Проект - с латинского языка переводится как «брошенный вперед». Проектирование - это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, или состояния).
Исследование - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Общая схема научного исследования такова:
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Выдвижение гипотезы.
Гипотеза - предложение, еще не доказанная и не подтвержденная опытом догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.
3. Постановка цели и задач исследования.
4. Определение объекта и предмета исследования.
5. Выбор методов (методик) проведения исследования.
6. Описание процесса исследования.
7. Обобщение результатов исследования.
8. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Соотношение проектирования и исследования, следующее:
Проектирование | Исследование |
1.Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния | 1.Не предполагает создание заранее планируемого объекта |
2.Решение практической проблемы | 2.Создание нового интеллектуального продукта |
3.Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды | 3.Процесс поиска неизвестного, получение нового знания |
Наиболее популярные формы проектов среди обучающихся:
Учебный проект, информационный, экологический, социальный проект, видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр.
По профилю знаний проекты делятся на монопроекты и межпредметные проекты:
Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одной области знаний. Могут быть, например, экологическими, спортивными, историческими, музыкальными.
Межпредметные проекты могут одновременно требовать знаний из нескольких областей. Например, проект для старшеклассников по теме «Проблема исторического достоинства в российском обществе в XIXвеке» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными и долгосрочными:
Минипроекты могут укладываться в одно занятие.
Краткосрочные проекты выполняются обычно за четыре — шесть занятий. Могут проводиться в виде заключения, обобщения знаний по какому-либо разделу программы. На 1-ом занятии выдается задание по сбору необходимой информации и даются рекомендации к подготовке готового продукта (проекта). На 2-ом занятии обучающиеся отчитываются по собранной информации, идет выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. На 3-ем и 4-ом занятии идет презентация готовых проектов обучающихся и их обсуждение.
Долгосрочные проекты рассчитаны обычно на год.
По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными и групповыми. Преимущества персональных проектов в том, что:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
- у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта
зависит только от него;
- обучающийся приобретает опыт на всех этапах выполнения проекта - от рождения замысла
до итогового результата;
- у ребенка формируются исследовательские, презентационные, оценочные умения и навыки. Преимущества групповых проектов:
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
- в группе проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне:
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентаций. Т.е. каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, точки зрения. Элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
С помощью проектов можно:
1. Обучить детей:
- выявлять и формулировать проблемы, проводить их анализ;
- находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;
- находить конкретные собственные пути решения проблем;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
2. Развивать у обучающихся исследовательские умения.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.
4. Развивать у школьников умение творчески подходить к способу подачи материала.
5. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя», коммуникабельность и умение сотрудничать.
6. Способствовать повышению личной уверенности и самореализации каждого участника
проектного обучения.
Этапы разработки учебного проекта:
1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта).
2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции).
3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации).
4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).
5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел).
6. Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта).
18.01.2018 г. МОУ «СОШ № 36» - базовая площадка МБУ ДО «ИМЦ» «Школа молодого учителя истории».
Алгоритм работы над проектом:
Стадия работы над проектом | Деятельность обучающихся | Деятельность педагога |
1. Подготовка а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения б) Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой обучающихся |
2. Планирование а) Определение источников необходимой информации б) Определение способов сбора и анализа информации в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности | Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой обучающихся |
3. Исследование а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта в) Выбор оптимального варианта хода проекта г) Поэтапное выполнение исследовательских задач | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся |
4. Выводы а) Анализ информации б) Формирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Советует, наблюдает за работой обучающихся |
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет) б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов неудач и причин этого) | Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке | Помогает оценить проект, советует, корректирует работу обучающихся |
Перед вами небольшой перечень возможных результатов проектной деятельности:
1) Тематическая выставка
2) Рекламный буклет (например: для Новогодней выставки)
3) Сценарий праздника
4) Видеофильм (например: «Наши таланты»)
5) Фантастический проект (например: «Город моей мечты»)
6) Костюм (показ собственных моделей)
7) Музыкальное произведение (собственного сочинения)
8) Оформление кабинетов (например, проект стендов)
9) Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: краеведческий уголок в кабинете)
10) Прогноз развития ситуации (например: экологический проект) и пр.
Экологические проекты очень часто носят характер социального проекта.
Социальный проект - это проект, предполагающий своей целью нахождение решения какой-либо социальной проблемы, создание нового социального продукта, развитие идеи, улучшение процесса или ситуации для жизни общества или его групп, проект нужный социуму.
Вот несколько примеров классификации социальных проектов:
- Оздоровительные проекты
- Проекты историко-культурной направленности
- Ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы (или какой-либо молодежной субкультуры)
- Социально значимые для определенной местности, района, города
- Образовательные и профориентационные
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
- социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие,
алкоголизм)
- социальные отношения (отношения к старикам, к молодежи, к детям, к потребителю и др.)
- социальные институты (школа, больница, магазин, органы власти и управления и пр.)
- социальная среда (ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона)
На завершающем этапе осуществление проекта требует презентации продукта и защиты самого проекта. Для это оформляется проектная папка (портфолио проекта). Некоторые ученые говорят, что проект - это пять «П»:
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт (создание проектного продукта)
5. Презентация проектного продукта
Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование - по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проект всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.
Если вместо того, чтобы «пойти туда не знаю куда и попытаться найти то не знаю что...», начинающий исследователь под руководством педагога (особенно на первоначальном этапе работы) может ясно сказать куда он идет, что ищет, и самое удивительное - что он это найдет, то тут возникает вопрос: если то, что предполагается найти, известно до начала исследования, то что же они собрались искать?... Это не исследовательский поиск, это проектирование -воплощение уже известной идеи в практику.