Разбор, обсуждение, отработка теоретических вопросов.




Учебные и воспитательные цели.

Общая цель занятия: научить студентов определять и знать причины, механизмы и последствия повреждения клетки экзогенными и эндогенными факторами.

Частные цели занятия:

Студент должен знать:

- уровни повреждения при болезнях;

- причины и основные виды повреждений клетки экзогенными и эндогенными факторами, их метаболические и функциональные проявления;

- основные механизмы повреждения клетки;

- специфические и неспецифические проявления повреждения клетки;

- основные защитно-приспособительные реакции при повреждении клетки.

Уметь:

- различать специфические и неспецифические проявления повреждения клетки.

Владеть:

- методикой получения повреждения (кардиомиоцита) клетки лягушки в эксперименте.

Обладать набором компетенций:

- способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы социальных, медико-биологических и клинических наук;

- готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций;

- способностью и готовностью к логическому анализу различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики по проблемам патофизиологии;

- готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции;

Иметь представления:

- об особенностях исхода повреждения клетки

 

 

План занятия

Содержание занятия   Методическое обеспечение   Хронокарта  
Проверка присутствующих, вступление, освещение темы, цели занятия.   Журнал, методическая разработка для преподавателей.   5 минут  
Определение исходного уровня знаний.   Набор вариантов тестового контроля I уровня знаний. Эталоны правильных ответов.   1 5 минут  
Разбор и обсуждение теоретических вопросов.   Методические указания для студентов (см. программу самостоят. подготовки студентов).   25 минут  
Выполнение учебных заданий.   Методические указания для студентов (см. учебные задания).   50 минут  
Обсуждение результатов и выводов.     Формирование выводов на основании: 1) анализа полученных результатов; 2) методических указаний для студентов. Проверка выводов и протоколов.   10 минут  
Решение ситуационных задач.   Набор вариантов ситуационных задач II уровня. Самооценка знаний.   15 минут  
Заключение, уточнение домашних заданий.   Методические указания для студентов.   5 минут  
Перерыв.   Соответственно профилю занятия.   10 минут  

 

Рекомендации к плану проведения практического занятия.

Во вступлении преподаватель ориентируется на мотивационно-воспитательную характеристику занятия, знакомит студентов с целью занятия, его темой. Затем определяет исходный уровень знаний студентов по набору тестов I уровня знаний (α1) и эталонам.

Разбор, обсуждение, отработка теоретических вопросов.

1. Разобрать и обсудить какие выделяют уровни повреждения (клеточный, субклеточный, молекулярный, тканевой, органный, системный и организменный). Разобрать со студентами определение клетки и определение повреждения клетки.

2. Обсудить этиологию повреждения клетки. При разборе причин повреждения клетки необходимо обсудить, несколько групп в зависимости от происхождения и характера. Следует различать прямое действия неблагоприятного фактора на данную клетку и косвенное его влияние, опосредованное воздействие на другие клетки, органы, ткани и организм в целом.

3. Обсудить метаболические и функциональные проявления повреждения клеток.

4. При разборе вопроса общие механизмы повреждения клетки важно выделить:

· расстройство признаков энергетического обеспечения клеток

· повреждение их мембранного аппарата и ферментативных систем

· дисбаланс ионов и жидкости

· нарушение генетической программы

· расстройство внутриклеточных механизмов регуляции

5. Особенно важно выделить специфические и неспецифические проявления повреждений клетки. При обсуждении специфических проявлений необходимо обсудить от чего зависит специфичность повреждения клетки.

6. При разработке вопроса механизмы адаптации клетки при её повреждении необходимо выделить: внутриклеточные (реализуются поврежденными клетками) и межклеточные (реализуется неповрежденными клетками.)

7. Стадии адаптации по Ф.З.Меерсону (срочные, долговременные)

- на примере сердечной мышцы 4 стадии реакции клетки на повышенную нагрузку: 1- аварийная; 2- переходная; 3- устойчивая; 4-патологическая.

8. При разборе вопроса стадии ответа на повреждение клетки в зависимости от силы и продолжительности повреждения, необходимо обратить внимание на паранекроз, некробиоз, некроз и апоптоз. Обсудить отличие некроза от апоптоза.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: