Классификация норм права проводится по различным основаниям.




Классификация правовых норм

Классификация норм права дает возможность определить место юридических норм в системе правового регулирования, уяснить их функцию и роль в упорядочении общественных отношений, усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

Классификация норм права проводится по различным основаниям.

1. По предмету правового регулирования различаются государственно-правовые (конституционные), административные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уголовноправовые нормы и нормы других отраслей права.

2. По специфике правового регулирования нормы права делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений и отвечают на вопрос "что регулируют нормы права?"

Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей. Отвечают на вопрос "как?"

3. По методу регулирования различают императивные, диспозитивные, рекомендательные, поощрительные нормы.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они характерны прежде всего для норм публично-правового регулирования, т. е. для конституционного, административного, финансового права.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность договориться о правах и обязанностях. Диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, которое предусматривает равноправие субъектов, их автономность и возможность соглашения сторон. Таким нормам присуща формула "если иное не установлено договором".

Рекомендательные нормы предлагают наиболее приемлемый, желательный для государства и общества вариант поведения. Рекомендательные нормы получили распространение в международном праве, когда международное сообщество принимает акты, устанавливающие стандарты, рекомендованные для соблюдения всеми странами.

Поощрительные нормы устанавливают меры поощрения и стимулируют социально полезное поведение.

4. По способу воздействия на субъектов права правовые нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности совершать определенные положительные действия, например, платить налоги, защищать отечество.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые определены законом как правонарушения. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение таких действий подразумевается. В других отраслях права запрет выражается словами: "запрещается", "не вправе", "не допускается" и т. п.

Управомочивающие нормы представляют субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов. На возможность совершения определенных действий указывают слова: "вправе", "имеет право", "может".

5. По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранные.

Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов.

Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания. Эти нормы применяются за нарушение регулятивных норм и содержатся в УК РФ и т. д. Они призваны восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты.

6. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы.

Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, социального и материального положения, образования, вероисповедания, проживания и т. д.

Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц, (пенсионеры, военнослужащие, студенты и т. д.),

7. По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-правила.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и задачи. В УК РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уголовного права и цели наказания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений правовых понятий. В УК РФ такими нормами являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

8. В зависимости от сферы действия выделяют общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; региональные, действующие на территории субъектов РФ; локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

9. По времени действия различают постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе в связи, например, со стихийным бедствием и содержащиеся в указе Президента о введении чрезвычайного положения.

10. В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

11. В зависимости от субъектов правотворчества нормы права подразделяются на нормы, принятые государственными органами и негосударственными институтами, например входе референдума, или органами местного самоуправления.

В последнее время у многих теоретиков государства и права несколько снизился интерес к системному, комплексному, всестороннему, всеохватывающему исследованию норм права. Некоторые из них даже считают, будто проблема норм права в юридической науке достаточно осмыслена и изучена. Думается, что сегодня, когда в России успешно формируется новая система демократического законодательства, норм, правил, образцов поведения и др., эта проблема не только не снята с повестки дня, но и обостряется. В новых условиях возникла необходимость системного, комплексного анализа совокупности норм права правового государства, ибо многие проблемы системы норм права (их понятие, признаки, применение, анализ структуры этих норм, функций и т.д.) все же мало исследованы.

Применительно к новым, постсоветским реалиям российского общества трудно дать четкое определение нормы права и охарактеризовать ее признаки, поскольку в теории государства и права, к сожалению, не выработано единого подхода не только к пониманию этих норм, но и к осмыслению их существенных, исходных признаков. Так, В.С. Нерсесянц считает, что норма права выражает «объективно обусловленную меру и форму свободы индивида». Причем эта норма установлена самим государством и призвана регулировать поведение людей и соответствующие отношения. К основным признакам нормы ученый относит ее объективность, т.е. зависимость от внешнего бытия. Это мера и форма свободы индивида (субъекта), которая устанавливается государством. Норма выступает в виде регулятора поведения людей и отношений в постсоветском, рыночном обществе.

Следующий признак нормы права — ее связь с современным государством, т.е. с тем, что государство отражает в ходе правотворческой деятельности меры и формы свободы людей в своих предписаниях, нормах. Нормы права устанавливаются или санкционируются компетентными органами современного государства. Правотворческая деятельность государства наиболее очевидна при преобладании таких источников права, как законы и другие нормативные акты, издаваемые государством. Но государство остается силой, творящей право, и при санкционировании не им созданных норм (обычаев, религиозных норм, правовых доктрин, договоров), которые становятся правом только и именно в результате придания им общеобязательной силы. Не менее важна роль государства и его органов в реализации ряда правовых норм и охране всех норм права от нарушений.

Охрана принятых норм силой государственного воздействия — существенный признак нормы права. Норма права всегда рассчитана на жизненные обстоятельства, при которых существует выбор различных типов поведения. Лишена смысла норма, которую невозможно нарушить. Нормы всегда предписывают субъектам правовых отношений, которые могут поступить по-разному, требуемый, должный вариант. Этот вариант государство предписывает в форме правовой нормы под угрозой жесткого государственного воздействия, применяемого для восстановления нарушенных прав (где это возможно) и (или) для наказания нарушителя обязанности запрета. Весь смысл цивилитарного права — поддержание демократического порядка в обществе, предупреждение и решение индивидуальных и социальных конфликтов и споров, упорядочение самого процесса государственного воздействия, применяемого в этих целях.

Государство должно отражать в нормах права необходимые меры и формы свободы только по воле народа, причем всего народа (богатых, бедных, недовольных и довольных властями и т.д.), а не по воле какого-то одного или более властвующих классов, элит и т.д. Нормы права всегда носят волевой характер. Это выражается в том, что они должны быть всегда адресованы свободной воле субъектов общественных отношений, иметь смысл лишь там, где у адресата нормы существует выбор вариантов поведения. Направление выбора должно определяться волей всего народа, а не господствующих или влиятельных в обществе классов, элит, групп, партий, воздействующих на формирование и развитие цивилитарного права. Это не означает, что каждая отдельно взятая правовая норма выражает волю точно определенного класса, группы граждан, политической партии.

В демократическом, рыночном обществе и в правотворчестве действуют социальные законы-тенденции, значительная часть которых носит статический характер. Отдельные нормы могут выражать волю и разных социальных групп, но могут и вообще не выражать ничью волю, а быть ошибкой, заблуждением или невыполнимым правилом.

Еще один признак нормы права — ее нормативность. Суть этого признака сводится к тому, что нормы права — самые главные, самые исходные «клеточки» цивилитарного права (как и было ранее). Однако постсоветское цивилитарное право нельзя сводить лишь к нормам права, их совокупности, системе. Цивилитарное право — это совокупность не только норм права, но и система мер и форм свободы человека и гражданина, которая отражается самим государством в нормах права как регуляторах общественных отношений и охраняемых им силой своего воздействия.

Нормативное понимание права критиковалось и ранее за сведение права к текстам нормативных актов, за отрыв от практики реализации законов, умаление значения (или недостаточное признание) прав и свобод личности, а также демократических нравственных основ права. Некоторые из этих упреков справедливы и сегодня, причем в том отношении, что в теории государства и права существует тенденция ограничиваться комментированием текстов нормативных актов без осмысления и исследования практики их реализации. Изучение текстов актов в отрыве от правовых отношений, их содержания, динамики и гарантий, применение без учета особенностей правосознания и традиций правоприменительной практики препятствует подготовке обоснованных предложений о совершенствовании законодательства, а также системы гарантий укрепления законности и правопорядка.

Сведение права к текстам законов и иных нормативных правовых актов не дает возможности выявить собственно юридическое содержание этих актов, отделив предписания от деклараций и дефиниций. Взгляд на тексты и нормы права как на «приказ государства» ведет к выводу о том, что даже закрепление законом прав граждан является велением, ограничивающим их свободу хотя бы потому, что закрепляются именно такие, а не иные права, что именно этими, а не иными правами разрешается пользоваться. Кроме того, указываются возможности и характер пользования правами.

Наконец, норма права призвана регулировать отношения в демократическом, рыночном обществе. В этом заключается еще один ее специфический признак. Норма права как регулятор признанных отношений адресована не отдельному человеку, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Она рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида демократических, рыночных отношений. Действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев. Она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных субъектов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: