Проблемы развития гостиничного хозяйства в Российской Федерации




Балалайкина Д.Д., ЙонгРоблес Д.Т., Шестопалов М.О.
студенты 1 курса факультета Туризма и гостеприимства,
МГИИТ имени Ю.А.Сенкевича, г. Москва
Научный руководитель:
Ковалева Н.И., канд. пед. наук, доцент
МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича, г. Москва

В данной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития в гостиничномбизнесе.

Ключевые слова: перспективы развития, проблемы в отрасли,гостиничный бизнес.


HotelmanagementdevelopmentproblemsinRussianFederation.
D. Balalaikina, D. YorgRobles, M. Shestopalov.

studentsof 1 courseoffacultyofTourismandhospitality,

MSITI, Moscow
Kovaleva N.I.

candidateofpedagogicalsciences, associateprofessorMSITI, Moscow

ThecurrentarticlereviewsdevelopmentproblemsandprospectsoftheHotelbusinessinRussia.

Keywords: developmentprospects, problemsoftheindustry, hotelbusiness

 

История возникновения гостиниц в России связана со всевозможными путешествиями, поездками, совершавшимися людьми. И люди, оказавшиеся вдали от мест своего постоянного жительства, должны были заботиться об обеспечении себя питанием, убежищем и отдыхом.Издавна гостиничное дело и туризм были как две неразрывно связанные друг с другом области общественной жизни. Чтобы хорошо понять проблему взаимозависимости между путешествиями и гостиничным делом, необходимо подробно познакомиться с этими обеими областями, их развитием и организационными формами. Постоянно мы становимся свидетелями того, как туризм влияет на развитие гостиничного дела, и, наоборот, как от уровня гостиничного дела зависит развитие туризма.

В истории развития гостиничного дела различают несколько этапов:

1. до начала 19 века – предыстория гостиничного дела;

2. начало 19 века - начало 20 века – зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных услуг;

3. начало 20 века – до Второй Мировой войны и до нашего времени – массовое развитие гостиничной индустрии, формирование индустрии гостиничных услуг как основы современного туризма и социальных потребностей современного общества.

В России до 1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с «Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям», утвержденным постановлением Госкомцен СССР № 154 от 02.03.1979 года. Данное положение распространилось на все гостиницы и мотели и предлагало разделение гостиниц на 7 разрядов: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый; мотелей на 5 разрядов: высший А, высший Б, первый, второй, третий. Для номеров предусматривалось 5 категорий: высшая, вторая, третья, четвертая. Размещение – самый важный элемент туризма. Гостиничная индустрия – суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций в истории человечества – уважения гостя, торжества его приёма и обслуживания.

Средства и системы размещения – это здания различных типов и видов (от шалаша до супергигантского отеля), приспособленные специально для приёма и ночёвки временных посетителей с различным уровнем сервиса.

Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодёжные хостелы и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение.[1]

 

Самая большая страна в мире, которая протянулась на девять часовых поясов от Калининграда до Владивостока; в ней температура колеблется от -70 до +45.К тому же, Россия — это многонациональное и многоконфессиональное государство, где Европа действительно встречается с Азией. Природные чудеса здесь можно найти везде: гейзеры на Камчатке, озеро Байкал, Алтай, живописные долины Волги и Золотое кольцо заснеженные горы Кавказа, сибирская тайга и многое другое. Россия сочетает в себе искусство, архитектуру, самобытность народов и, бесспорно, является интереснейшим местом для туризма. В последнее время сфера туризма стала привлекательным способом вложения средств для большого количества инвесторов. Многие профессионалы этой среды утверждают, что существуют центральные потребности гостей, которые обязательно должны быть удовлетворены: наличие достопримечательностей и музеев, ресторанов и жилья. В случае, если какая-либо из них остается неудовлетворенной, это тут же отражается на желании гостей приехать еще раз. Количество туристов, приезжающих в Россию, в последнее время неуклонно снижается. Возможно, проблема заключается в низком уровне гостиничной инфраструктуры, учитывая, что в стране, действительно, есть, что посмотреть. Сегодня предприятиям гостеприимства нужно творчески подходить к выполнению своей работы и постоянно вводить новые методики для того, чтобы привлечь потенциальных гостей и сохранить постоянных клиентов. Основным фактором, предопределяющим прогрессивное развитие гостиничного бизнеса, является местоположение региона; чтобы основать отель необходимо тщательного выбрать место, просчитать стратегию, составить надежный бизнес-план, иметь доступ к серьезным финансовым ресурсам и иметь желание качественно обслуживать клиентов. По причине того, что индустрия гостеприимства способна обеспечить стабильный доход в федеральный бюджет, число гостиниц и аналогичных средств размещения в России растет с каждым годом. В результате чего существует жесткая конкуренция и руководители вынуждены прибегать к необычным маркетинговым ходам. В гостиничном бизнесе в России пока лидируют Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Казань, Волгоград, Нижний Новгород, Калининград, Самара, Краснодар, Ярославль и Новосибирск. Одним из основных стимулов для развития гостиничного бизнеса в некоторых странах стала организация крупных спортивных мероприятий. Так зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи и развитие города как горного климатического курорта привлекло и привлекает по сей день многих международных гостиничных операторов. Номерной фонд гостиниц города Сочи, за счет проведения Зимних Олимпийских игр увеличился в 2,5 раза и составил 40 тыс. номеров. За последние 2 года более 30 предприятий санаторно-курортного комплекса провели капитальный ремонт и модернизацию инфраструктуры, было построено 35 новых объектов гостиничного типа. Всего за годы реализации программы по развитию туристического комплекса города Сочи общий объем услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями, увеличился с 13,7 до 16 млрд. руб. Победа России в борьбе за право проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году также является великолепной возможностью для строительства качественных гостиниц в соответствующих регионах. Что же касается гостиниц, то многие специалисты отмечают, что в 2017 году ожидается:

1. Ожидается рост внутрироссийского спроса;

2. Азиатские туристы будут основным источником, обеспечивающим зарубежный спрос на хостелы и гостиницы России;

3. При постоянном спонсорстве внутреннего туризма со стороны правительства, будет увеличен спрос на бронирование в выходной день и в сезон отпусков;

4. Загрузка отелей будет расти;

5. Специалисты все еще надеются на стабилизацию цены в долларовом эквиваленте;

6. Инвесторы будут открывать только самые актуальные варианты бизнеса, консервативно подходя к вопросу выбора объекта;

7. По причине стабилизации внешнеполитических отношений, ожидается увеличение числа зарубежных туристов. В том числе из Европы и США.

После того, как Министерство спорта, туризма и молодежной политики издало приказ № 35 от 25 января 2011 г. «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи», владельцы гостиниц заинтересованы классифицировать свои предприятия по определенным категориям. От отеля в наши дни при проведении крупномасштабных спортивных событий требуется не только предоставление места под проживание, а множество сервисов. Массаж, питание, трансферы, кейтеринг — спортсменам, разнообразные дополнительные услуги туристам и болельщикам, которых порой только так и можно «зацепить».

И так, важнейшие проблемы гостиничного бизнеса в России. Гостиницы подразделяются на гостиничные сети и несетевые гостиницы. Гостиничные сети имеют большое преимущество в продуктивности производственной деятельности перед несетевыми гостиницами. Такие большие различия связаны прежде всего с возможностью сетевых гостиниц использовать[2]

типовые формы организации труда с экономией средств за счет масштаба деятельности в этих областях (включая рекламирование торгового бренда, приобретение необходимых ресурсов и профессиональное обучение персонала). Несетевые российские гостиницы не могут конкурировать с гостиничными сетями из-за небольшого количества предоставляемых услуг, не всегда высокого их качества, низкого уровня жизни населения и т. д. Еще одним фактором, тормозящим развитие гостиничной индустрии, является нахождение большой части гостиничного бизнеса в государственной собственности (47 % номерного фонда гостиниц находится в муниципальной собственности; 36 % номерного фонда частично являются собственностью местных или федеральных властей). В США в отличие от нашего государства очень распространены вознаграждения менеджерам, прописанные в трудовом контракте, за их активную работу. В России такая система отсутствует, что лишает управляющих всякого стимула трудиться и, как следствие, приводит к избыточности штата и отсутствию эффективной организации труда. Еще одной серьезной преградой на пути развития отечественного туризма является нехватка квалифицированных кадров, что, в частности, объясняет неэффективную организацию труда. В США такая проблема решается с помощью привлечения резервных подготовленных работников. В России такой возможности нет. Наряду со всем этим у нас отсутствуют квалифицированные подготовительные центры, из-за чего возникают большие денежные потери. Несмотря на все проблемы, в России все-таки имеется очень много международных сетей, но они все преимущественно четырех– и пятизвездочные отели, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге. В настоящий момент отечественные гостиницы не могут соревноваться в качестве с зарубежными конкурентами, так как из 4000 гостиниц 70 % по качеству обслуживания не подпадают ни под одну из ныне существующих категорий. Очень мало городов, на территории которых располагаются гостиницы, которые могли бы удовлетворить высокие потребности граждан, привыкших к комфорту. Как ни прискорбно, но в России очень мало гостиниц, которые соответствовали бы трем звездам. Формально, конечно, такие гостиницы существуют, но реально им далеко до трехзвездочных европейских гостиниц. Для того чтобы дать толчок российскому гостиничному бизнесу, необходимо наладить взаимодействие между гостиницами и туроператорами. В настоящий момент между ними очень много разногласий и взаимных претензий, в основном по поводу договорной дисциплины.

Большое количество убытков возникает из-за того, что туроператоры бронируют места для своих групп, но не всегда потом их выкупают. Чтобы снизить потери, возникающие из-за недобросовестности туроператоров, гостиницы вынуждены прописывать в договоре различные положения о предварительной оплате и залогах. Такие меры являются распространенными во всех странах мира, так как помогают снизить потери от срывов предварительных финансовых планов Гостиницы часто не подтверждают

заявки на бронирование в сроки, договоренные в контрактах, чем нарушают работу туроператоров. Такие случаи характерны в основном в преддверии праздников, в моменты высокого спроса на услуги размещения. Туроператорам приходится терпеть такое положение, так как отелей, которые принимают иностранные туристические группы, очень мало. Существуют гостиницы, которые сознательно мешают развитию группового туризма. Для достижения своих целей они предлагают для туристических групп цены выше, чем для корпоративных клиентов, или предлагают размещение без скидок. В условиях превышения спроса над предложением туроператорам очень сложно защитить свои интересы. Сейчас сетевой подход корганизации гостиничного хозяйства в России только начинает зарождаться. Такая отсталость связана прежде всего с отсутствием опыта у наших бизнесменов, большим риском, возникающим из-за отсутствия необходимой нормативной базы, и сложностью бюрократических процедур лицензирования и сертификации. Для преодоления существующих проблем в области гостиничного бизнеса необходимы экономические изменения, иначе все будет по-прежнему. Лучшее, что может произойти в таком случае, – это ситуация, если западные сети пойдут на расширение своего присутствия на российском рынке в основном для удовлетворения высокого спроса на трехзвездочные гостиницы.[3]

Однако, по мнению экспертов, Россию наряду с Китаем, Индией и Бразилией в течение нескольких ближайших лет будет подстегивать рост мирового гостиничного бизнеса.

Среди возможных нововведений, нельзя не упомянуть изменения в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", который был подготовлен еще в январе 2016 года. Согласно новым положениям, назначены даты прохождения обязательной классификации для следующих объектов размещения:

До 1 января 2018 года классификацию должны будут пройти и крупные средства размещения, чей номерной фонд насчитывает более 50 комнат;

До первого января 2019 года классификацию будут обязаны получить заведения с номерным фондом 15-50 комнат;

До 1 января 2020 года – мелкие объекты постоя, чей номерной фонд не превышает показателя в 15 комнат.

При последовательном развитии национальной экономики и значительном росте среднего класса в России в ближайшее десятилетие будет происходить увеличение количества деловых и туристических поездок. По оценке ЮНВТО, к 2020 году Россия войдёт в десятку стран-лидеров по приему

туристов. Её доля на рынке туристических услуг составит 3 % (47,1 млн. человек). На первом месте окажется Китай (8,7 %), на втором — США (6,5 %), а на третьем — Франция (5,9 %). Однако именно в России туризм будет развиваться наиболее быстрыми темпами. К 2020 году количество въезжающих в нашу страну будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих, а среднегодовое увеличение количества туристов составит 6,7 %. Больше всего туристов будет принимать Москва в 2020 году как минимум 9 миллионов человек.[4]


Список используемых источников:

1. Гостиничный бизнес в России: итоги года глазами профессионалов [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: [https://www.ratanews.ru/hotels/hotels_29012013_2.stm]
2. Проблемы в гостиничном бизнесе
[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:https://www.e-reading.club/chapter.php/96118/18/Osnovy_industrii_gostepriimstva.html 3.Отельеры намерены повышать имидж гостиниц в интернете [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://prohotel.ru/news-217910/0/
4. К 2020 году Россия войдет в десятку стран-лидеров туризма — прогноз [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ria.ru/society/20080927/151650618.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: