Вы слышали, что об одном человеке говорят: “Он личность!”, а о другом: “Он не личность!” Что это значит? (Высказывания участников.)
Чтобы решить, личность человек или нет, смотрят, чего он добился, каким нравственным принципам следует, к каким целям стремится, свободен ли он внутренне и имеет ли чувство достоинства. Если человек стремится много знать, самосовершенствуется, если нравственные принципы, которым он следует, и его жизненные цели вызывают уважение, если он интересен личностно, внутренне свободен, уверен в себе, решителен, он – личность.
Многое, как вы видите, могут сказать о человеке его притязания, т.е. то, что он более всего желает, к чему стремиться, о чем мечтает.
Подумайте каждый о себе, личность вы или нет.
А теперь продолжим разговор о притязаниях. Притязания человека могут не соответствовать его способностям. Например, в театральный институт на одно место стремится 400 человек. Подавляющее большинство из них таланта не имеют. И 399 из 400 не поступают. Несколько талантливых, из числа не поступивших, все равно станут актерами. Остальные, не имеющие таланта, а лишь беспочвенные притязания стать известными актерами, могут озлобиться на судьбу, страдать. Их участь незавидна. Если притязания чрезмерны, нереалистичны, но человек упорствует в попытках реализовать их, он неизбежно будет несчастным. Притязания должны соответствовать способностям и возможностям.
Высокие притязания естественны. Стремиться к самому высокому успеху, положению характерно для человека и достойно уважения. Однако цели и желания должны соответствовать силам. Несчастен тот, кто не соизмерил свои силы со своими притязаниями. Несчастен и тот, кто занизил свои притязания и этим обобрал себя и свою судьбу. На почве завышенных притязаний рождаются зависть и злоба.
Умный человек спокойно воспринимает одаренность и успешность других и ищет, в чем одарен, он сам, выбирает свой путь и максимально возможные притязания, и терпеливо идет к их реализации.
Итак, каковы притязания, таков и человек как личность. У одного главное притязание – состояться в науке или искусстве, у второго – стать богатым, у третьего – весело проводить время, а у четвертого они и вовсе примитивны – ему бы только вкусно поесть да поспать. Это разные люди. А кого из них уважают другие, понятно без слов.
Давайте обсудим ваши возможности и притязания: о чем вы мечтаете и на что можете рассчитывать.
А теперь такой вопрос: “Какого человека вы хотели бы видеть своим другом? Назовите качества”. А вот такой вопрос: “А захочет ли такой человек быть вашим другом? Ведь он тоже хочет иметь друга смелого, умного, верного и т.д. Подумайте об этом и помните это”.
Иерархия потребностей”.
На листках, которые вы получили, перечислены потребности: вкусная пища, встречи с приятелями (тусовка), хорошая книга, приключенческий фильм, кассета с любимой музыкой, модная одежда, беседа с мудрым стариком, мотоцикл, магнитофон, прогулка на природе, свой домик в лесу, семья, работа, деньги.
Перепишите их так, чтобы самое-самое важное для вас было на первом месте, а самое не важное – на последнем.
Теперь обсудим, что у вас получилось.
4. Один из участников ложится на пол (стулья, скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных усилиях группа легко поднимет любого участника, даже самого грузного.
Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими:
a) тренер победившей команды;
b) полководец, выигравший битву;
c) пловец, поднявшийся на гребень волны;
d) бревно на субботнике;
e) прыгун, зависший над планкой.
По окончании упражнения участники делятся своими ощущениями, рассказывают, кем они себя представили.
Армрестлинг”.
Участники соревнуются в силе рук. В результате должен остаться лишь один победитель. Обсуждается, что помогло выиграть соревнования – сила или ловкость.
Рисование с партнером.
Участники выбирают себе партнеров в пар для рисования. У пары участников один лист бумаги на двоих, цветные мелки или карандаши. Партнеры внимательно смотрят друг другу в глаза и затем спонтанно начинают рисовать, стараясь выразить свои чувства. Общаться с партнером можно лишь с помощью линий, форм и цветов.
Затем обсуждаются результаты совместной деятельности. Участники говорят о чувствах и эмоциях, которые вызвало у них такого рода сотрудничество, делятся своими впечатлениями о том, что происходило во время упражнения, сошлись или разошлись они во мнениях с партнером, помогло ли рисование в паре узнать что-то о партнере или о себе самом.
Подведение итогов.
Участники делятся своими впечатлениями от занятия, говорят о своих чувствах и настроении.
Последняя встреча”.
“Закройте глаза и представьте, что занятия в группе закончились. Вы уходите из комнаты. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это”.
Занятие 9
Цели: сплочение группы, развитие внимания и позитивного отношения участников друг к другу, к себе, развитие уверенности в себе.
Приветствие.
“Приветствуя сегодня друг друга, мы будем опираться на наши ассоциации, вызванные миром животных или птиц. Вступая в контакт со своим партнером, вы должны сказать ему, с каким животным (птицей) вы связываете его образ, и объяснить, что лежит в основе вашей ассоциации.
Участники находятся в кругу, и этюды приветствия осуществляются по кругу.
Во время разговора двух участников остальные члены группы должны внимательно слушать, отмечая как положительные, так и отрицательные стороны контакта. Если участник не может сразу ответить, он вправе пропустить контакт, извинившись перед партнером.
Ты – лев”.
“Закройте глаза, представьте льва – царя зверей – сильного и могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как и тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!
А сейчас представьтесь: “Я лев …”
Зеркало”.
“Посмотрите в маленькое зеркало, глядя в него, похвалите себя, назовите лучшие черты своего характера, внешности. Назовите все то, что нравится в себе”.
Желательно, чтобы это упражнение выполнил каждый из участников: он должен постараться найти в себе лучшие черты, качества.
“Кому было трудно выполнить задание? Почему?”
Работа в парах.
Участникам тренинга предлагается разделиться на пары, встать лицом друг к другу.
“Стойте на одной ноге, не сходя с места. Устоять трудно. Подайте друг другу руки. Вы видите, теперь устоять легче. Так бывает всегда, когда люди помогают друг другу.
Щепка и ручей”.
Участники становятся в две шеренги, образуя “реку”, а один участник играет роль “щепки”. “Щепка” плывет по течению “реки”. “Вода ласкает щепку”, т.е. участники поглаживают так называемую “щепку”. В роли “щепки” должны побывать все члены группы по очереди.
Учитель и ученик”.
Участникам предлагается вести урок (на любую тему). Они должны поддерживать дисциплину, т.е. один сыграет роль учителя, остальные участники – роль учеников.
В роли учителя должен побывать каждый. По окончании обсудить: “Роль учителя или ученика было играть легче? Почему?”
Подведение итогов.
Что вам запомниться? С какими чувствами вы уходите из комнаты?
с тобой 8. Прощание.
Каждому участнику надо пожать друг другу руки и сказать: “Мне очень приятно было работать”.
Занятие 10
Цели: сплочение группы, развитие чувства уверенности в себе, развитие коммуникативных умений, позитивного отношения друг к другу и к себе самому.