Хэбденек – Новый год по эвенски




Приложение 1

Эвенки

Эве́ны (эвенск. эвен, устар. ламуты; муж.род — эвен, жен.род — эвенка) — сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.

Согласно одной из версий о происхождении, прародина тунгусов находилась в районе Байкала. Как этнос эвенки сложились на основе смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, расселявшимися из Прибайкалья и Забайкалья с конца 1-го тысячелетия нашей эры. В русских источниках известны с ХП века.

Другая версия рассматривает процесс формирования эвенков, как взаимодействие протоюкагирского населения с продвинувшимися на север горно-степными скотоводами с восточных отрогов Большого Хингана (уванями). В новых условиях увани перенесли свои скотоводческие навыки на северных оленей. Согласно источникам их «впрягали в телеги», а затем стали использовать как вьючно-верховых животных.

В этнокультурном плане эвенки не являются едиными. В письменных источниках упоминаются «пешие», «бродячие» и «кочевые» тунгусы. В основе этих отличий лежит хозяйственная направленность различных территориальных групп эвенков, в соотношении основных видов хозяйственной деятельности - оленеводства, охоты и рыболовства.

Культурное своеобразие отдельных групп сформировалось под влиянием соседних народов: самодийцев, якутов, бурят, народов Амура.

Эвены около 2000 лет назад одомашнили северного оленя и приобрели навыки оленеводства, которое остается их основным занятием до настоящего времени. Эвены - единственный народ, который ездит верхом на олене.

Эвены в ряду камчатских аборигенов стоят несколько особняком. По происхождению и культуре они схожи с эвенками (тунгусами). Русские, придя на Камчатку, называли эвенов, кочевавших по Охотскому побережью, ламутами, т. е. «живущими возле моря», а пастухов - орочами, т. е. «оленными людьми».

Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом.

Из ремесел самым распространенным у эвенов было кузнечное дело.

Жилищем камчатским эвенам служил цилиндрическо-конический чум, по устройству похожий на корякскую ярангу. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход. В отличие от других народов Камчатки эвены не практиковали широко ездового собаководства.

Сегодня эвены компактно расселяются в Быстринском районе - поселке Эссо и селе Анавгай, в Пенжинском районе - в селах Слаутное и Аянка.

Основное занятие «пеших», или «сидячих» эвенков – охота на оленя, лося, кабаргу, медведя и др. Позднее, после появления в Сибири русских купцов развития товарообмена главное место в хозяйстве эвенков занял пушной промысел.

Оленеводство имело в основном транспортное значение. Оленей использовали верхом и под вьюк, доили. Преобладали небольшие стада.

Зимние стойбища состояли из 1-2 чумов, летние до 10, имели конический остов на каркасе из шестов, покрытых нюками из ровдуги или из шкур (зимой) или из бересты летом. Местами были известны полуземлянки, заимствованные у русских жилища, якутская юрта-балаган.

 

Эвенкийская национальная одежда

 

Эвенкийская национальная одежда делится на производственную, бытовую, праздничную, свадебную, погребальную. Основное различие состоит в количестве украшений и новых материалов, а не в покрое одежды. Мужская и женская одежда также имеет единый покрой и отличается размером, наличием украшений и отделкой.

Широкое распространение получила верхняя одежда типа «кафтан». Кафтан шили из летней или осенней шкуры оленя, ровдуги и замши. Этот древнейший вид верхней одежды был распашным, с расширяющимися книзу полами. Борта кафтана, отороченные мехом или полоской из ткани, не сходились, а закреплялись замшевыми завязками.

Другой тип эвенкийского кафтана – короткий спереди и длинный сзади напоминает фрак. Эвенки называли его «хвост) (иргинды).

Самая примечательная часть эвенкийского национального костюма и неотъемлимое дополнение распашного кафтана – нэл (нагрудник). Он закрывал открытую часть груди и тесемками завязывался на шее и талии. Мужской нагрудник обычно заканчивался острым углом, а женский – прямым. Весь нагрудник орнаментировался, расшивался бисером, по краям пришивался мех.

Также как и одежда различались промысловый, дорожный, повседневный и праздничный варианты обуви. Промысловая обувь обычно была короткой и шилась из ровдуги или камуса. Подошва зачастую сшивалась из оленьих «щеток» мехом наружу с мехом направленным к носку. Такая обувь удобна, практична и не скользит.

Дорожная обувь была высокой. Передняя полоса украшалась бисерной нашивкой. Бытовая обувь шилась из ровдуги и длиной была до колена. Поверх иногда надевалась меховая туфелька короткая туфелька «дэктевун».

Праздничная обувь отличалась от других нарядностью, расшивалась бисером и доходила до колен у женщин, а у мужчин была выше колен.

Эвенский праздник "Нургэнэк"

(встреча нового года по эвенскому календарю)

Хэбденек – Новый год по эвенски

Этот праздник отмечается в день летнего солнцестояния. По представлениям эвенов небесные ворота открываются только 22, 23 и 24 июня.

Праздник "Хэбденек" в переводе с эвенского означает веселье, он приурочен ко дню летнего солнцестояния. В народном календаре эвенов он считается днем рождения нового солнца и началом нового года".

На празднике эвенские старейшины провели традиционные ритуалы - зажжение священного костра, кормление огня, встречу нового солнца и очищение дымом можжевельника. По поверьям эвенов, в день летнего солнцестояния открываются двери межу мирами, что дает возможность донести до высших сил свои просьбы. Поэтому участники празднества загадывают желания, завязывая ленточки на особой веревке "дэлбургэ". Кульминацией праздника стал эвенский хоровод "хэде", когда двигаясь в танце по кругу под звуки бубнов, люди ритмично поднимают и опускают руки.

В полночь начинается ритуал встречи Нового года. Возле священных деревьев разжигают два ритуальных костра и подкладывали в огонь веточки можжевельника, дым которого очищает от скверны. Перешагивая через первый ритуальный костер, прощаемся со старым годом, с лютой зимой, оставляем в огне свои невзгоды. Перешагнув второй ритуальный костер, переходим к рождающемуся Новому году. Все участники обряда мысленно обращаются к Солнцу: «Пусть Новый год принесет мне счастья!..» Подходят к двум лиственницам, между ними натянута веревка – дэлбургэ, и привязывают свой лоскуток, загадывая заветное желание. Потом берутся за руки и образуют большой круг: наш круг символизирует Солнце, а руки - его лучи. Свой эвенский танец «Норгали» (с эвенского языка «Танцуй!») мы посвящаем Новому Солнцу и Новому году.

Проходит этот праздник в этнокультурном центре «Мэнэдек» в с.Анавгай Быстринского района.

Программа фольклорного праздника "Нургэнэк"

В программе празднования 21-го «Нургэнэка» была проведена серия следующих мероприятий, в которых приняли участие жители и гости Быстринского района.

18 июня в детском саду «Родничок» состоялся детский фольклорный праздник «Нургэнэкэкэн»: «Ырыыр бидэн Нюльтен!» (Пусть всегда будет Солнце!). Дети и педколлектив подготовили рисунки, песни и сказки, игры и стихи по данной теме. В заключение прошел 15-минутный танцевальный марафончик. А в 18 часов в Доме культуры состоялась презентация этно-лирических фильмов Александра Яковлевича Слугина, директора Быстринского этнографического музея, «Дар шамана» и «Рожденный дважды» об эвенских отшельниках Прасковье Егоровне Тылкановой и Николае Фомиче Ичанга.

19 июня жители и гости познакомились с выставкой рисунков-иллюстраций к сказкам К.С.Черканова, а затем познакомились с творческой деятельностью К.С.Черканова на вечере «Мне сказок известны приметы!..». На вечере звучали очерки, рассказы и песни, инсценированные сказки «Мудрый» и «Живительная вода», первого лауреата литературной премии им. Г.Г.Поротова. Песни в исполнении дочери К.С.Черканова – Дианы Кучеренко и эвенских мастериц из Якутии, воспоминания Н.П.Сычевой и дочерей.

20 июня на эвенском стойбище «Мэнэдек» прошел 21-й эвенский фольклорный праздник «Нургэнэк». В программу праздника были включены: эвенский обряд очищения можжевельником и приношение огню «Улекич»; с приветственными словами обратились к жителям и гостям Быстринского района – глава Быстринского муниципального района М.Н.Логинов, глава Анавгайского сельского поселения Наумкин Н.И. и специалист по межнациональным общественным связям Комарова С.В.; в концерте-марафоне приняли участие анс. «Нулгур» (рук. Г.Федотова), молодежный анс. «Коритэв» из г.Петропавловска-Камчатского (рук. Г.Кравченко), эвенские мастерицы из Якутии и хозяева праздника - детский анс. «Орьякан» (рук. В.Жданова) и анс. «Нургэнэк». Участники праздника познакомились с быстринскими мастерами по традиционному декоративно-прикладному творчеству, а их в районе не мало; в театрализации сказок народов Севера приняли участие коллектив Быстринской централизованной библиотечной системы из с. Эссо, коллектив детского сада «Родничок», сказители Александра Симонова из г. Петропавловска-Камчатского, Акулина Трайзе из Якутии, Ятты Укипа и сестры Черкановы из с. Анавгай; в национальной игровой программе «Тундра не любит слабых!» приняли участие три команды: молодежная команда «Мут Камчаткат» (Наша Камчатка), анавгайская команда «Мян» (Десять) и интернациональная команда «Якита» (Лиственница).

21 июня в Доме культуры эвенские мастерицы из Якутии провели мастер-класс «Возрождая традиции предков». Вышивание подшейным волосом оленя продемонстрировала Алена Корякина, о выделке и обработке оленьих шкур, вышивание бисером, о работе с кожей и мехом, об эвенском орнаменте рассказали Акулина Трайзе и Аксинья Ефимова. Гости подарили этнокультурному центру «Мэнэдек» выкройки, материалы о якутских мастерах и по традиционному декоративно-прикладному творчеству эвенов Якутии на электронных носителях.

С 18 часов 30 минут начался часовой детский национальный танцевальный марафон на эвенском стойбище, в нем приняли участие 11 детских пар в возрасте с 7 до 14 лет. После награждения был объявлен старт трехчасовому взрослому марафону, в котором приняли участие 9 молодежных танцевальных пар, это студенты высших и средних учебных заведений, работающая молодежь. Победителями стали Татьяна Инданова из Анавгая и Владимир Етнеут из Паланы, на втором месте Ульяна Инданова из Анавгая и Артур Ефремов из Усть-Хайрюзово, на третьем месте анавгайцы Ольга Кучеренко и Максим Адуканов. Самыми смелыми парами были названы 14-летние учащиеся Анавгайской школы Валерия Мандятова и Леонид Укипа, Альбина Инданова и Владимир Пелат. Два марафона «жюрили» бывшие артисты знаменитого ансамбля «Мэнго» Марина Беляева и Елизавета Долган, этнограф из Франции Александра Лаврилье.

В течение праздника для участников большого праздника готовилась уха из свежей рыбы, пышные лепешки под душистый чай гостеприимными поварами Татьяной Осипчук, Аллой Солодиковой и Александрой Андриановой и их помощниками.

Ровно в полночь с 21 на 22 июня состоялся обряд встречи нового Солнца и нового Года по эвенскому традиционному календарю. Под ритм бубнов и потрескивание костра все прошли обряд очищения и привязали лоскутки-желания к «гилбэр» - веревке, натянутой между двумя лиственницами, что означают птицу-мать и птицу-отца. Все участники вышли на большую поляну и, взявшись за руки, исполнили танец «Норгали», круг символизировал солнце, а руки – солнечными лучами. Потом долго над поляной разносилось эхо: «Анн,ымты анн,ынын!..», «С новым Годом!..», «С новым Солнцем!..»

Цель тура: показать жизнь, быт оленеводов, пожить этой жизнью, принимая непосредственное участие. Ознакомиться с историческим этносом эвенков, опробовав национальную кухню, принять участие в национальных обрядах, катание на оленях и якутских лошадях. Запечатлеть водные и сухопутные дикие природные красоты природы, принять участие в рыбалке, охоте, сбор ягод, грибов. Приобрести национальные сувениры.

Эвенское стойбище «Мэнэдек»

В переводе с эвенского языка слово «Мэнэдек» означает «стойбище». Именно так называется этнокультурный комплекс, который находится в двух километрах от села Анавгай Быстринского района, на берегу горной реки.

На территории комплекса можно увидеть корякские и эвенские жилища – яранги и юрты, мамычки и балаганы – сооружения, в которых хранят одежду и утварь.

Комплекс создали артисты ансамблей «Орьякан» и «Нургэнэк» совместно с жителями села Анавгай.

Летом туристы могут попробовать там юколу и знаменитую уху из лосося, зимой – анавгайскую шурпу из оленины.

Вы посидите в юрте у костра, вам предложат целебный, ароматный «Камчатский фиточай» из ягод и сборов трав, традиционные лепешки.

Вы можете пожить в традиционном жилище местных народов под одной с ними крышей, познакомиться с их обрядами, обычаями и традициями. Вы сможете научиться танцевать народные танцы, узнать местные сказки и легенды, пройти обряд очищения.

Для желающих проводятся мастер-классы – плетение из бисера, выделка шкур, резьба по дереву и кости, плетение из бересты. Можно отправиться на пешую или конную прогулку по окрестностям стойбища, принять участие в национальных играх - прыжки на медвежьей шкуре и через нарты, метание чаута (лассо), перетягивание посоха. Вы встретитесь и с северными оленями, непременными спутниками кочевников, сможете побывать на концерте дипломантов и лауреатов областных, всероссийских и международных фестивалей народных эвенских ансамблей.

На территории стойбища проводятся ежегодно такие крупные мероприятия как:

· «Берингия» - соревнования на собачьих упряжках, начало – 2-ое воскресенье марта;

· Детский национальный праздник «Дюлин» - детские гонки на собачьих упряжках, в последнее воскресенье марта;

· Праздник первого Оленёнка, проводится в конце мая;

· Эвенский Новый год, с 20-22 июня, обряд встречи «Нургэнэк» с 21 на 22 июня в 24:00 часов;

· Международный день аборигенов – 1-ое воскресенье августа;

 

Этническая деревня "Танынаут"

Этническая деревня "Танынаут" расположена в черте города Петропавловска-Камчатского в живописном месте на берегу озера Халактырское. На территории находятся три юрты, построенные в стиле жилищ коренных жителей Камчатки.

Гостям деревни «Танынаут» предлагает разнообразные развлекательные программы для взрослых и детей в этническом и тематическом стиле. Это разнообразные конкурсы, подвижные игры, построение корякской юрты, этнические обряды с участием гостей.

В программе: национальные танцы в исполнении ансамбля «Камчи», угощения (шурпа из оленины, тельно, салат из морской капусты, чай из кедрача), гадание на рунах, игра на варгане, на бубне. Зимой катание на снегоходе с нартой, летом «Танынаут» предлагает гостям деревни спортивную рыбалку и катание на катамаранах по озеру, морские прогулки. Круглый год охотничьи экскурсии и катание на лошадях.

 

 

Родовая община ительменов — деревня «Пимчах»

Родовая община ительменов — деревня «Пимчах» расположена в лесу у подножия горы Острая близ п. Сосновка Елизовского района. Гости деревни увидят музей под открытым небом: экспозиции древних зимних и летних жилищ ительменов, которые оборудованы предметами древнего быта, тотемный холм идолов и многое другое. Этот комплекс был построен в 2002 году в соответствии с описаниями С.П.Крашенинникова, который исследовал Камчатку еще в XVIII веке.

«Пимчах» предлагает разнообразные экскурсионные программы как в самой этнодеревне, так и близ нее: посетить концерт национального ансамбля, совершить восхождение на сопку Острая, которая расположена рядом с деревней и является священным местом для ительменов. С вершины сопки открывается красивая панорама с видом на Тихий океан, Авачинскую бухту, Голубые озера, г.г. Петропавловск – Камчатский и Елизово. Во время подъема на сопку на пути встречаются два водопада. Вы сможете посмотреть на древние обряды, которые проводили местные шаманы. Пройти мастер-класс по этническим танцам, изготовить самостоятельно традиционные сувениры. Можно собрать лекарственные травы, узнать о них много нового. Интересен обряд «Хождение по углям».

Также в деревне каждый год проводится праздник благодарения природы «Алхалалалай» (24 сентября), на котором происходит большое театрализованное представление с массой конкурсов, викторин, игр и презентаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: