Любительское художественное творчество в России ХХ века. Словарь




Глава седьмая

Живая театрализованная газета

Аня, это Ваша работа – собирать библиографию!!!

+ добавьте материал из: https://mognovse.ru/bds-agitteatr-19201930-h-gg-na-stranicah-jivoj-teatralizovanno.html

https://shumyachi.library67.ru/pamyatnye-daty-v-literature/

krispen.ru/knigi/agitbrigada_01.docx

Любительское художественное творчество в России ХХ века. Словарь

(

Пропаганда была важной движущей силой в СССР 1920-30-х гг. Она могла иметь разные виды и наименования в зависимости от аудитории и способов агитации. Педагогическая пропаганда, предназначенная для детей, велась избирательно и аккуратно через пионерские организации, политическую периодику и художественную литературу.

Интересным явлением в советской пропаганде были журналы, рассчитанные на две аудитории, выпускаемые в двух разновидностях - взрослой и детской. Для агитации представителей старшего поколения не нужно было создавать специальных игровых историй и героев, его можно было «кормить» лозунгами и голыми фактами насущных событий. Однако нередко тот же путь выбирался и для младшего поколения. Так или иначе, редакторам нужно было учиться издавать и печатать агитационную периодику корректно, качественно и эффективно. Для этого существовали специальные издания, которые иногда были посвящены какому-то одному виду искусств, например, агитационному театру, как это было в случае с журналом, о котором мы будем говорить в данной главе. Речь идет о журнале «Живая театрализованная газета»[1].

Под таким названием это издание выходило в Перми в 1926-30 гг., позднее редколлегия была перемещена в Свердловск (1930-32 гг.). Уточнение заголовка необходимо, потому что эта формулировка стала наименованием жанра «живых газет», которые выходили по всему Уралу, а также органа Окружного профкома ВКП(б), Окрпрофобра и Окрполитпросвета. Живой газетой называли самодеятельные спектаклижурналы, изготовлением которыйх мог ставить, в том числе и чаще занималась простая общественная организация, например, пионерский отряд какой-либо определенной школы (дайте определение из словарей). Исследователь В. В. Кукшанов в своей статье «Из истории народного самодеятельного театра советского Урала (“живые газеты” рабочих клубов Урала 20-30-х годов)»[2] дает следующее определение этому жанру: «специфическая форма молодого со­ветского агитационного театра 20-х годов, органически сочетавшая самодеятельное художественное творчество и массовую прессу»[3]. В этой же работестатье специалист отмечает, что: «Особенно часто коллективы живгазетчиков складывались в комсомольских клубах рабочей молодежи, кипучей энергии и эн­тузиазму которой этот динамичный и темпераментный жанр ока­зался как нельзя более созвучен»[4]. Отзывчивое и масштабное внимание юного поколения к новой форме самовыражения вполне соответствовало его способности оперативно реагировать на современные общественные события. К этому жанру обращались также коллективы драмкружков, театральных клубов, учебных заведений и промышленных предприятий. Авторами спектаклей могли быть (и были) сами участники спектаклей, но они не были профессионалами и чисто физически не могли опервативно обеспечить необходимое количество пьес на злободневные темы. Кроме того, эти пьесы должны были отвечать строгим требованиям актуальной идеологии. Удачные находки отдельных спектаклей нуждались в тиражировании, а неудачные – в критике.

Для того, чтобы координировать сцуенарную и сценографическую работу театральных агитационных коллективов Урала, в Перми был создан специальный орган периодической печати, где В таких провинциальных изданиях обычно публиковались сценарии агитирующих выступлений, в которых особым образом должны были быть поданы факты достижений в школе, в отряде, в лагере, в колхозе, среди рабочих на заводе и т. п. Это должны были быть актуальные новости, освещающие для всего города насущные события, происходящие среди конкретных людей в конкретной организации. Там же должны были обличаться отрицательные персонажи политической повестки, а также местные хулиганы и прогульщики. Вымышленным думанным событиям не было места в подобном издании, если оно плохо осуществляло агитирующую функцию, и не предоставляло актуальных новостей, то оно не отвечало качеству «живой» газеты и подвергалось порицанию рабочих корреспондентов.

Общая ЖТГ – это двухнедельный журнал, который был предназначен для взрослой аудитории рабочих и крестьян. В. В. Кукшанов дает следующее определение этому Уральскому изданию: «ежедекадный сборник-пособие для коллективов живых газет, поначалу печатавшийся на стеклографе, а затем ставший двухнедельным журналом». Он должен был содержать на своих страницах театрализованные статьи сценарии, касающиеся и политических, и социальных, и экономических, и хозяйственных, и бытовых вопросов. В то же время ЖТГ можно было назвать сборником методических и театрализованных статей об агитационном театре, так как на его страницах были представлены и примеры агитационных выступлений и инструкции к их составлению. Все рекомендации, составляемые редколлегией этого сборника, относились и к ЖТГ, можно было использовать ви к любому спектакле изданию «живой газеты». Главное отличие состояло в том, что журнал ЖТГ исполнял руководящуюствующую роль по отношению ко всей периодике жанруа живой газеты Уральской области. Вследствие этого естественно, что он являлся городским и даже областным изданием, более масштабным, чем остальные.

С 1927 г. выходили специализированные ЖТГ, -- «пионерская» и «деревенская», первая также имела название «ЖТГ для детей» или «ЖТГ для отряда и школы». Деревенская ЖТГ была адресована жителям колхозов, членам кооперации и людям соответствующих профессий, пионерская – школьникам. Точные возрастные и социальные ограничения аудитории где-либо на выпуске не обозначались. На каждое из этих изданий предлагалась отдельная недорогая для того времени подписка. Она рекламировалась на обложке своего и других журналов[5], текст рекламы лаконично излагал рассказывал обо всех функции и достоинствах данного издания, объяснял его направленность. Он не содержал громких слов, а попросту тезисно излагал читателю, что он сможет узнать, прочитав ЖТГ. Из рекламного объявления можно было заключить, что, благодаря данному журналу, читатель будет в курсе новостей в политической, экономической, хозяйственной и бытовой сферахобластях[6]. Для юного читателя учеба, труд и быт освещались «путем занимательных инсценировок»[7]. ЖТГ, в свою очередь, тоже рекламировал некоторые издания, выходящие одновременно с ним в той же типографии и имеющие сходные цели, например, журнал «Делай все сам». Вопросу восстановления его подписки ЖТГ даже посвятил одну небольшую постановку[8].

Общая ЖТГ выходила каждые две недели, «ЖТГ для детей» – ежемесячно. Тираж общего издания был следующим: 1926-27 гг. он стабильно составлял одну тыс. экз., в 1928-30 гг. возрос до 4 тыс. экз., в 1930 г. (№ 51 – 12 тыс. экз., № 52-53 – 7 тыс. экз., № 54-55 – 6 тыс. экз., № 56-63 – 5 тыс. экз., № 64 – 9 тыс. экз., № 65-66 – 5 тыс. экз.), с начала 1931 г. и до конца издания – до 9 тыс. экз. Тираж детского издания в 1930-31 гг. был следующим: № 31 – 9,5 тыс. экз., № 32 – 7 тыс. экз., № 32-34 – 10 тыс. экз., № 35 – 5,6 тыс. экз., № 36-38 – 5,5 тыс. экз., № 39 – 5 тыс. экз., № 40 – 6 тыс. экз., № 41-42 – 3,8 тыс. экз. Нумерация была сквозной, поэтому выпуски детских номеров шли по порядку вместе с общими.

Журнал ЖТГ должен был отличаться от других изданий не по форме, а по существу. Его (чего?) основой являлись: политический вопрос, смысловой рисунок, отдельная фраза и каждое слово. Любое сценическое оформление (декоративное, музыкальное, шумовое, костюмное и пр.) должно было играть роль усилителя агитационного заряда, вложенного в сценарий каждого выступления. Социалистическое строительство для его успешного продвижения нуждалось в быстром и художественном отображении. Это тоже являлось одной из основных задач данного издания. Сам Е. А. Пермяк представлял в качестве главных черт издания «агитацию, организацию и пропаганду»[9];, более подробно он описывал его задачи следующим образом: «быстро откликаться на происходящие во­круг события, отражать в своих театрализованных номерах кам­пании, проводимые Советской властью и партией, бороться с не­достатками и отмечать достижения в форме, близкой и понятной для массы»[10]. Местным живым газетам Союза нужно было руководство к работе, каковымоторым и стал журнал ЖТГ. Он ставил своей задачей «обменяться новым (худож. статьями, формами, достижениями и т. д.) и помочь рассудить трудные вопросы живгазетам, далеко стоящим от культурного центра»[11], т.е. от столичных городов.

Редколлегия ЖТГ состояла из нескольких человек, которых возглавлял ответственный редактор. В 1926-28 гг. им был А. Д. Павлов, в 1929-32 гг. – Я. Шварцман. На протяжении шести лет выпуска журнал сменил четырех художников (В. Дубяга, Н. Митрофанова, И. Яковлева П. Половодова), детское издание – пять (В. Дубяга, Н. Аввакумов, К. и Е. Аликины, В. Яковлева). Почти все члены редколлегии печатали свои произведения в любых различных выпусках, и количественно их тексты нередко занимали значительную часть журнала. Члены редколлегии могли составлять до трети общего авторского состава одного выпуска, обычно это были: Н. Лобова, Я. Шварцман, И. Вахонин, Е. Пермяк. Некоторые редакторы переходили из редколлегии в состав постоянных авторов, как это произошло с самым известным из них – Е. А. Пермяком (настоящая фамилия Виссов). Для ЖТГ существовал постоянный местный авторский состав, в который входили такие авторы, как: Л. Диковский, В. Заякин, К. Тюляпин, Е. Великанов, И. Лизеневич, А. Стоврацкий, В. Логинов, Ф. Шубин. В. Зингер, Е. Сталь, О. Хави, С. Калашян, А. Резапкин, Г. Шнейдер, В. Афанасьев. Постоянным автором музыки для постановок был известный советский композитор М. Е. Крошнер. Некоторые партитуры он составлял вместе с С. Н. Южным, или С. Федуловым.

Некоторые редакторы переходили из редколлегии в состав постоянных авторов, как это произошло с самым известным из них – Е. А. Пермяком (настоящая фамилия Виссов). Е. А. Виссов (1902-82 гг.) родился в пос. Воткинский завод Сарапульского уезда Вятской губернии, учился в церковно-приходской школе, прогимназии и гимназии, но так и не получил среднего образования в связи с Гражданской войной. В 1920 г. служил конторщиком на Купинском мясопункте на Алтае, работал пастухом, был мобилизован в Продармию. В 1923 г., демобилизовавшись, приехал в Пермь, где работал помощником кондитера и одновременно публиковал под псевдонимом «Мастер Непряхин» рабселькоровские корреспонденции и стихи в газетах «Звезда» (Пермь), «Красное Прикамье» (Сарапул). Кроме того, он был вторым режиссером драмкружка в рабочем клубе коммунальников им. Томского (Пермь). В 1924-30 гг. учился на социально-экономическом отделении педагогического факультета ПГУ. Занимался клубной работой, активно участвовал в организации популярного кружка ЖТГ «Кузница». В 1926-31 гг. был редактором всесоюзного методического издания «Живая Театрализованная газета» (Пермь, Свердловск)[12].

Спектр деятельности Е. А. Виссова, как у многих людей того времени, был широк: он был одновременно и редактором, и писателем, «своим» для Пермского издательства, и ко времени работы в журнале прошел через несколько производственных и творческих профессий.

Нам известно меньше биографических подробностей о других редакторах ЖТГ, одновременно являющихся членами редколлегии и постоянно печатающимися авторами журнала: Я. Шварцман, Н. Лобова, И. Вахонин, К. Тюляпин, но все они были людьми с разнообразным опытом. Например, И. М. Вахонин был редактором ЖТГ, но помимо этого, он также работал театральным художником в Свердловском ТЮЗе. Главный художник журнала В. Дубяга иногда, так же, как и действующие редакторы, писал для издания методические статьи. Следует упомянуть и о том, что после переезда редакции в Свердловск, с журналом стал активно сотрудничать П. П. Бажов, «общест­венно-политический и журналистский опыт которого во многом способствовал повышению идейно-художественного уровня изда­ния»[13].

Общее издание имело следующее жанровое определение «двухнедельный иллюстрированный журнал». Детское – «ежемесячный иллюстрированный журнал для пионеров». Слово «журнал» имеет несколько академических определений: «1. Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания; 2. Книга или тетрадь для периодической записи наблюдений, событий, решений, операций; 3. В кино, на радио и телевидении: периодическая информация – подборка сообщений о текущих событиях или на определенную тему»[14]. Нас будет интересовать именно первое определение. ЖТГ оправдывал указанное наименование, так как был периодическим изданием, выпуски которого имели журнальный формат и были наполнены черно-белыми иллюстрациями.

У детского издания номера также выходили регулярно, раз в месяц, что позволяло журналу называться «периодическим», оно имело сквозную совместную нумерацию с общим изданием. Страницы выпусков для пионеров, как и в общем издании, были иллюстрированы черно-белыми фотографиями и графическими рисунками. Некоторые ученые, в частности биографы Е. А. Пермяка (В. В. Гура и Ф. С. Капица)[15], определяют этот журнал как «методическое пособие», в основном, потому что треть опубликованного материала имела признаки руководства и была написана в форме инструкций с четко определенными целями и задачами.

Содержание выпусков не имело композиционной структуры. Обычно оно помещалось в рамочке под названием и жанровым определением, в виде списка статей и авторов, иногда без соответствующих номеров страниц. Представленные в журнале произведения могли относиться к разным литературным и сценическим жанрам: стихотворение, частушка, раек, каркас. Более обширный и подробный список жанров, которые активно использовались в изданиях жанра «живой газеты» указан Я. Шварцманом в статье «Автор и оформление местного материала»[16]. Здесь мы разберем и укажем только те из них, которые наиболее часто встречались именно в ЖТГ. Это касается стихотворения, частушки и каркаса.

Стихотворения представляли собой несколько коротких агитирующих куплетов (обычно состоящих из четырех строк), в основе этого текста лежал призыв к активному участию в каком-либо общем деле (например, в постройке новой политехнической школы). Большинство стихотворных текстов, представленных в ЖТГ, были предназначены для песенных выступлений, под их заглавием обычно шла ссылка на ноты, либо был указан мотив общеизвестной песни, под который эти стихи можно было бы читать. Частушки представляли собой веселые короткие песенки, также являющиеся формой советской пропаганды, они активно использовались для высмеивания и укора прогульщиков, священнослужителей, кулаков и прочих представителей вражеского класса. Они отличались от собранных из куплетов стихотворений тем, что каждое следующее четверостишие могло отличаться от предыдущего темой или героем. Один из редакторов журнала Я. Шварцман делит частушки на следующие типы: «В одном случае — безобидная шутка, где освещаются новый быт, местная жизнь, где в этой шутливой форме рассказывается о положительных явлениях в нашей жизни, о том, что нам дала революция. Другой вид — это частушки — сатира, высмеивание недостатков, “прокатывание”»[17]. Этот же автор выделял и инсценированные частушки, представляемые комический диалог, либо сценку с несложной интригой. По темам он распределял произведения этого жанра следующим образом: «1) Когда частушки подобраны на определенную тему (клубные, колдоговорные, стрелковые и т. д.). 2) Сборные, т.-е. в зависимости от цели, собираются разнообразнейшие частушки из печатных сборников, пишутся свои и т. д. Сборные частушки обычно, бывают интереснее, так как в них укладываются лучшие образцы на разные темы»[18].

Приведите хоть один пример!

В методических статьях ЖТГ были выделены и другие сценические жанры, такие как раек и ораторий. Раек представлял собой рифмованный шуточный рассказ, обычно строящийся исполнителем на скороговорке. Выступающий должен был говорить, как заведенная машина. Я. Шварцман давал этому жанру следующее определение: «Раек в словесном отношении является промежуточным способом выражения между прозой и стихом. Раек называют “ритмованной прозой”»[19].

Не редко авторы журнала обращались и к жанру оратория (громогласной, живой агитационной речи на какую-либо тему[20]). В такой форме обычно писали антирелигиозные статьи, укоряющие традиции дореволюционного уклада, поддерживаемые представителями вражеских классов.

Жанр каркаса требует более подробного описания. (без абзаца)

Определение «каркаса» как сценического жанра имело метафорическое значение: как настоящий каркас является основой строящегося здания, так произведения в этом жанре становились текстовой опорой для спектакля на заданную тему любого театрального коллектива. Цитируя в точности текст издания, можно найти следующее определение этому жанру: «Каркасом часто называют металлическую часть железобетонного здания. В живгазетном понимании каркас – это основа, скелет, канва, остов, мотив, конструкция и т. д. статьи. Каркас -- это общая часть [21] живгазетной статьи, подходящая для всех производств. Каркас – это подходящая для всех живых газет канва, по которой живая газета, образно говоря, вышивает местным рабкоровским материалом.

Если каркас понимать, как металлический остов железобетонного здания, то бетоном, очевидно, явится, также местный рабкоровский материал»»[22].

В цитируемой статье в нескольких параграфах выделяются особенности и определяется необходимость этого жанра для живых газет и для данного сборника в принципе. «Каркас выдвигает необходимость увязки с рабкором. Каркас еще сильнее увяжет рабкоров и живгазетчиков. Каркас последняя новинка – которая пока не покрыта другим более лучшим выходом.

Каркас не нужен только в том случае, когда сборник обслуживает только одну живую газету. <…> Однако сборник, прежде всего, не является Живой Газетой, а лишь ее помощником. <…> Каркас как постоянный элемент сборника дает возможность: 1) сконцентрировать в короткий срок местный и международный материал. <…> 3) Рабкору представляется широкая возможность проявить свою инициативу. 4) Делает газету газетной (сегодняшней), а не журнальной (неделя две, три, тому назад)»[23].

Уточнение о роли сборника живой газеты как помощника важно для ЖТГ. Мы уже говорили о том, что во многом этот журнал оправдывал свое, в первую очередь, свое методическое предназначение. Многие из представленных статей имели назначение инструкции «как писать стихи», «как работать», «как использовать бытовой и общественный материал в постановках», «отчеты за прошедшие годы работы». Такие руководства помещались в каждом номере журнала. Для детских изданий существовала «Деткоровская страница», помещавшаяся обычно в конце выпуска.

Любая статья-каркас, представленная в детском издании, должна была представлять положительные факты и достижения, либо высмеивать в сатирической форме общественные явления, противоречащие советской идеологии, передавать пионерскому поколению хороший опыт, организовыватья своим примером «улучшенную ударную работу». Каждая заметка, передающая такой факт, должна была отвечать на три основных вопроса «кто?», «что?» и «как?». Также было необходимо, чтобы достижений было больше, чем отрицательных фактов, последние были важны в качестве примеров для порицания.

Все опубликованные тексты, хоть и представляли собой сценарий короткой постановки, при этом могли определяться автором и редколлегией как «статьи». Каркасы были самой используемой формой для ЖТГ, на втором месте были стихотворения и частушки. Популярность сценических жанров для этого издания объясняется тем, что основной его задачей было проинструктировать редакторов, как писать агитационные выступления в театрализованной форме и представить на страницах журнала примеры текстов, используемых для таких пропагандистских демонстраций.

В 1930 г. детское издание ЖТГ не имело авторов-профессионалов. Здесь печатались статьи молодых работников редколлегии, учащихся, либо самих пионеров. Профессиональные детские авторы, если верить статье К. Тюляпина «О нашем авторе»[24], по тем или иным причинам отказывались от сотрудничества с этим журналом.

Издание гордилось возможностью быть платформой для детского творчества, но все же редакторы придерживались мнения, что для пионеров очень трудно качественно писать и что издание нуждается в предоставлении материала опытных детских писателей. В то же время некоторые ведущие авторы оправдывали отсутствие в авторском составе профессиональных писателей тем, что живгазетчик, в особенности пионерского ЖТГ, должен был иметь слишком много специфических качеств. Он должен был быть специалистом в следующих сферах: детская психология, детский язык, жизнь и работа школы и пионерской организации, формы детского участия в социалистическом строительстве. Писатель, не зная живгазетных форм и особенностей работы, не мог написать деткоровскую заметку, каркас, статью или очерк. Поскольку живгазетная статья не являлась ни рассказом, ни повестью, ни романом, ни драмой, она требовала от автора других особых знаний и навыков.

Темы сценических статей и произведений, предоставляемых авторами в качестве примеров в общем издании ЖТГ, определялись задачами, которые возлагались на все живые газеты Страны Советов. В 1930-е гг. они были следующими: выполнение пятилетнего плана; коронная переделка всего народного хозяйства по пути индустриализации и коллективизации; решительное наступление социализма на капиталистические элементы по всему фронту в условиях ожесточенной классовой борьбы; воспитание нового человека (ребенка) лишенного традиций и условностей старого капиталистического общества, организующего по-новому, по-коммунистически свой труд и быт. ЖТГ должна была играть роль агитатора и организатора работы других живых газет.

Также было необходимо проводить новые начинания, способствующие быстрейшему выполнению промфинплана, укреплению производственной дисциплины, коммунистической организации труда. Основным делом редколлегии должна была быть борьба за системное выполнение поставленных задач. Система культурно-массовой и художественно-агитационной работы требовала решительного поворота в сторону действующей пропаганды. Она должна была демонстрировать художественный показ социалистического строительства, организации мыслей и чувств коллективного труда на выполнение пятилетки в четыре года и на окончательную победу социализма в стране.

Основной задачей детской ЖТГ было воспитать активного бойца на фронте социалистической стройки, увязывая всю работу с практическим участием, учеников, пионеров и всех читателей в общественной жизни. Живая газета являлась формой театрализованной агитации и пропаганды. Периодика этого типа должны была укреплять социалистические секторы в отряде, в школе, в лагере, в любой пионерской организации, в любом театральном клубе, в любой кооперации и на любом промышленном предприятии. Поэтому, в основном представленные в ЖТГ сценарии, так или иначе, являлись заказной пропагандой, касающейся таких тем, как: агитация за всеобщее участие в сборах урожая, строении важных для индустриализации Союза сооружений (например, Урал-Кузбаса[25] для выполнения «пятилетки в четыре года», что являлось одним из основных лозунгов времени), антикапиталистическая и антирелигиозная пропаганда.

Детская ЖТГ должна была мобилизовать пионерию и сосредоточиться на политически-воспитательной тематике сегодняшнего дня: «а) классовая борьба и борьба за классовое воспитание; б) борьба за политехническую школу; в) участие во всеобуче через мобилизацию всей пионерской и школьной массы в ряды культармейцев; г) участие пионерской организации во всесоюзном конкурсе промышленных предприятий»[26].

Большой упор был сделан и на школьные темы:, разбирали вопросы учебы, второгодничества, летней и лагерной работы, помощи деревне, займов, Всесоюзного пионерского слета, пятилетки, социалистического школьного соревнования, оглашали прогульщиков и хулиганов, также затрагивали вопросы воспитания и быта.

Вот несколько проблем, которые в то время были актуальными. Отсутствие дошкольного образования: матерям приходилось оставлять одними маленьких детей одних, чтобы не прогулять смену у станка, из-за этого не редко случались даже семейные трагедии. Пример такого случая описан в одной из постановок??? (постановка – пьеса на сцене) М. Анчарова[27]. Малыши остались без присмотра, захотели приготовить чай и обварили руки, после этого у матери не оставалось иного выхода, как оставаться с ними и пропускать работу.

На плечи пионеров была также ложилась частично возложена ответственность за борьбу с отжившим дореволюционным прошлым во взрослой среде. Считалось, что кулаки и священнослужители заставляли детей и взрослых посещать храмы вместо работы, а также прогуливать и пропивать трудодни во время пасхальных торжеств. Пионеры живгазетных сценок боролись с этим, именуя себя «юными безбожниками» и противопоставляя труд бездейственным, по их мнению, словам молитвы.

Аня, приводите хоть какие-то примеры и хотя бы минимальный анализ

Для того чтобы публицисты знали, как представлять героев статей, тоже существовали особые инструкции: «Все действующие лица в нашей газете делятся на положительных и отрицательных, олицетворяющих собою весь класс, представителями которого они являются. Положительные фигуры подаются плакатно, требуя от исполнителя такого же плакатного слова, то есть сильного и ораторского, как на митинге. Отрицательные фигуры подаются в карикатуре, тем самым обязывая живгазетчика также произносить и слова, вкладывая в них свое отношение к данной фигуре»[28]. Все это было применимо при представлении бытовых сцен, основанных на где велся разговоре между двумя или несколькими действующими лицами, но также указывалось, что об этом необходимо помнить и исполнителям других живгазетных форм. Работникам редколлегии важно было не забывать, прежде всего, о том, что они должны подавать слова четко, сжато, зная, что они хотят сказать тем или иным словом, а, назвавшись «живой», не делаться «мертвой», то есть должны наполнять сцену молодостью, темпераментом, весельем, заражая и увлекая зрителя[29].

Персонаж- ребенок мог играть роль рьяногоактивного революционера Парижской Коммуны, который становился жертвой вражеского класса. В некоторых произведениях он сам мог становиться героев-являться примером антисоциалистического мышления. Обычно этотаковыми были дети кулаков или священнослужителей. Все пионеры должны были играть роль глашатаев и помощников партии, и все они должны были быть всегда готовых прийти на помощь рабочему классу в его борьбе с капиталистическим классом.

Аня, это надо описывать через литведческие категории? Тема, проблема, идея, пафос, конфликт, фабула, персонаж...Разберите хотя бы два-три текста разных жанров. В сценариях, представленных в детском издании журнала, делался больший упор на необходимость должного участия ребенка во всех общественных сферах. Это участие должно было иметь строго социалистическое направление. Например, если некоторые школьники не смогли уехать летом в лагерь, им следовало объединиться и отправиться помогать взрослым в борьбе с огородными вредителями или организовать работу по сбору утильсырья, макулатуры, металлолома. Они должны были агитировать взрослых на постройку политехнической школы и ликвидацию пьянства, а ровесников – на борьбу с прогулами, неграмотностью и второгодничеством. Таким образом, они способствовали индустриализации страны советов: «Пионерам надо строить пятилетки новых лет!!!»[30]. Это ставило детей на одну ступень с взрослыми перед государством, в то же время, уравнивая их заслуги с их долгом перед ним.

В сценариях, представленных детской ЖТГ, малыши и школьники становились воспитанниками союза и пионерии. Их жизненную реальность олицетворяла всеобщая стройка и индустриализация, на которой они должны были играть роль агитатора, глашатая, достойного гражданина, представителя своей трудовой смены и безоговорочного участника армии продвижения социализма, революции и классовой борьбы.

Выводы по главе???

Приложение

«Живая театрализованная газета для пионеров», «Живая театрализованная газета в отряде и школе»: указатель содержания

«Живая театрализованная газета для пионеров», «Живая театрализованная газета в отряде и школе», ежемесячный иллюстрированный журнал для пионеров, Орган Обкома В.Л.К.С.М. Вып. 30-42, 44-45, 47. Свердловск: Уралиполиграфтрест, 1929-31.

Вып. 30: декабрь, 1929.

Кому нужна религия – Ив. Вахонин; Долой антисемитизм – Е. Пермяк; В защиту прав детей – Эн-Ло; Ночь перед рождеством – Сабуров; Большая перемена. О больших и маленьких колхозах – Б Бир.; Проверим наказ совету – В. Заякин; Концовка – Лизенгевич и Чигурной; Как работать. Пионеры и школьники, требуйте руководства от взрослых живых газет – А. Бабалов; Где…Что…Как…; Обложка работы художника – В. Дубяга.

Вып. 31: январь, 1930.

Шесть лет без Ленина – Александр Шевцов; Прогульщики – В. Заякин; Большая перемена. Перекличка – Лир.; Почему трудно жить? – Ч. В.; Ноты. Физкультурная зимняя песенка – Эн-ло; Используем предметы школьного обихода – И. Вахонин; Каждый живгазетчик – деткор. Используй каркасы “ЖТГ” в большую перемену – Н. Л.; Как работать; Страничка живгазетчика; Хроника; Обложка работы – В. Дубяга.

Вып. 32: февраль, 1930.

Заголовок – Вайнбаум; Все внимание весенней посевной кампании – Ч. В.; Над страной реют тучи снова, пионерия, к войне будь готова! – Б. Бор; В день работниц – матерям наш подарок – К. Тюляпин; За политехнизм в школе – Лев Левин; Через школу в семью новый быт – А. С-Д; Военизация – не игра, помни это, детвора – В. Заякин; О том, как в этот год работает школьный комсомол – М. Златкин; Военная песенка – Ал. Шмелев; Ноты – муз. М. Крошнера; Организационно-методическая работа “ЖТГ”; Используем предметы школьного обихода как живгазетную декорацию – И. Вахонин; С’езд рабселькоров и живгазетчиков, смотрим результаты соревнования; Делай все сам; Обложка работы – В. Дубяга.

Вып. 33: март, 1930.

Заголовок – Л. Диковский; Зарубежным детям – И. Лизиневич и М. Чепурный; Парижская Коммуна – Эн-Ло; Требуем руководства – В. Заякин; Классового врага вон из советской школы – Вер. Цим.; Строим СССР – И. Вахонин; Наш колхоз – В. Заякин; Караул!.. Милицию!.. – Е. Пермяк; Старью-борьба – В. З. и М. З.; Ноты – муз. М. Крошнера; ДВС – Е. П.; Концовка – Л. Д.; Очерк о с’езде; Трибуна делегата; Страничка живгазетчика; Как работаем; Обмен опытом; Обложка работы: В. Дубяга.

Вып. 34: апрель, 1930.

Юбилейный заголовок – Ив. Вахонин; Первое Мая за рубежом – Н. Лобова; Бойкот пасхе и куличу – И. Вахонин; А нет ли у нас прорывов – Н. Лобова; Что такое религия? – В. Питереов; Первые итоги – В. Заякин; Даешь хорошую книжку нашим ребятишкам! – Дм. Анастасьев; Курам на ноги встать мы поможем – Евгений Великанов; Никаких оставаний! – Эн-Ло; Стенгазета – А. Вощанин и Эн-Ло; Колхозная – А. Матусевич; Частушки – В. Комуров и Б. Ямподыкий; Концовка – В. Смирнов и В. Зингер; Ноты – муз. М. Крошнер; Первое Мая и “День Печати” – И. Вахонин; Что делать д.ж.т.г. в антирелигиозную кампанию – О. Хави; Заочная конференция; Предложения живгазетчиков; Страничка живгазетчика; Конкурс на лучшую живгаз статью; Обложка работы: И. Вахонина.

Вып. 35: май, 1930.

Заголовок – Лизенгевич; В. В. Маяковский. Десятая – Л. Диковский и В. Заякин; Не бейте нас – Е. Пермяк; Лицо смены – К. Тюляпин; На летний курс – В. Заякин; “Перекличка” – газета живгазетчика; За коллективизацию и урожай! В. Логинов; Скоро лагерь! – В. В.; Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья – А. Спешилов. – Державинский и С. Вайнбаум; Ноты – муз. М. Крошнера и В. Гибалина; Готовы ли мы к МДН., слету, летней работе? – К. Тюляпин; За воспитательную работу в детской ЖТГ – Новожилов; Заочная конференция; Обмен опытом; Обложка работы Н. Аввакумова.

Вып. 36: июнь, 1930.

Год нашей работы – Н. Лобова; Наши задачи в кооперации – И. В-нин; Наши потери – Е. Пермяк; Второй международный – Конст. Тюляпин; Колчаковщина – Я. Шварцман; Перекличка. Уезжая в лагеря лучше работай там – Дм. Анастасьев; Советская конституция – Ф. Шубин; Детей работу не забудь перевести на новый путь – М. Гостинов; Готовься пионерия в строительный поход – Евг. Великанов; Вредителей с полей, крестьянин, гони скорей – Постников и Серебровский; Живгазетчик, готовься! – Е. Апетов; Частушки – М. Гостинов; День копперации ЖТГ; Заочная конференция; Живгазета в 1-й ступени – Кирилл Иванов; О пирамидах, маршировках и об оформлении – И. Половодов; Обложка работы – К. Аликиной.

Вып. 37-38: июль-август, 1930.

В бой за новую школу – Лир; Сеять-то посеяли, в оброке проспи – Н. Лобова; Мало знаем до сих пор мы про ученые новые формы – М. Гостинов; Что мы делаем летом – Ив. Вахонин; Наш рост – Иванов; И мы строим СССР – К. Иванов; Охотники – В. З.; Пионер зорче взор, вредителям дай отпор – Лир; Пятилетний план отцам выполнить поможем – Е. Великанов; Начало учебы – В. Зингер; Большой Урал – Эн-Ло и др.; Организация и методика; Ноты.

Вып. 39: сентябрь, 1930.

Движение вперед по плану. Пять – в четыре – Эн-Ло; Поход за уголь – Юрий Новожилов и Лизенгевич; За всеобщее обучение – Иванов и Тюляпин; Все вперед в дошкольный поход – Михаил Анчаров; Поход жигазетика закончился. Воспитываем свою смену боевой – Н. Лобова; За всеобщее обучение – К. Т.; Песня – Ноты; Что использовать из сб. “ЖТГ”; Как работать; На II деткоровском; Обсуждаем; Участники похода рассказывают о работе своих газет; По живым газетам Союза; Обложка работы Е. Аликиной.

Вып. 40: октябрь, 1930.

Готовьте кадры – Эн-Ло; Бейтесь за металл – Евг. Великанов; Статья у нас сейчас пойдет про ФЗУ и про – В. Заякин; Как учили раньше и как учат теперь – Соничев и Гемма; Поезд сошел с рельс – Гемма; Перекличка живгазет к Горсовету – М. Миг; Слово предоставляется вредителю – Евг. Пермяк; Скачок на сто лет вперед или музей керамических кукол – Яковлев; Строй политехническую – Яков Шварцман; Ноты – Муз. М. Крошнер; Импровизация как метод работы над живой газетой в совшколе – К. Иванов; Деткоровская страница; Тезисы доклада на секции живгазетчиков областного слета деткоров; Обложка работы худ. К. Аликиной.

Вып. 41-42: ноябрь-декабрь, 1930.

Работы детской живой газеты Тезисы доклада Л. Диковского на I-м обл. с’езде живых газет; Живгазета включается в третий – П. Волков; Расскажем здесь, как мы дрались за заводскую честь – М. Гостинов; Ребята о 1905 г. – Троицкий; Ответ вредителям – Я. Шварцман; Всеобуч – социализму основа, о всеобуче наше – Н. Яковлев; О том как работали год – рапорт отчет – Л. Диковский и Ф. Шубин; Строим политехническую – В школе учком должен быть вожаков – С. Калашян; Учебные пособия – Гат.; О Саше, Аркаше или о политехнической школе нашей – Ф. Шубин; Школьные вещи и местные дела – О. Хави; Про проделки Петрушкиного братишки и что из этого вышло – Е. Сталь; Урок анатомии человека – Романовский; Ноты; Живгазетчики в бой за политехнизацию – Шнейдер; Каждый шаг живгазетной агитации и пропаганды – нужно связать с организацией массовой работы – Романовский; 3 года работы “Костра” – С. Калашян; Продвинем импровизацию в живу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: