самодержавие. Что может быть страшнее этого обвинения? Если Распутин негодяй, с неизбежностью следует признать, что все, кто предал Государя, вовсе не предатели, а радетели о благе Отечества, спасатели. Их протест против неудовлетворительного, более того, преступного, с их точки зрения, царствования последнего Императора правомерен и справедлив, а понесённые ими притеснения со стороны верховной Царской власти возводят их в ранг гонимых во имя народного блага. Всё переворачивается с ног на голову, возникает полная бессмыслица в трактовке событий царствования Николая II и исчезает основание для причисления Царя и Царицы к лику святых».

 

Вопрос об отношении к Распутину имеет принципиальное значение для оценки самодержавного правления Царя Николая Второго и для оценки монархии в целом как Богом установленной власти. И не очистив светлое имя Григория Распутина от грязи и клеветы, мы не сможем реабилитировать саму монархию, а тем более осознанно почитать Царственных мучеников. Ведь, в самом деле — как можно сочетать образ похабного развратника и пьяницы с образом прекрасных, целомудренных, чистых в помыслах Царственных дочерей и Наследника престола? Ведь они его неподдельно любили как человека и почитали за праведника, носили на груди иконки с его изображением и погибли с этими иконками от пуль безбожников.

Подумайте, как это символично — вместе с Царской семьёй в Ипатьевском доме расстреливали и образ праведного старца — пророка Григория! А сегодня расстрельной клеветой на него расстреливают образ Царственных мучеников и образ всей самодержавной православной России! Скажем прямо: клевета на Распутина — это специально созданное препятствие (хотя далеко не единственное) на пути понимания наших исторических, национальных и духовных ценностей. И это препятствие создано для того, чтобы помешать нам возвратиться к этим ценностям. Мало того, клевета на Распутина, возведённая оголтелыми деятелями либерально-революционного движения в царской России, продолжает жить и процветать, поскольку и в наше время живут и процветают прямые наследники либеральных революционеров-богоборцев, противников православного русского Царства.

 

И потому всё продолжаются и продолжаются злобные нападки на Царя-мученика, на Царицу-Мученицу, на старца Григория и на русскую монархию. Вот, например, что пишет известный и весьма популярный либеральный «писатель» Виктор Ерофеев о святой Императрице Александре Фёдоровне: «Это она, женский дьявол, наслала на Россию Распутина».

 

Или другой пример: «В чём заключался смысл появления Распутина в Царском дворце? Каждый колдун рано или поздно должен передать гнездящегося в нём беса своему преемнику… Г.Е. Распутин должен был инициировать Наследника престола в колдуны. После чего, утратив свою колдовскую силу, мог удалиться из дворца, а ещё вернее, так или иначе, был бы умерщвлён. Царевич же Алексей окончательно излечился бы от гемофилии. Об этом позаботился бы живущий в нём бес, а на престоле впервые в Российской истории оказался бы колдун и тёмный чудотворец. Дальнейшие исторические коллизии, ожидавшие в этом случае Россию, предоставлю домыслить читателю самостоятельно. Итак, становится очевидным, что Россия неизбежно была обречена на ужасающие бедствия в XX веке, независимо от того, победила бы безбожная революция или нет. И даже если бы династия Романовых устояла, её ожидали бы годы правления монарха-колдуна».

 

Можно только диву даваться такой сатанинской ненависти к сибирскому старцу. Но откуда же берется такая ненависть? А всё дело в том, что Григорий Распутин был носителем монархической русской идеи, был символом православного русского народа, определяющего своё бытие как жизнь за Веру, Царя и Отечество. За это он и был убит врагами русского самодержавия. За это он был ненавидим пришедшими к власти интернационалистами-большевиками, душившими все проявления русского духа, за это его втаптывают в грязь нынешние либералы-русофобы. Распутин ненавидим ими за то, что является символом верности священной триаде «Православие, самодержавие, народность», которая концетрированно выражала русскую национальную идею. Сегодня, пусть крайне медленно, но идёт возвращение нашего народа к этой идее, и враги России опасаются, что с реабилитацией Распутина начнётся серьёзное осмысление священной триады и воплощения её в русской народной жизни.

 

Оттого и злобствуют русофобы, оттого и клевещут на православие (в лице священников-черносотенцев в Царской России), на самодержавие (в лице Царя-мученика) и на народность (в лице Рапутина). Таким образом, вопрос о Григории Распутине напрямую связан с вопросом русской идеи, одним из символов которой он был.

 

Вот почему протоиерей Николай Гурьянов оставил нам духовный завет: «Надо скорее очистить Григория и всё наше русское от неправды…»

Клевета на Распутина — это специально созданное препятствие на пути понимания наших национальных, а главное, духовных ценностей. Именно об особой духовной значимости для России Григория Распутина говорила в своё время и святая Царица-мученица Александра: «Страдает Россия… Все должны страдать за всё, что сделали… России не будет благословения… если позволить продолжаться преследованиям Божьего человека».

С поразительной точностью об этом же говорил и наш современник, старец Николай Гурьянов: «Епитимью несёт бедная Россия… Надо обязательно очистить память старца Григория от клеветы».

 

Но почему же она несёт епитимью? Не потому ли, что позволила очернить и убить пророка? Документальных свидетельств о пророчествах старца Григория, мученика за Царя и за Россию как в современных научно-исторических трудах, так и в этой апологетической книге предостаточно. А как утверждает Священное Писание: «Поднявшие руку на пророка осуждены будут» (Ам. 10.12.38). И Христос с горькой печалью говорил: «Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте… да придёт на вас вся кровь праведная… Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. 23:33-39).

 

Ах, как это применимо к нам! Россия, Россия, избившая пророка… Люди русские, не собравшиеся, как птенцы под крылья Христа — се оставлен вам дом ваш пуст. Пуст сегодня наш дом — Россия. Пуст и заброшен. А опустение его началось сразу после убиения и сожжения пророка Григория Распутина, а потом и Божиего Помазанника Царя Николая Второго. Пожар полыхнул по всей России. Началось с кровавого революционного террора, братоубийственной Гражданской войны, а продолжилось жестокими репрессиями, гонениями на Церковь и, в конце концов, пожаром Второй мировой войны. О чём и пророчествовал старец Григорий: «Сожгут они меня, безбожники. Чую сожгут, мёртвого сожгут. Они не знают: Распутина убьют, Рассеи конец. Не попусти безумным торжествовать. Они не меня будут жечь, они Рассею, будут жечь. Огонь по всей Рассеи пройдёт… Убьют меня, а месяца так через пяток и полыхнёт».

 

Отметим, что большевиками были расстреляны почти все архиереи, причастные к очернению Божьего человека Григория: митрополит Владимир, архиепископ Никон, епископ Гермоген, епископ Андроник и другие… Были расстреляны министр внутренних дел Хвостов и его заместитель Белецкий, ликовавшие по поводу убийства Распутина. После них расстреляли князя Андроникова и министра внутренних дел Протопопова, презиравших Распутина…

 

Много можно рассуждать на эту тему, но здесь хочется отметить только два особых факта Божьего возмездия за убиение Божьего Помазанника, Царя русского и пророка Григория, который пророчествовал об участи города, в котором началась революционная смута: «Окружат Петербург, голодом морить будут! Господи, сколько людей умрет… А хлеба-то, хлеба — на ладошке не разглядишь! Вот и смерть в городе…»

 

Итак, 1941 год. Блокадный Ленинград. Бывшая столица Российской империи. Империи, разрушение которой началось в конце февраля 1917 года с народных демонстраций, с требований: «Хлеба!» С демонстраций, которые устроили недовольные даже не отсутствием, а всего лишь перебоями с чёрным (белый был!) хлебом. И вот участники и свидетели этих демонстраций, с которых началась революция, свергнувшая Царя, стали блокадниками. Получают хлеб. Паёк в 125 граммов. Едят собак, кошек, крыс и мышей. Едят жмых, клей, олифу. Едят кожу от ремней, сумок, портфелей. Совершенно отчаявшиеся, одичавшие и обезумевшие от голода, они убивали и ели людей. Были такие, что ели даже мертвечину. Но ничего не спасло сотни тысяч людей, которые умерли от страшного голода. Хоронили, а вернее, сбрасывали их в огромные рвы на Пискарёвке, на том самом месте, где в марте 1917 года сжигали умученного пророка Григория. Более полумиллиона блокадников погребено на Пискарёвском кладбище. Братские могилы растянулись аж на 20 километров! Так исполнилось страшное пророчество старца: «Господи, сколько людей умрет…»

 

Двадцать километров могил… Здесь, по замечанию историка Сергея Фомина, «исчезли жители столицы некогда великой Российской Империи, пожелавшие жить как все, по своей много мятежной воле, но отданные Богом в рабство подлинное — «во измождение плоти», но не забудем при этом: «ДА ДУХ СПАСЕТСЯ» (1 Кор. 5, 5).

 

Сегодня нам остаётся верить, что кровь новомучеников и исповедников Российских искупила грех убиения пророка Григория Распутина. Верить и каяться за грехи наших предков. И уж ни в коем случае не бросать в этого пророка камни клеветы, вторично побивая его. Иначе, как бы не случилось так, что нас, как и наших предков, может постигнуть жестокое, но справедливое Божие возмездие.

 

«И всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не судите. Ибо всякий грех простится, а этот не простится» (Дидах. 11.7). Да и кто мы такие, чтобы судить Распутина, прочитав те ли иные материалы со свидетельствами его греховности?

 

Совершенно справедливо заметил известный современный богослов Ф.Н. Козырев: «Если уж судить человека по обычным нравственным меркам, то почему бы не обратить внимание на то, что Распутин за всю свою жизнь никого не преследовал, не злословил, не обижал, не угнетал? Есть хорошее и простое правило: чтобы понять, что собой представляет человек, надо посмотреть, как чувствуют себя люди, зависящие от него. Григория Ефимовича обвиняли в самых страшных грехах, но для вынесения ему обвинения катастрофически не хватает одной детали, а именно — пострадавших. Даже после его смерти не нашлось человека, который свидетельствовал бы открыто против него. Все же, кто знали его близко, любили его: жена, и дочери, и царские дети».

 

Отрицать это невозможно. И пострадавших от «злого гения» нет. Даже когда Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства официально обратилась к «пострадавшим» женщинам с просьбой подать заявление о совращении их Распутиным, в комиссию не поступило ни одного обращения. Все рассказы о том, что Распутин был блудник, оказались фикцией. Такой же фикцией оказались и россказни о его беспробудном пьянстве. Примеров злых дел Григория Ефимовича не находится. И, наоборот, предостаточно примеров того, что он делал людям добро — благотворил, утешал, раздавал деньги нуждающимся, заступался за неправедно гонимых, научал жить в православной вере, исцелял силой своих молитв пред Господом.

 

И в книге, которую вы держите, приводится много таких фактов. Они свидетельствуют о том, что Григорий Распутин жил во Христе и, что его духовные дары — прозрения, пророчества и чудеса — результат действия Божией благодати. А разве может обитать Божия благодать в грязном, порочном человеке, обитать там же, где обитает нечистый дух? Некоторые православные богословы считают, что, если так думать, — это значит возводить хулу на Духа Святого…

 

ГЛАВА 1.

Иди, странствуй…

 

Святой праведный Симеон Верхотурский явился Распутину во сне и сказал: «Григорий, иди, странствуй и спасай людей».

 

Григорий Ефимович Распутин родился в уральском селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии 9 января 1869 г. На следующий день, в память святителя Григория Нисского, младенца крестили с именем Григорий, что значит «бодрствующий». У его родителей, Ефима Яковлевича и Анны Васильевны уже рождалось четверо детей, но все они умирали в раннем возрасте. Таким образом, Гриша Распутин рос единственным ребёнком в семье. Был он слабого здоровья. Играм со сверстниками, предпочитал уединение, а оно, в свою очередь настраивало его на молитву. Мама Гриши, напуганная его замкнутостью, отрешённостью, пыталась подтолкнуть сына к сверстникам. Но он говорил одно и то же: «Не надо мне никаких друзей. У меня есть Бог» (1).

 

Кроме Господа Гриша очень любил Его Матерь, Пресвятую Богородицу и часто призывал её в своих детских молитвах. Однажды он тяжело заболел, был при смерти. И вот, во время тяжёлой горячки Гриша увидел подле своей постели высокую, красивую Жену в тёмном монашеском облачении, тихо успокаивающую его и обещавшую скорое исцеление. И он внезапно стал здоровым.

 

Как писала дочь Распутина Матрёна: «Все домашние впоследствии не сомневались, что Матерь Божия исцелила его – так велика была молитвенная любовь Григория к Царице Небесной» (2).

 

Уже с четырнадцати лет Григорий стал глубоко постигать Евангелие. Не умея читать, наизусть запоминал евангельские тексты, которые слышал на церковных службах. Впоследствии он вспоминал, что слова Священного Писания производили на него неизгладимое впечатление. Однажды, услышав, что «Царствие Божие внутрь вас есть» отрок Григорий бросился в лес потому, что настолько глубоко осознал эти слова, что с ним стало твориться нечто необъяснимое. Распутин говорил впоследствии, что именно тогда, в лесу, на молитве он почувствовал Бога. «Как только он понял это, покой снизошёл на него. Он увидел свет… Он молился в эту минуту с таким пылом, как никогда в жизни» (3).

 

С этих пор у Григория проявился дар прозорливости. «Он мог сидеть около печки и вдруг заявить: «Идёт незнакомый человек». И действительно незнакомец стучал в дверь в поисках работы или куска хлеба… Гостя сажали за стол рядом с собой… Почти каждый вечер в их доме ужин делили с чужими» (4). В юности Григорий подвергался наветам со стороны. Господь как бы приуготовлял его к смирению и терпению, к тому, чтобы он мог достойно переносить ложь и клевету, которые обрушатся на него в будущем.

 

«Много скорбей было мне, – вспоминал Распутин, – где бы какая сделалась ошибка, будто как я, а я вовсе ни при чем. В артелях переносил разные насмешки. Пахал усердно и мало спал, а все-таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди спасаются» (5).

 

Эти помышления были отмечены Пресвятой Богородицей. Дочь Распутина, Матрёна, писала: «Однажды отец пахал и вдруг почувствовал, что всегда присутствующий в нём свет разрастается. Он упал на колени. Перед ним было видение: образ Казанской Божией Матери. Только когда видение исчезло, отца пронзила боль. Оказалось, колени его упираются в острые камни, и кровь от порезов текла прямо на землю» (6).

С тех пор он стал посещать близлежащие монастыри. Изменил образ жизни. Перестал есть мясо, оставил привычку курить и пить вино, стал усердно молиться. «В хлеву у себя выкопал пещеру и молился там две недели. Через некоторое время пошёл опять странствовать. Повелел ему это святой Симеон Верхотурский. Он явился ему во сне и сказал: «Григорий, иди, странствуй и спасай людей» (7).

 

И Распутин пошёл странником на богомолье за 500 вёрст в сибирское поселение Верхотурье, чтобы поклониться явившемуся ему праведному Симеону, мощи которого почивали в Верхотурском Николаевском монастыре.

 

В этом монастыре он застал духоносных старцев – монаха Адриана, основателя Кыртомского монастыря и схимонаха Илию, которые проводили там последние годы своей подвижнической жизни. Но особенное влияние оказал на Распутина старец Макарий Верхотурский, который стал для него духовным наставником. Жил этот старец в лесу, в Октайском скиту. Вначале нёс послушание в хозяйстве Верхотурского монастыря, был пастухом. И не оставлял молитвы ко Господу. Современники так описывали его молитвенное дерзновение: «Когда рано утром он молится с воздетыми руками, то всё стадо коров замирает, внимая его молитве. Затем он осеняет его крестом, и животные самостоятельно отправляются на пастбище в лес. Целый день они пасутся в лесу, а вечером возвращаются в скит, целы и невредимы» (8).

 

Старец Макарий Верхотурский имел благодатный дар уединённой молитвы, которой научал Григория Распутина. Этот Октайский молитвенник воспитывал в Распутине самоуничижение, терпение скорбей и постоянное молитвенное взывание ко Господу. Григорий всю свою жизнь прибегал к его духовным советам. Старец Макарий был праведником, благословения которого испрашивали в своих телеграммах Царь с Царицей. А в 1909 году состоялась и личная встреча Октайского молитвенника с Царской семьёй, которую через епископа Феофана (Быстрова) устроил Распутин. В дневнике старшей дочери царевны Татьяны говорится: «Я была страшно рада видеть отца Макария, владыку Феофана и Григория» (9).

 

В Верхотурском Николаевском монастыре, близ которого подвизался старец Макарий, Распутин прожил целый год в качестве послушника. Пребывая в посте и молитвах у мощей праведного Симеона Верхотурского, Распутин исцелился от бессонницы, мучавшей его. Праведный Симеон, благословивший Григория на странничество стал его любимым святым и покровителем. Именно его икону он преподнесёт при встрече Царю-мученику Николаю II.

 

Григория не оставляла своим попечением и Божия Матерь. Так во время очередного паломничества «на пути в одном доме он повстречал чудотворную икону Абалакской Божией Матери, которую монахи носили по селениям. Григорий заночевал в той комнате, где была икона. Ночью проснулся, а икона плачет, и он слышит такие слова: «Григорий, я плачу о грехах людских: иди, странствуй, очищай людей от грехов и снимай с них страсти» (10).

 

Распутин, послушник Божией Матери, продолжал странствовать, и, снимая страсти, обрёл даже способность изгонять бесов. Так в одном из монастырей он исцелил монахиню Акилину от этого тяжёлого духовного недуга. «Эта монахиня жила в Октайском монастыре на Урале, недалеко от Екатеринбурга. Крестьянка родом, очень здоровая от природы, она вдруг стала страдать припадками, которые очень усилились и стали периодическими. На глазах у своих испуганных сестёр она то корчилась в судорогах, то впадала в восторженно-бредовое состояние, то испытывала необычайные ощущения; её считали одержимой бесами. Во время такого припадка явился Распутин. Он тогда ходил странником по Уралу. Однажды вечером он попросился ночевать в Октайском монастыре.

 

«Его приняли, как посланца провидения, и немедленно привели к бесноватой, которая билась в припадке. Он остался с ней наедине, и в несколько минут исцелил её властным заклинанием» (11).

 

Григорий Распутин, помня наказ Божией Матери и праведного Симеона Верхотурского обошёл странником много святых мест. Это, помимо Верхотурского монастыря, ближайшие к его родному селу Тюменский и Абалакский монастыри и Седьмиезерская пустынь, а так же отдалённые святыни – Оптина пустынь и Почаевская Лавра. Позднее он ходил на богомолье в Саров, Новый Афон и в Иерусалим, где молился у гроба Господня. Во время паломничеств налагал на себя особые по



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: