Цель. Формировать представления детей о факторах окружающей среды большого города, оказывающих влияние на здоровье человека (шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, большое количество людей, реклама). Познакомить с правилами безопасного поведения на улице города.
Предварительная работа. Во время прогулки с родителями понаблюдать за движением транспорта на улице. Обратить внимание на загрязненность снега вблизи автомобильных дорог, на выбросы из труб котельных, промышленных предприятий, ТЭЦ
Ход занятия: 1. Привлеките детей к составлению изображения улицы большого города на магнитной доске с помощью предметных картинок. Обсудите, какие здания находятся на этой улице.
2. Предложите детям прослушать аудиозапись звуков города, назвать знакомые источники шума, а затем расположить их изображения на магнитной доске.
3. Обратитесь к опыту ребят — покажите им прозрачный контейнер с ватными дисками, которые дети принесли после наблюдений за состоянием зеленых насаждений вблизи дорог; коллективные детские рисунки, на которых по следам наблюдений отражено состояние снега вблизи дорог и автомобильных стоянок.
4. Познакомьте детей с другими источниками загрязнений в природе, (котельные, ТЭЦ, промышленные предприятия).Попросите поместить изображения этих объектов на магнитную доску.
5. Предложите просмотреть видеозапись, сделанную на многолюдной улице. Привлеките внимание ребят к интенсивному движению транспорта, большому количеству пешеходов. Предложите высказать предположения о том, куда направляются идущие но улице люди. Подведите детей к выводу о зависимости психологического состояния и поведения людей от разных дел и забот.
6. Раскройте детям особенности большого города — возможную территориальную удаленность значимых для человека обьектов, необходимость использования транспорта для передвижения по городу, неизбежный контакт с большим количеством людей на улицах, и транспорте, в магазинах, большое количество рекламы и т.д.
7. Познакомьте детей с правилами безопасного поведения на улицах большого города: переходить улицу по пешеходному переходу, держаться вблизи родителей, избегать толпы.
6. «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»
Цель: Закрепить правила поведения на улице: ПДД, понятие о светофоре и его назначении. Воспитывать правила безопасного поведения на улицах. Способствовать формированию культуры речевого общения в транспорте. Ход занятия:
Внести знаки светофора и рассмотреть макет перекрестка.
1. Уточнить значение сигналов светофора, действия пешеходов и водителей.
2. Вопросы:
А) Кто регулирует движение на дорогах?
Б) Что означает каждый сигнал светофора?
В) Где можно переходить через дорогу?
Г) Почему при переходе проезжей части взрослые должны крепко держать детей за руку?
Д) Почему нельзя переходить дорогу на красный или желтый сигнал
светофора?
Е) Кто такой регулировщик?
Ж) Каким машинам можно ехать на красный свет?
З) Как ты обойдешь трамвай? Троллейбус?
И) Где разрешается играть детям?
4.Сюжетно – ролевая игра «Автобус»,»Шоферы
7. «Я -пешеход и пассажир»
Цель. Закреплять представления детей о значении транспорта для большого города; формировать представления о безопасном для здоровья поведении при переходе улицы и в транспорте.
Ход занятия:
1. Привлеките внимание детей к сюжетной картинке с изображением транспорта, движущегося по улице большого города.
2. Предложите вспомнить, какой транспорт ребята видели по пути в детский сад;
поездка на каком транспорте им запомнилась.
3. Подведите детей к выводу о значении транспорта для большого города. Раскройте значение понятий «пешеход», «пассажир», «проезжая часть», «пешеходная дорожка», «пешеходный переход».
4. Предложите детям просмотреть видеозапись, сделанную около пешеходного перехода со светофором. Привлеките их внимание к смене сигналов светофора, подчинению пешеходов и водителей определенным правилам.
5. Обратитесь к опыту детей и предложите им рассказать о том, как они с родителями переходили улицу. Раскройте правила безопасного перехода улицы.
6. Познакомьте детей с правилами поведения в транспорте, используя фрагмент сюжетно-ролевой игры «В автобусе». Предъявите проблемные ситуации, способствующие формированию правильного поведении в oбщественном транспорте.
7. Подведите детей к выводу о том, что их безопасность на улице города и в общественном транспорте во многом зависит от их собственного поведения.
8 «Здоровый образ жизни в большом городе»
Цель: Формировать у детей представление о необходимости заботиться о собственном здоровье, о составляющих здорового образа жизни, об организации досуга в большом городе.
Ход занятия:
1. Предложите детям рассмотреть изображения людей, идущих по улице города, и определить их настроение. Привлеките внимание к изображению человека с грустным выражением лица. Подведите детей к выводу о взаимосвязи физического здоровья и эмоционального благополучия.
2. Обсудите с ребятами возможности здорового человека.
3. Раскройте составляющие здорового образа жизни. Предложите детям выбрать среди множества картинок картинки с изображением полезной для здоровья жизнедеятельности.
4. Расскажите о пользе для здоровья двигательной активности, занятий физической культурой и спортом. Познакомьте с назначением спортивных сооружений большого города—дворца спорта, бассейна, стадиона. Обратитесь к опыту детей, спросите, какие спортивные секции они посещают.
5. Предложите детям упражнения: А) найти по теням фигуры ребят, занимающихся спортом;
Б) сконструировать из геометрических форм на плоскости фигуры людей вдвижении.
6. Предложите ребятам рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены объекты большого города — зоопарк, цирк, театр, парк аттракционов. Попросите детей вспомнить и рассказать о посещении этих мест вместе с родителями. Подведите ребят к выводу о значении досуга в жизни.