Права ребенка и защита детей.




Система защиты детей должна быть направлена на защиту от насилия, ненадлежащего обращения, пренебрежения и эксплуатации. В данной теме важно разобраться с терминологий.

Защита прав ребенка это приверженность и поддержка фундаментальных принципов Комитета ООН по правам ребенка.

Защита детей - защита от насилия, ненадлежащего обращения, пренебрежения и эксплуатации.

Из источника Working Together to Safeguard Children 2013(«Совместное обеспечение безопасности детей», 2013 г.) обеспечение безопасности и повышения благополучия детей включает в себя:

-защиту детей от ненадлежащего обращения,

-предотвращение угроз здоровью и развитию детей,

-обеспечение воспитания детей в атмосфере безопасности и эффективной опеки,

-предоставление наилучших возможностей и обеспечение успешного перехода во взрослую жизнь.

Защита детей является частью обеспечения безопасности и повышения благополучия детей. Это деятельность, предпринимаемая для защиты конкретных детей, которые понесли, либо имеют риск понести существенный вред.

Не существует четко установленных критериев, какой вред является существенным — это может быть результат какого-либо отдельного травмирующего события или общий эффект продолжительной негативной обстановки и неблагоприятных событий.

“Некоторые дети живут в семьях и социальных условиях, где их здоровью и развитию уделяется недостаточно внимания. Негативный эффект от длительного эмоционального, физического или сексуального насилия приводит к расстройству, которое является существенным вредом” *

Если развитие или состояние ребенка не соответствует норме, необходимо установить, является ли это следствием ненадлежащего выполнения родительских обязанностей. Находится ли развитие ребенка в опасности из-за конкретных действий или бездействия родителей или других ответственных взрослых? Существуют ли меры, которые эти взрослые реально могли бы предпринять, чтобы исключить эту опасность? Если ребенок страдает по причинам, на которые взрослые, ответственные за этого ребенка, повлиять не могут, то это не может рассматриваться как проблема защиты детей.

Но это не значит, что не нужно оказывать поддержку!

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) так определяет ненадлежащее обращение с детьми - все типы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях, что приводит к нанесению реального или потенциального вреда здоровью, выживаемости, развитию или достоинству ребенка в контексте взаимосвязи ответственности, доверия или власти.

Любое жестокое поведение, которое приводит или имеет вероятность привести к существенному нанесению вреда, должно быть расследовано с целью предотвращения вреда ребенку.

Защита детей понимается, как защита детей от жестокости, эксплуатации, насилия и пренебрежения. Статья 19 Конвенции ООН о правах ребенка предписывает защиты в семье и вне семьи.

Система по защите детей представляет собой набор институтов, обычно государственных, нацеленных на осуществление защиты детей и несовершеннолетних и повышение благополучия в семьях.

Система по защите детей по определению UNICEF это набор законов, нормативных актов, осуществляемая политика и предоставляемые услуги, необходимые во всех социальных секторах, для поддержки профилактики и реагирования на риски, связанные с защитой детей.

Такие системы одновременно являются частью системы социальной защиты, но и выходят за ее пределы. Что касается профилактики, цель таких систем, то это поддержка и укрепление семей в целях сокращения социальной изоляции, а также уменьшения таких рисков, как отрыв ребенка от семьи, насилие и эксплуатация.

Факторы, учитываемые при определении существенного вреда*:

- природа вреда: результат плохого обращения или неоказания надлежащего ухода;

- развитие ребенка в контексте семьи и широкого окружения;

- влияние на здоровье и развитие ребенка;

- индивидуальные особенности, такие как медицинские патологии, коммуникативные расстройства или инвалидность, которые могут повлиять на развитие и уход за ребенком в семье;

- способность родителей по надлежащему уходу за ребенком;

- более масштабные общественные факторы.

Ненадлежащее обращение с детьми может приводить к задержке в физическом, когнитивном, эмоциональном и социальном развитии, кондуктивному расстройству, эмоциональному расстройству, правонарушениям и преступной деятельности, рискованному поведению, зависимости и суициду.

Последствия ненадлежащего обращения в детстве, в случае непринятия мер, могут отразиться на взрослой жизни и привести к проблемам с физическим и психическим здоровьем, ограниченным возможностям трудоустройства, социальной изоляции, насилию над партнером (домашнее насилие), злоупотреблениями в воспитании своих детей.

Таким образом, ненадлежащее обращение является проблемой общественного здравоохранения, так как его существование влияет не только на конкретных людей, подвергнутых такому обращению, но и на благополучие общества в целом.

Существенный вред – трудный вопрос. Многие дети живут в неблагоприятных условиях это дети в учреждениях, дети с оружием в руках, дети в бедствующих регионах, работающие дети, дети, не получающие образования, а также во многих иных условиях.

Как можно защитить детей, если такое положение дел в данном сообществе считается нормальным или неизбежным?

 

1.Национальные и международные институты могут работать одновременно над информированием общественности о вреде, который наносит ненадлежащее обращение.

2.Системы защиты детей могут основываться на местных законодательных актах либо на 19 статье комитета ООН по правам ребенка.

3.Государственные институты и НПО могут способствовать переменам, работая с сообществами над искоренением ненадлежащих подходов и уделяя внимание проблемам защиты детей.

*«Совместное обеспечение безопасности детей: руководство по межведомственной работе по обеспечению безопасности и повышению благополучия детей», 2010 г

Права ребенка и защита детей.

К видам ненадлежащего обращения относятся: физическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение, эмоциональное насилие. Существуют другие проявлениям ненадлежащего обращения такие как:

- эксплуатация детского труда, в сфере интимных услуг, бытовое рабство, принуждение к попрошайничеству, воровству и другим преступлениям;

- эксплуатация детей с целью мошенничества с пособиями и изъятия органов, а также незаконное перемещение с любой целью, включая вышеназванные;

- эксплуатация и ненадлежащее обращение с помощью технических решений, включая Интернет, телефон, создание непристойных снимков, склонение или принуждение ребенка к сексуальным отношениям через Интернет;

- дети также могут пострадать от влияния небезопасных веществ, таких как наркотики, либо от злоупотребления алкоголя опекунами, и подвергнуться влиянию откровенных изображений или текстов;

- просмотр, изготовление, владение и распростанение откровенных изображений и/или текстов, связанных с детьми;

- домашнее насилие.

Домашнее насилие – это любой вид доминирования, травли, угроз или жестокого поведения между людьми, состоящими в каких-либо отношениях. Но это не только физическое насилие – домашнее насилие включает эмоциональное, физическое, сексуальное, финансовое и психологическое насилие. Мужчины и женщины могут быть как жертвами, так и виновниками домашнего насилия. Домашнее насилие может причинить существенный вред детям и подросткам. Наблюдение эпизодов домашнего насилия является ненадлежащим обращением с детьми, а подростки могут подвергаться домашнему насилию, находясь в отношениях.

- Сексуальная эксплуатация.

Сексуальная эксплуатация детей является видом сексуального насилия. Дети, вовлеченные в ситуацию или отношения, связанные с эксплуатацией, получают вознаграждения (такие, как подарки, деньги или заботу) за выполнение сексуальных действий или за выполнение с ними сексуальных действий другими лицами. Детям или подросткам обманом внушают, что они в отношениях, построенных на любви и по обоюдному согласию. Их приглашают на вечеринки, дают наркотики и алкоголь. За ними также ухаживают в Интернете. От сексуальной эксплуатации также могут страдать несовершеннолетние, входящие в преступные группировки.

- Незаконное перемещение детей.

Незаконное перемещение уязвимых несовершеннолетних в другие страны с целью сексуальной эксплуатации, вовлечения в мелкое воровство, бытовое рабство, детский труд, незаконного получения пособий и изъятия органов. Наиболее уязвимы дети и подростки, проживающие в учреждениях (исследование в Молдове показало, что вероятность перемещения таких детей на 10% больше).Риск нелегального усыновления, в том числе за рубеж. Более уязвимыми считаются дети, проживающие в интернатных учреждениях. К факторам уязвимости относятся:

- инвалидность, особенно нарушения обучаемости, специальный выбор детей инвалидов;

- финансовые условия – бедность и отсутствия перспективы будущего заработка;

- детям проще «пропасть» при отсутствии ответственности родителей\родительской организации (государства);

- недостаточный контроль за детьми;

- склонность к рискованному поведению;

- потребность в эмоциональной зависимости;

- найденные дети часто помещаются в интернатные учреждения страны назначения или транзита;

- дети, которых вернули в интернатные учреждения;

- более высокий риск быть снова подвергнутым незаконному перемещению вместе с другими детьми.

Бездомные дети - это дети, живущие на улице, включая детей, которые проводят день на улице и возвращаются ночевать в учреждения или домой. Данная категория детей имеет увеличенный риск такие как: агрессия и нападения, употребление наркотиков и алкоголя, физические и психические заболевания, изнасилования, незаконное перемещение, сексуальная эксплуатация, тяжелые формы детского труда.

Существуют потенциальные индикаторы ненадлежащего обращения*:

- детский труд;

- плохая посещаемость школьных занятий;

- посещение школы в состоянии усталости;

- травмы от оборудования, инструментов и др.;

- регулярные пропуски школы, например, в период сбора урожая либо опоздания после работы по утрам и др.;

- задержка в развитии из-за плохого образования, отсутствие времени для игр;

- физические индикаторы, такие как недостаток витамина D при работе в шахте, свидетельства выполнения физической работы за пределами физических возможностей ребенка.

Сложнее идентифицировать проблему у детей, не посещающих школу и не контактирующих со службами.

К индикаторам сексуального насилия можно отнести:

- дети, демонстрирующие знания или интерес в сексуальных действиях, несоответствующих их возрасту;

- дети, использующие сексуальные термины или обладающие знаниями сексуального характера, несвойственными их возрасту;

- дети, которые просят других совершать сексуальные действия или играть в сексуальные игры;

- дети с заболеваниями сексуального характера, включая раздражение в генитальной или анальной области, инфекции, передающиеся половым путем;

- беременность.

Сексуальное насилие подразумевает принуждение или склонение ребенка или подростка к сексуальным действиям, не обязательно с высоким уровнем насилия, независимо от того, осознает ли это ребенок или нет. Включает сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних. Также может принимать формы бесконтактных действий, таких как создание порнографических снимков или фильмов. Сексуальное насилие не совершается исключительно взрослыми мужчинами. Женщины могут также совершать сексуальное насилие, также как и другие дети.

Пренебрежение нуждами характеризуется:

- дети, дома у которых грязно и небезопасно;

- голодные и грязные дети;

- плохо одетые дети, например без зимней одежды;

- дети, живущие в опасной среде, например, рядом с наркотиками, алкоголем и насилием;

- дети, часто проявляющие злобу, агрессию или причиняющие себе вред;

- дети, не получающие базовое медицинское обслуживание;

- родители, не прибегающие к помощи здравоохранения, когда их дети болеют или получают травмы.

Постоянная нехватка базовых физических и психологических потребностей ребенка часто приводит к серьезным проблемам со здоровьем и развитием ребенка. Родители или опекуны могут не справляться с достаточным обеспечением ребенка пищей, одеждой, домом, заботой или доступом к необходимому медицинскому обслуживанию или лечению. Также может присутствовать пренебрежение или равнодушие к базовым эмоциональным потребностям ребенка.

Эмоциональное насилие:

- дети, демонстрирующие особенную замкнутость, боязнь или опасающиеся сделать что-то неправильно;

- родители или опекуны, которые отстраняются от своего ребенка, проявляют равнодушие;

- родители или опекуны, обвиняющие ребенка в своих проблемах;

- родители или опекуны, унижающие ребенка, например, оскорбляя или делая негативные сравнения.

Постоянное ненадлежащее эмоциональное обращение с ребенком приводит к серьезным и стойким негативным последствиям для эмоционального развития ребенка. Ребенку дают понять, что он бесполезный и нелюбимый, несовершенный и нужный только тогда, когда удовлетворяет потребности другого человека. Также встречается возложение на ребенка ожиданий, не адекватных его возрасту или текущему уровню развития.

К потенциальным индикаторам незаконного перемещения относятся:

- ребенок попал в страну нелегально, не имеет личных документов или владеет подделкой;

- поездка или виза ребенка была подготовлена не самим ребенком или его семьей, а кем-то другим;

- ребенок не может дать информацию о месте проживания или другую личную информацию;

- ребенок демонстрирует признаки ненадлежащего обращения или пренебрежения;

- ребенка заставляют работать дома или еще где-либо, или он должен деньги кому-либо;

- ребенка сопровождает взрослый, который настаивает на постоянном сопровождении ребенка;

- ребенок ограничен в свободе передвижения или иногда пропадает;

- за ребенком присматривают взрослые, не являющиеся его родителями, и уровень отношения к ребенку оставляет желать лучшего;

- кроме ребенка, по тому же адресу находятся еще несколько детей;

- ребенок ранее пропадал, неожиданно переезжал или присутствуют пробелы в его биографии;

- ребенок не зарегистрирован в школах, учреждениях здравоохранения и др.

Физическое насилие:

- дети, часто получающие травмы;

- дети с необычными или необъясненными переломами;

- дети с необъясненными: синяками или порезами, ожогами, следами укусов.

Может включать удары, тряску, броски, отравление, ожоги, утопление, удушение, ошпаривание и другие виды физического вреда ребенку.

Ребенок сам прямо или косвенно раскрывает информации о том или ином ненадлежащем обращении различными способами в ходе беседы, в игре, с помощью рисования, письма и демонстрированием поведения.

В случае, если ребенок сообщает о ненадлежащем обращении, существует несколько действий, которые можно предпринять. Внимательно выслушать ребенка, сказать, что он правильно поступил, сказать, что это не его вина, скажите, что вы доверяете ему. При этом не стоит разговаривать с предполагаемым виновником. Объясните ребенку, что вы будете делать дальше, кому обратитесь и что скажите. Не откладывайте сообщение о ненадлежащем обращении.*

Почему же дети сообщают о ненадлежащем обращении к ним?

Существует множество причин или триггеров, которые могут привести к тому, что ребенок сообщит о ненадлежащем обращении, в том числе: понимание того, что ненадлежащее обращение, которому он подвергся, является неправильным, неспособность больше справляться с ненадлежащим обращением, ненадлежащее обращение ухудшается, желание защитить других детей от ненадлежащего обращения, желание видеть виновника наказанным, наступление этапа, когда он доверяет кому-либо в достаточной мере, чтобы рассказать о случившимся, когда кто-либо замечает какие-либо признаки и напрямую задает вопросы.*

Если ребенок рассказывал кому-то, то чаще всего это были друзья или мама. Если было рассказано специалисту, то это чаще всего был учитель. Когда он рассказывал об этом маме, это обычно объясняется тем, что он хотел прекратить ненадлежащее обращение. Когда он рассказывал об этом другу, это происходит чаще всего, чтобы получить эмоциональную поддержку. Друзья с большей вероятностью замечают признаки ненадлежащего обращения и задают вопросы, побуждающие к сообщению о ненадлежащем обращении. *

После того, как дети сообщают кому-либо о ненадлежащем обращении, в то время когда оно происходило, менее половины заявили, что оно прекратилось. Причины ненадлежащего обращения не были предотвращены, так как человек, которому рассказали об этом не услышал или не распознал ненадлежащее обращение, отрицал или игнорировал то, о чем говорил молодой человек, предпринял недостаточные или не приносящие пользы меры или привлек к участию предполагаемого виновника. Дети зачастую чувствовали, что их подвели, когда семьи пытались разобраться с раскрытием информации «сами», не сообщая о ненадлежащем обращении соответствующим службам по оказанию помощи.*

К детям с повышенным риском ненадлежащего обращения относятся: младенцы и дети ясельного возраста, подростки и молодежь, дети-инвалиды и дети, проживающие в учреждениях.

Младенцы и дети ясельного возраста от 0-12 месяцев очень уязвим ко всем формам ненадлежащего обращения. Повышенный риск в возрасте до 3 лет - риск уменьшается по мере взросления ребенка. Физическая уязвимость, уровни понимания, психологические и неврологические этапы развития являются причиной наиболее высокого риска.

Молодежь, подростки и молодые люди (13-20) подвергаются повышенному риску эксплуатации по нескольким направлениям. Особенно повышенный риск сексуальной эксплуатации. Это самая большая возрастная группа, подверженная риску психических расстройств, причинению себе вреда и самоубийств. Происходит главным образом по причине их быстрого развития - физически, сексуально, когнитивно и эмоционально - по мере их перехода во взрослую жизнь. Это приводит к более частому рискованному поведению. Молодежь экспериментирует с независимостью и как последствие их поведения и уязвимости они могут быть выбраны взрослыми в качестве жертвы.

Дети-инвалиды значительно чаще подвергаются ненадлежащему обращению, чем здоровые дети. Ненадлежащее обращение зачастую становится нераспознанным и недостаточно освещенным. В нескольких исследованиях приводятся данные о недостаточной освещенности в Великобритании и других странах (Stalker и др., 2010 г.). Число случаев ненадлежащего обращения с детьми-инвалидами в 3.4 раза выше, чем со здоровыми детьми (Sullivan and Knutson, 2000 г.). Дети с коммуникативными расстройствами или "расстройствами поведения" в 5-7 раз чаще подвергаются риску ненадлежащего обращения.

Проведение больших периодов времени вне дома, особенно в специальных учреждениях, является фактором риска ненадлежащего обращения, и этот риск усугубляется в отношении детей-инвалидов. Исследователи изучили особую уязвимость детей-инвалидов, проживающих в специальных учреждениях, связывая это с особенностью жизни в специальном учреждении, проблемами с управленческим и обслуживающим персоналом и разлучением детей с родителями и другими людьми, которым они доверяют и которые способны понимать их методы коммуникации.

Международные данные о детской смертности:(https://www.who.int/violence_injury_prevention/violence/world_report/factsheets/en/childabusefacts.pdf?ua=1)

- по оценкам, 57 000 детей стали жертвами убийств в 2000 г.;

- многие случаи детской смерти обычно не расследуется, и вскрытие не производится;

- наиболее распространенной причиной смерти является черепно-мозговая травма, сопровождаемая травмами брюшной полости и умышленным удушением;

- самый высокий уровень детской смертности наблюдается среди детей в возрасте 0-4 лет.

Международные данные о ненадлежащем обращении с детьми:

- ежегодно во всем мире около 40 миллионов детей в возрасте до 15 лет подвергаются ненадлежащему обращению;

- согласно некоторым исследованиям, от одной четверти до половины детей сообщают о жестоком и частом физическом насилии, в том числе о том, что они подвергаются побоям, избиению ногами или связыванию родителями;

- существенное количество суровых наказаний в виде побоев, ударов руками, ногами или избиений также происходит в школах и других учреждениях;

- многие дети подвергаются психологическому или эмоциональному насилию, а также пренебрежению, однако истинные масштабы данных проблем неизвестны.**

Международные данные о сексуальном насилии над детьми:

- до 36% девочек и 29% мальчиков страдали от сексуального насилия;

- до 46% девочек и 20% мальчиков испытали сексуальное принуждение (57-я сессия Комиссии ООН по правам человека);

- по оценкам Всемирной организации здравоохранения, 150 миллионов девочек и 73 миллиона мальчиков в возрасте до 18 лет подвергались насильственным половым сношениям или другим формам сексуального насилия в 2002 году (ВОЗ, 2004).

Возникновение сексуального насилия в семье получает все более широкое признание.

Согласно большинству отчетов о сексуальном насилии над девочками виновником является член семьи мужского пола, не являющийся отцом или отчимом. (ВОЗ, 2005 г).***

Международные данные о детском труде.

В 2004 году 250 миллионов детей в возрасте 5-14 лет были вовлечены в сферу детского труда. Из них 126 миллионов были заняты на работах повышенной опасности (По оценкам Международной организации труда (МОТ)).

По оценкам 2000 года:

- 7 миллионов детей были вовлечены в принудительный или кабальный труд;

- 1.8 миллионов детей были вовлечены в проституцию и порнографию;

- 1.2 миллионов детей стали жертвами торговли людьми в качестве секс-работников, современной формы рабства. (Международное бюро труда, 2006 г.)***

Международные данные о домашнем насилии.

От 133 до 275 миллионов детей во всем мире ежегодно становятся свидетелями домашнего насилия (ЮНИСЕФ, 2006 г.)

Исследования, проведенные в Китае, Колумбии, Египте, Мексике, на Филиппинах и в Южной Африке, показывают тесную взаимосвязь между насилием в отношении женщин и насилием в отношении детей (ВОЗ, 2002 г.).

Исследование, проведенное в Индии, показало, что домашнее насилие в семье увеличивает риск насилия в отношении детей в 2 раза (Журнал Педиатрической психологии I, 2000 г.) ***

Международные данные о жестоком отношении сверстников

Согласно одному исследованию, от 20 до 65% детей школьного возраста сообщали о том, что за последние 30 дней они подвергались устному или физическому жестокому отношению со стороны сверстников. Это был доклад Глобального обследования здоровья детей школьного возраста, подготовленный на основании данных многих развивающихся стран. Жестокое обращение сверстников также часто встречается в промышленно развитых странах (Исследование здоровья детей школьного возраста (HBSC), 2004 г.)** *

* https://www.unicef.org/protection/57929_child_labour.html

** https://www.nspcc.org.uk/preventing-abuse/signs-symptoms-effects/what-to-do-child-speaks-out-about-abuse/

***https://www.internationalcap.org/abuse_statistics.html

https://www.internationalcap.org/abuse_statistics.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: