Тема 18.Основные тенденции развития современной культуры




В культуре ХХI века можно отметить две глобальные тенденции: - имеет место культивирование и манифестирование разных, несовпадающих подходов, взглядов, видениймира (в конечном счете, они определяются разнообразием и несходством форм индивидуальной и коллективной жизни), идет поиск новых критериев общезначимости и объективности. – по-прежнему велика роль национальных традиций. Духовная культура, обладая необходимыми чертами традиционализма,устойчивости, в то же время подвижна, динамична. В условиях растущей глобализации динамика в социокультурной сфере выражается, прежде всего, в различных формах взаимодействия культур. Их развитие XX и начала XXI в. было периодом преодоления замкнутости локальных культур. Данный процесс открывает путь к синтезу культур, и, по мнению специалистов, вероятно, что приведет к образованию единой общечеловеческой культуры. Этот процесс ускоряет вхождение национальных культур в мировое информационное пространство. Современные технологии, сеть Интернет позволяют «институциализировать» многообразие культурного выбора. В то же время наряду свзаимодействием культур начинает проявлять себя размывание, нивелировка,поглощение национальных культур. Одной из важных институциональных форм сохранения культурного многообразия является создание мощных региональныхобъединений государств, населенных по-преимуществу родственными народами в цивилизационном и социокультурном отношении (страны Западной Европы, ряд государств Юго-Восточной Азии и др.). Сформировались альтернативные подходы к пониманию культурно - исторического процесса. Представления об однолинейности основаны науверенности в том, что все страны и народы движутся по одной и той же магистрали культурного развития. Одни из них вырываются вперед, другие отстают, но рано или поздно их культура тоже должна подняться на эту ступень. В свою очередь, с точки зрения сторонников полилинейности, история человечества предстает как история отдельныхобществ (стран, народов), существующих в течение какого-то ограниченного времени; культуры этих обществ рождаются и умирают вместе с ними. Универсального, охватывающего все общества процесса развития не существует. В условиях глобализации произошли кардинальные сдвиги в структуре и функциях культуры. Происходит вытеснение элитарной (высокой) культуры массовой (низовой). Было бы неправильным отрицать и недооценивать роль массовой культуры, возникновению которой способствовало расширение контактов, развитие средств массовой коммуникации, особенно телевидения, Интернета. Они привели к демократизации культуры, открыли к ней доступ широкой аудитории. Однако доминирование ценностей массовой культуры стало объективно разрушать ценностивысокой культуры. Одним из заметных проявлений этого процесса становится разрушение диалектики «прикровенности и откровенности » Т.е. все, что раньше считалось необходимым скрывать от глаз «посторонних» становится открытым. Диспропорция, сложившаяся в культуре, не безобидна. Она проявляет агрессивность по отношению к иным формам проявления культуры. Устойчивый и длительный характер такой альтернативности ведет к вырыванию из культуры ее основ в виде системы общечеловеческих ценностей и интересов. Нравственный человек исчез из художественной литературы, кино, телевидения. Насаждается крайний индивидуализм, прагматизм, эгоизм, цинизм. Находясь в поле воздействия массовой культуры, пропагандирующей культ потребления и гедонизма, молодежь предстает духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. Коммерциализация и как следствие бездуховность стали по существу доминирующими в современной культуре во всех ее формах., чему способствует релятивизм постмодернизма, отвержение иерархии моральных, духовных и культурных ценностей

Если сравнить мир 2000 и 2020, можно отметить не просто изменения, а их ускорение. (Террор, война, новые технологии, стремительные политические взлеты и не менее стремительные падения). Значительные изменения, способные сформировать нацию или изменить общество, происходят длинными волнами, охватывая целые поколения, а не просто десятилетия. Все наиболее значимые тенденции 2010- х уже были хорошо заметны в 1999 ил и даже в 1989г, однако некоторые длинноволновые тренды заметно ускорились за последние 15 лет. Наиболее существенное ускорение можно наблюдать в технологияхкоммуникации. По последним данным, в 2015 го ду число пользователей мобильной связи в мире превысило 7 миллиардов человек, тогда как еще в 2000-м их количество составляло около миллиарда. Не только городские, но и сельские жители используют WiFi. Сидя в своей комнате, они могут «дотянуться» онлайн до любого уголка мира. В 2000-х также возникли технологии, способные укреплять наши взаимоотношения. В 2010 году Facebook стал наиболее посещаемым сайтом, хотя в 2000 его просто не существовало. Те же тенденции можно увидеть и в современных технологиях мобильной связи. Они не пытаются заменить нам живое общение, наоборот, мобильные устройства стремятся расширить и углубить наши возможности общения с людьми, с которыми нас разделяют расстояния. Примечательно, что популярность мобильности после бурного роста в XXвеке, значительно снизилась в начале XXI. Сегодня только 10% семей готовы поменять свое место жительства. Для молодых людей вопрос: «Где ты живешь?» стал более важным, чем: «Где ты работаешь?» Все больше людей скорее согласятся поменять работу, чтобы остаться в своем городе – с родными, друзьями и местной культурой, – чем переехать куда-то ради работы и карьеры. Тенденция XX векапереехать далеко и высоко, а главным трендом XXI века, похоже, станет желание пустить глубокие корни. Возможно, эта тенденция тесно связана с предыдущей: благодаря Интернету и технологиям мобильной связи люди получили огромные возможности работы и коммуникации, независимо от места жительства. Еще в 2000-х началось активное развитие городов, но именно в последнее десятилетие оно достигло своего максимума. И речь идет не только о столицах. Даже небольшие города, ранее известные лишь криминалом и теневой экономикой, каким-то чудом превратились в центры торговли и творчества. Значительно усилилась в последнее десятилетие тенденция «работаем в городе – живем в пригород е». Пригород сегодня является олицетворением примирения и терпимости, ведь он стал местом, где по соседству живут разные поколения, богатство и бедность, противоположные культуры и ценности. Еще в 2000 -х. начало «исчезатьбольшинство». Сегодня все мы – в меньшинстве. Православные и католики, мусульмане и буддисты, радикалы и демократы – все в одном положении. Никогда прежде мир не был таким культурно, религиозно и политически разнообразным и единым одновременно. Столь разнообразному обществу очень сложно поддерживать себя в состоянии гармонии и на самом деле существует всего одна жизнеспособная модель для этого – мир должен превратиться в сообщество с едиными правами и правилами игры для всех, независимо от национальности, религии и социального статуса. Мы используем коммуникационные технологии и приверженность к месту жительства, чтобы создать себе виртуальное и реальное убежище от разнообразия современного общества, неоднородность которого ощущается все острее. Демократы требуют большей демократии, реформаторы – более существенных реформ. На самом деле усиление полярности остается незамеченным, потому что сегодня практически любой человек может убедить огромную аудиторию людей в том, что их объединяет что-то важное. Если в будущем нужно будет описать нашу современную культуру одним словом, этим словом будем «селфи». Предыдущие поколения фотографировали себя в зеркале, но зеркальное отражение не дает нам представления о том, как нас видят другие люди. Сегодня молодые люди делают селфи и видят себя глазами других. Вместе с этим молодые люди научились моделировать и улучшать свой имидж для общественного потребления: отбеливание и загар, татуаж, липосакция и удаление морщин стали обычным делом. Приметой времени стала своеобразная неформальность. Миллиардеры носят джинсы. Знаменитости, ведущие политики и бизнесмены сокращают количество своей охраны. Сегодня в более выгодном положении те, кто искусно показывают свое неформальное общение, чем те, что умеют скрыться от камер. Большинство традиционных институцийутрачивают ценность в условиях нашего неформального общества. Журналистские кодексы интеграции и объективности кажутся просто смешными в сравнении с сырой правдой Wikileaks. Институт традиционного брака с клятвами и белым платьем стал для молодых людей туманной отдаленной перспективой. Богатство сегодня может быть не связано с реальными активами. Деньги разлились по всему миру, просочились сквозь государственные границы, национальные и политические регуляторы, мастерски нарушая международные финансовые стандарты. Текучесть денег вызывает

скачки цен на нефть, еду и недвижимость, потом их падение, и так до бесконечности. Те, кто умеют торговать на изменчивости рынка, зарабатывают состояния. Те, кому приходится продавать и покупать реальные товары, испытывают трудности. В 2000-х существовала надежда, что культурные элиты могут изменить мирк лучшему. Сегодня стало понятно, что ни одна элита не имеет достаточных рычагов влияния в мире сложных коммуникаций, разнообразных меньшинств и неформальных культур. В таких условиях централизованное управление или влияние вообще невозможно. Несмотря на это, вся эта сложность вселяет надежду. В конце концов человеческий мозг тоже является сложной, взаимосвязанной, разнообразной и цельной системой, и мировая культура в последние годы сделала несколько несмелых шагов в сторону приобретения похожих качеств. Не без рисков, не без потерь, с ожиданиями огромных сложностей впереди мировая культура приобретает то, что можно назвать интеллектом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: