Исходя из опыта работы, я выбрала данную тему «Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике» для своего профессионального развития как учителя-предметника.
Данная тема представляется мне актуальной на сегодняшний день, так как она способствует решению задач, поставленных перед современной школой: повышению уровня обученности и воспитанности, развитию индивидуальных способностей, а также повышение качества образования.
При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).
Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню – к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости – иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического «среднего» ученика. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.
Те, кто относятся к «средним», тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, воображения, мышления. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом. Один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки. Один запоминает быстро, но не прочно, другой – медленно, но продуктивно; один приучен организовано работать, другой работает по настроению, нервно и неровно; один занимается охотно, другой – по принуждению.
Учитель же должен создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Все это приводит к необходимости использования уровневой дифференциации на уроках.
В условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя «сильные» и «слабые» ученики. В условиях дифференциации проявляется отношение к каждому ученику как к уникальной, неповторимой личности. Оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом уровневую дифференциацию обучения, несомненно можно приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.
При работе в школе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности. Все дети очень разные по своим психологическим данным, выделяются следующие группы детей школьного возраста:
малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);
педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);
дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);
способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%);
одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся).
Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия района, конкретный состав учащихся школы.
Различают два уровня дифференциации: уровневая и профильная. Оба вида сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования.
В основной школе преобладает уровневая дифференциация. На старшей ступени приоритет отдаётся профильному обучению. Вместе с тем дифференциация по содержанию может проявляться уже в основной школе, где она осуществляется через кружковые занятия и факультативы.
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, обязательных результатов обучения становится тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель каждого ученика и перестраиваться содержание его работы: либо его усилия направляются на овладения материалом на более высоком уровне, либо продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений.
Группы могут формироваться для работы на уроках, на дополнительных занятиях. В процессе самостоятельной деятельности учащихся не стоит ограничиваться лишь дифференцированным подходом, следует варьировать индивидуальную, фронтальную формы работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителю.
Важно, что дети могут оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.
Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.
3. Программа работы над темой по самообразованию:
№ | Содержание и виды работ | Дата реализации /реализация |
I. Сбор информации | ||
1. Анализ литературы | ||
Анализ научно-методической литературы | регулярно | |
Обзор информации в сети Интернет | регулярно | |
Анализ опыта работы учителей по данной теме в городе | регулярно | |
Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы | регулярно | |
Изучение программного обеспечения, необходимого не только для учебного процесса, но и для внеклассной деятельности | регулярно | |
2. Наблюдение, беседы (с учителями и учениками), тестирование | ||
3. Знакомство с опытом других учителей | ||
Участие в работе школьного и городского методических объединений учителей математики | ежегодно | |
Посещение уроков | ежегодно | |
Участие в Интернет-конкурсах, работе портала «Сеть творческих учителей» | ежегодно | |
Участие в семинарах, конференциях, мастер-классах | ежегодно | |
Проведение семинаров, открытых мероприятий с целью обмена опытом | ежегодно | |
4. Мониторинг развития интеллектуальных способностей и исследовательских навыков учащихся | ||
Мониторинг участия в олимпиадах, конкурсах по предмету | регулярно | |
Мониторинг качества знаний по предмету | регулярно | |
Мониторинг обученности по предмету | регулярно | |
II. Направления в работе | ||
1.Изменения в содержании урока | ||
Подготовка и внедрение новых технологий при проведении урока | ежегодно | |
Формирование исследовательской культуры учащихся | ежегодно | |
Развитие навыка и умения работы самостоятельно, поиска ответа на поставленный вопрос | регулярно | |
2.Изменение системы подготовки к олимпиаде | ||
Участие в Интернет-олимпиадах | ежегодно | |
Проведение дополнительных занятий по решению нестандартных задач и применение нестандартных методов при решении задач | ежегодно | |
Участие в работе в исследовательской деятельности, в научно-практической конференции на уровне школы, города | ежегодно | |
3. Изменение во внеклассной работе | ||
Организация и проведение предметной декады | ежегодно | |
Индивидуальная работа с учащимися по предмету | ежегодно | |
4. Организация в школе развивающей среды | ||
Организация в школе развивающей среды | ежегодно | |
Организация и проведение открытых уроков | ежегодно | |
5. Пополнение «Портфолио учителя» | ||
6. Повышения квалификации | ||
Прохождение курсов повышения квалификации | ежегодно | |
Участие в методических выставках, фестивалях, конкурсах | ежегодно | |
Посещение уроков своих коллег | ежегодно |