ИТОГИ. Чему учит этот фильм?




Рецензия на фильм «Мирный воин»

Историческая справка

Год: 2006 Страна: США, Германия Режиссер: Виктор Сальва Жанр: драма, спорт, биография В главных ролях: Скотт Мехловиц, Ник Нолти, Эми Смарт, Тим ДиКей, Эштон Холмс, Пол Уэсли, Б.Дж. Бритт, Агнес Брукнер, Том Тарантини, Беатрис Розен

 

Краткое описание: Дэн Миллмен — талантливый гимнаст колледжа, мечтающий о выступлении на Олимпийских играх. У него всё есть: награды, друзья по команде, быстрые мотоциклы, девушки и бесшабашные вечеринки. Мир Дэна переворачивается с ног на голову, когда он встречает загадочного незнакомца, у которого достаточно возможностей, чтоб открыть для него новый мир. После серьёзной травмы, с помощью загадочного незнакомца и молодой девушки, Дэн понимает, что ему много чему ещё придется научиться…

Обзор

Ух, с чего бы начать? Начну с общего впечатления и эмоций. Великолепно! Глубоко! Оставляет приятное послевкусие! Это если вкратце J Меня лично фильм зацепил. Не зря потратил пару часов. После просмотра остались приятные ощущения. Хотя, как и в любом фильме, есть спорные моменты. Но об этом далее.

А теперь по порядку и более подробно.

Сюжет.

Сюжет фильма разворачивается вокруг главного героя - талантливого гимнаста Дэна Миллмена. Его жизнь, как собственно и весь фильм, можно разделить на несколько главных эпизодов:

Эпизод 1. Главный герой показан заносчивым, самовлюбленным юношей с большими амбициями. Он красив, атлетично сложен, имеет успех у девушек. Он занимается спортом, целеустремлен и уверен в себе, если не сказать самоуверен, точно знает, чего хочет. У него есть верные друзья. Жизнь удалась! Но… Наедине с собой главный герой ощущает необъяснимую тревогу и страх. К тому же, ночью ему снятся кошмары…

Эпизод 2. В одну из бессонных ночей Дэн встречает загадочного незнакомца (далее – Сократ, так прозвал его Дэн), разговоры с которым заставляют главного героя покопаться в себе. На такой, казалось бы, простой вопрос «Ты счастлив?» Дэн не может сразу однозначно ответить и начинает перечислять те стороны его жизни, которые по всеобщему мнению должны сделать его счастливым – богатство (его отец богат), положение в обществе (в школе он лучший), друзья (у него классные друзья), здоровье (он в отличной форме), секс (он спит один только тогда, когда сам этого захочет). Но на вопрос «Почему не спишь по ночам?» Дэн ответить не может… В этом эпизоде начинают раскрываться психологические проблемы главного героя.

Эпизод 3. В течение нескольких встреч Сократ учит Дэна одному психологическому приему. Суть приема заключалась в том, чтобы научиться быть «здесь и сейчас», не думать о прошлом и не беспокоиться о будущем. Применив его на практике, Дэну удается великолепно выполнить серию упражнений на гимнастическом снаряде «конь», хотя его профиль – кольца. Этим он изрядно поразил тренера и друзей по команде. После этого эпизода Дэн просит Сократа быть его учителем.

Эпизод 4. Сократ соглашается быть его учителем. Начинаются тренировки, суть которых заключается в поддержании определенного образа жизни (никакого мяса, секса, алкоголя), по ночам Дэн помогает Сократу на его заправочной станции, выполняя самую грязную работу. Продержавшись в таком режиме некоторое время, Дэн теряет свою спортивную форму и, разочаровавшись в своем учителе, возвращается к прежнему сценарию поведения.

Эпизод 5. Дэн возвращается к стилю поведения, описанному в первом эпизоде. И это дает свои результаты – тренер по гимнастике им доволен. Да и сам Дэн очень доволен собой! Но далее события разворачиваются неожиданным образом – Дэн попадает в серьезную аварию, получив сильные повреждения бедра. Теперь на его карьере можно поставить крест…

Эпизод 6. Дэн разочаровывается в себе прежнем и не знает что делать. В отчаянии Дэн возвращается к своему учителю Сократу. Сократ объясняет Дэну, что все в жизни не случайно и в его трагической аварии есть определенный смысл. И для Дэна важно его найти.

Эпизод 7. Сократ продолжает учить Дэна. Начинается переоценка ценностей. Дэн наконец понимает, что в жизни каждый момент важен – «Всегда что-нибудь происходит. Не бывает не обыкновенных моментов». Дэн понимает, что надо ценить свою жизнь и не принимать ее как должное. Он начинает понимать своего учителя и меняться в лучшую сторону на глазах. Это позволяет ему, наконец, «по душам» поговорить со своими друзьями и попросить прощения за все обиды, которые он им причинил. Дэн духовно вырос и готов двигаться к своей мечте. Он снова начинает заниматься гимнастикой. Тренировки даются очень тяжело, но он не останавливается. В итоге, у него получается набрать нужную физическую форму и он снова отправляется в гимнастический зал. Но судьба преподносит Дэну новый урок…

Эпизод 8. Олимпийский комитет отказал Дэну в участии в финальной квалификации по причине полученных травм. Дэн в отчаянии. Неужели его мечта так и останется мечтой?! Эмоции берут верх и он жалеет, что согласился снова заниматься гимнастикой… Сократа снова пытается вразумить Дэна, объясняя, что не стоит гнаться за золотом, теряя контроль над собой. Но у него не получается. Тогда Сократ переходит от теории к практике.

Эпизод 9. Дэн и Сократ отправляются в 3 часовую пешую прогулку в горы. В течение прогулки Дэн при помощи Сократа формулирует три основных правила по жизни:

· Парадокс: жизнь – это тайна, и не стоит тратить время на ее разгадку.

· Юмор: не теряй чувство юмора, особенно по отношению к себе.

· Перемены: все меняется.

Добравшись до места назначения, разыгрывается диалог, который ставит финальную точку в обучении Дэна. Суть в том, чтобы быть счастливым здесь и сейчас, так как никогда не угадаешь, что тебя ждет в будущем. Путь делает нас счастливыми, а не цель. Будь счастлив на пути к цели.

Эпизод 10. Дэн доказывает тренеру и олимпийскому комитету, что он может участвовать в финальной квалификации. Сократ бесследно исчезает. Думаю, так и положено делать учителю после того, как он научил своего ученика всему, чему хотел научить. Дальше ученик должен сам идти по жизни. В финальном эпизоде разговаривая со своим товарищем по команде, Дэн видит в нем себя прежнего и убеждается в том, что он, Дэн, окончательно изменился и не будет прежним. В тот день Дэн великолепно выступил на квалификации и его команда получила первый национальный титул.

Все, занавес. Счастливое окончание замечательной истории!

Начав делить фильм на смысловые эпизоды, я и не предполагал, что их получится так много. Думал, насчитаю не более четырех. А вот и нет. И что характерно, каждый последующий эпизод эмоционально противоположен предыдущему. Таким образом, получаются так называемые «эмоциональные качели». Тем самым сюжет держит зрителя в напряжении на протяжении всего фильма. Вот и в жизни происходит так же – то белая полоса, то не очень белая J

Про смысловую нагрузку. Количество философских цитат в фильме просто зашкаливает! По количеству заумных мыслей в единицу времени кинолента просто бьет все знакомые мне рекорды! J Порой приходилось ставить воспроизведение на паузу, чтобы успеть их записать, не то, чтобы осмыслить. Вот только некоторые из них:

· Высшая цель – служить людям!

· Правил нет – все приходит с опытом.

· Нет начала и нет конца, есть только само действие.

· Тот, кто по нашему мнению меньше всего заслуживает любви, на самом деле больше всех ее не дополучает.

· Воин не отказывается от того, что любит, и находит любовь в том, что делает.

· Воин действует, а не реагирует. Реагирует дурак.

· Жизнь – это выбор: жертвой быть или победителем?

· Во всем есть смысл – надо только его найти.

· И т.д. и т.п.

Но, все-таки, по моему мнению, основной смысловой посыл фильма заключается в понимании счастья:

Будь счастлив здесь и сейчас. Будь счастлив на пути к цели. Путь делает нас счастливыми, а не цель.

Про дружбу. Тема дружбы достаточно хорошо раскрывается на примере взаимоотношений главного героя с его друзьями по команде – Томми и Трэвом.

Сцена 1. В самом начале фильма отношения между Томми и Дэном довольно натянуты, так как Дэн «переспал» с Дори, бывшей девушкой Томми. При этом Дэн не чувствует себя виноватым. Трэв пытается объяснить Дэну, что настоящие друзья так не поступают. Классика жанра!

Сцена 2. Кайл, спортсмен по команде, на тренировке получает травму руки. Есть риск перелома, и тогда он не сможет участвовать в квалификации, от чего может пострадать его спортивная карьера и командный результат. В данной ситуации Дэн и Трэв в первую очередь думают о том, кто из них сможет заменить Кайла и тем самым получить личную выгоду из беды товарища. Показана конкурентная борьба между друзьями. Томми пытается отрезвить своих друзей, напоминая, что в первую очередь это обернется личной трагедией для самого Кайла. При этом Трэв не признает своей вины, а Дэн задумывается над своим поведением и затем признается своему учителю, что в такие моменты он сам себе не нравится.

Сцена 3. Друзья сидят в баре за ужином. Между Томми и Дэном чувствуются недомолвка и недосказанность. Трэв пытается сгладить ситуацию очередной шуткой.

Сцена 3. Дэн попал в аварию и лежит в больнице. Друзья приходят навестить и поддержать его.

Сцена 4. Дэн разговаривает «по душам» с Томми и Тревом. Просит у них прощения. Друзья с радостью его прощают. Отношения наладились.

С этого момента все последующие сцены показывают только хорошие отношения между друзьями.

Таким образом, фильм учит зрителя дорожить дружбой, признавать свои ошибки в отношениях и идти на встречу друг другу, поддерживать друзей в трудную минуту.

Про учителя. В жизни каждого есть место для учителя или наставника, человека, с которого можно брать пример. В различные периоды становления личности для человека наставниками могут быть родители, учителя в школе, преподаватели в университете, тренера в спортивной секции и пр. Я считаю, что в начальный период развития (условно, до совершеннолетия) в первую очередь наставниками должны быть родители. Потому как именно родители проводят (должны проводить) большую часть времени с ребенком и знают (должны знать) свое чадо лучше всех. При этом естественно сами родители должны быть хорошим примером для ребенка. Затем повзрослевший и окрепший индивид шагает во взрослую жизнь и волен самостоятельно принимать решения, в том числе и по выбору наставника и примера для ориентира по жизни. И всегда настает (должен настать) тот момент, когда человек сам становится для кого-то примером, наставником. Таков, по моему мнению, нормальный ход вещей.

Так вот, в фильме на примере главного героя показаны два периода наставничества – первый, когда у Дэна появляется наставник Сократ, и второй, когда Дэн сам становится примером для своих друзей (как минимум для Томми).

Сократ, как учитель или наставник, показан с положительной стороны. Он учит Дэна правильному отношению к жизни, гармонично сочетая в своей методике наставничества как теорию, так и практику. И это дает свои положительные результаты.

Про семью. Тема семьи в фильме напрямую не затрагивается. Но есть некоторые эпизоды, тема семьи в которых не является главной, но затрагивается в фоновом режиме.

Эпизод 1. Сократ и Дэн сидят под потолком спортивного зала и читают мысли спортсменов, друзей Дэна. Томми переживает по поводу того, что не сможет доказать своему отцу, что он чего-то стоит. Трэв переживает по поводу того, что отец считает его никчемным.

Эпизод 2. Дэн очнулся в больнице после аварии и увидел, что его нога в гипсе. Заходит его лечащий врач и первым делом говорит, что его родители внизу в буфете. На что Дэн отвечает, что ему не нужны родители и ничья поддержка.

Эпизод 3. Томми и Дэн разговаривают перед выступлениями на квалификации. Томми говорит Дэну, насколько будет счастлив его отец, если Томми возьмет золото. При этом в голосе Томми присутствуют нотки страха подвести отца.

Таким образом, на весь фильм приходится три эпизода, в которых фоном упоминается о семье, как правило, об отце. При этом по отношению к родителям герои испытывают отрицательные эмоции – страх, пренебрежение. Складывается ощущение, что родители только мешают жить.

Я понимаю, что в реальной жизни существуют проблемы в отношениях отцов и сыновей: отцы как правило очень требовательно относятся к достижениям сыновей, особенно в спорте. В данном фильме эта тема затрагивается в фоновом режиме как норма жизни, что считаю не приемлемым. Либо таких эпизодов в фильме не должно быть вовсе, либо должно быть показано положительное разрешение данной проблемы.

Про вредные привычки. В фильме есть сцены с употреблением алкоголя. Как минимум две сцены связаны с вечеринками, как основным способом для студентов расслабиться и отдохнуть. Являясь спортсменами и самыми яркими учениками колледжа, Дэн и его друзья по спортивной секции также ходят на вечеринки и выпивают. И этот факт никак не влияет на их спортивные результаты. Но что характерно, так это то, что после так называемого «просветления» Дэн ни разу не был замечен с алкоголем. Поэтому при правильной трактовке данных эпизодов можно заключить, что действительно значимые достижения и положительные перемены в жизни не связаны с употреблением алкоголя. И это радует J.

Обязательно стоит обратить внимание на эпизод употребления алкоголя и курения главным духовным наставником Сократом вместе с Дэном. Эпизод считаю, что показан к месту и в поучительных целях. Суть урока заключалась в том, чтобы показать, что употребление спиртного и курение не делает человека лучше или хуже других. Это просто вредные привычки, у которых, как и у любого действия, есть цена и награда, познав которые становишься реалистом и можешь отвечать за свои поступки. От себя добавлю, что здесь очень тонкий момент, который можно трактовать по разному. С одной стороны, кто-то подумает, что познать – значит попробовать на себе, испытать на практике. То есть, чтобы сделать для себя определенные выводы по поводу вредных привычек, надо перепробовать все эти вредные привычки. По-моему мнению, лучше подойти к этому вопросу с другой стороны - через наблюдение и анализирование чужих поступков учиться на чужих ошибках.

Немного мистики. В фильме присутствуют, я бы сказал, мистические моменты или эпизоды. Условно я бы их перечислил так: разные ботинки, крыша, сны, супер реакция, захват руки, посиделки на балке и чтение мыслей. Тот, кто смотрел фильм, поймет, о чем это я. Особой смысловой нагрузки некоторые эпизоды не несут. Думаю, что они были добавлены просто для остроты сюжета и захвата внимания зрителя. Скрытого посыла я лично в них не нашел.

ИТОГИ. Чему учит этот фильм?

Наркотики: есть сцены употребления алкоголя и табака. Часть сцен показаны в фоновом режиме как норма жизни, но при соответствующем умении фильтровать информацию данные сцены не повлияют на мировоззрение зрителя. Одна сцена показана в учебных целях.

Секс: Откровенных сцен нет. Но беспорядочный секс в молодежной среде показан в фоновом режиме как норма. При соответствующем умении фильтровать информацию данные сцены не повлияют на мировоззрение зрителя.

Насилие: Отсутствует. За исключением эпизода, в котором Сократ учит Дэна применять нужное усилие, в нужном направлении, в нужное время. Сцену можно охарактеризовать как демонстрацию насилия, только если пощечину и попытку ударить человека считать насилием.

Мораль: Фильм учит правильному отношению к жизни, работе над собой и вере в свои силы, дружбе, взаимопониманию, признанию своих ошибок, умению прощать и преодолевать трудности.

Фильм заслуживает ЗЕЛЕНОГО уровня рейтинга от Научи Хорошему.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: