Землеустроительные действия в период Столыпинской реформы




 

Все виды землеустроительных действий можно разделить на две больших группы: единоличное землеустройство и групповое землеустройство.

Первый вид землеустройства можно назвать "окончательной" формой фермерского землеустройства, второй - подготовительным и вспомогательным к первому.

К единоличному виду землеустройства относятся:

а) выдел земель отдельных домохозяев из общины на хутор;

б) выдел тех же земель на отруб;

в) разверстание (раздел) целых селений на хутора;

г) разверстание селений на отруби.

Хутором назывался такой земельный участок, на котором сосредоточены все необходимые для хозяйства земельные угодья: пашня, пастбища, сенокосы, лес и обязательно усадьба, и водный источник.

Все усилия при землеустройстве хутора были направлены на то, чтобы прежние чересполосные участки собрать вместе и разместить на них усадьбу владельца. В том случае, если не удавалось поставить усадьбу или отсутствовал водный источник, то вместо хутора организовывался отруб.

Отрубом назывался участок земли, сведенный к одному месту взамен прежних чересполосных участков, но без усадьбы и воды.

То есть, при отрубной форме владения землей все сельскохозяйственные угодья, так же, как и при хуторской форме, должны были быть размещены в одном компактном массиве. Однако усадьба хозяина оставалась в деревне. Не обязательно на отрубном участке должна была быть и вода.

Кроме того, если пашню стремились сводить в один компактный массив, в один обособленный участок, то все другие угодья (сенокос, пастбища, леса) могли разбиваться на свои особые отруба, не связанные с пахотным отрубом.

Следует отметить, что в общем пользовании оставались болота, требовавшие крупных мелиорации, которые должны были затронуть значительное количество собственников. Пастбища в общем пользовании оставались в случае невозможности расселения. Если не все отведенные отруба, а также и хутора оказывались обеспеченными водой, то в этих целях они обеспечивались свободными доступами к водным источникам, лежащим за пределами хутора и отруба.

Значительное внимание при организации хуторов и отрубов обращалось также и на форму их участков. Наиболее правильной признавалась прямоугольная форма, приближающаяся к квадратной. Углы не должны были быть меньшими 45°, а длина не могла превышать ширины более чем в 5 раз. Участки не должны были пересекаться дорогами, оврагами, речками и т.п.

К групповому виду землеустройства относились такие землеустроительные действия, которые затрагивали систему (группу) землевладений без разбивки их на хутора и отруба в ходе землеустройства. Это были своего рода предпроектные проработки ко второму единоличному землеустройству, позволяющие создать территориальные условия для последующего выдела хуторов и отрубов.

Выдел поселков проводился в тех случаях, когда общинная земля не поддавалась разверстанию вследствие сопротивления части крестьян.

Но находилась группа хозяйств, которые желали обособиться от крупной общины и получить свои земли обособленно и ближе к усадьбам. В целях приближения земли эта группа требовала выдела земель. Земли выделялись определенному количеству хозяйств, которые, получив ее, переносили на нее свои усадебные постройки. Таким образом, образовывалось новое селение, новая община, но уже значительно более мелкого размера, чем материнская община.

Разверстание целых общин на поселки отличалось от вышеприведенного случая только тем, что община полностью, а не частично разбивалась на поселки.

Выдел частей селений или общий заключался в том, что части дворов селения из общего надела указывался и отводился обособленный земельный участок. Выдел земли части селения от выделов поселков из общины отличался тем, что при выделе поселка не только выделялась земля в один обособленный участок, но на этот участок переносились из селения все постройки. Во втором случае в одно место сводилась только земля, усадьбы же оставались на прежнем месте в селении.

Раздел селений на части заключался в том, что, земля всего селения дробилась на несколько более мелких частей, причем эти части образовывали самостоятельные мелкие общины. От разверстания на поселки эта работа отличалась тем, что, в первом случае, селение ликвидировалось, и его усадебные постройки переносились на вновь отведенные участки; во втором случае, они оставались в прежнем селении, которое в земельном отношении после этой операции распадалось.

Выдел земли отдельным селениям сельских общин проводился в том случае, когда община включала в себя несколько селений. Наделяя каждое селение землей, землеустройство разрушало старую крупную земельную общину, создавая ряд новых, но уже более мелких.

Раздел угодий, находившихся в общем пользовании крестьян и частичных владельцев, раздел общих земель между помещиками и крестьянами проводился так. При реформе 1861 г. землевладение крестьян оказалось целиком в руках помещиков, которые устраивали земли, исходя исключительно из своих собственных интересов и не заботясь об удобствах крестьянского хозяйства. В результате такого поземельного "устройства", земли помещиков и крестьян оказались не только чересполосными, но кроме того целый ряд земельных участков оказался в совместном пользовании помещиков и крестьян. Указанный вид работ преследовал задачу разделить эти участки общего пользования и порвать прежнюю взаимозависимость владельцев.

Ликвидация многополосицы, уничтожение чересполосицы, узкополосицы и дальноземелья осуществлялось в целях ликвидации недостатков землевладения и сведения большого числа мелких участков, принадлежащих отдельным землевладельцам, в крупные участки, расположенные по возможности в одном месте. Данная работа имеет также название "комассация земель", а в ряде зарубежных стран получила название "консолидация земель".

Техники и методик межевания для осуществления всех этих видов работ явно не хватало. Если до 1906 г. основным видом землеустроительных работ являлось межевание, представлявшее собой, по сути дела, установление (восстановление) границ землевладений и землепользовании и их техническое и юридическое оформление, то с начала Столыпинской реформы землемерные работы стали дополняться инженерными действиями и экономическими расчетами по рациональному устройству всей охватываемой земельным переделом территории.

Порядок производства землеустроительных дел или землеустроительных процессов складывался из следующих стадий:

1. Ходатайство о землеустройстве в уездную землеустроительную комиссию.

2. Подготовка дела. Она проводилась после подачи заявления землеустроителем на месте и заключалась в выявлении пожеланий населения, в различных обследованиях и выработке основ предстоящего землеустройства.

3. Назначение дела к исполнению. Подготовленное дело по рассмотрению комиссией направлялось в губернскую комиссию и, в случае одобрения, включалось в план работ.

4. Исполнение дела в натуре и составление землеустроительного проекта. В этой стадии землеустраиваемые земли снимались на план, производилось отграничение земель, подлежащих землеустройству, расценка земельных угодий и проектирование новых владений. Вновь образовываемые владения проектировались как на плане, так и на местности.

5. Предъявление составленного проекта населению, которое могло подавать различные жалобы и возражения. Если землеустроитель находил их заслуживающими внимания, он вносил исправления в проект, если нет - жалобы направлялись в уездную комиссию.

6. Утверждение проекта уездной комиссией.

7. Исполнение проекта, заключавшееся в том, что по распоряжению губернской комиссии землемер объявлял населению о вступлении проекта в силу и о приобретении знаками и границами значения знаков государственною межевания.

Сложный порядок производства землеустроительных дел гарантировал правительству постоянное влияние на ход и направление землеустройства.

Результаты Столыпинского землеустройства в 1907-1915 гг. представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1 - Ход Столыпинского землеустройства (в тыс. дес.)

Годы Единоличное землеустройство Групповое землеустройство Всего
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Итого      

 

Из таблицы видно, что развитие единоличного землеустройства было более устойчивым, чем выделы из общины. Несмотря на очень большие потребности в землеустроительной помощи, главное внимание правительства было сосредоточено на организации хуторов и отрубов. Объемы группового землеустройства во все годы были ниже объемов единоличного землеустройства за исключением 1915 г., когда объем единоличного землеустройства был ниже группового. А между тем деревня нуждалась не только в хуторском и отрубном землеустройстве, но и в групповом, которое уничтожало межселенную и внутриселенную чересполосицу, общность землепользования, дальноземелье и другие недостатки.

Если землеустройство более или менее равномерно развивалось по годам, этого нельзя сказать относительно отдельных регионов (табл. 2.2).

Таблица 2.2 - Ход Столыпинского землеустройства в регионах

Районы Процент землеустроенных дворов к общему числу дворов в районе на 1.01.1916 г. Процент единолично устроенных хозяйств от общего числа устроенных на 1.01.1915 г.
Белорусский 13,7 87.4
Приозерный 18,2 61,5
Центрально-Промышленный 22,6 23,6
Северный 12,7 15,9
Приуральский 4,7 28,9
Юго-Западный 7,4 70,2
Украинский 17,0 57,8
Центрально- Черноземный 16,5 33,3
Средневолжский 20,3 33,7
Нижневолжский 14,2 75,9
Новороссийский 13,2 80,5

Для осуществления землеустройства правительство изыскивало денежные средства. Так, за 7 лет, с 1906 по 1913 гг. включительно, на содержание землеустроительных организаций было отпущено около 63 млн руб., на выдачу крестьянам ссуд и пособий при землеустройстве свыше 22 млн. руб. Если добавить расходы на мелиоративные работы и агрономическую помощь, а также ассигнования из средств казенного Крестьянского банка, то получится, что общая сумма затрат правительства значительно превысила 100 млн. руб.

После того как было принято Положение о землеустройстве, масштабы землеустроительных работ с каждым годом до начала Первой мировой войны расширялись. По данным Главного управления землеустройства и землевладения, на 1 января 1915 г. к землеустроительным работам было привлечено уже около 7000 землемерных чинов, свыше 3300 землеустроителей и до 7000 гидротехников.

Камеральная обработка планов выполнялась 800 чертежниками губернских чертежных. К этому времени в землеустроительные комиссии поступили ходатайства о землеустройстве от 5 795 540 дворов. По 60,6% из них была закончена подготовка проектов, 43,8% проектов было перенесено в натуру и 33,9% проектов было утверждено, то есть они получили юридическое завершение.

 

В 1906-1907 гг. указами царя некоторая часть государственных и удельных земель была передана Крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельной тесноты.

Противники столыпинской земельной реформы говорили, что она проводится по принципу: «Богатым прибавится, у бедных отнимется». По замыслу сторонников реформы крестьяне-собственники должны были увеличивать свои наделы не только за счет сельской бедноты. В этом им помогал Крестьянский поземельный банк, скупавший земли у помещиков и мелкими участками продававший их крестьянам. Закон от 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне. Но на деле эта земля покупалась в основном кулаками, получившими таким образом дополнительные возможности для расширения хозяйства, так как купить землю даже через банк, с выплатой в рассрочку, могли себе позволить только зажиточные крестьяне.

Многие дворяне, обедневшие или обеспокоенные крестьянскими беспорядками, охотно продавали свои земли. Вдохновитель реформы Петр Столыпин, чтобы подать пример, сам продал одно из своих имений. Таким образом, банк выступал посредником между продавцами земли - дворянами и ее покупателями - крестьянами.

С размахом проводилась Банком покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причем Банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей.

Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.

Масштаб операций Крестьянского поземельного банка в 1905-1907 гг. по закупке земли возрос почти в три раза. Многие помещики спешили расстаться со своими имениями. В 1905-1907 гг. банк скупил свыше 2,7 млн. дес. земли. В его распоряжение перешли государственные и удельные земли. Между тем крестьяне, рассчитывая на ликвидацию помещичьего землевладения в ближайшем будущем, не очень охотно делали покупки. С ноября 1905 г. по начало мая 1907 г. банк продал всего около 170 тыс. дес. В его руках оказалось очень много земли, к хозяйственному управлению которой он не был приспособлен, и мало денег. Для поддержки его правительство использовало даже накопления пенсионных касс.

Деятельность Крестьянского банка вызывала растущее раздражение среди помещиков. Это проявилось в резких выпадах против него на III съезде уполномоченных дворянских обществ в марте-апреле 1907 г. Делегаты были недовольны тем, что банк продает землю только крестьянам (некоторые помещики были не прочь воспользоваться ею услугами как покупатели). Их беспокоило также то, что банк не совсем еще отказался от продаж земли сельским обществам (хотя он старался продавать землю в основном отдельным крестьянам цельными участками). Общее настроение дворянских депутатов выразил А. Д. Кашкаров: «Я полагаю, что Крестьянский банк не должен заниматься разрешением так называемого аграрного вопроса. аграрный вопрос должен быть прекращен силой власти».

В это же время крестьяне весьма неохотно выходили из общины и укрепляли свои наделы. Ходил слух, будто тем, кто выйдет из общины, не будет прирезки земли от помещиков.

Только после окончания революции аграрная реформа пошла быстрее. Прежде всего, правительство предприняло энергичные действия по ликвидации земельных запасов Крестьянского банка. 13 июня 1907 г. этот вопрос разбирался в Совете министров, было решено образовать на местах временные отделения Совета банка, передав им ряд важных полномочий.

Отчасти в результате принятых мер, а также вследствие изменения общей обстановки в стране дела у Крестьянского банка пошли лучше. Всего за 1907-1915 гг. из фонда банка было продано 3909 тыс. дес., разделенных примерно на 280 тыс. хуторских и отрубных участков. До 1911 г. объем продаж ежегодно возрастал, а затем начал снижаться.

Это объяснялось, во-первых, тем, что в ходе реализации указа 9 ноября 1906 г. на рынок было выкинуто большое количество дешевой надельной «крестьянской» земли, а во-вторых, тем, что с окончанием революции помещики резко сократили продажу своих земель. Оказалось, что подавление революции, в конце концов, не пошло на пользу созданию хуторов и отрубов на банковских землях.

Вопрос о том, как распределялись покупки банковских хуторов и отрубов среди различных слоев крестьянства, исследован недостаточно. По некоторым прикидкам, богатая верхушка среди покупателей составляла всего 5-6 %. Остальные принадлежали к среднему крестьянству и бедноте. Ее попытки закрепиться на землях банка объяснялись довольно просто. Многие помещичьи земли, из года в год сдававшиеся в аренду одним и тем же обществам, стали как бы частью их надела. Продажа их Крестьянскому банку ударила в первую очередь по малоземельным хозяевам. Между тем банк давал ссуду в размере до 90-95 % стоимости участка. Продажа укрепленного надела обычно позволяла уплатить первый взнос. Некоторые земства оказывали помощь по обзаведению на хуторах. Все это толкало бедноту на банковские земли, а банк, имея убытки от содержания купленных земель на своем балансе, не был разборчив в выборе клиентов.

Ступив на банковскую землю, крестьянин как бы восстанавливал для себя те изнурительные и бесконечные выкупные платежи, которые под давлением революции правительство отменило с 1 января 1907 г. Вскоре появились недоимки по банковским выплатам. Как и прежде, власти вынуждены были прибегать к рассрочкам и пересрочкам. Но появилось и нечто такое, чего крестьянин раньше не знал: продажа с молотка всего хозяйства. С 1908 по 1914 г. таким путем было продано 11,4 тыс. участков. Это, по-видимому, было, прежде всего, мерой устрашения. И основная часть бедноты, надо думать, осталась на своих хуторах и отрубах. Для нее, однако, продолжалась та же жизнь («перебиться», «продержаться», «дотянуть»), какую она вела в общине.

Впрочем, это не исключает того, что на банковских землях появились и достаточно крепкие фермерские хозяйства. С этой точки зрения землеустройство на банковских землях было перспективнее, чем на надельных.

В дореволюционной, дореформенной России(до 1861 года) переселенчество происходило часто стихийно, без официального разрешения властей. Такие новые территории, как Нижнее Поволжье, Новороссия, Южное Приуралье удалось быстро заселить именно благодаря такой стихийной колонизации. В то же время уже с 70-х годов XVIII века правительством принимаются меры для организации заселения новых земель. Так, с 50-х годов того же столетия для заселения привлекаются иностранные колонисты- немцы, греки, болгары, молдаване, армяне и др. Переселением русских крестьян занималось Министерство государственных имуществ. Им до 1861 года было переселено порядка 170 тысяч ревизских душ, то есть около 400 тысяч человек.

После реформы 1861 года и временного замедления переселений, связанным с сохранением временнообязанных отношений бывших помещичьих крестьян, переселенческий процесс нарастает с новой силой. Теперь основной целью переселенцев становятся Сибирь, Южное Приуралье и Северный Кавказ. Даже из столь притягательных в 1-й половине XIX столетия Новороссии и Нижнего Поволжья двинулись на восток и на юг десятки тысяч человек. Лишь за период с 1861 по 1882 годы в Сибирь переселились более 240 тысяч человек, как правило в Томскую и Тобольскую губернии Западной Сибири.50 тысяч человек отправились на Дальний Восток- причём значительная их часть из соседних восточносибирских районов Иркутской губернии и Забайкальской области.

Значительные и ранее темпы заселения Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока ещё более возрастают с 80-х годов XIX века. Так, с 1883 по 1905 год в эти регионы переселились более 1 млн 640 тысяч человек. Из них в Томской губернии остались 740 тысяч, на Дальнем Востоке 162 тысячи, в Акмолинской губернии-230 тысяч. Наибольший переселенческий поток шёл из густозаселённых центральных районов европейской части России со слабым развитием промышленного производства. Так, из Полтавской губернии выехало 160 тысяч человек, из Черниговской- 145 тысяч, из Могилёвской-105 тысяч. Особенно возросли размеры переселений после пуска Транссибирской магистрали.Если в 1893 году в Сибирь прибыли 56 тысяч переселенцев, то уже в 1895- 107 тысяч. В 1906—1914 годы численность переселенцев здесь ещё более увеличивается и достигает без обратных переселенцев 3 миллионов 312 тысяч человек. В этот период увеличивается число выезжающих в Западную Сибирь и Среднюю Азию, удельный вес Восточной Сибири и Дальнего Востока уменьшается. Всего же в период с 1861 года по 1917 за Урал выехало (без вернувшихся) около 5 миллионов 300 тысяч человек.

В связи с началом Первой мировой войны переселенчество резко сокращается. Так, в 1913 году за Урал переселилось 337 тысяч человек, в 1914—232 тысячи, в 1915- 15 тысяч, в 1916- всего 2582 человека. Многие переселенцы возвращаются обратно: в 1911 году- 60 % от общего их количества.

Наряду с сельскохозяйственными переселенцами во 2-й половине XIX — начале XX века получило широкое распространение переселенчество наёмных рабочих, временно покидавших постоянное место жительства в поисках заработка. Проживая на новых местах порой длительное время, они тем не менее считались «пришлыми».Так, в Екатеринославской губернии в 1892 году постоянно находилось 213 тысяч «пришлых», в 1900- 434 тысячи, в 1910- 630 тысяч. В это же время большое количество временных рабочих ежегодно переезжало во многие губернии Новороссии, Северного Кавказа и Дальнего Востока.

2.3 Содержание столыпинской аграрной реформы

Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли". Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен черезполосых земель - отдельный компактный участок- отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности был кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам общине. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким путем 9,5 млн. га земли. Необходимо, однако заметить, что условия продаж были довольно жесткими- за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи. По свидетельству Н. Верта, эта политика была весьма разумной в отношении наиболее работоспособной части крестьян, она помогла им, но не могла решить аграрный вопрос в целом(крестьяне- бедняки не могли приобрести земли). Более того, выделение в отдельное хозяйство обычно не давало участки, достаточные для эффективной работы и даже кредиты дела существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли. По мнению Н. Эйдельмана массовое переселение было организовано для того, чтобы, не наделяя крестьян помещичьей землей(радикализм), обогатить одних крестьян за счет других, распустив общину и облегчив переход того, что принадлежало беднякам в собственность зажиточных мужиков. Оставшихся без земли должен был во-первых принять город, а во- вторых окраины, куда организуется переселение. С этой точки зрения Столыпин старался достичь компромисса общественных сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а с другой - обеспечить землей наиболее сознательную часть крестьянства, как предполагалось, опору самодержавия.

Перед тем как продолжить исследование переселенческой политики П. А. Столыпина, необходимо, на мой взгляд, провести поверхностный анализ заслуживающей внимания статьи кандидата исторических наук В. Пантелеева "Сибирская одиссея Столыпина".

В конце августа начале сентября 1910 года П. Столыпин и главноуправляющий землеустройством и земледелием А. Кривошеин совершили поездку по Сибири. По окончанию делегации был составлен отчет, с учетом которого Столыпин и Кривошеин выдвинули комплексную программу приватизации сибирской земли. В короткий срок был разработан пакет законопроектов и постановлений, направленных на введение частной собственности на землю в Сибири. Уже в ноябре 1910 года Главное управление землеустройства и земледелия направило в Государственную думу главнейший из тех документов- "Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казенных землях сибирских губерний и областей". Суть его была весьма решительна: без всякого выкупа предоставить землю сибирским сельским обывателям в собственность.

Проведение законопроекта в жизнь встретилось с немалыми трудностями: во- первых землеустроительные работы в Сибири не завершились(из- за нехватки государственных землемеров), а во- вторых не хватало средств.

Как еще одну причину можно выделить парадоксальную на первый взгляд проблему, которая, как показала история, имела очень важные последствия для всей Российской империи в целом: Сибирь, будучи "страной крестьянской" за правые партии на выборах в Государственную думу не голосовала(!). Состав сибирских депутатов был представлен исключительно оппозиционными тогдашнему политическому режиму партиями и оказал большое влияние на характер обсуждения законопроекта о землеустройстве крестьян Сибири. Почему я акцентировал внимание на этой проблеме, назвав ее общегосударственной?

Для ответа на этот вопрос необходимо отвлечься от общего хода повествования... Еще раньше, на выборах в первую Государственную думу вчера еще патриархальный мужик избрал думу без единого правого(!). Именно здесь и произошел первый серьезный прокол в испытанном лозунге "Царь и народ". Это означало, в свою очередь, крах новой политики государства, заключающейся в том, чтобы воплотить идею единения царя с народом в жизнь, найти опору самодержавию в виде патриархального крестьянского населения, "банкротство цезаризма". Не трудно догадаться о тех последствиях, которые, быть может только назревали в тот период, были незаметны, но которые обязательно дадут о себе знать немного позже...

Итак, вышеуказанный проект о землеустройстве оказался сибирским депутатам не по душе: они мотивировали это тем, что "сибирские старожилы, живя своей жизнью, никакого землеустройства не простят". Обсуждение законопроекта затянулось безрезультатно вплоть до прекращения деятельности IV Государственной думы. Правда, до смерти Столыпина работа шла сравнительно споро, но потом, как известно, после смерти премьера, законопроект лишился главной своей заводной пружины и работа затянулась.

Однако, еще в 1908 г. правительство приступило к размежеванию наделов крестьянских общин в Сибири. Интересно отметить один циркуляр, отправленный премьер- министром сибирским губернаторам: "не допуская каких- либо насилий над волею самих старожилов или новоселов, содействовать тому, чтобы сельские общества с общинным землепользованием перешли к владению личному". Местным чиновникам в беседах с населением рекомендовалось проявлять служебный такт и благожелательную настойчивость. Несомненно в этом предписании отразились новые подходы в попытках правительства провести фермеризацию России. Ведь в центральных областях насилие при создании хуторов и отрубов было обычной практикой.

В Европейской России попытки выделиться на хутора и отруба обычно вызывали сопротивление середняцкой части деревни(многие крестьяне психологически не могли освободится от общинного уклада жизни). В Сибири же община была заметно слабей, и крестьяне охотно шли на отделение. Именно относительная незрелость сибирской общины во многом делала коренного деревенского мужика, не говоря уже о переселенцах, надежным сторонником столыпинских преобразований.

Итак, вернемся к проблеме переселенческой политики. В задачу переселенческого управления, как это уже было сказано, входило разрешение насущного вопроса перенаселенности центральных губерний России. Основными районами переселения были Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток и Северный Кавказ. Правительство всячески поощряло заселение данных регионов: были устранены все препятствия и создан серьезный стимул для переселения в осваиваемые районы страны. Кредиты, отпускаемые переселенцам, увеличились в четыре раза по сравнению с периодом 1900-1904 гг. Проезд был бесплатным, специальные по конструкции, "столыпинские" вагоны, позволяли везти с собой скот и имущество.

2.4 Методы столыпинской аграрной реформы

До Столыпина правительство тоже старалось помогать богатым крестьянам - достаточно вспомнить льготные кредиты Крестьянского банка. Заметим, что Столыпин, напротив, отводил главенствующую роль в деле государственного поощрения не кредитам(т.е. денежным средствам), а говоря современным языком, вещественным рычагам. Действительно, деньги крестьянин мог попросту пропить, стать жертвой дельцов, финансовых воротил и чиновников. Именно поэтому Столыпин старался реализовать помощь в натуральном виде. Во- первых, путем создания развитой инфраструктуры: в зонах переселения правительство строило железные дороги, водохранилища, колодцы, школы. Так, к примеру, только медицинских пунктов было открыто около 500.

Крестьянин также получал помощь в виде семян, скота, инвентаря- все это можно было использовать только в хозяйстве: продать все это в Сибири было некому. В связке "государство- крестьянин" исключался перекупщик- торговец.

Говоря о методах проведения реформы нельзя не отметить, что они опирались на нажим аппарата, чиновников, полиции.(Ведь это была революция сверху!). Я уже упоминали, реформа реализовалась в то время, когда в стране царила обстановка расстрелов, виселиц, прямого насилия властей. Преступник он и есть преступник, но то, что сама власть с помощью военно-полевого суда, в состав которого Столыпин запретил включать юристов, расстреливает своих граждан- это было невиданно. За период с 1905 до 1909 года число казненных революционеров не превышало 2,4 тыс. человек (сравните с 2,7 тыс. убитых представителей власти), но это нанесло огромный моральный удар по властям. Столыпин создал прецедент: право власти карать без объяснений.

Столыпин утвердил и право власти вмешиваться в сугубо экономические отношения. Право государства на насилие в экономике впервые продемонстрировано в общероссийском масштабе именно Столыпиным в ходе его реформ.

2.5 Причины неудачи аграрной реформы

Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу.

Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной краха всего предприятия. Реформа не достигла ни политических, ни экономических целей, которые перед ней ставились. У крестьян не было достаточно материальных средств для того чтобы поднять свое хозяйство, чтобы купить новую технику, которая позволила бы повысить производительность, но столыпинский аграрный курс провалился и политически. Дело в том, что крестьяне не смогли забыть о помещичьей земле, даже "кулаки",грабя общинную землю, держали в уме и помещичью. Ко всему прочему, социальная напряженность в деревне не спала, а усилилась до предела. Опасность состояла в том, что брожение ушло в глубь и был неизбежен новый взрыв. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным приемником Столыпина - главным управляющим землеустройством и земледелием А.В. Кривошеиным.

Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Столыпинская аграрная реформа проводилась в условиях сохранения помещичьего землевладения. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.

2.6 Итоги реализации аграрной реформы

Каковы же были итоги столыпинского аграрного курса, который был последней ставкой царизма в борьбе за существование? Удалась ли аграрная реформа по Столыпину? Историки в основном считают, что результаты были очень далеки от ожидаемых... По мнению В. Бондарева, реформирование аграрных отношений, наделение крестьян правом частной собственности на землю удалось лишь частично, при этом сохранилось антагонистическое противоречие между крестьянами и помещиками; проведение землеустроительных работ, отделение крестьян он общины удалось в незначительной мере- около 10% крестьян выделилось из хутора; переселение крестьян в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток в какой- то степени удалось. Это- выводы, для объективной оценки необходимо обратится к основным цифрам и фактам.

Примерно за десять лет только 2,5 млн. крестьянских хозяйств удалось освободится от опеки общины. Движение за упразднение "мирского" правления на селе достигло наивысшей точки между 1908 и 1909 гг. (около полмиллиона запросов ежегодно). Однако впоследствии это движение заметно сократилось. Случаи полного роспуска общины в целом были крайне редкими(около 130 тыс.). "Свободные" крестьянские землевладения составили лишь 15% общей площади обрабатываемой земли. Едва ли половине работавших на этих землях крестьян (1,2 млн.) достались отруба и хутора, закрепленные за ними постоянно, в частную собственность. Собственниками смогли стать лишь 8% общего числа тружеников, но они терялись в масштабах страны.

Землеустроительная политика не дала кардинальных результатов. Столыпинское землеустройство, перетасовав надельные земли, не изменило земельного строя, он остался прежним- приноровленным к кабале и отработкам, а не к новейшей агрокультуре указа 9 ноября.

Деятельность крестьянского банка также не дала желаемых результатов. Всего за 1906- 1915 гг. банк приобрел для продажи крестьянам 4614 тыс. десятин земли, подняв цены с 105 руб. в 1907 г. до 136 руб. в 1914 г. за десятину земли. Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заемщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников. Все это подрывало доверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз.

Переселенческая политика наглядно продемонстрировала методы и итоги столыпинской аграрной политики. Переселенцы предпочитали обосновываться в уже обжитых местах, таких как Урал, Западная Сибирь, нежели заниматься освоением безлюдных лесных зон. Между 1907 и 1914 гг. 3,5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: