IV. II. Порядок проведения профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата




6. Ведущее место среди отклонений, выявляемых у учащихся, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом, функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы.

Согласно современным взглядам осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия наследст-
венных и социально-гигиенических факторов.

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата:

— контроля подбора мебели, соответствующей длине тела учащихся;

— контроля за позой учащихся во время занятий;
3
— контроля веса ранца с ежедневным учебным комплектом;

— проведения физкультминуток на уроках;

— создания благоприятного двигательного режима для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.
7. С первых дней учебы в школе необходимо уделять внимание формированию правильной позы первоклассников, обучать детей самым простым приемам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома. При резко наклоненной позе, необходимой для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также уменьшается расстояние от глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении учащемуся приходится опираться грудью на поверхность стола, что еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов. В связи с этим в профилактике отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата, а также зрения, большое значение имеет правильная поза.
8. Проведение физкультминуток (далее — ФМ) — это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения.

Для проведения физкультурных минуток может быть использован специальный комплекс из 3–4-х упражнений.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

— исходное положение (и.п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить направо, 2 — и.п., 3 — голову наклонить налево, 4 — и.п., 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать, 6 — и.п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный;

— и.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 4–5 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
— и.п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх, 2 — переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем

 

расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3– 4 раза. Темп средний;
— и.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3–4 — локти назад, прогнуться. Повторить 5–6 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный;
— и.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия напряжения с мышц туловища:
— и.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1–5 — круговые движения тазом в одну сторону, 4–6 — то же в другую сторону, 7–8 — вниз и расслабленно по-
трясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний;
— и.п. — стойка ноги врозь. 1–2 — наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3–4 — и.п., 5–8 — то же в другую сторону. Повторить 5–6 раз. Темп средний.
Занятия в образовательном учреждении, сочетающие в себе психическую и статическую нагрузки на отдельные органы, системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроке ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия, которые комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. Продолжительность ФМ составляет 1,5–2 минуты, проводит их педагог, а методическую помощь в составлении комплексов упражнений оказывает преподаватель физкультуры.
Комплексы упражнений, входящие в ФМ, должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.
На уроках письма физкультминутки должны проводиться дважды за урок — на 15 и 25 минуте, причем на одной из ФМ выполняются упражнения для снятия напряжения с кисти.
Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма:
— упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — голову наклонить вперед, 6 — и.п. Повторить 4–6 раз. Темп медленны— упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. — сидя,руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний;
— упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. — стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — повернуть туловище направо, 2 — повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4–6 раз. Темп средний;
— упражнение для мобилизации внимания. И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую

 

руку вверх, 7–8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13–14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2–3 раза — средний, 3–4 — быстрый, 1–2 — медленный.
9. Для оздоровления учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата целесообразно создание в общеобразовательных учреждениях специальных групп с расширением элементов корригирующей гимнастики. Занятия в этих группах, после предварительной подготовки, проводит преподаватель физкультуры.
Необходимо рекомендовать детям выполнение физических упражнений в виде «домашних заданий» с предварительным их разучиванием на уроках в общеобразовательном учреждении и последующей регулярной проверкой их выполнения.
Корригирующие упражнения для нормализации осанки:
— стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять;
— ходьба обычная, следя за осанкой;
— ходьба на носках, руки за головой;
— ходьба на пятках, руки на поясе;
— ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад;
— поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох, вернуться в исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое другой ногой;
— ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1–2 — развести локти в стороны, сводя лопатки, — вдох, 3–4 — исходное положение — выдох;
— приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться), колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1–2, на 3–4 медленно вернуться в исходное положение;
— ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад;
— ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной;
— «мельница». Соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука);
— ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад;
— поднимание прямых рук через стороны вверх — вдох. Возвращение в исходное положение — выдох;
— ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе;
— ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки, руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).

Корригирующие упражнения для нормализации осанки с палочкой:
6


— поднимание рук с палочкой вверх с отведением одной ноги в сторону или назад;

— ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. 1 — поднять руки с палочкой вверх — вдох, 2 — опуская палочку, поднимать одну ногу, согнутую в колене, коснуться палочкой колена — выдох, 3–4 — другой ногой;

— ноги на ширине плеч, палочка на груди. 1 — поднять палочку вверх, 2 — положить палочку на лопатки, 3 — поднять палочку вверх, 4 — исходное положение;

— ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. 1 — руки с палочкой на грудь, одно колено к животу, 2 — руки вверх, согнутую ногу выпрямить вперед (поднятую над полом), 3 — повторить первое положение, 4 — исходное положение, то же — с другой ноги;

— палочка стоит вертикально, один конец упирается в пол, на другом конце руки. Приседание с опорой на палочку с разведением коленей, спина прямая, пятки пола не касаются;

— палочка лежит на полу, перекат на палочке с пяток на носки, руки на поясе;

— ходьба по палочке приставным шагом (носки и пятки касаются пола).

Корригирующие упражнения для нормализации осанки с резиновым бинтом:

— стоя на бинте, кисти с бинтом на поясе, самовытяжение (макушкой тянуться вверх);

— стоя на бинте, ноги на ширине стопы, руки опущены, в руках бинт. Поднимание прямых рук через стороны вверх (бинт натянут) с последующим опусканием рук;

— исходное положение — стоя на бинте, ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад (бинт на лопатках вертикально);

— приседание на носках, стоящих на бинте, с разведением коленей и подниманием прямых рук вверх;

— бинт на груди (один или два слоя). Растягивание бинта на груди с отведением локтей в стороны и сведением лопаток.

 

 

V. Упражнения, рекомендуемые учащимся с плоскостопием в виде домашних заданий:

— упражнение «каток» — ребенок стопой катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой;

— упражнение «разбойник» — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой;

— упражнение «маляр» — ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3–4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой;

— упражнение «сборщик» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе;

— упражнение «художник» — ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой;

— упражнение «гусеница» — ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он притягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно;

— упражнение «кораблик» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика);

— упражнение «мельница» — ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в двух направлениях;

— упражнение «серп» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз;

— упражнение «барабанщик» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются;

— упражнение «окно» — ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола;

— упражнение «хождение на пятках» — ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Продолжительность таких занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скалку на одной и двух ногах.
10. Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности для детей с нарушениями формирования свода стопы (осуществляется в домашних условиях под контролем родителей):

— необходимо каждый день дома делать гигиеническую ножную ванну (36–370С);

— необходимо выработать походку без сильного разведения стоп;

— полезно ходить босиком по рыхлой почве, песку;

— не рекомендуется чрезмерная ходьба босиком или в обуви с мягкой подошвой (типа резиновых туфель) по утоптанной почве, асфальту;

— не рекомендуется находиться в помещении в утепленной обуви;

— детям с наклонностью к плоскостопию следует избегать продолжительного стояния (особенно с разведенными стопами), переноски тяжестей;

— при необходимости длительного стояния полезно перенести на некоторое время нагрузку на наружный край стопы.
11. Самомассаж ног рекомендуется производить при появляющемся чувстве утомления в ногах, при неприятных ощущениях в мышцах голени или стопе. Массируют преимущественно внутреннюю поверхность голени и подошвенную поверхность стопы. Массаж голени производится в направлении от голеностопного сустава к коленному, а массаж стопы — от пальцев к пяточной области. На голени применяется прием поглаживания, растирания ладонями и разминания, на стопе — поглаживания и растирания (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев).
III. Порядок проведения профилактических мероприятий по оздоровлению обучающихся, перенесших острые респираторные вирусные инфекции

12. К числу основных причин, обуславливающих в настоящее время заболеваемость учащихся, снижение их умственной и физической работоспособности, относятся острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Приступая к занятиям после болезни, учащиеся-реконвалесценты сразу включаются в учебный процесс и несут полную и даже повышенную учебную нагрузку, связанную с пропусками занятий. Эта нагрузка часто не соответствует функциональным возможностям организма ребенка, поскольку клиническое выздоровление не совпадает с биологическим, которое наступает лишь спустя 3–6 недель после болезни и характеризуется полным восстановлением нарушенных функций и адаптивных возможностей организма.

Определяя основные направления оздоровительных мероприятий у учащихся в восстановительный период, следует подчеркнуть, что основой их выполнения и важнейшим условием эффективности является правильная организация режима дня. Различные компоненты режима (длительность занятий, питание, сон), общая физиологическая регламентация и чередование различных видов деятельности учащихся оказывают тонизирующее и общеукрепляющее воздействие, способствуя повышению иммунобиологических функций организма.
13. Щадящий режим дня. При организации щадящего режима дня учащихся, перенесших ОРВИ, необходим постоянный контакт медицинского персонала, педагогов и родителей, содружественными усилиями которых достигается наиболее значительный оздоровительный эффект. Щадящий режим дня должен быть дифференцированным и учитывать тяжесть и клинические особенности перенесенной респираторной вирусной инфекции. Степень щажения в каждом случае зависит от объективных клинико-физиологических признаков, степени нарушения и темпов восстановления физиологических функций детского организма. Продолжительность щадящего режима дня и оздоровительных мероприятий зависит от возраста учащихся, частоты и тяжести перенесенных ОРВИ, сопутствующих заболеваний. Следует подчеркнуть, что функциональные возможности организма и работоспособность у часто болеющих детей снижены в большей степени, чем у редко болеющих.

При восстановлении нарушенных функций и работоспособности реконвалесцентов ведущим является принцип ступенчатого (постепенного) включения организма в режим возрастающих нагрузок. Щадящий режим должен заключаться в следующем:

— ограничении продолжительности учебных занятий в образовательном учреждении и дома;

— освобождении в течение 3–4 недель от некоторых видов внеклассной деятельности — уборки школьных помещений и пришкольного участка, факультативных занятий, длительных экскурсий;

— активном отдыхе на свежем воздухе не менее 3–3,5 часов в день;

— дневном сне (для учащихся 1–3 классов) продолжительностью не менее 1 часа в течение 4–6 недель;

— освобождении от уроков труда в мастерских на 1–2 недели;

— освобождении от занятий физкультурой на 1–2 недели, спортивных соревнований и туристических походов, связанных с интенсивной физической нагрузкой, интеллектуальных олимпиад и конкурсов.

Врач образовательного учреждения должен систематически контролировать течение восстановительных процессов у учащихся-реконвалесцентов и корректировать совместно с педагогами и родителями осуществление щадящего режима в зависимости от индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Щадящий режим дня и оздоровительные мероприятия следует назначать учащимся, перенесшим ОРВИ в среднетяжелой и тяжелой формах, а также детям и подросткам, которые 2–3 и более раз в году перенесли ОРВИ, независимо от тяжести течения заболевания.

Для учащихся-реконвалесцентов 6–9 лет щадящий режим и оздоровительные мероприятия следует проводить в течение 4–5 недель гигиены полости рта», «О профилактике болезней зубов и десен», «Ответственное сексуальное поведение», «Что такое быть родителем».
50. Внеклассная и внешкольная работа включает организацию санитарных постов и бригад, занятия на факультативах и в кружках «Твое здоровье», проведение бесед, лекций, индивидуальных консультаций, просмотр тематических кино- и видеофильмов.
51. Гигиеническое обучение персонала ведется по нескольким направлениям. Для учителей организуются лекции, беседы, индивидуальные консультации. Обязательной формой является посещение медицинским персоналом уроков с последующей их гигиенической оценкой и разбором с учителями, а также выступления на педагогических совещаниях. Для технического персонала наиболее рациональным считается поэтапное обучение с соблюдением преемственности.

Основные темы занятий с персоналом общеобразовательного учреждения: «Санитарные правила по устройству и содержанию помещений и участка», «Личная гигиена персонала», «Важнейшие меры профилактики инфекционных заболеваний», «Гигиенические требования к организации педагогического процесса», «Организация оздоровительных мероприятий для детей с отклонениями в состоянии здоровья», «Личная гигиена ребенка».
52. Гигиеническое воспитание родителей проводится в основном в виде лекций и бесед на родительских собраниях, индивидуальных бесед и консультаций. Необходимо также и наличие в медицинском кабинете научно-популярной литературы, памяток, рекомендаций для родителей.

Наиболее актуальные темы для работы с родителями: «Режим дня детей и подростков», «Выбор профессии и здоровье», «Половое воспитание детей и подростков», «Профилактика вредных привычек», «Охрана нервно-психического здоровья подростков», «Физкультура и здоровье».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: