ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 10 глава




Воспитатель приглашает детей рассмотреть несколько гравюр и иллюстраций с зимним пейзажем. Спрашивает, что особенного они заметили на этих картинках (картинки одноцветные, нари­сованы штрихами пером или карандашом). Обращает внимание всех на разную композицию зимних пейзажей. Сравнивает рас­положение деревьев на гравюрах (ближе, дальше, группами и т.д.). Помещает на середину двух сдвинутых столов листы бумаги в вер­тикальном положении и выкладывает на поднос силуэтные изоб­ражения деревьев, кустов, зубчатой полоски дальнего леса и т.п.

Предлагает подгруппам детей по че-
тыре-пять человек выложить на лис-
тах зимние пейзажи. Помогает сове-

тами по поводу того, где и как лучше расположить большие и маленькие деревья, дальний лес. Попутно обра­щает внимание детей на разную ин­тенсивность цвета. Так, деревья и кусты, расположенные близко, нари­сованы более сильным нажимом, а отдаленные — не так четко.

Все вместе любуются полученны­
ми пейзажами, отмечают их разли-
Рис. 34 чия в композиции.


Затем каждый ребенок выбирает себе лист бумаги опреде­ленной формы, карандаш или мелок, садится за стол. Педа­гог показывает детям незаконченные изображения ели и со­сны, поясняет, что хвою на этих деверьях следует рисовать разными по характеру и расположению штрихами.

Вывешивает таблицу со штрихами, показывает и объясняет приемы рисования хвои: «Хвою на ели начинаю рисовать наклон­ными штрихами, вот такими (показывает на таблице). Около ство­ла ели штрихи становятся прямыми, затем снова наклоняются к концу противоположной ветки. А хвою сосны изображу горизон­тальными неотрывными штрихами, вот такими (показывает на таблице). Сосна светолюбивое дерево. Ее крона расположена ввер­ху ствола. Нижние ветки отпали, когда им не стало хватать све­та». Далее педагог обращает внимание детей, что и кора сосны нарисована штрихами. Спрашивает, какими, и предлагает пока­зать их на таблице. Подтверждает, что это вертикальные штри­хи, нарисованные неотрывно сверху вниз по стволу. Напомина­ет, что сюжетный рисунок следует начать с изображения линии горизонта, чтобы отделить пространство земли от неба. Затем надо нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, по­том дальние предметы.

— Если вы уже придумали свою композицию рисунка, то начинайте рисовать зимний пейзаж, на котором обязательно изобразите и хвойные деревья.

В процессе рисования педагог интересуется композицией рисунков детей. Можно еще раз показать некоторым детям гра­вюры, чтобы помочь продумать композицию их рисунков. По­ощряет внесение в рисунки интересных дополнений (сороки на тропинке, на дереве следы зверей, снег на деревьях и др.).

В конце занятия воспитатель выставляет на стенд один из рисунков и предлагает детям, у которых другая композиция зимнего пейзажа, по очереди поме­щать их рисунки рядом. Говорит, что интересны те работы, которые отличаются друг от друга. Можно предложить одному из детей срав­нить композицию его рисунка с композицией любого другого. За­тем поискать на рисунках ели и со- сны, хвоя которых заметно отлича­ется характером и расположением штрихов, с помощью которых она изображена.



ЗАНЯТИЕ 3

РИСОВАНИЕ. «ЕЖИХА С ЕЖАТАМИ В ЕЛЬНИКЕ»


Программные задачи.

Учить передавать в рисунке связное содержание — изобра­зить эпизод из жизни ежей через соответствующее замыслу расположение персонажей и соблюдение пропорций между предметами; развивать умение рисовать штрихами хвою мо­лодой елочки — короткими отрывистыми штрихами, иголки ежа — неотрывными штрихами в несколько рядов. Материал.

У воспитателя — сюжетная картина «Ежи» из серии «Ди­кие животные», незаконченные изображения елочки и ежа (без хвои и иголок). У детей небольшие листы рисовальной бумаги, примерно 16—18 см х 11—12 см, цветные карандаши, простой карандаш.

Ход занятия. Педагог вывешивает картину.

— Про кого эта картина? Что можно узнать, рассматривая ее? (Дети рассказывают о том, что делают ежи, о месте их оби­тания.) Посмотрите на ежиху и ежат и расскажите, какие они, чем взрослое животное отличается от детеныша. (Не только ве­личиной, но и пропорциями тела. У ежихи тело более длинное, овальное, а у ее детеныша тело почти круглое, похожее на ко­лючий шарик.) Сегодня я вам предлагаю изобразить какой-ни­будь эпизод из жизни ежихи с ежатами. Придумайте сами, что может случиться, когда ежиха выведет своих ежат весной по­гулять среди молодых елочек. С кем они могут встретиться и что увидеть.

Педагог спрашивает нескольких детей об их замыслах. Го­ворит, что при рисовании молодых елочек и ежей можно ис­пользовать разные штрихи, так как и елочки, и ежи колючие, а ко­лючки лучше всего изобразить штрихами.

Помещает перед детьми неокон­ченные изображения елки и ежа. Объясняет и показывает, как нари­совать иголки на елочке:

— У молодой елочки ветки
«смотрят» вверх, потому что на них
Рис. 36 еще мало выросло ответвлений и


они не тяжелые, как мохнатые ветви старых елей. Хвою сле­дует рисовать очень короткими штрихами, отрывными, чуть отступя от веточек и ствола. Тогда елочка получится пушис­той. А иголки у ежей можно нарисовать короткими густыми неотрывными штрихами в несколько рядов.

Перед началом работы воспитатель спрашивает детей, с чего следует начинать рисунок, на котором нужно изобразить ка­кое-либо событие, эпизод, т.е. и место действия, и персонажей (отделить линией горизонта широкое пространство земли от неба). Что нужно изобразить сначала — елочки или ежей (елоч­ки, так как они более крупные). В процессе рисования напоми­нает, если нужно, что простым карандашом слабым нажимом можно сделать вспомогательный рисунок — изобразить линию горизонта, наметить, где будут расти елочки, нанести контуры ежихи и ежат. Интересуется замыслами детей (где они хотят расположить те или иные растения, животных и другие пред­меты). Уделяет внимание технике штрихового рисунка. Сове­тует детям не торопиться при нанесении коротких штрихов при изображении хвои, чтобы не исказить их направление по отно­шению к веткам, неотрывные штрихи при рисовании колючек ежей рисовать в более быстром темпе. Подчеркивает, что на­правление штрихов к концу тела меняется, они становятся на­клонными. Может еще раз привлечь внимание детей к своим рисункам.

В конце занятия следует собрать детские рисунки на от­
дельном столе или поместить их на стенде, подозвать детей
подойти поближе для рассматривания. Сказать: «Интересно,
научились ли вы понятно для тех, кто смотрит ваши рисун­
ки, изображать, где, с кем и что произошло. Давайте рассмот­
рим несколько рисунков». Предложить одному из детей
объяснить содержание какого-либо рисунка, а автора спро­
сить, согласен ли он с таким объяснением. Рассмотреть еще
несколько рисунков с другими сюжетами. Спросить, есть ли
рисунки, на которых штрихами
изображены не только хвоя и Л

иголки ежей, но и другие предме­
ты (трава, цветы, оперение птиц и
т.п.). Сказать, что на следующем
занятии дети изобразят штрихами
интересную птицу, которую рань­
ше не рисовали, — ночного круг-
логлазого хищника с бесшумным
полетом. ■Рис. 37



ЗАНЯТИЕ 4 РИСОВАНИЕ. «СОВУШКА-СОВА»

Программные задачи.

Учить изображать сову карандашными штрихами, переда­вать разные позы совы (сидит, взмахивает крыльями, летит), рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с рас­положением перьев на голове, теле, крыльях, использовать в рисунке легкие, вспомогательные линии для передачи строе­ния птицы, придавать выразительность образу птицы через на­несение штрихов разным нажимом карандаша для получения различной интенсивности цвета и разного положения глаз (смотрит в сторону, вниз или вверх).

Материал.

У воспитателя два-три реалистических изображения совы, таблица со штрихам разного характера (см. занятие 1), штри­ховые изображения головы трех сов с разным положением глаз. У детей листы слаботонированной бумаги овальной или пря­моугольной формы (примерно 12x16 см), цветные карандаши, простой карандаш.

Ход занятия.

— Дети, сегодня мы будем продолжать учиться рисовать
штрихами. А кого рисовать — вы узнаете, отгадав эту загадку:

Всю ночь летает — Мышей добывает. А станет светло, Спать летит в дупло.

— Что это за такой ночной хищник? Про сову и потешки
есть:

Совушка-сова, Большая голова, На суку сидит, Головой вертит.

 

— А вот фотографии и рисунки с изображениями совы. Рас­
смотрите их и расскажите, какая сова, какой формы у нее го-


лова, какие глаза, какой клюв. Сравните величину головы и тела. Обратите внимание на ее когти, крылья.

После анализа внешних признаков совы педагог предлагает изобразить ее карандашными штрихами.

— Посмотрите на расположение перьев на голове, теле и кры­
льях и скажите, как вы будете наносить штрихи на голове совы
(кругами вокруг глаз), на теле (вертикальными короткими
штрихами от головы к хвосту), на крыльях (можно — штриха­
ми-зигзагами, внизу крыла — крупными штрихами).

Педагог помещает перед детьми таблицу с образцами штрихов под номерами и просит назвать номера штрихов, которые они бу­дут использовать при рисовании той или иной части совы. Гово­рит, что рисунок можно сделать одноцветным. Например, нари­совать сову только черными штрихами на желтоватой или розо­ватой бумаге или разноцветными карандашами, кто как захочет. Можно изобразить совушку-сову по-разному: сидящей на ветке с опущенными крыльями, взмахивающей крыльями или летящей.

Помещает перед детьми свой рисунок с изображением трех голов птиц с разным положением глаз и спрашивает, чем отли­чаются рисунки друг от друга (одна сова смотрит вверх, другая — в сторону, третья — вниз). Подтверждает:

— Одна сова, наверное, услышала какой-то шорох наверху
и подняла глаза, другая что-то заметила сбоку, а третья уви­
дела, как что-то промелькнуло внизу. То или иное положение
глаз придает сове выразительность. Разное положение глаз
показывает или ее настороженность, или любопытство.

Далее педагог разъясняет детям, что простым карандашом они могут легкой линией сделать вспомогательный рисунок, передать только контуры частей совы: голову, тело, крылья. Спрашивает нескольких человек, в каком движении они на­рисуют сову. В процессе рисования советует не торопиться, чтобы взятое направление штрихов не искажалось. (Голову совы можно начать с рисования крупных круглых глаз, а по­том накладывать штрихи вокруг них.) Напоминает, что выра­зительным рисунок делает смена нажима на карандаш, когда более светлый тон чередуется с более темным. Хорошо, когда более темный цвет отделяет одну часть тела от другой. Воспи­татель может указать на край головы совы на своем рисунке.

Важно поощрять детей, которые вносят в рисунки инте­ресные дополнения. Например, изображают мышку в когтях летящей совы и др.

В конце занятия надо рассмотреть работы детей. Отобрать наиболее интересные и выразительные рисунки для альбома.


ЗАНЯТИЕ 5 РИСОВАНИЕ. «РАСЦВЕЛИ КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ»

Программные задачи.

Учить рисовать букет цветов с зубчатыми или узкими лепе­стками в плетеной корзине; помочь овладеть рисованием штри­хов в разном направлении и в несколько рядов.

Материал.

У воспитателя открытки или иллюстрации с изображением васильков, клевера, астр, люпина, букета цветов в корзине, таблица с тремя видами штрихов, неоконченные рисунки (стеб­ли с листьями) для показа изображения головок цветков.

У одних детей листы бумаги, по форме близкие к квадрату, у других — листы бумаги овальной формы, цветные каранда­ши или фломастеры, простые карандаши для некоторых вспо­могательных рисунков.

Ход занятия.

Педагог помещает перед детьми иллюстрации с изображе­нием васильков, клевера, астр, люпина.

— Весной и летом на лугах, в лесу, в саду расцветают разные
цветы. Среди ржи синеют васильки с зубчатыми лепестками, на
лугах заметны розовые головки цветков клевера, состоящие из
множества очень узких лепестков, возвышаются и высокие стеб­
ли, на которых плотно сидят фиолетовые цветки люпина, а на
клумбах все лето и в начале осени цветут разноцветные астры с
узкими лепестками. Как вы думаете, дети, можно ли эти цветы
нарисовать штрихами? Интересно, какие же штрихи по форме и
расположению подойдут для изображения, например, василька?

Вывешивает таблицу и незаконченные рисунки.

— Вот стебли и листья василька. Посмотрите на таблицу и

назовите номер штрихов, которыми можно нарисовать его цветки. Да, штрихи, нарисованные под цифрой 1, по своей форме подходят для изображения лепестков василька.

При рисовании воспитатель обра­щает внимание детей, что штрихи из одной точки расходятся в разные стороны.

— А какие цветы можно изобра­зить узкими закругленными штри­хами, расположенными в несколько

Рис. 39 РЯДОВ?


Рис. 40

Показывает приемы рисования этих цветов.

— А махровые астры с узкими лепестками изобразим... (дети называют штрихи, расходящиеся по кругу от середины в не­сколько рядов).

Далее педагог говорит, что дети могут нарисовать и другие цветы, у которых узкие лепестки. (Дети могут назвать ромаш­ку, календулу.) Говорит, что цветы не всегда ставят в вазу. Кра­сивы букеты цветов в плетеных корзинах. Такие корзинки с цветами преподносят артистам на концертах, писателям на юбилеях и т.д. Показывает изображение корзины с цветами и приемы рисования корзины для цветов на незаконченном ри­сунке. Вертикальными и горизонтальными штрихами закра­шивает клетки в шахматном порядке (можно ограничиться двумя-тремя рядами).

Предлагает детям нарисовать штрихами букет цветов в корзи­не. Начать рисование надо с корзины, которая должна занять (без ручки) не более половины листа. Кор­зина может быть широкой и низкой (как на рисунке) или высокой и уз­кой. Форма корзины зависит от фор­мы листа бумаги. Затем рисуют го­ловки цветов. Мелкие цветы лучше нарисовать ближе к краю букета. Все пространство между головками цве­тов заполняется листьями.

В ходе работы педагог советует
слабым нажимом простого каранда­
ша нарисовать контур корзины и
разделить его на клетки. А потом
обвести коричневым или светло-ко­
ричневым карандашом и штрихами
изобразить плетение. Рис. 41



ЗАНЯТИЕ 6

РИСОВАНИЕ. «ОДУВАНЧИКИ В ТРАВЕ»

Программные задачи.

Учить детей передавать образ цветка в соответствии с его опи­санием в стихотворениях поэтов; закрепить навыки рисования штрихами полусухой жесткой кистью — прямыми штрихами при рисовании желтой головки цветка и вертикальными («выбива­ние») при изображении пушистой белой головки одуванчика.

Материал.

У воспитателя картинка с изображением одуванчика и листок бумаги для показа расположения штрихов при рисовании жел­той головки одуванчика. У детей голубые листы бумаги по фор­ме, близкой к квадрату, краски гуашь, жесткие и мягкие кисточ­ки, маленькие листки бумаги для снятия лишней краски.

Ход занятия.

Представьте себе, что вы художники-иллюстраторы. Одно издательство решило выпустить книгу для детей «Весенние цветы» со стихами разных поэтов про одуванчик и обратилось к вам с предложением нарисовать иллюстрации к этим стихам. Послушайте стихи и обратите внимание, как поэты описыва­ют этот цветок. Поэтесса О. Высотская написала так:

Уронило солнце У него чудесный

Лучик золотой. Золотистый цвет,

Вырос одуванчик — Он — большого солнца

Первый, молодой. Маленький портрет.

А поэтесса Е.Серова сочинила такие стихи:

Носит одуванчик В беленькое платьице:

Желтый сарафанчик. Легкое, воздушное,

Подрастет — нарядится Ветерку послушное.

Поэт Л. Квитко тоже написал стихотворение «Одуванчик»:

Одуванчик серебристый, На своей высокой ножке

Как чудесно создан он: Поднимаясь к синеве,

Круглый-круглый и пушистый, Он растет и на дорожке,

Солнцем теплым напоен. И в ложбинке, и в траве.

— Вы, конечно, заметили, что поэты восхищаются красотой этого цветка. Послушайте, какие слова, какие сравнения нашли поэты для описания одуванчика: «Он — большого солнца малень­кий портрет», или: «Носит одуванчик желтый сарафанчик». Или про белое «платье» одуванчика: «легкое, воздушное, ветерку по­слушное». А поэт Лев Квитко написал: «Как чудесно создан он: круглый-круглый и пушистый» и еще: «На своей высокой ножке поднимаясь к синеве...». Вот такой одуванчик, который описали


поэты, вам нужно изобразить на своих иллюстрациях. Желтую и белую головки одуванчика будем рисовать не карандашными штрихами, а красками жесткой кисточкой. Вспомните, как вы осенью жесткой кисточкой изображали листву, черные пятна на белом стволе березы, траву, хвою ели. Скажите, что вы будете делать с жесткой кисточкой, когда наберете на нее краску? (Убе­рем лишнюю краску, проведя несколько раз по листку газетной бумаги, пока не появятся штрихи, а не пятна.)

Воспитатель показывает, как штрихами нарисовать желтую головку одуванчика, поворачивая кисть от центра по кругу. У де­тей спрашивает, каким приемом можно изобразить пушистую полупрозрачную белую головку цветка (вертикальными мазками

— «выбиванием»). Помещает перед детьми иллюстрацию с изоб­
ражением одуванчика для напоминания о его строении: светло-
зеленом прямом стебле, резных листьях, напоминающих по очер­
танию контур ели, об их расположении розеткой у самой земли.

В процессе рисования педагог напоминает детям, что они рисуют иллюстрации к стихам об одуванчике, поэтому надо 'постараться, чтобы цветы получились похожими на их описа­ния. Если потребуется, цитирует те или иные строчки стихо­творений. Говорит, что желтые цветки одуванчика можно изоб­разить и в боковом положении. Поощряет желание детей вне­сти в рисунок изображения бабочек, жучков, травы и др.

В конце занятия при рассматривании рисунков обращает внимание детей на то, что рисунки получились веселыми.

— Что их сделало такими? (Весенний цветок, нарисованный яркими и светлыми красками, красивое сочетание голубого фона с ярко-желтыми и белыми головками одуванчиков.) Вы

— художники-иллюстраторы, принесли свои рисунки в изда­
тельство. Редактор попросил вас самих отобрать для книг ра­
боты, наиболее подходящие к тому или иному стихотворению.

Воспитатель читает стихотворение Высотской и вместе с детьми отбирает несколько рисунков к нему. Так же отбирают­ся рисунки к стихам Серовой и Квитко.

ЗАНЯТИЕ 7

РИСОВАНИЕ. «ПУШИСТЫЕ ДЕТЕНЫШИ ЖИВОТНЫХ»

Программные задачи.

Учить изображать пушистого детеныша животного в какой-либо позе или движении; формировать представление, что от­личие детеныша от взрослого животного не только в величине,


но и в пропорциях других частей тела: головы и туловища, туловища и ног; учить использовать при изображении шерсти животных жесткой кистью разного вида штрихи — прямые, волнистые, закругленные и вертикальные («выбивание»).

Материал.

У воспитателя иллюстрации Е.Чарушина и других худож­ников, рисующих в такой же манере, художественные открыт­ки с изображением котят, щенят, ягнят, зайчат, медвежат и одного взрослого животного (кошка, собака или др.). У детей листы тонированной бумаги в форме квадрата, листок для уп­ражнений в рисовании волнистых и закругленных штрихов, жесткие и мягкие кисти, краски гуашь и простой карандаш.

Ход занятия.

Воспитатель раскладывает перед детьми иллюстрации.

— Как вы думаете, взрослые или детеныши животных изобра­
жены на картинках? Нет ли среди детенышей взрослого живот­
ного? Как вы отличили его от детенышей? Детеныши отличаются
от взрослых животных не только величиной, но и другими осо­
бенностями. Если, например, измерить какой-нибудь меркой го­
лову собаки и посмотреть, сколько раз мерка уложится на ее ту­
ловище, а дотом то же проделать со щенком, то мы увидим, что у
собаки туловище длиннее, чем у щенка, мерка головы собаки
уложилась на туловище... раз, а мерка головы щенка всего... раз.

Затем педагог предлагает детям определить, чем различа­ются ноги и хвосты у взрослых животных и детенышей. Под­тверждает, что ноги у детенышей толстые и короткие и хво­стики тоже короткие.

— Вот таких забавных головастых, толстолапых с коротень­
кими хвостиками изображал котят, щенят художник-иллюст­
ратор Е.Чарушин, — говорит воспитатель, показывая несколь­
ко иллюстраций к рассказам «Тюпа» и «Томка».

Делается вывод: детеныши отличаются от взрослых живот­ных своими пропорциями. Далее педагог обращает внимание детей на шерсть животных. Задает вопрос, какими приемами можно изобразить шерсть (штрихами жесткой кисти), одина­кова ли шерсть у разных животных. Указывает то на кудряво­го ягненка, то на котенка с гладкой шерсткой и др. Подводит детей к заключению, что шерсть разных животных следует рисовать разными штрихами. Даже у одного и того же живот­ного, например у бельчонка, разная шерсть на туловище и хво­сте. Предлагает потренироваться в рисовании волнистых и за­кругленных штрихов на отдельном листке бумаги. Показывает приемы рисования.


— А что у человека можно изобразить такими штрихами? (Волосы.)

Затем педагог говорит детям, чтобы каждый сам выбрал, ка­кого детеныша будет рисовать, взял картинку с его изображе­нием, еще раз внимательно рассмотрел животное и нарисовал его в какой-либо позе или движении. Животное может сидеть, бежать, лежать, прыгать. Например, котенок может лапкой ло­вить бумажку на ниточке, а щенок бежать за мячом. Или мож­но изобразить котенка, который выгнул спину дугой, поднял вверх хвостик и шипит на кого-то.

В ходе занятия воспитатель направляет внимание отдель­ных детей на те или другие характерные особенности животно­го. Например, на расположение глаз, носа на мордочке дете­нышей. (Глаза следует рисовать в нижней половине головы, если голова животного повернута к зрителю, а нос и рот изоб­ражать на конце мордочки.) Спрашивает детей, какими штри­хами они хотят изобразить шерсть у своего животного. Совету­ет предварительно слабым нажимом простого карандаша на­рисовать легкий контур тела. Глаза, нос, когти изобразить кончиком мягкой кисти.

В конце занятия дети рассказывают о своих рисунках (кто это, что делает, какая шерсть, какими штрихами она нарисо­вана и т.д.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8

«НАРИСУЙ ШТРИХАМИ, ЧТО ХОЧЕШЬ»

Программные задачи.

Развивать творческие способности детей — умение самостоя­тельно выбрать содержание рисунка, осознанно подбирать изоб­разительный материал, бумагу для осуществления своего замыс­ла, использовать в рисовании штрихи разного характера.

Предварительная работа.

Накануне рассмотреть книги с иллюстрациями художников, рисующих штрихами, и рисунки детей, выполненные на предше­ствующих занятиях. Побеседовать о том, что или кого еще мож­но нарисовать штрихами. Предложить заранее подумать о содер­жании рисунков для завтрашнего занятия, об изобразительном материале и о бумаге, подходящих для осуществления замысла.

Материал.

Для детей на выбор цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры и др., краски гуашь, жесткие и мягкие кисточки, простые карандаши, листы бумаги разного формата и цвета.


Ход занятия.

Воспитатель подзывает к себе детей.

— Я вам приготовила для занятия столы с разным изобра­зительным материалом. А на подносе лежат листы бумаги разной величины, формы и цвета. Каждый из вас заранее подумал, что он сегодня нарисует штрихами. Это могут быть различные растения, животные, птицы. Могут быть и пейза­жи. Например, озеро с заросшими рогозом и камышом бере­гами и на нем утки или летящие чайки над волнами. Одни рисунки лучше нарисовать карандашами или мелками, дру­гие — красками. Для одних рисунков подойдут небольшие листы бумаги, для других — листы побольше, цветные. Сей­час пусть каждый выберет себе лист бумаги и сядет за стол, где приготовлен нужный для задуманного рисунка изобрази­тельный материал.

В ходе занятия педагог интересуется замыслами детей, спра­шивает, какими штрихами ребенок будет изображать предмет или его части. Если потребуется, показывает таблицу со штрихами.

В конце занятия предлагает сначала рассмотреть рисунки растений. Отмечает их разнообразие. Потом рассматриваются рисунки с животными и птицами, пейзажи. Выделяются ри­сунки с интересным и новым содержанием, с хорошей техни­кой рисования штрихами.


VIII ЦИКЛ

Хохломская роспись

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИИ

1. Знакомство с искусством- русское народное декоративно-прикладное искусство.

2. Рисование. «Хохломской узор на миске».

3. Рисование. «Узор на бочонке или вазе».

4. Рисование. «Хохломские ложки».

5. Рисование. «Настенные панно с хохломским узором».

6. Рисование. «Хохломские ковши-птицы».
В цикле:

5 занятий по рисованию,

1 занятие — знакомство с искусством.

ЗАНЯТИЕ 1

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ — РУССКОЕ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Программные задачи.

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, городецкого, резьбы по дереву, пле­тения кружев; познакомить с хохломской росписью: ее содер­жанием, элементами, композицией и цветосочетанием.

Материал.

Разные предметы декоративно-прикладного искусства фаб­ричного изготовления и предметы народного искусства: жос­товские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные из­делия с резьбой, вологодские кружева и их изображения.

Ход занятия.

Педагог обращается к детям:

— Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, укра­шенных яркими и нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой. Представьте себе, что художников нет. Какими бы стали все вещи, предметы, которыми мы с вами пользуемся? Вот нарядные ткани. Кто придумал для них

русское народное декора-147


рисунок? Художник по тканям. А вот красивая одежда. Фа­соны придумал художник-модельер. На заводе, где делают посуду, тоже не обойтись без художника. Кто нарисует кра­сивые узоры для кастрюль, тарелок, чайников и чашек? Всю­ду нужны художники. Потому что все, чем пользуются люди, все, что нас окружает, обязательно должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.

По ходу рассказа воспитатель демонстрирует изделия, сто­ящие на столе, полках. Предлагает детям посмотреть вокруг и назвать красивые предметы и вещи, которые находятся в комнате, а также рассказать о самом красивом предмете, ко­торый есть у них дома. После высказываний детей продолжа­ет рассказ.

— Большинство предметов с красивыми узорами, кото­
рые вы видите в детском саду, дома, в магазинах, сделаны
на заводах и фабриках. Там художник создает образец и по
этому образцу на машинах и станках изготовляют много оди­
наковых предметов. Вы можете увидеть, придя в гости к
другу, точно такие же чашки с таким же узором, как у вас
дома. На полках разных магазинов стоят и лежат одинаково
украшенные коробки с шоколадными конфетами, громадные
рулоны тканей с одинаковым рисунком. Но есть другие кра­
сивые предметы, которые расписаны каждый отдельно, вруч­
ную народными художниками. Вы знаете народных масте­
ров, изготовляющих игрушки каргопольские... (дымковские,
филимоновские, калининские). Знаете посуду, деревянные
кухонные доски, панно, шкатулки, расписанные... (городец-
ким узором). Сегодня я вам покажу другие замечательные
изделия народных мастеров-художников.

Воспитатель показывает по два-три изделия каждого про­мысла — жостовские подносы, предметы, украшенные резьбой, изображения изб с узорчатыми наличниками и досками, воло­годские кружева или их изображения, — и дает им краткую характеристику. Последним выставляет поднос с хохломс­кими изделиями (8—10 шт.).

— А это золотая хохлома. Как вы думаете, дети, почему эти
изделия назвали золотыми, ведь они сделаны не из золота, а из
дерева?

Дает детям возможность взять предметы в руки, рассмот­реть. Подтверждает, что у одних изделий золотой фон, у дру­гих золотые листья, цветы, ягоды в узорах.

— А кто догадался, почему эти красивые предметы называ­
ют хохломскими? (По месту их изготовления.) А сейчас послу-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: